kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с картой на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию.

Цели:

  1. Дать начальные сведения о свойствах карт, атласах, планах и научить пользоваться ими в повседневной практике.
  2. Формирование практических умений и навыков при работе с картой, предусмотренных учебными программами по географии.
  3. Организация самостоятельной работы учащихся с географическим атласом, контурными картами.

План

  1. Актуальность темы.
  2. Методические приемы работы с картой.
  3. Задания с использованием карты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с картой на уроках географии»

Работа с картой на уроках географии


Цели:

  1. Дать начальные сведения о свойствах карт, атласах, планах и научить пользоваться ими в повседневной практике.

  2. Формирование практических умений и навыков при работе с картой, предусмотренных учебными программами по географии.

  3. Организация самостоятельной работы учащихся с географическим атласом, контурными картами.


План

  1. Актуальность темы.

  2. Методические приемы работы с картой.

  3. Задания с использованием карты.


Актуальность темы.

Современный учитель всегда думает как лучше и эффективнее донести ученикам содержание предмета, провести контроль знаний. Особенностью предмета географии является сочетание текста с картой, схемами, рисунками, профилями. Без карт нельзя изучать географию.

Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации. Учитель должен научить учащихся максимально использовать содержание географической карты, но научить школьников работать с картами различного содержания можно лишь при осуществлении продуманной системы усложняющихся заданий.

В наше время картографическая грамотность нужна каждому человеку не менее чем компьютерная. Отсутствие навыков и умений пользоваться картами, извлекать из них необходимую информацию нередко приводит к серьезным просчетам в хозяйственной и национальной политике, к ошибкам, ухудшающим экологическую обстановку и условия жизни людей.

Карта привлекает внимание учащихся, помогает сосредоточиться и включает в работу зрительную память. Карта и текст учебника взаимодополняют друг друга, способствуя приобретению прочных знаний. Привлекая внимание школьников к картам, учитель должен разбудить у каждого школьника интерес к ним, желание полностью разобраться в их содержании и значительную часть его запомнить, связав изучение карты с усвоением соответствующего раздела учебника.

В учебниках содержится много практических заданий и упражнений, позволяющих школьникам овладеть картографической азбукой. Однако некоторые задания, а также содержание текста не всегда понятны учащимся. Это обязывает учителя тщательно продумать методические приемы ознакомления учащихся с новыми картами.

На основе анализа школьной программы выделяют три основные группы картографических знаний: картографические представления, картографические понятия, картографические умения и навыки; это группа компонентов первого порядка. В подчинении к ней находится группа компонентов второго порядка. Например, в состав группы "картографические умения и навыки" входят три взаимосвязанных компонента: чтение карты, картографические умения и навыки, картосоставительские умения и навыки.


Структура картографических знаний


Картографические представления

Картографические понятия

Картографические умения и навыки

Картографические умения и навыки

Чтение карты

Карто

составительские умения и

навыки

Картографические представления о размещении и взаиморасположении предметов и явлений на карте.

Пространственные представления о размещении и расположении предметов и явлений.

Представления о конфигурации отдельных географических объектов.

Представления о динамике изменения и движения объектов и явлений.

Общее понятие о географической карте

Понятия о различных типах карт

Понятие о масштабе

Понятие о градусной сетке

Понятие о различных способах изображения географических объектов и явлений на карте

Определение и измерение по карте расстояний, направлений

Ориентирование по карте в размещении, взаиморасположении географических объектов и явлений

Определение по карте высот и глубин

Определение направлений и географических координат на карте в градусах и километрах

Расшифровка символики карты (чтение легенды)

Распознание объектов по условным знакам

Воспроизведение названия и описание внешних признаков объектов (номенклатура)

Выявление способов изображения объектов и явлений на картах различного содержания. Их анализ

Составление описания по карте единичных географических объектов

Определение географического положения объекта на карте

Определение смены природных компонентов по меридианам и параллелям, от подножия гор к вершинам

Составление сравнительных характеристик географических объектов и явлений

Установление связей, взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными объектами и географическими явлениями

Установление основных черт компонентов природы, природных комплексов

Составление комплексной характеристики территории

Определение закономерностей размещения явлений

Составление описаний и характеристик отдельных территорий (государств, экономических районов)

Составление картосхем

Нанесение

отдельных

объектов и

явлений на контурную

карту

Составление

карт различного содержания

на основе

контурной

карты






Приемы работы с картографическими пособиями как источником знаний

Используя карту как источник знаний, необходимо решить наиболее важную методическую задачу – научить учащихся ее читать.

Знание карты и умение ее читать – понятия неравнозначные. Умение читать карту складывается из сложной системы взаимосвязанных действий. Однако формирование умений и навыков чтения карты предполагает не только ознакомление со способом действий, но и использование таких специфических приемов чтения карты, как приемы сравнения, наложения, описания географических объектов.

Рассмотрим особенности каждого приема на примерах.

Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий:

  1. Прочитай название карты.

  2. Ознакомься с легендой карты.

  3. Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.

  4. По картографической сетке уясни, в каких показателях дана оцифровка градусной сети.

  5. Ознакомься с масштабом карты. Определи степень уменьшения.

  6. Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).

  7. Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.

Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических объектов и явлений.

Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно при описании географических объектов и явлений пользоваться типовым планом их характеристики. Приступая к работе, ученики должны уяснить какую информацию они должны извлечь из ее содержания.

Например, при описании гор используется такой план:

  1. В какой части материка расположены горы?

  2. В каком направлении вытянуты горы?

  3. Какова их протяженность?

  4. Какова наибольшая высота?

  5. Где расположены наивысшие точки гор?

  6. В чем особенности горных хребтов?

  7. К какому типу гор они относятся?

Учитель указывает на источник информации. Направляя деятельность учеников, в ходе беседы выясняет:

  1. Какими данными карты ты воспользуешься, чтобы определить: место расположения и направления гор, их протяженность и высоту.

  2. По каким признакам на карте можно определить время их образования?

Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географического материала от класса к классу, включая:

    • описание отдельных объектов,

    • описание отдельных территорий

    • комплексное описание ПТК

    • экономико-географические характеристики отраслей народного хозяйства и ТПК.


Чтение карты предполагает использование приема сравнения.

На первых этапах введения приема необходимо ознакомить учеников с общими правилами:

  1. Выбери объекты для сравнения.

  2. Отбери необходимые карты.

  3. Определи отличительные признаки, по которым будешь проводить сравнение.

  4. Сопоставь географические объекты по данным карты, установи сходство и различие между ними.

  5. Объясни причины различий и сходств.

Для выполнения задания учащимся предлагают источники знаний и план последовательного извлечения информации из карт. При этом учеников знакомят со способами действий:

  1. Определите, какую часть территории страны занимает каждая из экономических зон.

  2. Выявите, приходящуюся на каждую из экономических зон, численность населения.

  3. Определите состав и наличие природных ресурсов для каждой зоны.

  4. Установите состав промышленной и сельскохозяйственной продукции и долю каждого вида продукции.


Название экономических зон

Показатели

Территория

Население

Природные ресурсы

Промышленная продукция

Сельхозпродукция

Западная

Восточная







В процессе обучения географии широкое применение находит прием наложения карт. Он заключается в мысленном совмещении одной и той же территории, но разного содержания. При этом особую значимость приобретает умение использовать приемы сравнения и сопоставления различных тематических карт. Так, например, для того чтобы установить зависимость между формами рельефа, тектоническими структурами и районами распространения полезных ископаемых, важно иметь в наличии физическую, тектоническую карты и карты месторождений полезных ископаемых.

Выявить взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми. (Сопоставляя содержание карты "Строение земной коры" и физической карты мира, заполнить таблицу и сделать вывод.)


Карта "Строение земной коры" (крупная тектоническая структура)

Физическая карта мира

(форма рельефа)

Наиболее распространенные полезные ископаемые













Вывод:



Методические приемы работы с картами, обеспечивающими усвоение новых знаний на уроках географии.

1. Определить в программе систему практических работ по картам.

Необходимо выявить:

  • какими путями будет осуществляться систематическая работа с картами при изучении географии

  • как будут подводиться учащиеся к пониманию построения карт, к пониманию "языка" карт различного содержания

  • какие практические работы предусматривают постепенное повторение и расширение навыков чтения карт различного содержания

  • какими практическими работами подготавливаются учащиеся к составлению комплексного описания природы, характеристики отдельных территорий и районов, используя прием наложения карт.

В процессе работы задания подбираются такие, которые постепенно усложняют работу с картами от класса к классу.

2. Упражнения в методических приемах первого ознакомления учащихся с картой.

Учитель должен предусмотреть при подготовке интересно продуманное объяснение значения карты и составление вопросов к чтению условных знаков карты, впервые принесенной в класс. Ознакомление с новой картой – это не простой пересказ содержания легенды, а целенаправленная работа, объединяющая непосредственное представление карты учителем и обучения учащихся пользоваться данной картой.

3. Учитель должен отобрать описательный материал к отдельным объектам природы с целью формирования, у учащихся четких единичных представлений. Задания предполагают показ на карте учащимся объекта первый раз. Учитель отбирает объект, заинтересовавший своими особенностями или значением, готовит краткое описание объекта, создающее яркий образ природы, отличный от подобных ему, например образ озера Чад (в отличие от других озер Африки).


Методы повторения и проверки знаний у учащихся в процессе различных работ с картами

Учитель должен определить:

  • какие знания и умения следует подвергнуть проверке по отдельным классам;

  • постоянно знакомиться с новыми формами проверки знаний

  • уметь правильно составлять задания для устных и письменных работ

  1. Учитель должен определить цели, виды и место проверки знаний по картам различного содержания, составить план контрольных работ.


План контрольных работ по картам


Класс

По топографическим картам, цели проверки и содержание работ

По контурным картам, цели проверки и содержание работ

Письменные работы по чтению и наложению карт


2. Подготовить задания к контрольным работам на проверку умений учащихся, читать и понимать карту.

Задания должны быть творческого характера, учитывать какие именно знания и умения подлежат проверке, на сколько задания отвечают занимательности, доступности, полезности.

3. Проверить умение производить измерительные работы на карте и глобусе.

4. Определить содержание и приемы проведения контрольных работ по контурным картам.

Учитель должен четко представлять объем номенклатуры по классам. Чтобы правильно выбрать содержание диктантов и других работ.

5. Составить задания для проверки у учащихся умений производить различные умственные действия при работе с картами.


Задания, с использованием карты:

6 класс

В 6 классе отрабатываю умения по физическим картам определять географические координаты, направления, расстояния, правильно показывать физико-географические объекты, отмечать их на контурной карте, составлять описания. Это работа на первом и втором уровне самостоятельности – направленное восприятие, первое ознакомление с материалом и репродукция, т. е. воспроизведение того что, показал учитель.



Условные знаки

Выделенные слова заменить условными знаками.

1. От пристани на реке мы пошли по лугу до деревянного моста. Перешли его и пошли по шоссе вдоль железной дороги. Скоро начался смешанный лес. Выйдя к линии электропередачи, мы свернули на просеку. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру, берега которого были заболочены. Вскоре мы подошли к дому лесника.

2. Здравствуй, Андрейка!

Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны, которой раскинулись заросли кустарника, за ними фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать ты к нам сможешь по железной дороге.

Масштаб

1. Выполните чертеж школы в двух вариантах: 80 м

а) в масштабе – в 1 см 10 м 20м

б) в масштабе – в 1 см 20 м

2. Решите задачи по топографической карте в атласе.

Определите расстояние между:

    • ветряной мельницей и родником

    • станцией и железнодорожным мостом

3. Определите правильный ответ на вопросы:

А) Какой из масштабов крупнее: 1: 25; 1: 300; 1: 50 000?

В) В каком из масштабов карта наиболее подробна: 1: 300; 1: 3 000;

1: 30 000?

С) Численный выразить именованным: 1: 9 000 000:

В 1 см 90 км, в 1 см 900 км, в 1 см 9 000 км.

Д) Во сколько раз расстояние на местности больше, чем на плане, если местность изображена в масштабе 1: 25 000?

В 25 000 раз, в 25 раз, в 2,5 раза.

Е) На плане местности расстояние между пунктами 3,5 см, масштаб 1: 10 000. Какое расстояние между пунктами на местности?

Ж) На плане расстояние между пунктами 2 см, что соответствует 600 м на местности. Каков масштаб плана?

4.Найдите ошибку:

    • 1: 25 000 000 – в 1 см 25 км;

    • 1: 30 000 – в 1 см 300 м;

    • 1: 100 – в 1 см 10 м


Ориентирование на местности и по плану.

  1. Ответьте на вопросы:

    • Вы пошли в лес по направлению на северо-запад. В каком направлении надо выходить из леса?

    • Вы прошли по маршруту на юг 1 км, а затем на северо-запад такое же расстояние. В каком направлении надо искать начало маршрута?

    • В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу вы шли по азимуту 45градусов?

    • Грибники вошли в лес по азимуту 45 градусов и, возвращаясь по азимуту 180 градусов, заблудились. Почему?

  1. Определите азимут:

    • А (св) =

    • А (юв) =

    • А (сз) =

    • А (юз) =

  1. Изобразите маршрут в тетради в масштабе в 1 см 100 м:

- А = 0, 200 м

    • А = 90, 300 м

    • А = 225, 150 м

    • А = 180, 100 м

    • А = 135, 200 м

4.Составьте схематический план участка местности способом полярной съемки. Масштаб: в 1 см 100м.

Ю-В 350 м кустарник

С-З 400 м лиственное дерево

С-В 250 м смешанный лес

Ю 500 м родник

З 550 м колодец


Высота абсолютная и относительная.

  1. Относительная высота холма –150 м Чему будет равна его абсолютная высота, если подножие холма лежит на высоте 100 м над уровнем моря?


Меридианы и параллели
  1. Ответьте на вопросы:

    1. Сколько километров от Москвы до Северного полюса?

    2. Сколько километров от Санкт-Петербурга до экватора?

    3. Какая параллель пересекает Уральские горы примерно посередине?

О своих действиях расскажите.

  1. Определить:

    1. В каком направлении, и на каком расстоянии от нашего населенного пункта находится Москва?

    2. Какое море расположено к северу от Москвы на расстоянии 1000 км? А к югу от Москвы на таком же расстоянии?

    3. В каком направлении, и на каком расстоянии от столицы находится Киев, Минск, Париж?



  1. Докажите:

1) Какой из городов расположен восточнее: Москва или Архангельск?

2) Какой из городов расположен севернее: Москва или Кострома?

3) Что расположено севернее: самая южная точка Африки или Австралии?

4) Что находиться восточнее: южная точка о. Гренландия или устье р. Амазонки?

Географические координаты
  1. Если вы плывете строго на восток из точки с координатами 35 ю. ш., 22 в. д., то на берег вы высадитесь в точке с координатами_______

  2. Если вы перемещаетесь из точки с координатами 75 с.ш., 100 в. д. В точку с координатами 0 ш., 100 в. д., то вы пересечете материк______

  3. Если вы отправились в путь из точки с координатами 11 с.ш., 51 в.д. в точку с координатами 10 ю. щ., 132 в.д., то вы пересечете океан_______

  4. Определите координаты самой южной точки Африки

  5. Вы отправились в путешествие по маршруту: Москва – Париж – Каир – Вашингтон – Токио. Зашифруйте свой маршрут.

  6. 10 января 1821 г. русская экспедиция на судах "Восток" и "Мирный" открыла остров. Координаты его 69 ю. ш. И 91 з.д. Как называется и в каком океане находится он?

  7. На большом острове, центральная часто которого расположена на 19 ю.ш. и 47 в.д., водятся самые маленькие полуобезьяны. Определите, какой это остров?

  8. База рыболовной флотилии расположилась на 50 с.ш. и 150 в. д.

По распоряжению начальника флотилии, суда должны отправиться на промысел в следующих направлениях от базы: судно № 1 – на север, на расстояние 500 км, судно № 2 – на запад – на 800 км, судно № 3 – на юг – на1200км, судно № 4 – на восток – на 1000 км. Обозначить точкой на контурной карте нахождение базы, а направление судов от базы до их конечных пунктов стрелками.

  1. Вертолет должен сделать посадку в точке, от которой все направления идут только на север. Указать широту и долготу этой точки.

  2. Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30 с. ш. И 70 з. Д. Летчик в резиновой лодке плыл долго на северо-восток и был подобран на корабль на 36 с. ш. И 50 з. д. Обозначить место падения самолета крестиком, путь летчика в резиновой лодке пунктиром, а место встречи с кораблем кружочком.

  3. Чайнворд "Самара"

    • 62 с. ш. 51 в.д.

    • 47 с. ш. 48 в. д.

    • 69 с.ш. 34 в. д.

    • 65 с. ш. 41 в. д.

    • 48 с.ш. 40 в. д.

    • 64 с.ш. 176 в. д.

7 класс


В 7 классе познавательная деятельность школьников усложняется, они учатся пользоваться картами различного содержания, читать, анализировать и сопоставлять общегеографические и тематические карты, применять наложение карт, устанавливать связи и закономерности, объяснять особенности природных условий территорий. Составлять характеристики компонентов природы, а также описания и характеристики природных комплексов, пользуясь типовыми планами. Работа выполняется учащимися уже не только на втором уровне самостоятельности, уровне репродукции, но и на первой ступени третьего уровня – самостоятельном применении знаний и умений в аналогичных ситуациях.


Определение расстояний.

А. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Обозначение на карте маршрутов путешествий с определением местонахождения, абсолютных и относительных высот мест остановок, а также направлений и расстояний от пункта к пункту.

1. По географическим координатам Ставрополя определите его местонахождение на глобусе.

  1. Определите расстояние от Ставрополя до Северного полюса, экватора, нулевого меридиана в градусной мере и в километрах.

  2. Результаты вычислений запишите в тетрадь в виде таблицы:


Ставрополь 45 с. ш., 42 в. д.

Расстояние

В градусной мере

В километрах

До Северного полюса



До экватора



До нулевого меридиана




В. Вы имеете возможность совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре по маршруту: Ставрополь – Париж – Мехико – Токио – Дели – Ставрополь. Пользуясь физической картой атласа, на контурной карте проложите маршрут путешествия.


За время путешествия определите:

    • географические координаты мест остановок;

    • абсолютную и относительную высоту мест остановок;

    • направления и расстояния от пункта к пункту.

Результаты отразите на контурной карте.





Географическое положение

Сравнение физико-географического положения двух материков:

Факторы, определяющие географическое положение материка


Названия материков



Различия

Сходство

Южная Америка

Африка

1. По отношению к экватору





2.





3.





4.





5.





6.






Смена природных комплексов на равнинах

  1. Заполните таблицу и сделайте вывод. (Какие причины вызывают изменение ПК в направлении север-юг?)


Природные зоны

Восточно - Европейская равнина по 40 в. д.

Африка по 20 в. д.







Вывод:


  1. Заполните таблицу и сделайте вывод. (Почему на одной широте при одинаковом угле падения солнечных лучей формируются разные ПК?)


Природные зоны Евразии по 40с.ш.

Природные зоны Южной Америки по экватору

















Вывод:



Рельеф

1.Выявить взаимосвязи между древними платформами и современными формами рельефа. (Сопоставляя содержание карты "Строение земной коры" и физической карты мира, заполнить таблицу и сделать вывод.)


Карта "Строение земной коры"

Физическая карта мира

Платформа

Форма рельефа











Вывод:


2. Выявить взаимосвязи между складчатыми поясами и современными горами. (Сопоставляя содержание карты "Строение земной коры" и физической карты мира, заполнить таблицу и сделать вывод.)


Карта "Строение земной коры"

Физическая карта мира

Складчатые пояса

Форма рельефа









Вывод:


3. Выявить взаимосвязи между возрастом и высотой гор. (Сопоставляя содержание карты "Строение земной коры" и физической карты мира, заполнить таблицу и сделать вывод.)

Горы

Возраст

Высота, м

Наибольшая высота

















Вывод:


  1. Выявить взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми. (Сопоставляя содержание карты "Строение земной коры" и физической карты мира, заполнить таблицу и сделать вывод.)


Карта "Строение земной коры" (крупная тектоническая структура)

Физическая карта мира

(форма рельефа)

Наиболее распространенные полезные ископаемые













Вывод:

Климат

  1. Заполните таблицу: Климатические пояса Африки

Климатический пояс

Воздушные

массы

Температура

июля

Температура

января

Годовое количество осадков

Режим осадков

(времена года)

Экваториальный






Субэкваториальный

ЭВМ – летом

ТВМ - зимой

+ 24 + 32

+16 + 24

250-1000

2 времени года

зима: сухо и жарко

лето: влажно

и прохладно

Тропический






Субтропический













2. Опишите климат Южной Америки по плану:

    • В каких климатических поясах расположен материк?

    • Назовите климатический пояс, занимающий большую часть материка?

    • Определите для него температуры июля и января, годовое количество осадков и климатообразующие факторы, способствующие формированию теплого и влажного климата.

    • Назовите районы, где осадков выпадает больше, в С/Э поясе. Подумайте, чум это можно объяснить?

    • Назовите территории, где осадков выпадает очень мало.

    • Определите КФ, способствующие формированию сухого климата.


3. Сравните климат отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе; результаты отразите в таблице.

Субтропический пояс Северной Америки

Климатическая область

Средняя t,С

Годовое количество осадков, мм

Режим выпадения осадков

январь

июль

Область средиземноморского климата





Область континентального климата





Область муссонного климата





Сходство


Различия


Причины отличия




4. Найдите соответствие:

арктический

Великобритания

субарктический

Исландия

умеренный

Врангеля

тропический

Аравийский

субтропический

Сицилия

экваториальный

Калимантан


5. По описанию определить тип климата Евразии.

    • В поясе располагаются в основном южные острова,

- Весь год преобладают постоянные, воздушные массы, высокие температуры, большое количество осадков,

    • Не происходит смена сезонов года.


    • Пояс не протягивается через весь материк,

    • Занимает Аравийский полуостров,

    • Осадков мало в течение года, температуры высокие, особенно в летний период.


    • Пояс расположен на крайнем севере материка

- В течение всего года преобладает одна воздушная масса

    • Зимой морозно, летом холодно.


    • Летом господствуют умеренные воздушные массы, а зимой арктические,

    • Осадки выпадают в летний период, вызываются приходом УВМ.


    • Летом преобладают ЭВМ, зимой – тропические, является переходным климатическим поясом, занимает п-ов Индостан и Индокитай.


    • Летом преобладают ТВМ, зимой – умеренные ВМ,

    • Зимой выпадают осадки, лето сухое

    • Имеет три климатических сектора

    • На западе сектор Средиземноморский, на востоке – муссонный


    • Пояс имеет наибольшую протяженность с севера на юг

    • Преобладают западные ветра

    • Холодная зима, теплое лето

    • Делиться на пять секторов

    • Уральские горы являются климаторазделом двух климатических секторов

    • Находится полюс холода Евразии.



Внутренние воды

1. Какое влияние на реки Австралии оказывает климат?


Климатический пояс

Тип питания

Режим

Примеры рек













Вывод:


  1. Составить характеристику реки:


Название реки

К бассейну, какого океана относится

Климатический пояс

Тип питания

Время половодья

Темза





Ганг





Лена






Природные зоны


1) Определите причины разнообразия природных зон Африки

  1. По результатам анализа и сопоставления климатической карты Африки и карты климатических поясов и областей мира заполните таблицу.

  2. Что является причиной разнообразия природных зон материка? Сделайте вывод.

Природная зона

Климатический пояс

Причины образования природной зоны (соотношение тепла и влаги)

Влажные

Экваториальные леса

Экваториальный

Много тепла и влаги










2) Сравните природные зоны по 40-й параллели в Евразии и Северной

1. Выписать все природные зоны Евразии и Северной Америки с запада на восток по 40-й параллели.

  1. определить черты сходства и отличия в природных компонентах природных зон и их расположении по территории материков.

  2. Сделать вывод о причинах, обуславливающих разнообразие природных зон и характер их расположения. Результаты занести в таблицу.


Природные зоны

Черты сходства и отличия

Евразия


Северная Америка












Вывод:

Страны.

  1. Сравнить две различных страны Евразии с целью выявления основных отличий в природе, населении, хозяйстве. Результаты оформить в виде таблицы:

План сравнения

Франция

Индия

1. Географическое положение



2. Природные условия



3. Население



4. Хозяйство



5. Выводы об отличиях



8класс


В курсе 8 класса ученики уже предполагается самостоятельно (без типового плана) работают с картами разного содержания и масштаба. Выбирают нужную карту для ответа, на уровне навыка, пользуются легендой к карте, сопоставляют карты, объясняют географические связи между компонентами природы, составляют характеристики отдельных компонентов природы и природных комплексов, оценивают природные условия и природные ресурсы территорий.



Географическая номенклатура

Для того чтобы лучше усвоить местоположение географических объектов на карте и быстрее сориентироваться, надо постоянно иметь карту перед глазами и время от времени упражняться в определении местонахождения географических объектов.

Полезна тренировочная работа с контурными картами.


Географические диктанты

1

  1. Какие реки протекают в Европейской части России,

какие в Азиатской: Амур, Волга, Днепр, Дон, Енисей, Колыма, Лена, Обь, Печера?

  1. Расположите с востока на запад полуострова: Кольский. Таймыр, Чукотка, Ямал.

  2. С какой стороны впадает в Енисей каждый из следующих притоков: Ангара, Подкаменная Тунгузка, Нижняя Тунгузка?

  3. Между какими островами находится море Лаптевых?

  4. Какой пролив соединяет Чукотское и Берингово моря?

  5. Расположите крупные формы рельефа с запада на восток: Верхоянский хребет, Западно-Сибирская равнина, Средне-Сибирское плоскогорье, Уральские горы.

  6. Расположите с запада на восток острова: Врангеля, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля.

  7. Расположите с севера на юг города: Москва, Мурманск, Санкт-Петербург, Ставрополь.

  8. Назовите высшие точки Алтая и Урала.

  9. Вам нужно проплыть от Уэлена, находящегося к северо-западу от мыса Дежнева, до Магадана на северном берегу Охотского моря. Назовите моря через которые вы поплывете?

2

  1. Назовите самые крупные притоки Лены.

  2. Назовите самое … в мире озеро России.

  3. В некоторых морях России есть губы. Что это такое? Приведите примеры.

  4. Какое море находится между Новосибирскими островами и островом Врангеля?

  5. С какой стороны Иртыш впадает в Обь?



3

  1. Какие горы, возвышенности находятся в Европейской части России,

какие в Азиатской: Алтай, Енисейский кряж, Приволжская возвышенность, Путорана, Саяны, Северные увалы, Сихоте-Алинь, Хибины?

  1. Расположите с запада на восток полуострова: Кольский. Таймыр, Чукотка, Ямал.

  2. С какой стороны впадает в Волгу каждый из следующих притоков: Ока, Кама?

  3. Назовите море между островами Новая Земля и Северная Земля.

  4. Что разделяется Беринговым проливом?

  5. Расположите реки с востока на запад: Енисей, Лена. Индигирка, Колыма, Нева, Обь. Печера. Северная Двина. Яна.

  6. Расположите с востока на запад острова: Врангеля, Новая Земля, Новосибирские острова, Северная Земля.

  7. Расположите с юга на север города: Москва, Мурманск, Санкт-Петербург, Ставрополь.

  8. Назовите две величайшие вершины Кавказа.

  9. Вам нужно проплыть от Мурманска до Диксона (близь устья Енисея). Назовите моря, через которые вы поплывете?


4
  1. Назовите самые крупные притоки Енисея.

  2. Назовите самое … в Европе озеро России.

  3. В некоторых морях России есть носы. Что это такое? Приведите примеры.

  4. Назовите острова, которые ограничивает Баренцево море?

  5. Назовите две высочайшие вершины Кавказа?


Географическое положение
  1. Назовите крайние материковые точки России?

  2. Назовите по бассейнам моря, омывающие берега России?

  3. Назовите самый большой остров России?

  4. Назовите пограничные с Россией страны?

  5. Назовите самый большой полуостров России?



Моря России
  1. Перечислите моря, омывающие азиатскую часть.

  2. Назовите пять крупных полуостровов России?

  3. В какое море впадает река Северная Двина? Какой порт расположен в устье?

  4. Назовите пять крупных островов России?

  5. Портом, какого моря является Владивосток?

  6. Определите, в каком случае моря расположены последовательно?

    • Баренцево море, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

    • Карское море, Восточно-Сибирское, Чукотское, Лаптевых, Баренцево.


Рельеф

1.Назовите крупнейшие равнины России.

2. Назовите самую южную гору России.

3. Назовите крупнейшие горные системы России?

4.Перечислите возвышенности Русской равнины.

5. Расположите крупные формы рельефа с востока на запад: Верхоянский хребет, Западно-Сибирская равнина, Русская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Уральские горы.


Внутренние воды
  1. Перечислите главные реки Европейской части России.

  2. К бассейну, какого моря принадлежит река Ангара.

  3. Какое озеро России самое… в Европе?

  4. Верно ли утверждение:

    • Печора впадает в Белое море?

    • Иртыш является правым притоком реки Оби?

    • Река Енисей впадает в море Лаптевых?

    • Озеро Баскунчак расположено в нижнем течении реки Волга?

    • На реке Ангаре расположено Братское водохранилище?

    • Назовите озера Европейской части России?

    • Онежское озеро расположено на юге Русской равнины?


Русская равнина
  1. Перечислите основные возвышенности Русской равнины.

  2. Перечислите главные реки Русской равнины.

  3. Москва – порт пяти морей. Какие это моря?

  4. Назовите озера Русской равнины.

  5. Верно ли утверждение: "Дон впадает в Азовское море"?



Кавказ
  1. Какая впадина отделяет Русскую равнину от Кавказа?

  2. Как называется самая высокая гора в России, расположенная на Кавказе?

  3. Назовите крупнейший порт Кавказа на Черном море.

  4. С какими странами Россия граничит по Кавказу?

  5. Назовите крупнейший российский порт Кавказа на Каспийском море.


Урал
  1. Назовите главные реки Предуралья.

  2. В какое море несут свои воды реки, начинающиеся в Южном Предуралье?

  3. В какое море несут свои воды, реки, начинающиеся в северном Зауралье?

  4. Перечислите с юга на север 5 частей, на которые Урал разделяется по особенностям рельефа.

  5. Назовите главные Реки Зауралья.


Западная Сибирь
  1. Главная речная система Русской равнины – Волга. А какая на Западно-Сибирской?

  2. Крупнейшее озеро Русской равнины – Ладожское. А на Западно-Сибирской равнине?

  3. Назовите притоки реки Обь.

  4. С какими странами Россия граничит на юге Западно-Сибирской равнины?

  5. Назовите море, расположенное на севере Западно-Сибирской равнины?



Восточная Сибирь
  1. Как называется самый большой в Сибири полуостров?

  2. Верно ли утверждение, что горы Бырранга расположены между р. Нижняя Тунгузка и Подкаменная Тунгузка?

  3. Перечислите основные горные системы юга Сибири к востоку от Байкала.

  4. Найдите лишнее: Индигирка, Анадырь, Лена.


Дальний Восток

1. С какими странами Россия имеет сухопутную границу на дальнем Востоке?

2. Какие моря омывают Дальний Восток?

3. Какие горы и нагорья расположены на Дальнем Востоке?


Регионы России
  1. Какие крупные природные регионы вы пересечете, двигаясь по параллели 60 с.ш. от Петербурга до Магадана?

  2. Откуда берет начало река Волга? В какую сторону от Северных Увалов расположены бассейны каждой из следующих рек: Северной Двины, Волги?

  3. Расположите с запада на восток: Алтай, Саяны, Становой хр., Яблоневый хр.?

  4. На каких морях расположены порты Мурманск и Архангельск?

  5. Расположите с севера на юг: Большой Кавказ, Кумо-Манычская впадина, Ставропольская возвышенность.

  6. Назовите хотя бы 3 из вулканов Камчатки.

  7. Расположите с запада на восток: Верхоянский хребет, Колымская низменность, хребет Черского.

  8. Верно ли утверждение: Лена вытекает из Байкала"?


Игры "Третий лишний"

Из трех географических объектов найти лишний, показать его на карте и объяснить, почему лишний.

  1. Карское море, Лаптевых, Охотское.

  2. Баскунчак, Ханка, Ладожское озеро.

  3. США, Япония, Китай.

  4. Флигели, Челюскин, Дежнева.

  5. Печора, Енисей, Обь.

  6. Таймыр, Ямал, Врангеля.

  7. Кавказ, Канин, Урал.

  8. Гыданский, Салаирский, Енисейский.

  9. Камчатка, Сахалин, Ямал.

  10. Колыма, Анадырь, Кама.


"Меч гладиатора"

На контурной карте вразброс цифры. Каждой цифре соответствует определенный объект. Каждый участник за определенное время должен назвать как можно больше объектов.


"Факел мира"

Участнику задают вопросы: "Как проехать из Мурманска во Владивосток? Через какие моря проляжет путь?" "Соверши поездку из России в Португалию. Через какие страны пройдет путь?" Участник должен дать ответ без использования карты.


Игра – аукцион

Картина – географические термины.

Из набора букв составить как можно больше слов (городов, островов, полуостровов, форм рельефа).


М

В

Р

Н

Е

Л

З

У

И

Т

О

С

Л

П

К

О


Путешествие спиной к карте.

1. Какой из рек соответствует данная характеристика? Река берет начало в горах Алтая и впадает в Карское море. Имеет крупный левый приток.

- Лена

- Иртыш

- Енисей

- Обь

2. Какому из озер соответствует данная характеристика? Одно из крупнейших на Дальнем Востоке, расположено на границе с Китаем.

    • Байкал

    • Чаны

- Ханка

Участник дает правильный ответ и показывает объект на карте.


Найдите соответствие


граница

страна

южная

Белоруссия


Япония

восточная

Украина


Казахстан

западная

Румыния



Горы Высочайшая вершина

Урал

Победа

Кавказ

Народная

Алтай

Эльбрус

Хр. Черского

Белуха


Базардюзю



Классифицировать Берингов

Врангеля

Сахалин острова

Новосибирские

Канин полуострова

Камчатка

Колгуев проливы

Ямал

Лаперуза





Используемая литература

  1. В. В. Барабанов и др. Готовимся к единому государственному экзамену по географии. Москва "Школьная Пресса", 2004 г.

  2. В. И. Сиротин. Сборник заданий и упражнений 6 – 10 классы. Москва "Дрофа" 2003 г.

  3. В. И. Сиротин. Практические работы по географии 6 – 10 классы. Москва 1999 г.

  4. К. С. Лазаревич. Я иду на урок географии. Физическая география России. Москва "Первое сентября" 2000 г.

  5. К. С. Лазаревич. Я иду на урок географии. География материков и океанов. Москва "Первое сентября" 2000 г.

  6. И. В. Белевич. Методика преподавания географии. Москва " Просвещение 1984 г.

  7. Под ред. Ю. Г. Барышевой. Использование средств обучения в преподавании географии. Москва "Просвещение" 1989 г.

  8. И. И. Баринова. Самостоятельные и практические работы по физической географии. Москва "Просвещение" 1990 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Работа с картой на уроках географии

Автор: Манина Елена Егоровна

Дата: 01.03.2016

Номер свидетельства: 301040

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Технологическая карта урока  географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой». Работаем с картой»"
    ["seo_title"] => string(102) "tiekhnologhichieskaiakartaurokaghieoghrafiiv5klassiepotiemieuchimsiaspoliarnoizviezdoirabotaiemskartoi"
    ["file_id"] => string(6) "287625"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454510431"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Индивидуальная работа  на уроках географии и биологии "
    ["seo_title"] => string(58) "individual-naia-rabota-na-urokakh-ghieoghrafii-i-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "187675"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426553166"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "технологическая карта урока географии, презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-ghieoghrafii-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "194142"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427730903"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема: Земля в Солнечной Системе "
    ["seo_title"] => string(96) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-ghieoghrafii-v-5-klassie-tiema-ziemlia-v-solniechnoi-sistiemie"
    ["file_id"] => string(6) "105386"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402846952"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Земная кора» "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-ghieoghrafii-v-6-klassie-po-tiemie-ziemnaia-kora"
    ["file_id"] => string(6) "158982"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421836614"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства