Игровая деятельность является наиболее эффективным средством коррекции интеллектуального развития школьника, ведь без игры ребенок не может нормально развиваться, ориентироваться в окружающем мире. Графическое изображение звуков буквами, поскольку главным компонентом, формирующим грамотность обучающихся, является зрительная память, и именно зрительное восприятие и зрительный образ слов лежат в основе запоминания.
Эти и другие проблемы помогают решать правильно подобранные дидактические игры, игровые упражнения и задания, тесно связанные с учебным процессом. Обучающиеся легче адаптируются в школе, у них пробуждается интерес к процессу познания. Значительное место в системе развития речи занимает работа со словарем.
Применение различных занимательных игровых пособий, кроссвордов, ребусов, специально разработанных развивающих игр, игровых заданий и упражнений повышает эффективность занятий по расширению словарного запаса.
Предлагаемые игры можно использовать во всех классах, они имеют различную степень трудности, что даёт возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний, возрастом, разной степенью сложности дефекта.
Примерные задания.
В качестве шифра используются цифры или числа, полученные в результате решения примеров. В таблице соответствий можно использовать весь алфавит или его часть.
В карточке с зашифрованным словом нужно заменить цифры на определённые буквы из таблицы соответствий по порядку. Написать буквы и прочитать зашифрованное слово.
В карточке с арифметическими действиями (сложение, вычитание, умножение, деление) нужно решить примеры, заменить полученные ответы на соответствующие буквы, написать их на доске и прочитать зашифрованное слово. Сумма, разность, произведение, частное не должно превышать количество используемых букв в таблице соответствий.
В качестве шифра используются геометрические фигуры. Рассмотреть таблицу соответствий , определить какая геометрическая фигура какой букве соответствует.
В карточке с зашифрованным словом заменить изображённые на ней геометрические фигуры из таблицы соответствий, написать и прочитать зашифрованное слово.
В качестве шифра можно использовать похожие друг на друга знаки.
Задачи. Научиться обобщать представления; развивать внимание; совершенствовать способы сличения, сопоставления, соотнесения; развивать способность локализовать заданную форму в пространстве(на карточке в, в таблице).
В качестве шифра используется циферблат часов со стрелками, на котором часы и минуты обозначают определенные буквы. На карточке обозначено определенное время.
Нужно установить с помощью стрелок время, указанное на карточке, назвать его, заменить часы и минуты на соответствующие буквы, записать их по порядку и прочитать зашифрованное слово. Детям предлагаются карточки с заданиями по мере усложнения.
Сначала на карточке указывается время, обозначенное полным часом (до 12 часов), затем вводятся минуты – прежде определяется буква, соответствующая направлению часовой стрелки, а затем минутой. Позже детям предлагаются карточки с указанием времени (до 24 часов) полных часов и минут. Выбор карточки зависит от того, насколько учащийся владеет единицами времени и их количественной характеристикой.
Совершенствовать знания об основных календарных единицах времени, их количественной характеристике и восприятии их продолжительности; научиться ориентироваться во времени; определять, измерять по часам, уметь воспроизводить написанное (на карточке) время на циферблате; развивать внимание; совершенствовать навыки сличения, сопоставления, соотнесения.
Прочитать слово на карточке, написанное наоборот – справа налево. Можно подсказать правило выполнения задания или предложить подумать, как прочитать зашифрованное слово.
Составить слово из данных букв путем их перестановки. Научить детей зашифровывать слова зеркальным методом.
В качестве шифра используются буквы с отсутствием некоторых частей. Нужно мысленно дописать недостающую часть буквы, затем восстановить все буквы на доске и прочитать зашифрованное слово.
На карточках – зашифрованные слова, прочтение которых затрудняют различные линии, точки, штрихи, пересекающие буквы данного слова. Нужно прочитать зашифрованное слово в зашумленном пространстве или в условиях маскировки. Возможно использование компенсаторных приёмов: обведение контура букв пальцем, указкой, мелом и т.д.
Задачи. Развивать умение комбинировать слова из ограниченного сочетания букв; уметь составлять слова по определенному правилу; развивать умение целостно воспринимать образы букв; развивать воображение, память, внимание; развивать умение осуществлять зрительно – мыслительный анализ способа расположения букв; развивать и активизировать образную и зрительную память; учить детей вглядываться, включая все зрительные функции (различие, локализация, фиксация, глубинное зрение и т.д.)
В качестве шифра используется указатель направления поиска букв в виде стрелок.
Карточки с изображение цифр и букв, соединенных между собой стрелками. Цифра указывает порядковое место буквы в слове. Нужно разместить все буквы по порядку, написать и прочитать слово.
Карточки с изображением букв и указанием последовательности их прочтения (начало слова обозначено красной точкой). Прочитать зашифрованное слово.
Задачи. Научить ориентироваться на плоскости по указанному направлению; сформировать понятия о схемах, чертежах; помочь формированию зрительно – пространственных навыков; развивать внимание.
На расчерченной на клетки карточке зашифровано слово или несколько слов, прочтение которых затрудняют различные перепутанные ломаные линии – черные или цветные. Каждый столбик клеточек обозначает определенную букву, которая расположена внизу карточки.
При помощи указки, карандаша, мела или способом зрительного прослеживания нужно «пройти» по направлению линии, начиная от точки. Угол поворота линии в определенной клетке обозначает буквы в данном столбике клеток.
Нужно найти все встречающие на пути буквы, написать их по порядку на доске и прочитать зашифрованное слово.
Задачи. Научить ориентироваться на плоскости по указанному направлению; сформировать элементарные понятия о схемах, чертежах, графиках; сформировать зрительно – пространственные навыки; развивать внимание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нестандартные методы словарной работы на уроках. »
Нестандартные методы словарной работы на уроках.
Учитель М.М.Анисимова
Игровая деятельность является наиболее эффективным средством коррекции интеллектуального развития школьника, ведь без игры ребенок не может нормально развиваться, ориентироваться в окружающем мире. Графическое изображение звуков буквами, поскольку главным компонентом, формирующим грамотность обучающихся, является зрительная память, и именно зрительное восприятие и зрительный образ слов лежат в основе запоминания.
Эти и другие проблемы помогают решать правильно подобранные дидактические игры, игровые упражнения и задания, тесно связанные с учебным процессом. Обучающиеся легче адаптируются в школе, у них пробуждается интерес к процессу познания. Значительное место в системе развития речи занимает работа со словарем.
Применение различных занимательных игровых пособий, кроссвордов, ребусов, специально разработанных развивающих игр, игровых заданий и упражнений повышает эффективность занятий по расширению словарного запаса.
Предлагаемые игры можно использовать во всех классах, они имеют различную степень трудности, что даёт возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний, возрастом, разной степенью сложности дефекта.
Примерные задания.
В качестве шифра используются цифры или числа, полученные в результате решения примеров. В таблице соответствий можно использовать весь алфавит или его часть.
В карточке с зашифрованным словом нужно заменить цифры на определённые буквы из таблицы соответствий по порядку. Написать буквы и прочитать зашифрованное слово.
В карточке с арифметическими действиями (сложение, вычитание, умножение, деление) нужно решить примеры, заменить полученные ответы на соответствующие буквы, написать их на доске и прочитать зашифрованное слово. Сумма, разность, произведение, частное не должно превышать количество используемых букв в таблице соответствий.
В качестве шифра используются геометрические фигуры. Рассмотреть таблицу соответствий , определить какая геометрическая фигура какой букве соответствует.
В карточке с зашифрованным словом заменить изображённые на ней геометрические фигуры из таблицы соответствий, написать и прочитать зашифрованное слово.
В качестве шифра можно использовать похожие друг на друга знаки.
Задачи. Научиться обобщать представления; развивать внимание; совершенствовать способы сличения, сопоставления, соотнесения; развивать способность локализовать заданную форму в пространстве(на карточке в, в таблице).
В качестве шифра используется циферблат часов со стрелками, на котором часы и минуты обозначают определенные буквы. На карточке обозначено определенное время.
Нужно установить с помощью стрелок время, указанное на карточке, назвать его, заменить часы и минуты на соответствующие буквы, записать их по порядку и прочитать зашифрованное слово. Детям предлагаются карточки с заданиями по мере усложнения.
Сначала на карточке указывается время, обозначенное полным часом (до 12 часов), затем вводятся минуты – прежде определяется буква, соответствующая направлению часовой стрелки, а затем минутой. Позже детям предлагаются карточки с указанием времени (до 24 часов) полных часов и минут. Выбор карточки зависит от того, насколько учащийся владеет единицами времени и их количественной характеристикой.
Задачи. Совершенствовать знания об основных календарных единицах времени, их количественной характеристике и восприятии их продолжительности; научиться ориентироваться во времени; определять, измерять по часам, уметь воспроизводить написанное (на карточке) время на циферблате; развивать внимание; совершенствовать навыки сличения, сопоставления, соотнесения.
Прочитать слово на карточке, написанное наоборот – справа налево. Можно подсказать правило выполнения задания или предложить подумать, как прочитать зашифрованное слово.
Составить слово из данных букв путем их перестановки. Научить детей зашифровывать слова зеркальным методом.
В качестве шифра используются буквы с отсутствием некоторых частей. Нужно мысленно дописать недостающую часть буквы, затем восстановить все буквы на доске и прочитать зашифрованное слово.
На карточках – зашифрованные слова, прочтение которых затрудняют различные линии, точки, штрихи, пересекающие буквы данного слова. Нужно прочитать зашифрованное слово в зашумленном пространстве или в условиях маскировки. Возможно использование компенсаторных приёмов: обведение контура букв пальцем, указкой, мелом и т.д.
Задачи. Развивать умение комбинировать слова из ограниченного сочетания букв; уметь составлять слова по определенному правилу; развивать умение целостно воспринимать образы букв; развивать воображение, память, внимание; развивать умение осуществлять зрительно – мыслительный анализ способа расположения букв; развивать и активизировать образную и зрительную память; учить детей вглядываться, включая все зрительные функции (различие, локализация, фиксация, глубинное зрение и т.д.)
В качестве шифра используется указатель направления поиска букв в виде стрелок.
Карточки с изображение цифр и букв, соединенных между собой стрелками. Цифра указывает порядковое место буквы в слове. Нужно разместить все буквы по порядку, написать и прочитать слово.
Карточки с изображением букв и указанием последовательности их прочтения (начало слова обозначено красной точкой). Прочитать зашифрованное слово.
Задачи. Научить ориентироваться на плоскости по указанному направлению; сформировать понятия о схемах, чертежах; помочь формированию зрительно – пространственных навыков; развивать внимание.
На расчерченной на клетки карточке зашифровано слово или несколько слов, прочтение которых затрудняют различные перепутанные ломаные линии – черные или цветные. Каждый столбик клеточек обозначает определенную букву, которая расположена внизу карточки.
При помощи указки, карандаша, мела или способом зрительного прослеживания нужно «пройти» по направлению линии, начиная от точки. Угол поворота линии в определенной клетке обозначает буквы в данном столбике клеток.
Нужно найти все встречающие на пути буквы, написать их по порядку на доске и прочитать зашифрованное слово.
Задачи. Научить ориентироваться на плоскости по указанному направлению; сформировать элементарные понятия о схемах, чертежах, графиках; сформировать зрительно – пространственные навыки; развивать внимание.