МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ВЕЧЕРНЕЕ (СМЕННОЕ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОТКРЫТАЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9» 410039, ул. Васильковская, 17; тел/факс: 92-68-00 mail: [email protected] ОКПО 43713561; ОГРН 1026402490916; ИНН/КПП 6451126215/645101001
Программа кружка по географии «Мой край родной»
«Познавайте свой край, свою горушку или речонку.
Не бойтесь, что малы те горушки и реки, ведь из малого
вырастает большое».
А.Е.Ферсман
Составил и разработал программу: Ложечевский Юрий Павлович - учитель географии
2014-2015 учебный год
Содержание: 1. Цель работы кружка 2. Учебный план 3. Возраст учащихся 4. Содержание подпрограммы 5. Тематическое планирование 6. Тема занятия 7. Тематическое планирование 8. Тема занятия | Пояснительная записка.
Одним из направлений при воспитании личности ученика является краеведение, которое содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому, экологическому и физическому воспитанию учащихся. Как ни странно, но в наше время школьники намного больше знают о далекой Австралии и холодной Антарктиде, чем о том, что происходит в родном селе, деревне, поселке. Изучение общих географических вопросов должно опираться на местный краеведческий материал, тогда и изучение географии как предмета будет более понятным, интересным и привлекательным для учащихся. Необходимость развития знаний, умений, интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании патриотизма, любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Кружок дополнительного образования по географии построен таким образом, что на изучение природы родного края в рамках регионального компонента отводятся специальные уроки только в 8-9 классах. Сокращение количества часов географии в среднем звене привело к тому, что на изучение вопросов краеведческого характера совершенно не остается учебного времени, учащиеся среднего звена школы вообще лишены этого. Поэтому возникла необходимость более полного и подробного знакомства учащихся со своей местностью, с окружающими природными объектами.
Содержание кружка предполагает разнообразные виды деятельности учащихся: использование различных источников информации, знакомство со способом составления картосхем, комплексное исследование территории, географическое описание, наблюдение, анкетирование, проектирование, составление компьютерных презентаций, практические работы на местности. Программа географического кружка «Мой край родной» предусматривает необходимость изучения территории, на которой школьник проживает и которую может непосредственно обозревать, исследовать и предлагать конкретные пути решения возникающих на данной территории проблем. «Прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, и день, проведенный среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на школьной скамье» - сказал известный педагог К.Д. Ушинский Цель работы кружка: - развитие интереса к изучению природы и истории родного края; - воспитание патриотизма и любви к малой родине.
Задачи: - сформировать знания о природных особенностях своей местности; - научить школьников устанавливать причинно-следственные связи между компонентами природы; - углубить знания о местной природе, показать, как познание природы позволяет человеку рационально её использовать, преобразовывать, охранять; - вовлечь учащихся в активную исследовательскую и практическую деятельность по изучению природы своего края, её преобразованию и охране; - способствовать воспитанию природо-, культуроохранного, экологического сознания; - развивать познавательную и творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру; Программа кружка предполагает вариативность её применения, допускает корректировку её содержания с учетом возрастных особенностей школьников, имеющихся у них теоретических знаний, возможности организаций экскурсий, наблюдений, практических работ на местности. Программа кружка основана на следующих принципах: - Преемственность; - Доступность; - Наглядность; - Научность; - Опора на индивидуальные возможности, интересы каждого учащегося
Учебный план: Программа кружка «Мой край родной» рассчитана на 2 года и состоит из двух подпрограмм.
1 подпрограмма «Особенности компонентов природы» - 1 год обучения (34 часа).
2 подпрограмма «Человек и природа» - 2 год обучения. (34 часа)
В течение первого года изучаются и исследуются особенности географического положения и природных компонентов малой родины. В течение второго года –изучаются и выявляются экологические проблемы, намечаются и реализуются пути их решения, ведется природоохранная деятельность, изучается и апробируется технология проектирования. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятие лекционного характера в кабинете имеет продолжительность – 40-45 минут. Практические работы на местности, экскурсии на природе имеют продолжительность 80-120 минут. Тематическое планирование составлено таким образом, что в нем присутствуют как теоретические, так и практические занятия.
Возраст учащихся: 15-17 лет (учащиеся 9-11 классов)
Предполагаемый результат:
1. Формирование личности, знающей природу и историю родного края.
2. Создание альбома «Мой край родной» в 2 частях, в которых будет собран и систематизирован весь исследовательский материал и творческие работы кружковцев.
3. Участие в конкурсах краеведческой направленности. Содержание подпрограммы
«Особенности компонентов природы»
Тема 1 Географическое положение нашей местности – 5 часов
Положение Саратовской области на карте Российской Федерации. Географическое положение Заводского района на карте Саратовской области и карте города Саратова. Забытые названия местности.
Учащиеся должны знать:
- особенности географического положения своей местности и их влияние на природу;
- историю происхождения географических названий.
Учащиеся должны уметь:
-составлять карты-схемы;
-составлять описание географического положения своей местности.
Тема 2 «Особенности рельефа» - 5 часов
Древнее оледенение как один из рельефообразующих факторов. Процессы, влияющие на образование рельефа территории.
Учащиеся должны знать:
-особенности рельефа территории своей местности;
-процессы, формирующие рельеф конкретной территории;
Учащиеся должны уметь:
-описывать рельеф и выявлять особенности рельефа данной территории;
-объяснять причины равнинного характера рельефа;
-составлять описание обнажений горных пород;
-определять горные породы, распространенные в своей местности.
Тема 3 «Особенности климата» - 4 часа
Характеристика климата Саратова и Саратовской области. Климатообразующие факторы. Способы обработки информации: роза ветров, графики, диаграммы.
Учащиеся должны знать:
- особенности климата своей местности;
-климатообразующие факторы, определяющие климат своей местности.
Учащиеся должны уметь:
- вести наблюдения за погодой;
- обрабатывать полученные во время наблюдения данные;
- делать выводы на основе собственных наблюдений;
- объяснять причины климатических явлений.
Тема 4 «Особенности внутренних вод» - 12 часов
Виды внутренних вод, их роль и значение в жизни природы и человека. Методы изучения внутренних вод. Способы изучения гидрологических показателей воды (цветность, прозрачность, запах, вкус, жесткость).
Учащиеся должны знать:
- виды внутренних вод своей местности;
- особенности внутренних вод своей местности;
Учащиеся должны уметь:
- объяснять особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа, климата.
- давать описание рек и родников своей местности;
- определять гидрологические показатели воды;
- делать выводы, проводить сравнительный анализ;
- составлять экологический паспорт водного объекта.
Тема 5 «Растительный и животный мир» - 6 часов
Растительный и животный мир Саратовской области. Виды растительных сообществ. Виды животных, обитающих в нашей местности. Роль растений и животных в жизни природы и человека.
Учащиеся должны знать:
-Виды растительных сообществ своей местности;
-Причины, объясняющие наличие данных видов растительности на определенной территории;
-Группы животных, обитающих в своей местности;
-Приспособленность растительного и животного мира к обитанию в холодных условиях южной тайги.
Учащиеся должны уметь:
-определять растения по внешнему виду и по определителю;
-оформлять гербарий собранных растений;
-давать характеристику флоры и фауны своей местности;
-объяснять причины произрастания растений, обитания животных на данной территории.
Тематическое планирование
подпрограммы «Особенности компонентов природы» - 34 часа. № | Тема занятия | Вид занятия | Количество часов | Домашнее задание | Тема 1 «Географическое положение нашей местности, состав сельского поселения» - 5 часов | 1 | Географическое положение Саратовской области и города Саратова | Лекция | 1 | Написать стихи, сочинение, нарисовать рисунок, принести фотографии своей местности. | 2-3 | Составление карты-схемы своей местности | Практическое занятие | 2 |
| 4 | Географические названия населенных пунктов нашей местности. | Лекция
| 1 | Принести фотографии населенных пунктов | 5 | Оформление выставки | Практическое занятие | 1 |
| Тема 2 «Особенности рельефа» - 5 часов | 6 | Методика изучения рельефа | Лекция | 1 |
| 7-8 | «Описание особенностей рельефа нашей местности»,
«Описание обнажений горных пород» | Экскурсия | 2 |
| 9-10 | «Составление коллекции горных пород нашей местности» | Практическое занятие | 2 |
| Тема 3 «Особенности климата» - 4 часа | 11 | Особенности климата Саратовской области | Лекция | 1 | Принести фотографии времен года нашей местности | 12 | «Наблюдение за погодой» | Практическое занятие | 1 | Вести наблюдения за погодой, составить календарь погоды | 13-14 | «Обработка результатов наблюдения за погодой» | Практическое занятие | 2 |
| Тема 4 «Особенности внутренних вод» - 12 часов | 15 | Методика изучения притоков реки | лекция | 1 | Принести фотографии рек | 16-19 | Описание рек и притоков реки нашей местности | Экскурсия
Практическая работа | 4 | Придумать стихотворения, легенды | 20 | Методика изучения родников | Лекция | 1 |
| 21-24 | Исследование родников.
Составление экологического паспорта родников. | Экскурсия
Практическая работа | 4 |
| 25 | Составление карты-схемы «Родники нашей местности» | Практическая работа | 1 |
| 26 | Оформление выставок
-«Малые реки нашей местности»;
-«Родники вы мои, родники» | Практическая работа | 1 |
| Тема 5 «Растительный и животный мир» - 6 часов | 27-28 | Растительные сообщества нашей местности | Экскурсия | 2 | Высушить растения для гербария, подобрать стихи, загадки о растениях | 29-30 | Оформление гербария, составление перечня растений нашей местности, составление схемы «Растительные сообщества» | Практическое занятие | 2 |
| 31-32 | Животные нашей местности | Практическое занятие | 2 | Подобрать изображения животных, стихи, загадки и т.д. | 33 | Итоговое оформление 1 части альбома «Мой край родной» | Практическое занятие | 1 |
| 34 | Подведение итогов:
-презентация 1 года работы кружка;
-презентация альбома. |
| 1 |
| Итоговый поход по родному краю |
Содержание подпрограммы
«Человек и природа»
Тема 1 «Экологические проблемы регионального и локального уровня» - 13 часов
Экология как наука о взаимодействии между живыми организмами и окружающей средой. Географические последствия антропогенных изменений природы. Роль географической науки в решении экологических проблем. Мониторинг – наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды. Влияние хозяйственной деятельности человека на компоненты окружающей природы. Экологические проблемы региона и своей местности, последствия и причины их возникновения, пути решения.
Учащиеся должны знать:
-что такое экология;
-причины нарушения экологического равновесия;
-методы охраны природы.
Учащиеся должны уметь:
-выявлять экологические проблемы, определять причину их возникновения;
-находить наиболее эффективные пути решения экологических проблем;
-выполнять компьютерные презентации;
Проектная деятельность. Технология проектирования. Цели и задачи проектирования. Основные требования к проекту. Ожидаемые результаты. Типичные ошибки проектирования.
Учащиеся должны знать:
-понятие «проектирование», его значение для охраны природы;
-пошаговый механизм составления проекта.
Учащиеся должны уметь:
-самостоятельно составлять проект;
-реализовывать проект с привлечением школьников и участников ближайшего социума
Тема 3 «Охрана природы» - 13 часов
Учащиеся занимаются конкретной природоохранной деятельностью по благоустройству и охране природных объектов своей местности.
Учащиеся должны знать:
-о взаимосвязи и взаимозависимости природных компонентов друг от друга;
-особенности компонентов природы своей местности;
-характеристику экологических проблем своей местности.
Учащиеся должны уметь:
-проводить анкетирование, на основе его результатов делать соответствующие выводы;
-доказать ближайшему социуму необходимость природоохранных мероприятий;
-рассказать о природных объектах, требующих охраны и благоустройства;
-вовлечь в природоохранную деятельность как можно большее число участников.
Тематическое планирование
подпрограммы «Человек и природа» - 34 часа. № | Тема занятия | Вид занятия | Количество часов | Домашнее задание | Тема: «Экологические проблемы регионального и локального уровня» - 13 часов | 1 | Экология – наука о взаимодействии живых организмов и среды их обитания | лекция | 1 |
| 2 | Экологические проблемы Саратовской области и города Саратова | лекция | 1 | Сделать подборку фотографий | 3 | Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф | Экскурсия | 1 | Подборка фотографий | 4 | Влияние хозяйственной деятельности на внутренние воды | Экскурсия | 1 | Подборка фотографий, рисунки | 5 | Влияние хозяйственной деятельности на растительный и животный мир | Экскурсия | 1 | Подборка фотографий,
рисунки | 6-9 | Письменный отчет о результатах экскурсии | Практическая работа | 4 |
| 10-13 | Выполнение компьютерных презентаций: -«Экологические проблемы Саратовской области и города Саратова»;
-«Экологические проблемы нашей местности» | Практическая работа: | 4 |
| Тема 2 «Проектная деятельность» - 6 часов | 14 | Технология проектирования | лекция | 1 | Подумать над темой будущего проекта | 15-18 | Эколого-краеведческий проект | Практическая работа | 4 |
| 19 | Защита проектов | Творческий отчет | 1 |
| Тема 3 «Охрана природы» - 13 часов | 20-32 | Природоохранная деятельность:
-изготовление охранных знаков, природоохранных щитов;
-Благоустройство природных объектов;
-Оформление выставок;
-выступления перед учащимися;
-освящение вопросов охраны природы в средствах массовой информации. | Практическая работа | 13 |
| 33-34 | Подведение итогов
работы кружка; | Творческий отчет | 2 |
| Поход по родному краю |
Литература
1. Бекенева Л.А., Белова В.В., Груздева Н.А. и др. «География Саратовской области», 1995 г. |