~~ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый человек должен осознавать, что умение много делать (и уметь хорошо делать!) собственными руками для себя и своих близких – залог нашей уверенности в себе. В умении делать – наша власть над предметным миром. Человек, владеющий мастерством шитья одежды, не спасует перед любой другой проблемой: он знает, что может постичь и любое другое дело, если в нем окажется потребность. Закрепить эту уверенность ученикам поможет кружок «Декоративно-прикладное творчество ».
С древних времен людям нравилось себя украшать. Первобытный человек использовал для этого клыки убитых животных, в более поздние времена, когда появилось железо, украшения делались из разных сортов металла. Чем больше совершенствовалось общество, тем изящнее, красивее и дороже становились украшения людей. Причем мужчины украшали себя не меньше, чем женщины. На занятиях кружка «Декоративно-прикладное творчество » девочки научатся изготавливать украшения из бумаги, соленого теста, кожи и других поделочных материалов.
В каждом доме как-то незаметно , накапливаются лоскутки – небольшие обрезки ткани, кусочки материала, всевозможные остатки. Эти лоскутки скапливаются где-нибудь на дне комода, в недрах шкафов, на антресолях. А им просто дать вторую жизнь, в которой они будут верно служить человеку, принесут радость и пользу, сделают дом и быт более удобным и красивым. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства - это ещё один из разделов кружка «Декоративно-прикладное творчество».
В ходе кружковой работы учащиеся знакомятся с основами дизайна, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю, всего 30 часов.
На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.
Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.
Программа кружка составлена на основе образовательной программы дополнительного образования «Мастерим игрушки сами», автор-составитель Н.В.Кочеткова.- Волгоград: Учитель, 2010 г.
Цель программы:
Обучение навыкам технологической обработки изделий через освоение различных методов и приемов работы с тканью, бумагой, кожей и другими материалами на основе новейших достижений в области конструирования, моделирования и изготовления различных декоративных изделий.
Задачи:
- Воспитание художественного вкуса, чувства меры и гармонии .
- Развитие творчески думающей личности, привитие навыков ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
Программа рассчитана на учащихся 5-6классов.
Занятия проходят на базе общеобразовательной школы №13 в кабинете «Технология» - 1 ч. в неделю.
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
1. Словесные: рассказ, беседа, объяснение, убеждение, поощрение.
2. Наглядные: демонстрация готовых изделий.
3. Практические: выполнение аппликаций, изучение видов швов, тканей и других материалов, изготовление выкроек и готовых изделий.
4. Аналитические: наблюдение, сравнивание с готовыми образцами, самоанализ, повторение пройденного материала, самоконтроль.
Формы проведения итогов реализации программы:
- выставки, демонстрация изделий;
- участие в культурно-массовых мероприятиях;
Перечень
знаний и умений, формируемых у учащихся
Знать:Правила безопасной работы с ручными и на универсальной швейной машине; свойства нитей основы и утка.
Виды декоративно-прикладного творчества, различные материалы и приспособления для изготовления поделок, украшений.
Экономические способы расходов материалов.
Виды отделки швейных изделий. Технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, правила работы на швейной машине.
Принципы выполнения лоскутной пластики, изготовления мягкой игрушки, различных украшений из подручных материалов.
Уметь: Определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани.
Выполнять поделки и сувениры из различных материалов.
Изготавливать изделия из лоскутков, украшения из различных материалов, мягкие игрушки.Оформлять поделки различными видами отделки.
Соблюдать правила ТБ. Подготавливать материалы к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, шаблонами, соединять детали между собой, использовать прокладочные материалы.
Учебно-тематический план
1.Введение. Техника безопасности на занятиях кружка. 1ч.
2.Изготовление украшений из бумаги. Бусы из бумажных полос. Серьги и браслет из бумажных бусин. Серьги и кулоны из пластин. 4ч.
3.Папье-маше. Способы изготовления папье-маше. Изготовление изделий из папье-маше. 4ч.
4. Текстиль. Изготовление украшений из лент, ниток, драпа. 2ч.
5.Шитьё из лоскутков. Ткани, оборудование, шаблоны, сшивание лоскутков, подкладка. Изготовление изделий из лоскутков (игрушечная собачка, салфетки, наволочка, сумка с лоскутным орнаментом(на выбор учащихся)). Декоративное панно с использованием лоскутков. 10ч.
6. Мягкая игрушка. Ткани, оборудование, детали кроя, сшивание деталей, набивка, окончательная отделка. 7ч.
7. Оформление интерьера комнаты. Изготовление макета-2ч.
Итого часов – 30.
Часы, предназначенные на теорию, не ведутся отдельно. Данная деятельность происходит на каждом занятии, занимая 10 % всего времени.
Содержание программы
Введение: знакомство с программой, правила Т.Б. на занятиях кружка, температурный режим, правила поведения учащихся МБОУ «СОШ № 13».
Декоративно-прикладное творчество:
Изучение его видов, назначения. Изучение технологии изготовления декоративных изделий. Выполнение изделий из различных материалов, с применением специальных инструментов и приспособлений для работы. Знакомство с лоскутной пластикой: способы соединения, техника выполнения. Изготовление панно, салфеток, игольниц, диванных подушек и мягких игрушек. Оформление интерьера комнат (макеты).
Материально – техническое обеспечение программы
Инструменты и приспособления: ножницы ,шило, мел (мыло),карандаш, линейка закройщика, лекало, сантиметровая лента, игла швейная, игла машинная, распарыватель, наперсток ,резец ,ластик ,английские булавки, бумага (миллиметровая, калька)
Оборудование: столы, стулья, шкафы для инструментов и литературы, классная доска,швейные машины, спец. машин, электрический утюг, гладильная доска.
Материалы, фурнитура и т.п. обеспечивается за счет средств родителей. Изготовленные изделия остаются у учащихся. Конкурсные работы, изготовленные за счет средств учебного заведения остаются в школе и используются как демонстрационный материал.
Литература
1. Мэри Энн Грин. Шитьё из лоскутков. – М.:Просвещение, 1981. – 65с.
2. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480с.
3. Орлова Л.В. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1989. – 176 с.
4. Румянцева Е. Украшение для девочек своими руками. – М.: Айрис пресс, 2005,207с.
5. Сасонова И. А., Марченко А. В. Технология: 5-8 классы: Программа. – М.: Вентана – Граф, 2006. – 96с.
6. Силаева М. А. Пошив изделий по индивидуальным заказам: Учебник для начального профессионального образования / Издательский центр «Академия», 2003. – 528 с.
7. Технология: Учебник для учащихся 5 – 7 классов общеобразовательной школы / В. Д. Симоненко и др.; Под ред. В. Д. Симоненко – М.: Вентана – Граф, 1999. – 240 с.: ил.