kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модульная система обучения на уроках географии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.              

 Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединеныучебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят: *целевой план действий; *банк информации; *методическое руководство по достижению дидактических целей.               Модуль можно рассматривать как программу обучения,индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика. *Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. *Задачи учителя - мотивировать процесс обучения,осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно ихконсультировать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модульная система обучения на уроках географии. »

Министерство просвещения ПМР  ГОУ СПО « Каменский политехнический техникум »      Модульная  система обучения на уроках географии   Торговцева Нина Валентиновна,  преподаватель географии ,   ГОУ СПО «Каменский  политехнический техникум»

Министерство просвещения ПМР ГОУ СПО « Каменский политехнический техникум » Модульная система обучения на уроках географии

Торговцева Нина Валентиновна,

преподаватель географии ,

ГОУ СПО «Каменский

политехнический техникум»

Понятие педагогической технологии  Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.  Б.Т. Лихачёв считает, что

Понятие педагогической технологии

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.

Б.Т. Лихачёв считает, что "она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса".

Модульное обучение  Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.  Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят: целевой план действий; банк информации; методическое руководство по достижению дидактических целей.  Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.

Модульное обучение

Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят:

  • целевой план действий;
  • банк информации;
  • методическое руководство по достижению дидактических целей.

Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.

Сущность модульного обучения

Сущность модульного обучения

  • Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
  • Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.
Направления реализации модульного обучения поуровневая дифференциация обучения  учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи организация индивидуального контроля

Направления реализации модульного обучения

поуровневая дифференциация обучения

учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала

индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи

организация индивидуального контроля

Поуровневая дифференциация обучения  Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - А, В и С.

Поуровневая дифференциация обучения

Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - А, В и С.

  • Уровень А соответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на ученика с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала.
  • Уровень В для учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении.
  • Уровень С представляет собой углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации.
Учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов учащиеся могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей. Это один из способов положительной мотивации учения.

Учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала

Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов учащиеся могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей.

Это один из способов положительной мотивации учения.

Индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи  В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной  форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.

Индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи

В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует

  • парной,
  • групповой,
  • коллективной

форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.

Организация индивидуального контроля

Организация индивидуального контроля

  • Входной контроль определяет степень готовности ученика к работе на уровне А, В или С.
  • Выходной контроль соответствует минимальному уровню усвоения знаний.
Требования к модульному обучению

Требования к модульному обучению

  • Разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику на каждом модульном уроке.
  • Каждый вид учебных элементов призван активизировать определённые мыслительные механизмы: память, восприятие, мышление и т.д. использование табличных, иллюстративных, кино-видео УЭ позволяет построить зрительное представление об объекте или процессе.
  • Текст, как носитель учебной информации, применяется наиболее часто как в традиционной школе, так и при модульном обучении.
  • Строгая дозировка объёма текстового УЭ в модуле является его отличительной особенностью.
  • Индивидуальный темп изучения материала учащимся обусловлен скоростью чтения и понимания прочитанного.
Основы технологии модульного обучения

Основы технологии модульного обучения

  • Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль.
Алгоритм составления модуля 1. Определение места модульного урока в теме; 2. Формулировка темы урока; 3. Определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения; 4. Подбор необходимого фактического материала; 5. Отбор методов и форм преподавания и контроля; 6. Определение способов учебной деятельности учащихся; 7. Составление модуля данного урока; 8. Подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).

Алгоритм составления модуля

1. Определение места модульного урока в теме;

2. Формулировка темы урока;

3. Определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;

4. Подбор необходимого фактического материала;

5. Отбор методов и форм преподавания и контроля;

6. Определение способов учебной деятельности учащихся;

7. Составление модуля данного урока;

8. Подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).

Алгоритм составления модуля 7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них;  Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:

Алгоритм составления модуля

7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них;

Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:

  • УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;
  • УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;
  • УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих).
Основы технологии модульного обучения

Основы технологии модульного обучения

  • Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.
Основы технологии модульного обучения

Основы технологии модульного обучения

  • Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний:
  • восприятие;
  • понимание;
  • осмысление;
  • запоминание;
  • применение;
  • обобщение;
  • систематизация.
Пример применения технологии модульного обучения на уроке географии При изучении темы «География промышленности регионов России» используется модульное обучение. Модульная педагогическая технология показывает, что традиционные дидактические подходы малоэффективны в отношении усвоения учебного материала. В модульной системе активный процесс обучения состоит из таких важных этапов, как: Принятие цели учеником; Подготовка к восприятию нового; Практическая учебная деятельность; Анализ содержания, построение доказательств; Подведение итогов учения, оценка; Подготовка новых целей.

Пример применения технологии модульного обучения на уроке географии

При изучении темы «География промышленности регионов России» используется модульное обучение. Модульная педагогическая технология показывает, что традиционные дидактические подходы малоэффективны в отношении усвоения учебного материала. В модульной системе активный процесс обучения состоит из таких важных этапов, как:

  • Принятие цели учеником;
  • Подготовка к восприятию нового;
  • Практическая учебная деятельность;
  • Анализ содержания, построение доказательств;
  • Подведение итогов учения, оценка;
  • Подготовка новых целей.

Модульная технология определят четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, индивидуально работать с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.  Преимущество модульной технологии по сравнению с другими технологиями: возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой; возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость; возможность работать дома в случае пропусков по болезни; комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий контроль»); развитие личностных качеств учащегося (самостоятельности; умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность); консультирование и дозированная персональная помощь от учителя. Конечно, несмотря на мобильность, гибкость и простоту применения, модульная технология имеет свои проблемы и недостатки.  К ним относятся:

Модульная технология определят четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, индивидуально работать с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.

Преимущество модульной технологии по сравнению с другими технологиями:

  • возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;
  • возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;
  • возможность работать дома в случае пропусков по болезни;
  • комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий контроль»);
  • развитие личностных качеств учащегося (самостоятельности; умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность);
  • консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.

Конечно, несмотря на мобильность, гибкость и простоту применения, модульная технология имеет свои проблемы и недостатки.

К ним относятся:

  • необходимость перестройки учебного процесса;
  • необходимость модульных программ по всем курсам школьной географии;
  • несоответствие современных учебников географии организации модульного обучения;
  • проблема разработки новых учебных и методических пособий; гигантская подготовительная работа учителя по разработке инструкций;
  • не всегда достоверны результаты самоконтроля и взаимоконтроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Использование современных образовательных технологий позволяет: планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению; значительно расширяет кругозор школьников в предметных областях; вооружают школьников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формируется социальный опыт к труду в общении; способствуют профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке; помогают эффективно проводить уроки, как в основной, так и в старшей школе, формируя важные личностные качества человека ХХ I века. .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование современных образовательных технологий позволяет:

  • планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению;
  • значительно расширяет кругозор школьников в предметных областях;
  • вооружают школьников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формируется социальный опыт к труду в общении;
  • способствуют профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке;
  • помогают эффективно проводить уроки, как в основной, так и в старшей школе, формируя важные личностные качества человека ХХ I века.

.

Скажи мне и я забуду,  Покажи мне и я запомню,  Вовлеки меня и я научусь.    Мудрая китайская пословица

Скажи мне и я забуду, Покажи мне и я запомню, Вовлеки меня и я научусь. Мудрая китайская пословица


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Модульная система обучения на уроках географии.

Автор: Торговцева Нина Валентиновна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "План-конспект урока географии на тему: « Воды Мирового океана» "
    ["seo_title"] => string(65) "plan-konspiekt-uroka-ghieoghrafii-na-tiemu-vody-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "110032"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405422548"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация на тему: Духовно - нравственное воспитание младших школьников на уроках ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(88) "priezientatsiianatiemudukhovnonravstviennoievospitaniiemladshikhshkolnikovnaurokakhorkse"
    ["file_id"] => string(6) "305834"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457991909"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Развитие  глобального  мышления   обучаемых "
    ["seo_title"] => string(48) "razvitiie-ghlobal-nogho-myshlieniia-obuchaiemykh"
    ["file_id"] => string(6) "174050"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424084471"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования  на 2014-2015 учебного года "
    ["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "132821"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416411991"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства