Срок реализации программы – 1 год (68 часов – 2 часа в неделю)
Программа рассчитана на занятия с детьми 11-14 лет
Автор программы: учитель биологии
Бухарина Ирина Валерьевна
Пояснительная записка.
Организация внеклассной и внешкольной работы с учащимися позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует лучшему усвоению программного материала. В процессе занятий большое внимание уделяется изучению растительного и животного мира леса, проведению наблюдений и опытов, предусматривается активное и посильное участие кружковцев в охране животных, зеленых насаждений и их посадке, проведению мероприятий природоохранной направленности.
Данная программа предусматривает не только углубленное изучение экосистемы леса и его обитателей, но и развитие в ребенке таких способностей, как рисование, работа с компьютером, театральные навыки, творчество и фантазию при изготовление гнездовий, кормушек, экологических листовок. Новизна этой программы состоит в том, что она предусматривает организацию занятий по способностям учащихся: интеллектуальной, художественно-творческой, исследовательской.
В зависимости от природных условий, в которых работает школа, состава учащихся, их общего развития и индивидуальных интересов, руководитель кружка при составлении планирования занятий может изменить количество часов на изучение той или иной темы.
Программа ориентирована на учащихся 11-14 лет. При формировании коллективов желательно, чтобы в кружке были учащиеся одного возраста. В основу содержания положены практические работы, тематика которых составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Пристальное внимание учащихся следует направить на изучение и охрану природы своего края. Тема бережного отношения к природе должна проходить красной нитью на всех занятиях. Кружковцев следует приобщать к ведению дневника наблюдения за фенологическими изменениями в природе.
Программа рассчитана на 68 часов. Реализация программы рассчитана на один год: 2 часа в неделю.
В программу кружка входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед, так и выполнение практических заданий по пройденным темам, проведение опытных и научно-исследовательских работ, обязательное участие в общественно полезном труде
Теоретическая часть должна быть краткой. Практические работы и задания должны быть увлекательными и не слишком длительными, чтобы школьники обязательно доводили их до конца. В работе с кружковцами нужно предусмотреть проведение массовых мероприятий: « День птиц», « Праздник леса», «Дары осени», «Птицы – наши друзья», «День Земли» и других; участие в конкурсах и викторинах знатоков природы, постановке экологических спектаклей, участии в трудовых операциях: «Семена», «Скворечник», «Кормушка», «Посади дерево», «Уберем мусор», экологических рейдах: «Елочка», «Березка», «Первоцвет», «Муравейник», «Река», экскурсиях и походах в природу, озеленении территории.
Цель работы кружка: углубить теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам и активизация природоохранной деятельности учащихся.
Задачи кружка:
Воспитать у школьников чувство любви и бережного обращения к природе, обитателям природных биоценозов, ответственность за их судьбу.
Углубить биологические знания о растениях и животных лесов, составляющих компонентах леса.
Пополнить разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и мерах ее охраны
Научить учащихся самостоятельно работать со справочниками и определителями
Развить самостоятельность и инициативу при выполнении опытов и наблюдений
Вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями при выращивании растений и уходе за животными.
Учащиеся должны знать:
Составляющие леса, роль леса в жизни планеты.
Типы лесов, их характерные отличия.
Представителей животного и растительного мира листопадных лесов умеренной зоны
Учащиеся должны уметь:
Распознавать семена и плоды деревьев и кустарников.
Определять растения по листьям, плодам, почкам.
Определять съедобные и ядовитые грибы.
Провести посадку дерева.
Определять заболевания деревьев и вредителей.
Определять следы животных.
Итоги работы кружка подводятся в течение года. Организуются открытые мероприятия для учащихся младшего и среднего звена, показ экологической сказки, выставки работ учащихся (рисунки, исследовательские работы, кормушки и т.д.)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Друзья леса"»
МБОУ – Богдановская средняя общеобразовательная школа
Урицкого района Орловской области
Утверждено на педсовете
Протокол № ____ от__________
Директор школы ______/Трощенкова Н.В./
Программа кружка
«Друзья леса»
Срок реализации программы – 1 год (68 часов – 2 часа в неделю)
Программа рассчитана на занятия с детьми 11-14 лет
Автор программы: учитель биологии
Бухарина Ирина Валерьевна
п.Гагаринский
Пояснительная записка.
Организация внеклассной и внешкольной работы с учащимися позволяет удовлетворить естественный интерес детей к природе, способствует лучшему усвоению программного материала. В процессе занятий большое внимание уделяется изучению растительного и животного мира леса, проведению наблюдений и опытов, предусматривается активное и посильное участие кружковцев в охране животных, зеленых насаждений и их посадке, проведению мероприятий природоохранной направленности.
Данная программа предусматривает не только углубленное изучение экосистемы леса и его обитателей, но и развитие в ребенке таких способностей, как рисование, работа с компьютером, театральные навыки, творчество и фантазию при изготовление гнездовий, кормушек, экологических листовок. Новизна этой программы состоит в том, что она предусматривает организацию занятий по способностям учащихся: интеллектуальной, художественно-творческой, исследовательской.
В зависимости от природных условий, в которых работает школа, состава учащихся, их общего развития и индивидуальных интересов, руководитель кружка при составлении планирования занятий может изменить количество часов на изучение той или иной темы.
Программа ориентирована на учащихся 11-14 лет. При формировании коллективов желательно, чтобы в кружке были учащиеся одного возраста. В основу содержания положены практические работы, тематика которых составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Пристальное внимание учащихся следует направить на изучение и охрану природы своего края. Тема бережного отношения к природе должна проходить красной нитью на всех занятиях. Кружковцев следует приобщать к ведению дневника наблюдения за фенологическими изменениями в природе.
Программа рассчитана на 68 часов. Реализация программы рассчитана на один год: 2 часа в неделю.
В программу кружка входят как теоретические занятия в виде лекций и бесед, так и выполнение практических заданий по пройденным темам, проведение опытных и научно-исследовательских работ, обязательное участие в общественно полезном труде
Теоретическая часть должна быть краткой. Практические работы и задания должны быть увлекательными и не слишком длительными, чтобы школьники обязательно доводили их до конца. В работе с кружковцами нужно предусмотреть проведение массовых мероприятий: « День птиц», « Праздник леса», «Дары осени», «Птицы – наши друзья», «День Земли» и других; участие в конкурсах и викторинах знатоков природы, постановке экологических спектаклей, участии в трудовых операциях: «Семена», «Скворечник», «Кормушка», «Посади дерево», «Уберем мусор», экологических рейдах: «Елочка», «Березка», «Первоцвет», «Муравейник», «Река», экскурсиях и походах в природу, озеленении территории.
Цель работы кружка: углубить теоретические знания программного материала по биологическим дисциплинам и активизация природоохранной деятельности учащихся.
Задачи кружка:
Воспитать у школьников чувство любви и бережного обращения к природе, обитателям природных биоценозов, ответственность за их судьбу.
Углубить биологические знания о растениях и животных лесов, составляющих компонентах леса.
Пополнить разносторонние сведения об окружающем мире природы, тесных экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и мерах ее охраны
Научить учащихся самостоятельно работать со справочниками и определителями
Развить самостоятельность и инициативу при выполнении опытов и наблюдений
Вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями при выращивании растений и уходе за животными.
Учащиеся должны знать:
Составляющие леса, роль леса в жизни планеты.
Типы лесов, их характерные отличия.
Представителей животного и растительного мира листопадных лесов умеренной зоны
Учащиеся должны уметь:
Распознавать семена и плоды деревьев и кустарников.
Определять растения по листьям, плодам, почкам.
Определять съедобные и ядовитые грибы.
Провести посадку дерева.
Определять заболевания деревьев и вредителей.
Определять следы животных.
Итоги работы кружка подводятся в течение года. Организуются открытые мероприятия для учащихся младшего и среднего звена, показ экологической сказки, выставки работ учащихся (рисунки, исследовательские работы, кормушки и т.д.)
Учебно-тематический план занятий кружка
Дата
№ п/п
Тема занятия
Тип занятия
Тема 1.Знакомство с лесом (17 часов)
1.
Введение. Цели и задачи кружка.
теоретическое
2
Возникновение леса. Роль дерева в истории человечества. Лес и климат. Роль леса в жизни планеты.
теоретическое
3
Выставка «Дары осени»
практическое
4
Экологический рейд «Убери мусор»
практическое
5
Рождение леса, его использование. Составляющие леса.
теоретическое
6
Этапы развития леса.
теоретическое
7
Опыление деревьев. Пчелы – опылители растений.
теоретическое
8
Фотосинтез, его роль.
теоретическое
9-10
Осень в природе. Правила поведения в лесу.
экскурсия
11-12
Сбор листьев, семян и плодов деревьев и кустарников.
практическое
13-14
Хранение и посадка семян деревьев.
практическое
15-16
Посадка деревьев.
практическое
17
Изготовление кормушек.
практическое
Тема 2. Типы лесов (10 часов)
18-19
Листопадные леса умеренной зоны. Обитатели леса.
теоретическое
20-21
Северные хвойные леса, их обитатели.
теоретическое
22
Тропические леса.
теоретическое
23
Саванны.
теоретическое
24-25
Удивительные растения и животные лесов. Семинар
теоретическое
26-27
День Леса (мероприятие) или
День Земли (мероприятие)
мероприятие
Леса умеренной зоны (41 час)
28-29
Лес как биосистема. Знакомство с деревьями. Широколиственные породы.
теоретическое
30
Подкормка птиц.
практическое
31
Птицы – наши друзья.
мероприятие
32
Мелколиственные породы деревьев.
теоретическое
33-34
Хвойные леса. Экологический рейд «Елочка»
практическое
35-36
Определение деревьев по листьям и плодам.
практическое
37
Растения леса. Кустарники. Кустарнички. Травы.
теоретическое
38-39
Определение трав по гербариям.
практическое
40
Лекарственные растения
теоретическое
41
Определение лекарственных растений по гербариям.
практическое
42
Ядовитые растения. Определение ядовитых растений.
практическое
43
Редкие растения Орловской области. Охрана растений
Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами.
теоретическое
53-54
Определение грибов. Экологический рейд «Первоцветы»
теоретическое
55-56
Животные леса.
Охрана животных.
теоретическое
57
Определение следов животных
практическое
58
Птицы леса. (Путешествие по лесу)
Открытое мероприятие для младших классов
59
День птиц. Вывешивание скворечников
мероприятие
60-61
Обитатели лесной подстилки. Жизнь лесного сообщества. Весенние явления.
экскурсия
62
Опасные враги леса.
теоретическое
63
Определение заболеваний деревьев и повреждения вредителями
практическое
64-65
Посадка деревьев и кустарников.
Посадка цветов.
практическое
66
Изготовление листовок по охране растений и животных.
практическое
67-68
Поход в природу
экскурсия
Содержание программы.
Знакомство с лесом. (17 часов)
Введение. Как и когда возник лес. Дерево в истории человечества: первые орудия труда, первое колесо, первая бумага. Роль леса в жизни планеты. Лес – «легкие» планеты. Лес и климат.
Этапы развития дерева. Как рождается лес. Опыление деревьев. Пчелы и пчеловодство. Образование плодов и семян. Фотосинтез. Использование леса. Составляющие леса. Подрост. Подлесок. Напочвенный покров. Правила поведения в лесу.
Экскурсии:
Осень в природе.
Практические работы:
1. Сбор семян и плодов деревьев и кустарников.
Хранение и посадка семян деревьев и кустарников.
Изготовление кормушек для птиц.
Сбор семян и плодов растений для подкормки птиц.
Посадка кустарников и деревьев.
Типы лесов (10 часов)
Листопадные леса умеренной зоны. Расположение леса. Обитатели леса.
Северные хвойные леса (тайга). Расположение леса. Обитатели леса.
Тропические леса. Саванна. Удивительные растения и животные лесов (работа с дополнительной литературой, посещение Интернет-сайтов)
Растения леса: кустарники, кустарнички, травы. Мхи – лесной компас. Лишайники.
Лекарственные растения Орловской области. Ядовитые растения Орловской области. Редкие растения Орловской области. Красная книга Орловской области. Охрана растений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Первая помощь при отравлении грибами.
Животные и птицы леса. Охрана животных. Обитатели лесной подстилки. Жизнь лесного сообщества.
Опасные враги леса. Борьба с вредителями. Болезни лесных насаждений.
Роль человека в сохранении леса.
Экскурсии:
Природа зимой.
Весенние явления.
Практические работы:
Определение деревьев по листьям и плодам.
Определение травянистых растений по гербариям.
Определение лекарственных растений по гербариям.
Определение ядовитых растений по гербариям.
Определение деревьев и кустарников зимой.
Определение грибов.
Вывешивание скворечников
Подкормка птиц.
Определение следов животных.
Определение заболеваний деревьев и повреждение вредителями.
Изготовление листовок по охране растений и животных.
Посадка деревьев.
Посев цветов, уход за рассадой
Посадка цветочных растений.
Открытые мероприятия: выставка «Осенние дары», «Птицы – наши друзья»,