Нестандартные методы словарной работы на уроках.
Учитель М.М.Анисимова
Игровая деятельность является наиболее эффективным средством коррекции интеллектуального развития школьника, ведь без игры ребенок не может нормально развиваться, ориентироваться в окружающем мире. Графическое изображение звуков буквами, поскольку главным компонентом, формирующим грамотность обучающихся, является зрительная память, и именно зрительное восприятие и зрительный образ слов лежат в основе запоминания.
Эти и другие проблемы помогают решать правильно подобранные дидактические игры, игровые упражнения и задания, тесно связанные с учебным процессом. Обучающиеся легче адаптируются в школе, у них пробуждается интерес к процессу познания. Значительное место в системе развития речи занимает работа со словарем.
Применение различных занимательных игровых пособий, кроссвордов, ребусов, специально разработанных развивающих игр, игровых заданий и упражнений повышает эффективность занятий по расширению словарного запаса.
Предлагаемые игры можно использовать во всех классах, они имеют различную степень трудности, что даёт возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний, возрастом, разной степенью сложности дефекта.
Примерные задания.
- В качестве шифра используются цифры или числа, полученные в результате решения примеров. В таблице соответствий можно использовать весь алфавит или его часть.
- В карточке с зашифрованным словом нужно заменить цифры на определённые буквы из таблицы соответствий по порядку. Написать буквы и прочитать зашифрованное слово.
- В карточке с арифметическими действиями (сложение, вычитание, умножение, деление) нужно решить примеры, заменить полученные ответы на соответствующие буквы, написать их на доске и прочитать зашифрованное слово. Сумма, разность, произведение, частное не должно превышать количество используемых букв в таблице соответствий.
Задачи. Развивать математические способности. Закрепить правил сложения, вычитания, деления, умножения; учить решать арифметические примеры; совершенствовать навыки сличения, сопоставления, соотнесения.
В качестве шифра используются геометрические фигуры. Рассмотреть таблицу соответствий , определить какая геометрическая фигура какой букве соответствует.
- В карточке с зашифрованным словом заменить изображённые на ней геометрические фигуры из таблицы соответствий, написать и прочитать зашифрованное слово.
- В качестве шифра можно использовать похожие друг на друга знаки.
Задачи. Научиться обобщать представления; развивать внимание; совершенствовать способы сличения, сопоставления, соотнесения; развивать способность локализовать заданную форму в пространстве(на карточке в, в таблице).
- В качестве шифра используется циферблат часов со стрелками, на котором часы и минуты обозначают определенные буквы. На карточке обозначено определенное время.
- Нужно установить с помощью стрелок время, указанное на карточке, назвать его, заменить часы и минуты на соответствующие буквы, записать их по порядку и прочитать зашифрованное слово. Детям предлагаются карточки с заданиями по мере усложнения.
- Сначала на карточке указывается время, обозначенное полным часом (до 12 часов), затем вводятся минуты – прежде определяется буква, соответствующая направлению часовой стрелки, а затем минутой. Позже детям предлагаются карточки с указанием времени (до 24 часов) полных часов и минут. Выбор карточки зависит от того, насколько учащийся владеет единицами времени и их количественной характеристикой.
- Совершенствовать знания об основных календарных единицах времени, их количественной характеристике и восприятии их продолжительности; научиться ориентироваться во времени; определять, измерять по часам, уметь воспроизводить написанное (на карточке) время на циферблате; развивать внимание; совершенствовать навыки сличения, сопоставления, соотнесения.
- Прочитать слово на карточке, написанное наоборот – справа налево. Можно подсказать правило выполнения задания или предложить подумать, как прочитать зашифрованное слово.
- Составить слово из данных букв путем их перестановки. Научить детей зашифровывать слова зеркальным методом.
- В качестве шифра используются буквы с отсутствием некоторых частей. Нужно мысленно дописать недостающую часть буквы, затем восстановить все буквы на доске и прочитать зашифрованное слово.
- На карточках – зашифрованные слова, прочтение которых затрудняют различные линии, точки, штрихи, пересекающие буквы данного слова. Нужно прочитать зашифрованное слово в зашумленном пространстве или в условиях маскировки. Возможно использование компенсаторных приёмов: обведение контура букв пальцем, указкой, мелом и т.д.
Задачи. Развивать умение комбинировать слова из ограниченного сочетания букв; уметь составлять слова по определенному правилу; развивать умение целостно воспринимать образы букв; развивать воображение, память, внимание; развивать умение осуществлять зрительно – мыслительный анализ способа расположения букв; развивать и активизировать образную и зрительную память; учить детей вглядываться, включая все зрительные функции (различие, локализация, фиксация, глубинное зрение и т.д.)
- В качестве шифра используется указатель направления поиска букв в виде стрелок.
- Карточки с изображение цифр и букв, соединенных между собой стрелками. Цифра указывает порядковое место буквы в слове. Нужно разместить все буквы по порядку, написать и прочитать слово.
- Карточки с изображением букв и указанием последовательности их прочтения (начало слова обозначено красной точкой). Прочитать зашифрованное слово.
Задачи. Научить ориентироваться на плоскости по указанному направлению; сформировать понятия о схемах, чертежах; помочь формированию зрительно – пространственных навыков; развивать внимание.
- На расчерченной на клетки карточке зашифровано слово или несколько слов, прочтение которых затрудняют различные перепутанные ломаные линии – черные или цветные. Каждый столбик клеточек обозначает определенную букву, которая расположена внизу карточки.
- При помощи указки, карандаша, мела или способом зрительного прослеживания нужно «пройти» по направлению линии, начиная от точки. Угол поворота линии в определенной клетке обозначает буквы в данном столбике клеток.
- Нужно найти все встречающие на пути буквы, написать их по порядку на доске и прочитать зашифрованное слово.
Задачи. Научить ориентироваться на плоскости по указанному направлению; сформировать элементарные понятия о схемах, чертежах, графиках; сформировать зрительно – пространственные навыки; развивать внимание.