Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, на основе программы под редакцией А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной (М., «Просвещение», 2009 г.)
Учебника для 9кл. (базовый уровень) А.И. Алексеева, «География. Россия» М., «Просвещение», 2011г., серии «Полярная Звезда». (Рекомендовано Мин. обр. и науки РФ)
Рабочая программа базового курса «География. Россия» соответствует примерной программе курса «География. Россия» основного общего образования на базовом уровне. Предлагаемое распределение часов примерной программы соответствует примерной программе профильного курса «География. Россия» на базовом уровне. Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «География. Россия» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.2 ст. 28, п.3 ст. 28 Закона об образовании, п.9 ст.2 Закона об образовании, п.6 ст.28 Закона об образовании п.7 ст. 28 Закона об образовании
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ от 5.03.2004г. № 1089. (в ред. Приказов Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69)
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 № 761н. «Об утверждении Единого квалифицированного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»
Методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2010 г.)
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 № 263 «Об утверждении примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»;
Учебный план МБОУ СОШ № 41 на 2014/15 учебный год;
Примерная программа курса «География» среднего (полного) общего образования на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования (утверждена приказом МО РФ от 5.03.2004г. № 1089 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69)
Рабочая программа курса «География. Россия» в старшей школе на базовом уровне в соответствие с Федеральным базисным учебным планом в 9 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Предлагаемое в планировании распределение часов по темам соответствует Примерной программе курса «География России» на базовом уровне. Преподавание курса ориентировано на системно-информационную концепцию, которая обеспечивает базовый уровень информационной культуры учащегося, непрерывность образования на основе концентрического подхода, способствуя повышению устойчивости знаний.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
задач:
сформировать у учащихся знания о родной стране и в мире.
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными).
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс »
Октябрьский (сельский) район ст. Бессергеневская
(территориальный,административный округ(город, район, поселок)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №41
(полное наименование образовательного учреждения соответствии с Уставом)
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ№ 41
Приказ от_________№_______
______________Медный А.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии.
(указать учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс) - основное общее образование 9 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов -70 часов
Учитель Черемисова Вера Васильевна
(фио)
Программа разработана на основе программы для средней (полной) школы (базовый уровень) А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной (М., «Просвещение», 2009 г.)
Учебника для 9кл. (базовый уровень) А.И. Алексеева,
«География. Россия» М., «Просвещение», 2011г., серии «Полярная Звезда». (Рекомендовано Мин. обр. и науки РФ)
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Структура рабочей программы учебного предмета.
Раздел «Пояснительная записка»
Раздел «Общая характеристика учебного предмета»
Раздел «Место учебного предмета в учебном плане»
Раздел «Содержание учебного предмета»
Раздел «Тематическое планирование»
Раздел «Календарно-тематическое планирование»
Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Раздел «Результаты и система их оценки.
Контрольно-измерительные материалы.
График промежуточной аттестации.
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования, на основе программы под редакцией А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной (М., «Просвещение», 2009 г.)
Учебника для 9кл. (базовый уровень) А.И. Алексеева, «География. Россия» М., «Просвещение», 2011г., серии «Полярная Звезда». (Рекомендовано Мин. обр. и науки РФ)
Рабочая программа базового курса «География. Россия» соответствует примерной программе курса «География. Россия» основного общего образования на базовом уровне. Предлагаемое распределение часов примерной программы соответствует примерной программе профильного курса «География. Россия» на базовом уровне. Рабочая программа предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяя учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «География. Россия» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.2 ст. 28, п.3 ст. 28 Закона об образовании, п.9 ст.2 Закона об образовании, п.6 ст.28 Закона об образовании п.7 ст. 28 Закона об образовании
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ от 5.03.2004г. № 1089. (в ред. Приказов Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69)
Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 № 761н. «Об утверждении Единого квалифицированного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»
Методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2010 г.)
Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 № 263 «Об утверждении примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»;
Учебный план МБОУ СОШ № 41 на 2014/15 учебный год;
Примерная программа курса «География» среднего (полного) общего образования на базовом уровне составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования (утверждена приказом МО РФ от 5.03.2004г. № 1089 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69)
Рабочая программа курса «География. Россия» в старшей школе на базовом уровне в соответствие с Федеральным базисным учебным планом в 9 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Предлагаемое в планировании распределение часов по темам соответствует Примерной программе курса «География России» на базовом уровне. Преподавание курса ориентировано на системно-информационную концепцию, которая обеспечивает базовый уровень информационной культуры учащегося, непрерывность образования на основе концентрического подхода, способствуя повышению устойчивости знаний.
Изучение географии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
задач:
сформировать у учащихся знания о родной стране и в мире.
вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными).
развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются и природа ,и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по- другому взглянуть на свою страну и на своё ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразование её природы и хозяйства. «География России» изучается в 8 и 9 классах. Предлагаемое в планировании распределение часов по темам соответствует Примерной программе курса «География» на базовом уровне. В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» -, которая состоит из четырех разделов: «Регионы России», «Европейская Россия», «Азиатская Россия» и «Заключение». Под региональным компонентом содержания географического образования понимается педагогически отобранный материал в контексте базового содержания предмета «География», раскрывающий типичное и особенное в образе геокультурного пространства Донского края.
III. Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения географии в 9-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю
IV. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Регионы России(10 часов)
Понятия «район» и «районирование». Подходы к районированию. Вклад П. П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Н. Баранского в районирование России. Соотношение районов по населению, площади территории, условиям и степени хозяйственного освоения. Районирование и административно-территориальное деление. Крупные регионы России. Европейская Россия. Азиатская Россия.
Особенности природных регионов России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. Урал и горы Южной Сибири. Восточная и Северо-Восточная Сибирь. Северный Кавказ и Дальний Восток.
Экологическая ситуация в России. Виды экологических ситуаций. Экологические проблемы. Экологическая безопасность России.
Готовимся к экзамену. Изучаем изображения Земли из Космоса. Анализируем проблему.
Практическая работа: №1. «Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ»
Практическая работа: №2 «Оценка экологической ситуации в различных регионах России»Оценка экологической ситуации в различных регионах России» (32 ч)
Раздел 2. Европейская Россия (34 часа)
Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы. Природные ресурсы. Крупнейшие реки.
Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень заселенности. Специфика населения. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Памятники Всемирного природного и культурного наследия. Современные проблемы и перспективы Центральной России.
Центральный район. Географическое положение. Особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. Крупные промышленные и культурные центры. Города науки. Проблемы сельской местности.
Волго-Вятский район. Своеобразие района. Москва — столица России. Московская агломерация. Функции Москвы. Подмосковье. Центрально-Черноземный район. Особенности и проблемы. Специализация хозяйства.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой). Работаем с текстом. Готовимся к дискуссии.
Географическое положение. Состав и соседи района. Природа района. Оценка природно-ресурсного потенциала. Этапы освоения территории. Древние города Северо-Запада. Великий Новгород. Отрасли специализации. Крупнейшие порты. Особенности сельской местности. Особенности географического положения Калининградской области. Анклав. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства области. Главные отрасли специализации. Проблемы и перспективы развития.
Санкт-Петербург. Особенности планировки и облика. Промышленность, наука, культура. Экологические проблемы города.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Создаем электронную презентацию «Санкт-Петербург — вторая столица России».
Географическое положение. Состав и соседи района. Оценка природно-ресурсного потенциала.
Этапы освоения территории. Роль моря на разных этапах развития района. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители. Крупные города. Архангельск, Мурманск, Вологда. Деревянная архитектура, художественные промыслы. Специализация района. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой).
Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природных условий и ресурсов, их влияние на жизнь населения и развитие хозяйства. Высотная поясность. Выход к морям.
Этапы освоения территории. Густая населенность района. Этническая и религиозная пестрота Северного Кавказа. Быт, традиции, занятия населения. Крупные города: Ростов-на-Дону, Новороссийск.
Особенности современного хозяйства. АПК — главное направление специализации района. Рекреационная зона. Города-курорты: Сочи, Анапа, Минеральные Воды. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ).
Географическое положение. Состав и соседи района. Природные условия и ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района.
Освоение территории и население. Этническое разнообразие и взаимодействие народов Поволжья. Крупные города. Волжские города-миллионеры.
Хозяйственное развитие района. Отрасли специализации. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Готовимся к дискуссии «Экологические проблемы Поволжья».
Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Природные условия и ресурсы, их особенности. Высотная поясность. Полезные ископаемые. Ильменский заповедник.
Этапы освоения территории и развития хозяйства Урала. Старейший горнопромышленный район России. Специализация района. Современное хозяйство Урала.
Население. Национальный состав. Быт и традиции народов Урала. Крупные города Урала: Екатеринбург, Пермь, Ижевск, Уфа, Челябинск.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Анализируем ситуацию «Специфика проблем Урала».
Практическая работа: №3 «Оценка природно- ресурсного потенциала района на основе тематических карт»
Практическая работа: №4 «Составление туристического маршрута по природным и туристическим местам»
Практическая работа: №5 «Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт»
Практическая работа: №6 «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства»
Практическая работа: №7 «Оценка проблем Поволжья по различным источникам географической информации»
Практическая работа: №8 «Оценка ресурсов региона на основе карт»
Раздел 3.Азиатская Россия (17ч)
Пространство Сибири. Состав территории. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности речной сети. Многолетняя мерзлота.
Заселение и освоение территории. Население. Жизнь, быт и занятия населения. Коренные народы.
Роль транспорта в освоении территории. Транссибирская магистраль. Хозяйственное развитие. Отрасли специализации.
Западная Сибирь. Состав района. Главная топливная база России. Отрасли специализации Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Крупные города: Новосибирск, Омск. Проблемы и перспективы развития.
Восточная Сибирь. Состав района. Отрасли специализации Восточной Сибири. Байкал — объект Всемирного природного наследия. Крупные города: Красноярск, Иркутск. Проблемы и перспективы развития района.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Разрабатываем проект «Путешествие по Транссибирской железной дороге».
Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Геологическая «молодость» района. Сейсмичность. Вулканизм. Полезные ископаемые. Природные контрасты. Река Амур и ее притоки. Своеобразие растительного и животного мира. Уссурийская тайга — уникальный природный комплекс. Охрана природы.
Освоение территории. Исследователи Дальнего Востока. Население. Коренные народы. Особенности половозрастного состава населения.
Основные отрасли специализации. Значение морского транспорта. Портовое хозяйство. Крупные города Дальнего Востока. Проблемы и перспективы развития Дальнего Востока.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Разрабатываем проект «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века».
Практическая работа: №9 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири»
Практическая работа: №10 «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири»
Практическая работа: №11 «Оценка географического положения Дальнего Востока»
Россия в мире (7 ч)
Соседи России. Место России в мире. Экономические, культурные, информационные, торговые, политические связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Соотношение экспорта и импорта. Расширение внешних экономических связей с другими государствами.
Сфера влияния России. Присоединение Крыма к России. Геополитическое и экономическое влияние.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» ). Готовим реферат. Изучаем свой край.
Всего- 68 часов.
V. Тематическое планирование.
№
раздела
Наименование разделов
Всего часов
Практические работы
1
Регионы России
10
2
2.
Европейская Россия
34
6
3
Азиатская Россия
17
3
4.
Россия в мире
7
-
ИТОГО
68
11
VI. Календарно – тематическое планирование.
№ урока
Тема урока
Основные виды учебной деятельности
(ПР)
Тип урока
ИМОК
Виды контроля
Формируемые и развиваемые понятия, термины.
Требования к уровню подготовки уч-ся.
Домашнее задание
Дата проведения урока
план
Факт
Регионы России (10 часов)
1.
Вводный урок. Учимся с «Полярной звездой»
Знакомство с учебником
Вводный урок. Н.М.
ИКТ, презентация
ФО
Регионы
Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь: находить в разных источниках необходимую для изучения географических объектов и явлений информацию
§1
2
Районирование России
Анализ диаграмм, работа с картой Административно- территориальное устройство РФ
Н.М.
ИКТ, презентация
ФО
Район, план характеристики района
§2
3
Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа.
Работа со снимками П.р. №1 «Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков и компьютерных программ»
КБ
ИКТ, презентация
ИК
§3
4
Великие равнины России – Восточно- Европейская и Западно- Сибирская
Знать: экологическую ситуацию природно-хозяйственных зон Кавказа и Дальнего востока
Уметь: выделять, описывать и объяснять влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.
§7
9
Экологическая ситуация в России
Работа с текстом, таблицами, стат. данными
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Экологическая безопасность,
мониторинг
§8§9
10
Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа.
Работа с текстом, таблицами, стат. данными П.р. №2
« Оценка экологической ситуации в различных регионах России»
КБ.
ИК
§10
Европейская Россия (34 часа)
11
Пространство Центральной России
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
Н.М.
ИКТ, презентация
ФО
Золотое кольцо России
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон Центрального района
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений.
Уметь: называть народы, распространенные языки и религии населения НСО.
Объяснять изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства НСО.
§11
12
Центральная Россия: освоение территории и население
Работа с текстом, работа с картами атласа
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
ЭГП
§12
13
Центральный район
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Кустарные промыслы
§13
14
Волго - Вятский район
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Этническое разнообразие
§14
15
Центрально- Черноземный район
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Дикое поле, засеки
§15 §16
16
Москва и Подмосковье
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
НПО
§17
17
Учимся с Полярной звездой Центральная Россия
Дискуссия
КБ
ИКТ, презентация
ИК
Муромы, черемисы, великороссы, отхожие, промыслы
§18
18
Пространство Северо-Запада
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
Н.М.
ИКТ, презентация
ФО
§19
19
Северо- Запад : « окно в Европу»
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Традиции, быт
§20
20
Северо- Запад: хозяйство
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Судостроение, энергомашиностроение военная техника, порт
Учимся с «Полярной звездой». Создаем электронную презентацию
Работа с текстом, работа с картами атласа, доп. материалом
КБ.
ИКТ, презентация
ИК
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства Европейского Севера.
Уметь : решать практические задания по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению, улучшению.
§23
23
Пространство Европейского Севера
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
Н.М.
ИКТ, презентация
ФО
§24
24
Европейский Север : освоение территории и население
Работа с текстом, вопросами к тексту работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Холмогорская порода, поморы, вологодские кружева, чернение по серебру. Соловецкие острова, Кижи
§25
25
Европейский Север: хозяйство и проблемы
Работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Соловки
§26
26
Учимся с «Полярной звездой». Составляем карту Практическая работа.
Работа с текстом, работа с картами атласа, ИКТ П.р№ 3.
« Оценка природно- ресурсного потенциала района на основе тематических карт»
КБ.
ИК
Северсталь
27
Туристический маршрут по Европейскому Северу Практическая работа
Работа с текстом, работа с картами атласа, ИКТ П.р. №4 «Составление туристического маршрута по природным и туристическим местам»
КБ.
ИКТ, презентация
ИК
§27
28
Пространство Северного Кавказа
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
Н.М.
ИКТ, презентация
ФО
Народы Кавказа
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон Кавказа
Уметь: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирования культуры народов.
§28
29
Северный Кавказ: освоение территории и население
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой, заполнение таблицы
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Субтропики, Кубачи, Эльбрус, КавМинводы
§29
30
Природные условия и ресурсы Северного Кавказа Практическая работа
Работа с картами атласа П. р. №5
« Оценка природных условий и ресурсов Северного Кавказа на основе тематических карт»
КБ.
ИКТ, презентация
ИК
Рекреационная зона.
§30
31
Северный Кавказ: хозяйство и проблемы
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
§30
32
Перспективы развития рекреационного хозяйства Практическая работа
Работа с текстом, работа с картами атласа
П.р.№6 «Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства»
КБ.
ИКТ, презентация
ИК
§31
33
Пространство Поволжья
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
Н.М.
ИКТ, презентация
ФО
Волга
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон Поволжья
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений. Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем. Районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а так же крупнейших регионов и стран мира.
§32
34
Поволжье : освоение территории и население
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
§33
35
Поволжье: хозяйство и проблемы
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Каскад ГЭС, Жигули, Сталинград
§34
36
Учимся с «Полярной звездой»: Экологические проблемы Поволжья»
Анализ текста
КБ.
ИКТ, презентация
ИК
§35
37
Проблемы Поволжья Практическая работа
Анализируем ситуацию П.р.№ 7
« Оценка проблем Поволжья по различным источникам географической информации»
КБ.
ИК
§35
38
Пространство Урала
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой, заполнение таблицы
Н.М.
ИКТ, презентация
ФО
§36
39
Урал: освоение территории и хозяйство
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
§38
41
Учимся с «Полярной звездой»: Специфика проблем Урала
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой, заполнение таблицы
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Кунгурская пещера, ильменский заповедник
§39
42
Оценка ресурсов региона Практическая работа
Работа с картами П.р.№ 8
« Оценка ресурсов региона на основе карт»
КБ.
ИК
§39
43
Повторительно- обобщающий урок по теме Европейская часть России
Заполнение таблицы, работа с картами атласа
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Подготовиться к дискуссии
44
Тема : Европейская часть России -21 век
Дискуссия
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
§40
Азиатская Россия(17 часов)
45
Пространство Сибири
Работа с текстом
Н.М.
ИКТ, презентация
ФО
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.
Уметь: приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияние на формирование культуры народов; районов специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, крупнейших регионов и стран мира;
§40
46
Сибирь : освоение территории и население
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Полезные ископаемые, Байкал, наукоград, Трансиб
§41
47
Сибирь: хозяйство
Работа с текстом, работа с картами атласа
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Газ, уголь
§42
48
Западная Сибирь
Заполнение таблицы, работа с картами атласа
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Торф
§43
49
Практическая работа Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
П.р.№9 «Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири»
КБ.
ИК
§43
50
Восточная Сибирь
Заполнение таблицы, работа с картами атласа
Н.М.
ИКТ, презентация
ФО
§44
51
Природные условия Восточной Сибири
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ФО
§44
52
Практическая работа Сравнение природных условий и ресурсов регионов Сибири
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
П.р.№10 «Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири «
КБ.
ИК
Сообщения о объектах Всемирного наследия
53
Объекты Всемирного наследия: Золотые горы Алтая, Байкал.
Работа с доп. источниками информации, составление презентации
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Золотые горы Алтая, Байкал.
§45
54
Проверочная работа по теме Сибирь
Работа с тестом
КБ
ИКТ, презентация
ИК
§45
55
Пространство Дальнего Востока Практическая работа
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
П.р.№11
«Оценка географического положения Дальнего Востока»
КБ.
ИКТ, презентация
ИК
Тихоокеанский фасад
§46
56
Дальний Восток: освоение территории
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
§47
57
Дальний Восток: население
Работа с текстом, работа с картами 58атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
§48
58
Дальний Восток : хозяйство
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
§49
59
Учимся с «Полярной звездой»: Дальний восток-21 век.
Работа с текстом, работа с картами атласа, контурной картой
КБ.
ФО
Повторить §46-49
60
Проверочная работа по теме Дальний Восток
Работа с тестом
КБ.
ИК
§50
61
Азиатская часть России
Заполнение таблицы, работа с картами атласа
Н.М.
ИКТ, презентация
ФО
§50
Россия в Мире (7 часов)
62
Соседи России
Работа с текстом, работа с картами атласа,
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
§51
63
Сфера влияния России
Работа с текстом, работа с картами атласа
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
§52
64
Крым-новая республика в составе России.
Дискуссия Работа с картами
КБ.
ИКТ, презентация
ФО
§52
65
Учимся с «Полярной звездой»: готовим реферат
Готовим реферат
КБ.
ФО
Реферат
66
Учимся с «Полярной звездой»: изучаем свой край
Заполнение таблицы
Разбор рефератов
КБ.
ИКТ, презентация
ИК
§53
67
Итоговая контрольная работа
Работа с тестами
ОКК
ИК
§54
68
Итоговый урок
Работа над ошибками в РТ
ОКК
ИК
Отчет
Условные обозначения:
ИКТ – информ. компьютерные технологии (компьютер, проектор),
к/к – контурная карта; РТ - рабочая тетрадь; НМ - изучение нового материала; ПР- практическая работа
Тип урока:
НМ - Урок изучения нового материала, П – практикум, КБ – комбинированный, ОКК - обобщение , контроль и коррекция знаний и умений
VII. Учебно–методическое и материально–техническое обеспечение
образовательного процесса.
Учебник
География. Россия» М., «Просвещение», 2011г., серии «Полярная Звезда». Учебник для 9кл. (базовый уровень) А.И. Алексеева,2011г
Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2014г.
Контурные карты по географии. 9 класс –М., Дрофа, 2012г. (2014 г.)
Учебные пособия для учителя
Сборник нормативных документов, География, М., Дрофа, 2008г.
География. Россия» М., «Просвещение», 2011г., серии «Полярная Звезда». Учебник для 9кл. (базовый уровень) А.И. Алексеева,2011г
. Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2014г
Данилова Е.А., География в схемах и таблицах, СПб.:Тригон, 2006г.
В.В.Климанов, О.А.Климанова География в таблицах. 6-10 классы: справочное пособие,
М.: Дрофа, 2012г.
Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 классы): Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 2000.
Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2014г.
Контурные карты по географии 9 класс –М., Дрофа, 2012г. (2014 г.)
ГИА – 2013: Экзамен в новой форме: География: 9-й кл.: авт.-сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е.Дюкова,- М.: АСТ: Астрель, 2013г.
Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2013г.
Сергеева К.П. «За страницами учебника географии», 8-9 кл. – М.: Просвещение, 2000г.
Учебные пособия для учащихся
ГИА – 2013: Экзамен в новой форме: География: 9-й кл.: авт.-сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова,- М.: АСТ: Астрель, 2013
География. Россия» М., «Просвещение», 2011г., серии «Полярная Звезда». Учебник для 9кл. (базовый уровень) А.И. Алексеева,2011г
Географический атлас. 9 класс. – М.: Дрофа, 2014г.
Контурные карты по географии. 9 класс –М., Дрофа, 2012г. (2014 г.)
Электронные приложения: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», «Уроки Кирилла и Мефодия». География,9кл., презентации личные и из ресурсов Интернета.
Интернет-ресурсы:
Цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦЭОР)
www.pogoda.ru
www.nationalgeographic.ru
www.geography.about.com
www.nature.com
www.krugosvet.ru
www.ocean.ru
www.google.com
www.geo.ru
Данный методический комплекс представляет собой единую образовательную среду, позволяет на достаточно высоком теоретическом и практическом уровне организовать изучение материала.
VIII. Результаты и система их оценки.
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации;
особенности природы, населения, природных зон и районов Российской Федерации;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;
меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
описывать природные ресурсы; особенности отраслей; состав и структуру отраслевых комплексов;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния; географические координаты и местоположение географических объектов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Критерии оценки учебной деятельности по географии.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы.