Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединеныучебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят: *целевой план действий; *банк информации; *методическое руководство по достижению дидактических целей. Модуль можно рассматривать как программу обучения,индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика. *Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. *Задачи учителя - мотивировать процесс обучения,осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно ихконсультировать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модульная система обучения на уроках географии. »
Министерство просвещения ПМРГОУ СПО«Каменский политехнический техникум»Модульнаясистема обучения на уроках географии
Торговцева Нина Валентиновна,
преподаватель географии,
ГОУ СПО «Каменский
политехнический техникум»
Понятие педагогической технологии
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств.
Б.Т. Лихачёв считает, что "она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса".
Модульное обучение
Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.
Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят:
целевой план действий;
банк информации;
методическое руководство по достижению дидактических целей.
Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика.
Сущность модульного обучения
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.
Направления реализации модульного обучения
поуровневая дифференциация обучения
учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала
индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи
организация индивидуального контроля
Поуровневая дифференциация обучения
Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - А, В и С.
Уровень Асоответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на ученика с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала.
Уровень Вдля учащихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении.
Уровень Спредставляет собой углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на учащихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации.
Учёт индивидуального темпа усвоения учебного материала
Учащиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов учащиеся могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей.
Это один из способов положительной мотивации учения.
Индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи
В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует
парной,
групповой,
коллективной
форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений.
Организация индивидуального контроля
Входной контроль определяет степень готовности ученика к работе на уровне А, В или С.
Выходной контроль соответствует минимальному уровню усвоения знаний.
Требования к модульному обучению
Разнообразие учебных элементов, предлагаемых ученику на каждом модульном уроке.
Каждый вид учебных элементов призван активизировать определённые мыслительные механизмы: память, восприятие, мышление и т.д. использование табличных, иллюстративных, кино-видео УЭ позволяет построить зрительное представление об объекте или процессе.
Текст, как носитель учебной информации, применяется наиболее часто как в традиционной школе, так и при модульном обучении.
Строгая дозировка объёма текстового УЭ в модуле является его отличительной особенностью.
Индивидуальный темп изучения материала учащимся обусловлен скоростью чтения и понимания прочитанного.
Основы технологии модульного обучения
Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащегося по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль.
Алгоритм составления модуля
1. Определение места модульного урока в теме;
2. Формулировка темы урока;
3. Определение и формулировка цели урока (в данном случае эта цель - интегрирующая) и конечных результатов обучения;
4. Подбор необходимого фактического материала;
5. Отбор методов и форм преподавания и контроля;
6. Определение способов учебной деятельности учащихся;
7. Составление модуля данного урока;
8. Подготовка необходимого количества копий текста урока (разработка модульного урока должна быть у каждого учащегося).
Алгоритм составления модуля
7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершённые учебные элементы (УЭ) и определёние частной дидактической цели каждого из них;
Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:
УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;
УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;
УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих).
Основы технологии модульного обучения
Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.
Основы технологии модульного обучения
Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний:
восприятие;
понимание;
осмысление;
запоминание;
применение;
обобщение;
систематизация.
Пример применения технологии модульного обучения на уроке географии
При изучении темы «География промышленности регионов России» используется модульное обучение. Модульная педагогическая технология показывает, что традиционные дидактические подходы малоэффективны в отношении усвоения учебного материала. В модульной системе активный процесс обучения состоит из таких важных этапов, как:
Принятие цели учеником;
Подготовка к восприятию нового;
Практическая учебная деятельность;
Анализ содержания, построение доказательств;
Подведение итогов учения, оценка;
Подготовка новых целей.
Модульная технология определят четкую структуру урока, дает учителю возможность «видеть» весь класс, индивидуально работать с каждым учеником, оказывать помощь отстающим.
Преимущество модульной технологии по сравнению с другими технологиями:
возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой;
возможность вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость;
возможность работать дома в случае пропусков по болезни;
комфортная обстановка на уроке (индивидуальный темп, «мягкий контроль»);
развитие личностных качеств учащегося (самостоятельности; умений ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность);
консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.
Конечно, несмотря на мобильность, гибкость и простоту применения, модульная технология имеет свои проблемы и недостатки.
К ним относятся:
необходимость перестройки учебного процесса;
необходимость модульных программ по всем курсам школьной географии;
несоответствие современных учебников географии организации модульного обучения;
проблема разработки новых учебных и методических пособий; гигантская подготовительная работа учителя по разработке инструкций;
не всегда достоверны результаты самоконтроля и взаимоконтроля.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование современных образовательных технологий позволяет:
планировать результативность работы, ставить конкретные цели и стремиться к их решению, вести непрерывную диагностику результативности образовательного процесса, способствует развитию познавательной мотивации к учению;
значительно расширяет кругозор школьников в предметных областях;
вооружают школьников универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формируется социальный опыт к труду в общении;
способствуют профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке;
помогают эффективно проводить уроки, как в основной, так и в старшей школе, формируя важные личностные качества человека ХХIвека.
.
Скажи мне и я забуду,Покажи мне и я запомню,Вовлеки меня и я научусь.Мудрая китайская пословица
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}