Для того, чтобы повысить эффективность развития познавательной деятельности и дать новые возможности для творческого роста учащихся, нужно разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких направлений является проектная деятельность учащихся, которая способствует более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на уроках гографии»
Проектная деятельность на уроках географии
Горянская Ирина Николаевна
учитель географии
МБОУ Дуройская СОШ
Приаргунский район
Забайкальский край
На современном этапе работы школы, когда одной из главных задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.
Для того, чтобы повысить эффективность развития познавательной деятельности и дать новые возможности для творческого роста учащихся, нужно разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких направлений является проектная деятельность учащихся, которая способствует более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний.
Согласно модернизации Российского образования школа должна формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы школьников.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов ( на интеграционной основе)
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен выбрать подходящую информацию и правильно её использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Выделим возможные типы учебных проектов.
По доминирующей деятельности:
Исследовательские: такие проекты хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
Информационные: этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
Творческие: эти проекты, как правило не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах ( совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции);
Игровые: в таких проектах структура также только начинается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая,, приключенческая;
Практические: Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем это результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал). Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта.
Что касается характера контактов, то проекты могут быть:
- внутренними или региональными (т.е в пределах одной страны);
- международными ( участники проекта являются представителями разных стран);
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
- личностные ( между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
- парные (между парами участников);
- групповые ( между группами участников).
Очень важно, что при работе над проектом ученики не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
Готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемых в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Основную работу учащийся выполняет самостоятельно. Создан цикл учебных проектов по теме «Как люди открывали мир» для 7 класса; выполнен совместный проект с учениками 9 класса «Половозрастная пирамида», с 10-классниками создают страноведческие проекты.
1. Проекты по географической картографии. Современный человек должен уметь пользовать планами, картами, снимками, атласами столь же привычно и свободно как книгами и компьютером.
2. Познавательный и увлекательный географический экскурс по Забайкальскому краю. Работа представлена в форме туристического маршрута: «Чудеса Забайкалья» и «Заповедные места Забайкалья».
3. В 8 классе проводится конкурс презентаций по теме «Байкал – жемчужина Сибири». Перед учащимися ставится проблема: выяснить, в чем уникальность озера Байкала.
4. Также в 10, 11 классе проводится урок-проект «строим Экоград». Где ребята проектируют экологически чистый автомобиль, зону отдыха.
5. Ребята 5-7 классов создают самостоятельно кроссворды, филворды, географические викторины, делаю игры (например «Топографическое домино»), модели гор, флюгера, барометра.
При работе над проектами были использованы такие программы как: Microsoft Word, Microsoft Power Point.
В заключение хотелось бы отметить, что работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.