kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная деятельность учащихся на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках географии", в помощь начинающим,молодым учителям как начинать проект с учащимися.Использовать можео практически все интересные темы уроков географии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность учащихся на уроках географии»

Проектная деятельность обучающихся на уроках географии.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Я думаю, со мной согласятся коллеги, которые используют в своей работе метод проектов или по-другому – проектную деятельность. Вот уже на протяжении нескольких лет на уроках географии использую проектный метод обучения. За это время сложилась система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с методом проектов уже в 5 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, изготовленный учеником 5 или 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского проекта, но уже в этом возрасте ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым классом и в старших классах учащимся не сложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 5- классе.

В 5 классе на одном из уроков в начале года рассказываю ребятам о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом. Ребята очень охотно работают на компьютере, печатают текст, подбирают иллюстрации или картинки. Когда проекты готовы, назначается день защиты проектов, и ребята представляют их. Когда тема проекта совпадает с темой урока, защиту можно провести на уроке. Удачно проекты вписываются в программу по предмету, если их использовать на уроках обобщающего повторения после больших тем или в конце и начале года. Ребята защищают проекты, и мы вспоминаем пройденный материал.

Следует отметить, что не все ребята сразу начинают создавать проект с использованием компьютера, многие работы могут быть исполнены вручную, и их мы вывешиваем в кабинете на всеобщее обозрение перед уроками.

В процессе изучение курса «Страноведение» ,7 класс,уже накоплен определенный опыт проектирования школьниками. Например, по карте литосферных плит составить проект изменений очертаний материков в отдаленном будущем. Данный проект составляется на базе знаний основ теории движения литосферных плит. При изучении природных зон Земли и отдельных материков учащимся можно предложить задание по созданию проекта озеленения кабинета географии, этажа или всех помещений школьного здания.

В 8-9 классе темы проектов более серьезные и требуют кропотливой работы с литературными источниками, «География Казахстана». Эти проекты уже можно называть исследовательскими, и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем с экологической направленностью.

В старших классах проекты могут носить прикладной характер (веб-сайты, газеты, фильмы и др.), некоторые используются для проведения лекции на уроке географии (проекты-лекции), есть чисто исследовательские работы .

Для применения метода проектов в процессе обучения на уроках географии используются учебники, атласы, рабочие тетради, контурные карты; одной из форм выполнения проекта является групповая работа).

Обязательным условием работы в проекте является соблюдение правил оформления проекта и выполнение определенных требований.

Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, я обращаю внимание на всестороннее развитие личности ученика и преследую цели:

  • выявление талантливых детей;

  • активизация учебного процесса;

  • формирование у учащихся интереса к научной работе;

  • формирование навыков публичного выступления;

  • повышения уровня научной и методической работы.

Результаты проектной деятельности учащимися выполняются в форме докладов, рефератов, сочинений, плакатов и презентаций.

В своей работе использую следующие типы проектов:

  • Краеведческие проекты

  • Информационно-познавательные проекты

  • Творческие проекты

  • Краеведческие проекты являются основой духовного и нравственного возрождения общества, имеют большое значение в образовательно-воспитательном процессе. Они включают в себя обширный материал по географии. Основной задачей является: формирование национального самосознания молодого поколения, повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубленного изучение своего края. В обучении географии краеведения метод проектов занимает важное место. Суть его заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по географии и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Он позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

  • Информационно-познавательный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщение и представления.

Структура информационно-познавательного проекта

  • Цель проекта, его актуальность

  • Источники информации

  • Методы обработки информации

  • Результаты

  • Презентация проекта

В пятом классе изучая тему «Материки земного шара», учащимся предлагается сделать информационно-познавательные проекты (заочное путешествие по материкам). Маршруты путешествий составляют сами.

Тема проекта: «Путешествие по материкам земного шара»

Цель работы:

  1. Расширить и углубить знания об особенностях природы материков, о населении и его хозяйственной деятельности, раскрыть своеобразие

органического мира, изучить достопримечательности материков.

Задачи работы:

  1. Составление маршрута путешествия, определение основных пунктов остановок.

  2. Изучение основных пунктов остановок.

  3. Оформление маршрута на географической карте.

  4. Красочное прорекламирование своего туристического продукта с использованием иллюстраций, карты, статистического материала.

  5. Разработка памятки туристу, путешествующему по маршруту.

  • проекта по доминирующему способу деятельности – информационный. Приложение 2

Результат;

1.Создание маршрута путешествия

2.Получение знаний о материках земного шара.

Основной общей учебной задачей информационно-познавательного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

  • Творческий проект - это самостоятельная творческая работа

Эта работа показывает насколько знания, умения и навыки учащихся, приобретенные на уроках прочны.

Творческий проект дает возможность проявить индивидуальность, умение применять полученные знания.

  • Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления в области проектной деятельности.

Цели и задачи творческого проекта:

  • Оценивать свои возможности в области проектной деятельности.

  • Разработать и выполнить проект.

  • Оценка проделанной работы

Этапы выполнения проекта

  • Организованно-подготовительный этап

  • Поиск проблемы

  • Выбор и обоснование проекта

  • Анализ предстоящей деятельности

  • Разработка различных вариантов выполнения проекта

В 5 классе, изучая тему «Вода на Земле», учащимся предлагается сделать творческий проект (мини-сочинение).

Тема: «Путешествие капельки воды»

Цель работы: сформировать у учащихся представление о круговороте воды, как важнейшее явлении в природе; связать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое).

Задачи работы:

  • расширение знаний учащихся о процессах, происходящих с водой;

  • выявление причинно-следственных связей и закономерностей явлений природы;

  • развитие наблюдательности, внимания, образного мышления и представления;

  • развитие письменной речи учащихся.

Тип проекта по доминирующему способу деятельности – творческий.

Дети получают задание написать мини сочинение «Путешествие капельки воды», в котором показывают связи всех элементов в круговороте воды.

Результат: получение знаний о круговороте воды в природе.

Приложение 3

Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к географии.

Свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем как “Оболочки Земли”, “Глобальные проблемы человечества”, “Народы и страны”. В любой науке, при исследовании какого-либо предположения, необходимы различные методы.

К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.

Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.

Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:

  1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.

  2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.

  3. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

На количество вопросов, которые задаю в диалоге, влияет сложность задачи и подготовленность класса, уровень развития учащихся.

  • учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме.

Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий муниципальный и региональный уровень.

Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляю через технологию проблемного обучения, личностно-ориентированного образования, индивидуализации обучения. Все эти идеи помогают осуществить учебно-исследовательскую деятельность школьников.

Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы.

Немаловажное значение имеют внутренние результаты – личностный рост школьников: научившись планировать и организовывать свою деятельность, они самостоятельно принимают решения, оценивают сильные и слабые стороны работы. Ученики в процессе исследования ощущают потребность в помощи товарищей: учатся привлекать к решению различных задач детей и взрослых.

Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Проектная работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.

 

Основной формой презентации результатов проектной деятельности школьников стала научно-практическая конференция, проводимая в школе. Интерес к данному виду деятельности поддерживается также с помощью проведения внутришкольных мероприятий, участия в конкурсах на различных уровнях.

Создание методических рекомендаций по использованию

проектной деятельности при изучении географии.

Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми, на мой взгляд, неверное. Для одаренных обучающихся работа в проектах наполняет их досуг занятием по интересу, позволяет развивать себя и свои возможности, организовать свое самообразование, удовлетворять потребность в получении большего, чем дает школа. Даже со слабыми учащимися работа над проектами может дать свои положительные результаты, в случае если учитель сумеет заинтересовать ученика темой проекта, если ученики осмыслили все этапы работы над проектом.

В процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. При формировании проектной деятельности учителю, безусловно, необходимо особое мастерство. Можно начать с самого простого, например, учитель объявляет на уроке цель урока, а ученики, находясь в пассивной позиции, не замечают, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если поставить ученика в активную позицию, начать с аргументации объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия как следствие из сказанного дает смысловой акцент на целеполагание.

Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей вместе с ним, тем самым переведет детей в активную позицию, начнется формирование универсального умения целополагания. Шаг за шагом в подобные ситуации позволят ученикам все более уверенно включиться целополагание по различным поводам: формулировать цель своей работы по ожидаемым результатам, формулировать цель решение проблемы и т.д. Проектное обучение может внедряться в уже существующую предметную классно-урочную систему организации учебно-воспитательного процесса. Таким образом, проектное обучение должно быть построено на принципах сосуществования и взаимодополнения по отношению к предметной системе. Оно не вступает в конфликт ни с системами развивающего обучения, ни с личностно-ориентированным обучением, или какой либо другой системой, предусматривающей формулирование универсальных умений (компетентностей) в рамках компетентности парадигмы не противоречит, напротив, вооружает учащихся, помогает решать проблему выбора профиля и профориентации. Организация проектной деятельности обучающегося в ОУ требует грамотно научно-обоснованного подхода и решения комплексных задач: организационно - управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических.

При организации проектной деятельности учителям географии, необходимо иметь в виду, что:

  • содержание проекта дополняет, углубляет основной курс географии;

  • оно должно одновременно учитывать различные начала естествознания: географическое, экологическое, биологическое, что позволит решить проблему меж предметного взаимодействия;

  • содержание обучения должно быть ориентировано на формирование новой деятельности образованной выявленными существенными отношениями элементов материала.

В результате работы над проектом учитель географии перестает быть предметником, становится разносторонним консультантом. Проект всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит школьника мобилизовать, обобщать интегрировать свои знания и умения, и втягивать в проект значительно больший объем знаний, чем те, что дает школа.

Кроме этого в ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.

Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:

1.Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.

2.Планирование:

  1. определение источников информации определение способов сбора и анализа информации;

  2. определение способа представления информации;

  3. определение критерии оценки руководителей.

Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, и учащиеся разрабатывают план действий, формулирует задачи, выдвигает гипотезы.

3.Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Результаты и выводы.

4.Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: презентация, устный отчет, письменный отчет, представление модели.

5.Оценка результата и процесса – обучающиеся принимают участие в оценке проекта, они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников.

Выше названные этапы можно объединить в три группы:

  1. организационно - подготовительный;

  2. технологический;

  3. презентативный.

Этап представления итогов включает в себя следующие элементы: подготовку презентации результатов, публичную презентацию проектной работы, анализ работы, проделанной в течение проектного периода, оценку работы каждого участника проекта.

При подготовке презентации проектной работы желательно обратить внимание на следующие моменты:

  • презентация должна быть заранее четко спланирована, так как от четкого представления работы зависит её результат;

  • презентация готовится в виде своеобразного «спектакля», основная цель которого убедить слушателей;

  • при проведении презентации очень важно использование изобразительных средств (плакаты, рисунки, видеофильмы, слайды).

Форма презентации должна быть согласована с целями проекта, с особенностями результатов, возрастом учащихся. При подготовке презентации проекта учитель знакомит школьников с основными правилами ведения дискуссии, делового общения, обращает внимание на необходимость конструктивного отношения к критике своих суждений другими учащимися.

Существующая педагогическая практика дает основание для следующей классификации проектов:

по количеству учащихся, участвующих в разработке проекта – индивидуальные или групповые;

  1. по содержанию – моно предметные и межпредметные;

  2. краткосрочные (1-2 занятия), среднесрочные (месяц), долгосрочные (от месяца до года);

  3. по доминирующей деятельности – информационные исследования, проектно-ориентированные и телекоммуникационные проекты.

 

Организация проектной деятельности способствует созданию особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы. А учебно-исследовательская работа учащихся с использованием компьютерной техники позволяет моделировать отдельные элементы деятельности будущего профессионала, способствует выработке и развитию логического мышления, умению ориентироваться в проблемных ситуациях, отделять основное от второстепенного, систематизировать полученные знания.

VII.Ресурсы

 

Инновационный педагогический проект реализовывается с минимальными затратами. Ресурсным обеспечением педагогического опыта являются:

  • персональный компьютер;

  • интерактивная доска;

  • мультимедийный проектор;

  • доступ к сети Интернет;

Кадровое и учебно-методическое обеспечение:

  • учитель с высшим профессиональным образованием любой квалификационной категории;

  • подбор методических и дидактических материалов;

  • умение работать с программами: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Publisher, Microsoft Office Excel;

умение работать в сети Интернет и в социальных сетях.

 

VШ. Обобщение и распространение опыта

Педагогический опыт распространён на разных уровнях: локальном (в рамках школьных методических объединений); муниципальном; региональном (в рамках семинаров, курсов повышения квалификации и т.д.); федеральном (в сети Интернет).

IХ. Целевая аудитория

Основными субъектами педагогического опыта являются:

  • автор проекта, который осуществляет отбор методов и приёмов, направленных на развитие познавательной активности и повышение качества знаний обучающихся; организует проектную деятельность обучающихся; планирует дальнейшее взаимодействие участников проекта.

  • обучающиеся, которые выполняют проектную работу;

  • родители (законные представители) обучающихся, которые оказывают помощь в проектной работе детям; помогают при разработке проектов, в работе с различными информационными источниками; оказывают материальную (приобретение компьютеров, учебных принадлежностей, электронных носителей и др.) и моральную поддержку во время обучения; осуществляют фото и видео съемку;

  • учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, которые наблюдают за реализацией проекта, способствуют распространению опыта.

X. Ожидаемые результаты

Опыт работы по данной теме показывает, что проектная деятельность обучения дает положительные результаты, это доказывает повышение качества знаний по географии и повышение уровня развития познавательной активности . При диагностировании была использована методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что применение проектной деятельности способствовало формированию у учащихся творческой активности, умений описывать географические объекты, способностей применять нововведения в учебный процесс.

О результативности моего педагогического опыта говорят следующие показатели:

  • повысились показатели успеваемости и качества знаний обучающихся;

  • увеличилось количество участников олимпиад на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском уровнях;

  • в результате участия в различных олимпиадах, конкурсах обучающиеся научились работать в различных программах Word, Excel, PowerPoint, сети интернет;

  • успешное подтверждение знаний учащихся на экзаменах по географии .

 

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов очевидна.

В результате подтвердилась наша гипотеза, решены поставленные задачи. С каждым годом увеличивается количество обучающихся, выступающих с рефератами, докладами, сообщениями и презентациями на уроках географии, предметной неделе естественно-математических наук.

Социальная направленность педагогического опыта состоит в том, что приобретённая в школе проектная культура в дальнейшем может быть использована в практической деятельности и повседневной жизни для решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями. Успех в адаптации к социуму позволит сохранить психологическое здоровье подрастающего поколения как залог жизненной успешности и благополучия.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а также применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной творческой деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов по географии.

Практическая значимость заключается в том, что апробированный проект может быть использован не только учителями географии, но и другими учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования.

 

XI. Перспективы развития и использования педагогического опыта:

Перспектива использования педагогического опыта очевидна, поскольку умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно - смысловой компетенций. Все эти требования заложены и в Федеральных Государственных Образовательных стандартах, а именно:

  1. увеличение доли проектов исследовательского характера;

  2. дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий для создания проектов;

  3. руководство старшеклассников, с развитыми проектными умениями, работой над проектами младших школьников;

  4. проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педагогов школы, обмен опытом работы;

  5. участие в конкурсах учебных проектов различного уровня;

  6. разработка элективных курсов, уроков, семинаров предметного и межпредметного содержания.

Оптимальность и результативность опыта состоит в достижении высоких результатов образовательного процесса, что подтверждается итогами аттестации, эффективным участием в конкурсах различной направленности.

 

ХII. Заключение

За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.

В настоящее время проектный метод, как никакой другой, соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. Именно проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

 

Абсадыкова Эльмира Абылгазиевна

учитель географии

ОСШ 3 имени Абая город Талгар


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проектная деятельность учащихся на уроках географии

Автор: Абсадыкова Эльмира Абылгазиевна

Дата: 11.03.2022

Номер свидетельства: 601976

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Роль проектной деятельности на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(47) "rol_proektnoi_deiatelnosti_na_urokakh_geografii"
    ["file_id"] => string(6) "596129"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1640449913"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Проектная деятельность учащихся на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(60) "proektnaia_deiatelnost_uchashchikhsia_na_urokakh_geografii_1"
    ["file_id"] => string(6) "647753"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1711138453"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Проектная деятельность на уроках гографии"
    ["seo_title"] => string(42) "proektnaia_deiatelnost_na_urokakh_gografii"
    ["file_id"] => string(6) "652381"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1717807043"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "«Использование проектной технологии на уроках»"
    ["seo_title"] => string(50) "ispol-zovaniie-proiektnoi-tiekhnologhii-na-urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "301589"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456940093"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_uchashchikhsia_kak_forma_organizatsii_deiatelnosti_ucha"
    ["file_id"] => string(6) "630899"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1683275812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства