(слайд№1)Мастер-класс «Использование проектной технологии на уроках географии»
1. Вступление.
Добрый день дорогие друзья! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование проектной технологии на уроках географии»
(слайд№2)Цель мастер - класса:
познакомить слушателей с особенностями организации и проведения проектного занятия по краеведению
(слайд№3)Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи :
- осветить современные подходы к организации проектной деятельности школьников;
- систематизировать информацию об отличительных характеристиках и о формах представления результатов проектной деятельности учащихся;
- научить в общих чертах методике постановки проектной деятельности школьников.
(слайд№4)Ко мне на урок приходят одновременно дети с разными способностями, склонностями, увлечениями, различным уровнем подготовки. В этом случае моя задача– включить в активную работу по своему предмету каждого ребенка, чтобы каждому было интересно, чтобы каждый за 45 минут урока прожил маленькую жизнь сопряжения с другими, а не просто считал минуты до звонка. Поэтому я стараюсь предоставить каждому возможность испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности совместной деятельности с учетом его индивидуальности и выбора, используя при этом различные современные образовательные технологии, одной из которых является метод проектов.
(слайд№5)В начале урока «открытия» знаний я организую включение каждого ребенка в учебный процесс. Затем идет подготовка их мышления к самостоятельному выполнению следующего шага и осознание его необходимости. На этапе проектирования каждый ребенок сам ставит перед собой учебную цель, определяет средство и способ ее достижения, строит и реализует план своих действий. Затем самоконтроль, самооценка, включение в систему знаний, тренинг, сопровождающийся рефлексивным осмыслением и коррекцией своих индивидуальных затруднений. И только после этого контроль, причем обучающий.
Такой способ учения становится для детей привычным и радостным: позволяет усвоить знания, пережить свой личный успех в познавательной деятельности, найти и исправить собственные ошибки.
Еще Ж. – Ж. Руссо заметил, что среди многих тропинок к знанию самая важная и самая короткая та, что позволяет получать знания с затруднениями. !О том же говорил и Л. В. Занков: «Опыт преодоления дает личности возможность полноценно развиваться, помогает становлению тех качеств, которые нужны для того, чтобы быть успешным в жизни».
2.Имитационная игра « Проектное занятие»
Ученический проект представляет собой совокупность определенных действий, реализующих замысел для создания реального объекта, предмета или теоретического продукта. Особенности проектного занятия: исследовательский характер, самостоятельность, результативность.
- Скажит,е пожалуйста, кто из вас читает местную прессу? ( «Сельские нивы Авыл тормышы, Аргуметы и факты, Стерлитамакский рабочий, Стерлитамак неделя)
- Какие журналы вы читаете?
(слайд№6)-А сегодня выйдет в свет первый номер местной газеты «Люби и знай свой край». Редакторами этой газеты станете вы сами, уважаемые коллеги. Для этого я приглашаю на сцену группу из 8 человек. На спинках ваших стульев приклеены карточки двух цветов, возьмите их и сядьте по группам в соответствии с цветом.
А вы будете свидетелями рождения нашей газеты.
Итак, задание участникам игры – в течение 10 минут вам необходимо придумать и сделать проект на заданную тему. Сегодня вашему вниманию мы представляем две рубрики: (слайд№7)«Наши достопримечательности» и «Защитим природу». Для 1 группы - реклама продукции совхоза «Рощинский», 2 группа - защита Шиханов. По окончании работы каждая группа представляет нам свой проект и защищает его.
(слайд№8)Напоминаю, что этапы работы над проектом могут быть следующими:
1.Определение темы, цели проекта.
2. Формирование групп, планирование, распределение труда (выбор методов и объектов исследования).
3. Исследование проблемы на основе распределения труда.
4. Оформление проектных материалов.
5. Презентация (защита) проекта.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
2. Теоретическая часть.
(слайд№9)На уроках географии я часто использую проектную технологию, и мои обучающиеся работают над проектами. Например, в качестве проекта ученикам предлагается «выпустить» номер исторического журнала, посвященного изучаемой теме. Ученики делятся на малые группы, функции которых определяются их ролью в «журнале».
Можно выделить следующие группы учеников: (слайд№10)1. «Редакторы». На основе изучения материалов учебного пособия пишут «передовицу», где раскрывают значение данных исторических событий, актуальность проблематики для современности. Готовят «презентацию» номера журнала. 2. «Информационный отдел». Готовят для журнала материал информационного характера: заметка об историческом событии или деятеле, «репортаж с места события», «интервью» с очевидцем или специалистом и т.п. 3. «Аналитический отдел». Пишут материалы аналитического жанра: статья, эссе, обозрение, очерк и т.п. 4. Отдел, отвечающий за подготовку развлекательно-познавательного материала под рубриками: «Это интересно». Ученики могут подготовить фельетон, эпиграммы, анекдоты, ребусы, кроссворды по изучаемой теме. 5. «Художники-оформители». Отбирают или создают свои иллюстрации для журнала.
При изучении темы «Закономерности распределения тепла и влаги на территории России» учащиеся создали разные буклеты.
(слайд№11)Вчера на конкурсном уроке при изучении темы «Реки» ребята во время путешествия выяснили, к какому морю выводит нас Стерля и на своих корабликах написали свой маршрут.
На таких уроках у учащихся развивается умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, при решении творческих и логических заданий, а также развивается воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширяется кругозор и словарный запас.
Пока наши группы работают, уважаемые коллеги, давайте мы с вами спланируем и другие рубрики нашей газеты. Какие у вас будут предложения?
Наши группы готовы, и мы приступаем к презентации первого номера нашей газеты «Люби и знай свой край» от 21 февраля 2013 года. Итак, презентация рубрики «Наши достопримечательности»(рубрика «Защитим природу».(выступление групп – 2 мин.).
4. Подведение итогов мастер-класса (рефлексия).
А сейчас мы подведем итоги нашего мастер-класса. Я предлагаю Вам на выбор одно из неоконченных предложений. Продолжите его пожалуйста:
(слайд№12)- В сегодняшнем путешествии мне понравилось…
- Я узнал.
- Работа в нашей турфирме была…
- Я хочу пожелать…
(слайд№13)Спасибо всем за работу! До встречи!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Использование проектной технологии на уроках»»
(слайд№1)Мастер-класс «Использование проектной технологии на уроках географии»
1. Вступление.
Добрый день дорогие друзья! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование проектной технологии на уроках географии»
(слайд№2)Цель мастер - класса:
познакомить слушателей с особенностями организации и проведения проектного занятия по краеведению
(слайд№3)Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи :
- осветить современные подходы к организации проектной деятельности школьников;
- систематизировать информацию об отличительных характеристиках и о формах представления результатов проектной деятельности учащихся;
- научить в общих чертах методике постановки проектной деятельности школьников.
(слайд№4)Ко мне на урок приходят одновременно дети с разными способностями, склонностями, увлечениями, различным уровнем подготовки. В этом случае моя задача– включить в активную работу по своему предмету каждого ребенка, чтобы каждому было интересно, чтобы каждый за 45 минут урока прожил маленькую жизнь сопряжения с другими, а не просто считал минуты до звонка. Поэтому я стараюсь предоставить каждому возможность испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности совместной деятельности с учетом его индивидуальности и выбора, используя при этом различные современные образовательные технологии, одной из которых является метод проектов.
(слайд№5)В начале урока «открытия» знаний я организую включение каждого ребенка в учебный процесс. Затем идет подготовка их мышления к самостоятельному выполнению следующего шага и осознание его необходимости. На этапе проектирования каждый ребенок сам ставит перед собой учебную цель, определяет средство и способ ее достижения, строит и реализует план своих действий. Затем самоконтроль, самооценка, включение в систему знаний, тренинг, сопровождающийся рефлексивным осмыслением и коррекцией своих индивидуальных затруднений. И только после этого контроль, причем обучающий.
Такой способ учения становится для детей привычным и радостным: позволяет усвоить знания, пережить свой личный успех в познавательной деятельности, найти и исправить собственные ошибки.
Еще Ж. – Ж. Руссо заметил, что среди многих тропинок к знанию самая важная и самая короткая та, что позволяет получать знания с затруднениями. !О том же говорил и Л. В. Занков: «Опыт преодоления дает личности возможность полноценно развиваться, помогает становлению тех качеств, которые нужны для того, чтобы быть успешным в жизни».
2.Имитационная игра « Проектное занятие»
Ученический проект представляет собой совокупность определенных действий, реализующих замысел для создания реального объекта, предмета или теоретического продукта. Особенности проектного занятия: исследовательский характер, самостоятельность, результативность.
- Скажит,е пожалуйста , кто из вас читает местную прессу? ( «Сельские нивы Авыл тормышы, Аргуметы и факты, Стерлитамакский рабочий, Стерлитамак неделя)
- Какие журналы вы читаете?
(слайд№6)-А сегодня выйдет в свет первый номер местной газеты «Люби и знай свой край». Редакторами этой газеты станете вы сами, уважаемые коллеги. Для этого я приглашаю на сцену группу из 8 человек. На спинках ваших стульев приклеены карточки двух цветов, возьмите их и сядьте по группам в соответствии с цветом.
А вы будете свидетелями рождения нашей газеты.
Итак, задание участникам игры – в течение 10 минут вам необходимо придумать и сделать проект на заданную тему. Сегодня вашему вниманию мы представляем две рубрики: (слайд№7)«Наши достопримечательности» и «Защитим природу». Для 1 группы - реклама продукции совхоза «Рощинский», 2 группа - защита Шиханов. По окончании работы каждая группа представляет нам свой проект и защищает его.
(слайд№8)Напоминаю, что этапы работы над проектом могут быть следующими:
1.Определение темы, цели проекта.
2. Формирование групп, планирование, распределение труда (выбор методов и объектов исследования).
3. Исследование проблемы на основе распределения труда.
4. Оформление проектных материалов.
5. Презентация (защита) проекта.
6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
2. Теоретическая часть.
(слайд№9)На уроках географии я часто использую проектную технологию, и мои обучающиеся работают над проектами. Например, в качестве проекта ученикам предлагается «выпустить» номер исторического журнала, посвященного изучаемой теме. Ученики делятся на малые группы, функции которых определяются их ролью в «журнале».
Можно выделить следующие группы учеников: (слайд№10)1. «Редакторы». На основе изучения материалов учебного пособия пишут «передовицу», где раскрывают значение данных исторических событий, актуальность проблематики для современности. Готовят «презентацию» номера журнала. 2. «Информационный отдел». Готовят для журнала материал информационного характера: заметка об историческом событии или деятеле, «репортаж с места события», «интервью» с очевидцем или специалистом и т.п. 3. «Аналитический отдел». Пишут материалы аналитического жанра: статья, эссе, обозрение, очерк и т.п. 4. Отдел, отвечающий за подготовку развлекательно-познавательного материала под рубриками: «Это интересно». Ученики могут подготовить фельетон, эпиграммы, анекдоты, ребусы, кроссворды по изучаемой теме. 5. «Художники-оформители». Отбирают или создают свои иллюстрации для журнала.
При изучении темы «Закономерности распределения тепла и влаги на территории России» учащиеся создали разные буклеты.
(слайд№11)Вчера на конкурсном уроке при изучении темы «Реки» ребята во время путешествия выяснили, к какому морю выводит нас Стерля и на своих корабликах написали свой маршрут.
На таких уроках у учащихся развивается умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, при решении творческих и логических заданий, а также развивается воображение, наблюдательность, любознательность, логическое и образное мышление, расширяется кругозор и словарныйзапас.
Пока наши группы работают, уважаемые коллеги, давайте мы с вами спланируем и другие рубрики нашей газеты. Какие у вас будут предложения?
Наши группы готовы, и мы приступаем к презентации первого номера нашей газеты «Люби и знай свой край» от 21 февраля 2013 года. Итак, презентация рубрики «Наши достопримечательности»(рубрика «Защитим природу».(выступление групп – 2 мин.).
4. Подведение итогов мастер-класса (рефлексия).
А сейчас мы подведем итоги нашего мастер-класса. Я предлагаю Вам на выбор одно из неоконченных предложений. Продолжите его пожалуйста:
(слайд№12)- Мне понравилось…
- Я узнал…
- Работа в нашей турфирме была…
- Я хочу пожелать…
(слайд№13)Спасибо всем за работу! До встречи!
При использовании проектной технологии задача учителя многократно усложняется. Теперь он не просто объясняет новый материал, а создает ситуацию, когда дети сами его «откроют» для себя. Таким образом, ребенок становится в позицию своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. У учащихся формируются такие мыслительные операции как анализ, синтез, оценка и рефлексия. Учитель перестает выполнять просто информационные функции, а становится управленцем, организующим самостоятельную познавательную деятельность детей.