/Краснобаева Л.В./ /Будникова И.В./ «____» _____________ 20___ г. «____» _________ 20___ г.
2012 г.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по географии. 6-9 классы. Использована авторская программы по географии 5-9 классы под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин (М.: Дрофа, 2012.), тематического планирования по предмету «География родного края» 6 класс - Ахромеева Л.М.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
Краеведческий принцип построения курса позволит лучше познать природу родного края, увидеть ее красоту, осмыслить зависимость производственной деятельности человека от местной природы, ее ресурсного потенциала, познакомиться с природоохранной деятельностью, принять активное участие в полезных практических делах.
Обособленное изучение своего региона необходимо в современных условиях, когда в экономике страны складываются рыночные отношения, когда реальной стала власть на местах, но вот учет природно-экологических условий при планировании экономических, социальных задач, не всегда бывает четкий и грамотный. Необходимо научить школьников не только ценить природные богатства, но и знать их экономический эквивалент в денежном или другом реальном выражении. Современный молодой человек должен знать не только то, что можно изготовить из древесины, сколько стоит 1 куб. метр древесины, но и сколько лет пройдет, прежде чем молодая посадка превратится в деловую древесину, и может дать реальный доход для экономики региона. Полезно показывать, что может дать или дает (экономически) использование отходов на лесосеках и лесозаготовках и пр. Современный школьник должен себе представлять реальное выражение объема или стоимости вреда, приносимого сточными водами, уметь обосновать выгодность строительства очистных сооружений. Таких эколого-экономических проблем много, решение данных проблем позволит осуществить практико-ориентированный подход в организации регионального курса «Природа родного края».
Данный курс построен с учетом краеведческой составляющей. Сейчас мало учить на словах, обучение необходимо строить на конкретном природном материале. Мало – услышать в кабинете, нужно – посмотреть, понять, исследовать в окружающей природе. Для этого необходимо отказаться от сложившихся стереотипов в преподавании географии. Отсюда возникает необходимость проведения целого комплекса географических экскурсий, применения новых форм обучения географии используя краеведческий материал.
В основе изучения предмета заложен краеведческий принцип, позволяющий развивать самостоятельность учащихся, самостоятельно исследовать природные или хозяйственные объекты, приобретать навыки, необходимые в дальнейшей жизни, расширяет кругозор и способствует приобретению более прочные общегеографических знаний.
Практические работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию прочных географических знаний, умений и навыков, осуществлять деятельностный подход в изучении предмета.
Материал о природе родного края, хозяйственной деятельности населения, используемый на уроке в качестве примеров и иллюстраций, имеет большие возможности для практического применения знаний, являясь практико-ориентированным.
Данный курс способствует осуществлению преемственности географических знаний, обеспечивая взаимосвязь изучаемого программного материала по географии со знаниями, умениями и навыками, которые школьники приобретут в результате исследования объектов природы и хозяйственной деятельности родного края.
Курс «География родного края» имеет большую профориентационную направленность.
Материал данного курса несет огромный воспитательный потенциал, способствует воспитанию любви к своему краю, своей малой Родине, формирование экологической культуры, привитие уважения и гордости за героическое прошлое и настоящее своего региона, уважение к людям трудящемся в своей деревне, в районе, области.
В курсе «География родного края» предусмотрено 6 практических работ, 4 экскурсии.
№ урока | Тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Практические работы, практикум, экскурсии | Оборудование к уроку | Дополнительный материал уроку | Домашнее задание | Дата проведе- ния |
ВВЕДЕНИЕ (1 часа) |
1 (1) | Кто живет нашей местности. Язык. Обычаи | Знать о народах населяющих Брянскую область, Клетнянский район. Древние поселения, старинные города, численность и особенности плотности населения. Знаменитые люди Брянской земли (земляки – поэты, герои Вов и др.) Обычаи населения. | Экскурсия В школьный краеведческий музей | Экспонаты школьного музея | Презентация «Клетня», «В земле наши корни» | Сообщение «история возникновения д. Болотня» | |
Тема I. Наш край на глобусе и карте (5 часа) |
2 (1) | Физико-географическое положение Брянской области | Знать особенности ФГП Брянской области, крайние точки, протяженность. Уметь находить и давать характеристику ФГР Брянской области на физической карте России | Практикум: Составить картосхему ФГП Брянской области, указать области и государства с которыми граничит область на севере, востоке, юге и западе | Физическая, политико-административная карта России, физическая карта Брянской области | Диск CD «Физ.география Брянской области» | § 1 | |
3 (2) | Клетнянский район на карте Брянской области. | Знать особенности гео. положения своего района, пограничные районы. Уметь показывать положение Клетнянского района на карте Брянской области | Практикум: Составить картосхему ГП Клетнянского района, указать пограничные районы | Физическая карта Брянской области | Рабочий лист №1 «ГП Клетнянского района! | Р.Л. №1, картосхема | |
4 (3) | Своя деревня на карте и плане. Практическая работа №1 «Работа на местности по определению азимутов, направлений, расстояний» | Уметь определять положение д. Болотня на карте Брянской области, определять азимуты, расстояния и направления на местности» | Практическая работа №1 работа на местности с компасом | Картосхема Клетнянского района | | Резельтаты Пр.р.№1 | |
5 (4) | Географическая карта – источник информации. Практическая работа №2 «Определение по карте координат г. Брянска, абсолютных высот территории области» | Уметь анализировать физическую карту России, определять координаты заданной точки (г.Брянск). | Практическая работа №2: Определять по гео. Карте координаты Брянска, крайних точек Брянской области, абсолютной высоты территории. | Физическая карта России, физ.карта «Брянской области» | | Отчет по практической работе | |
6 (5) | Времена года в родном краю. Экскурсия «Сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира» | Знать особенности сезонов года в своем краю, фенологические сроки наступления осени, зимы, весны, лета Уметь определять сезонные изменения в природе. | Экскурсия «Сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира-осень» | | | Отчет по экскурсии | |
Тема II. Откуда есть пошла земля Брянская ( 4 часа) |
7 (1) | Брянск – древний город русского государства | Знать историю возникновения, основные вехи развития Брянска. | | Физическая карта России Физ.карта Брянской области | Презентация «Брянск» Атлас «Брянская область» | Исследовательская работа «История деревни Болотня» | |
8 (2) | Откуда есть пошла земля Клетнянская. | Знать историю возникновения Клетни, района, прошлое и настоящее своего края | | Физ.карта Брянской области | Презентация «Клетня» Реферат «История Клетни» | Подготовка к защите исслед. Работы | |
9 (3) | Здесь наши корни. История возникновения д. Болотня. | Знать историю возникновения д. Болотня, прошлое и настоящее своего края. Уметь защищать исследовательскую работу | Защита исследовательской работы | Картосхема «Клетнянского района» | Презентация «В земле наши корни» «Отчий край» | | |
10 (4) | Топонимика Брянской области и своего района. | Уметь называть и показывать на карте крупные города, ПГТ области, крупные села и деревни Клетнянского района | Краеведческий практикум по карте: Составление картосхемы топонимов Брянской области и Клетнянского района | Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянского района» | | Кроссворд «Города Брянского края» | |
Тема III. Особенности природы Брянской области (15 часов) |
11 (1) | Особенности геологического строения Брянской области и Клетнянского района | Знать особенности геологического строения области, района | | Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянского района» | Диск CD «Физ.география Брянской области» Рабочий лист №1 | § 2 Р.Л.№1 | |
12 (2) | Полезные ископаемые | Знать типы полезных ископаемых Брянской области. Уметь определять горные породы по образцам. Уметь определять экологические проблемы области, района, возникающих при добыче и нерациональном использовании горных пород. | Краеведческий практикум Знакомство с образцами осадочных (органических, обломочных) горных пород. Определение горных пород Клетнянского района (по образцам собранным на осенней экскурсии). | Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянского района» | Диск CD «Физ.география Брянской области» Рабочий лист №1 | § 3 Р.Л.№1 | |
13 (3) | Рельеф | Знать особенности рельефа, условия его формирования в пределах области, района. Уметь определять положение своего края в пределах равнины. | | Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» | Диск CD «Физ.география Брянской области» Рабочий лист №1 | § 4 Р.Л.№1 | |
14 (4) | Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда, деятельность человека | Уметь определять влияние внешних процессов на рельеф своей местности, предсказывать последствия антропогенного воздействия на рельеф. Уметь объяснять экологические проблемы, связанные с изменением рельефа своей местности – овраги, распашка склонов, карстовые прогибы и др. | Конкретизация знаний об эндогенных и антропогенных процессах на основе знаний о процессах формирующих рельеф своей местности (деятельность текучих вод, ледниковые формы рельефа, карстовые процессы, формы рельефа созданные руками человека). | Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» | Диск CD «Физ.география Брянской области» Рабочий лист №1 | Экологический мониторинг изменения рельефа своей местности | |
15(5) | Практическая работа №3 «Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности)» | Уметь объяснять последствия антропогенного влияния на земную кору. | Практическая работа №3 «Определение и объяснение изменений земной коры под влиянием хоз. деятельности» (на местности) | | | Отчет по практ. работе | |
16 (6) | Особенности климата. | Знать характеристики климата Брянской области и Клетнянского района. | Практикум Определение амплитуды, средней температуры за месяц,. | Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» | Диск CD «Физ.география Брянской области» Рабочий лист №1 | § 5 | |
17 (7) | Сезоны года. | Уметь определять сезоны года. Находить примеры описания сезонов года в произведениях поэтов, художников Брянщины | Экскурсия «Сезонные изменения состояния водоемов, растительности и животного мира- зима» | | | §6, Подбор стихов, отрывков прозы, репродукция о временах года | |
18 (8) | Особенности погоды. Практическая работа №4 «Наблюдение за облаками, облачностью, зарисовки облаков, описание погоды, построение розы ветров, диаграмм облачности» | Практическая часть выполняется с использованием местного материала, по данным календаря погоды. | Практическая работа №4 «Наблюдение за облаками, облачностью, зарисовки облаков, описание погоды, построение розы ветров, диаграмм облачности» | Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» | Диск CD «Физ.география Брянской области» Рабочий лист №2 | § 7 Отчет по Пр. работе | |
19 (9) | Воды суши. Реки своего края. | Знать крупные реки области и района. Уметь давать характеристику реки Надва с учетом краеведческого материала (характер течения, тип, питание, режим, к бассейну какого океана относится, хозяйственное использование, эко проблемы) | Практикум: Определение по картам крупных рек области и района. Изучение речной долины на основе знаний о реке Надва. Определение принадлежность реки речному бассейну, зависимость течения реки от рельефа, тип питания, режим реки и хозяйственное значение. | Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» | Диск CD «Физ.география Брянской области» Рабочий лист №2 | § 8 Раб. Лист №2 | |
20 (10) | Озера. Искусственные водоемы. | Знать крупные озера и искусственные водоемы области, района. Уметь давать им характеристику на основе краеведческого материала. | Определение по картам озер и искусственных водоемов области и района. Определение типа использования вод, типичные проблемы замкнутых водоемов. | Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» | Диск CD «Физ.география Брянской области» Рабочий лист №2 | § 9 Раб. Лист №2 | |
21 (11) | Болота и подземные воды | Знать типы болот своей местности, особенности подземных вод их использование и охрана. | | Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» | Диск CD «Физ.география Брянской области» Рабочий лист №2 | § 10 Раб. Лист №2 Творческое задание «Живи родник»-форма произвольная | |
22 (12) | Почвы. Практическая работа №5 «Описание изменений природы в зависимости от численности и хозяйственной освоенности территории на примере своей местности» | Знать типы почв Брянской области и их основные характеристики. Уметь объяснять связь особенностей растительности, сельскохозяйственного освоения с особенностями почвенного покрова. Рассматриваться вопросы загрязнения, эрозии почв, необходимость ее охраны. | Практическая работа на местности №5 Определять типы почв своей местности, указывать их плодородие, составлять почвенный разреза (на примере дерново-подзолистой почвы). | Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» | Диск CD «Физ.география Брянской области» Рабочий лист №2 | § 11 | |
23 (13) | Растительный мир Брянщины и своего района. | Знать тип растительности области, района; использование его человеком и проблемы возникающие при использовании леса. | Определение по картам лесных угодий Клетнянского района. | Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» | Диск CD «Физ.география Брянской области» Рабочий лист №3 | § 12 Р.Л.№3 Творческое задание «Во славу Клетнянского леса!»- | |
24 (14) | Животный мир Брянщины и своего района | Знать представителей животного мира области, района. Уметь обосновывать суждение о необходимости охраны животного мира | Определение по картинках и фото представителей фауны области и района | Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» | Диск CD «Физ.география Брянской области» Рабочий лист №2 | § 13 Р.Л.№3 Презентация (сообщение) «Клетнянские краснокнижники» | |
25 (15) | Естественные и антропогенные ландшафты. Практическая работа №6 «Ознакомление с наиболее распространенным ПК своей местности» | Уметь определять ПК своей местности, находить сочетание компонентов природы в природном комплексе на примере ПК смешанного леса. | Практическая работа №6 на местности по инструктивным карточкам. Составление схемы ПК и взаимосвязь компонентов на примере смешанного леса | | | § 14 Отчет по Пр. работе | |
Тема VI. Охрана природы и рациональное природопользование на территории Брянского края (6часов) |
26 (1) | Охраняемые природные территории и объекты | Знать охраняемые природные объекты Брянщины и Клетнянского района | | Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» | Диск CD «Физ.география Брянской области» Рабочий лист №2 | § 15 Сообщение «Клетнянский заказник» | |
27 (2) | Заповедник «Брянский лес» | Знать отличия охраняемых территорий заповедник и заказник. Уметь определят охраняемые объекты флоры и фауны заповедника | Заочное путешествие | Физ.карта Брянской области | Диск CD «Физ.география Брянской области» Презентация «Заповедник Брянский лес» | Сообщение «Клетнянский заказник» | |
28 (4) | Клетнянский заказник | Знать особенности функционирования заказника на территории района. Уметь определять проблемы Клетнянского заказника и предлагать пути их решения | Заочное путешествие, защита сообщения (презентации) | Картосхема «Клетнянский район» | Презентация | «Их нужно спасти»- экологический плакат –творческое задание | |
29 (5) | Современная экологическая ситуация | Знать экологические проблемы края, причины их возникновения. Уметь находить рациональные пути решения экологических проблем | | Физ.карта Брянской области | Диск CD «экологическая ситуация в Брянской области» | §16 | |
30 (6) | Рациональное природопользование на территории своего края | Уметь характеризовать показатели рационального природопользования | | Физ.карта Брянской области | Диск CD «экологическая ситуация в Брянской области» | Творч. Работа «Мой край в будущем» | |
Тема VII. Население Брянского края (4часа) |
31 (1) | Население Брянского края | Знать особенности населения края. Состав, основные показатели. | | Физ.карта Брянской области Картосхема «Клетнянский район» | Диск CD «Физ.география Брянской области» Рабочий лист №2 | § 17 | |
32 (2) | Экскурсия в районный краеведческий музей | | Экскурсия в районный краеведческий музей | | | Сообщение «Клетнянский заказник» | |
33 (3) | Влияние природы на особенности Жизни и хозяйственную деятельность населения в своей местности. | Уметь рассматривать влияние природы на особенности занятия населения своего края (сельское хозяйство, лесное хозяйство, отрасли переработки продукции сельского хозяйства и деревообработка и пр.), обратное влияние: человек – природа. | Урок-конференция «Традиции населения Клетнянского района» | | Диск CD «Физ.география Брянской области» Презентация «Народные промыслы» | «Моя родословная» | |
34 (4) | Обобщающий урок по курсу «География родного края» | | Урок-игра | | | | |
35 (5) | Резервный урок | | | | | | |
Количество часов на изучение в 6 классе - 35; количество часов в неделю - 1, практических работ –6 , экскурсий -4, резервное время – 1 час.