План-конспект урока географии на тему: « Воды Мирового океана»
План-конспект урока географии на тему: « Воды Мирового океана»
Урок построен на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданной рабочей тетрадью к уроку.
Методическая особенность урока – исследование. Это позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. Для организации работы обучающихся на уроке использованы методы сингапурской системы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Технологии:блочно – модульные, работа в малых группах, игра, проблемная ситуация, дифференцированные задания, структуры сингапурской методики – ( «ЭЙ АР ГАЙД» , «Микс – Фриз – Груп», «Билетик на выход»)
Класс разбит на группы по 4 человека( МЭНЭДЖ МЭТ).
ХАЙ ФАЙВ (СИГНАЛ ТИШИНЫ).
Учитель: Здравствуйте, садитесь.
II. Актуализация опорных знаний
Учитель: На столах у вас лежат карточки с различными изображениями. Попробуйте сгруппировать их по разделам атмосфера, литосфера.Как вы думаете, в какую группу, мы можем объединить оставшиеся карточки? (Правильно – гидросфера).
Учитель: Гидросфера это - …(водная оболочка Земли)
Учитель: Из каких частей состоит гидросфера? (слайд 2)
III. Введение в тему урока
Учитель: Почему на фотографиях из космоса наша планета кажется голубой? (слайд 3)
Сравните площадь суши и океана на диаграмме в учебнике стр. 46, рис. 22.
Площадь суши значительно меньше чем океана.
Учитель: Откуда же взялась такая масса воды?
Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке (сообщение темы слайд 4.)
Применение структуры «ЭЙ АР ГАЙД» просмотр видеоролика «Происхождение вод Мирового океана»
IV. Изучение нового материала
Учитель: Вы слышите эти удивительные звуки? Они зовут нас в увлекательный мир путешествий. Мы с вами отправляемся в кругосветное плавание. Перед нами стоит непростая цель: изучить важнейшие свойства вод Мирового океана
Предлагается в группах рассмотреть рабочий модуль к уроку с заданием (Приложение №1).
Учитель: Мы на поверхности океана, и первое исследование, которое нам нужно провести, это определить температуру поверхностных вод на разных широтах.
Задание 1: Определить температуру поверхностных вод, используя карту атласа стр.22.(Слайд 8).
Распределение температуры поверхностных вод (слайд 5,6,7).
90˚ с. ш.(ответ – 17˚C)
60˚ с. ш.(ответ + 4,8˚C)
30˚ с. ш.(ответ + 21˚C)
0˚ ш. (ответ + 27˚C)
Вывод: температура поверхностных вод зависит от географической широты
Учитель: - При какой температуре замерзает морская вода? (Солёная вода замерзает при t˚ -2˚C) (слайд 8,9).
Учитель: - В каких широтах образуется лёд? ( В арктических и субарктических широтах)
Учитель: Внимание! Начинается погружение, следи за показателями термометров, фиксирующих изменение воды с глубиной. (слайд 10,11,12)
Задание 2: Изменение температуры с глубиной (в умеренных широтах), атлас стр. 23 (слайд 15)
0 метров
+16˚C)
200 метров
+15,5˚C
1000 метров
+3,8˚C
5000 метров
+2,8˚C
Учитель: Разность температур между поверхностными и глубинными слоями воды, можно использовать для производства электроэнергии. Электростанции на этом принципе могут быть построены только в тропических районах – из-за большой разности температур между поверхностными и глубинными водами. В отличие от электростанций на ветряной и солнечной энергии, способны производить электроэнергию - 24 часа в сутки, 365 дней в году. Строящаяся китайская электростанция, основанная на этом принципе, будет крупнейшей на сегодняшний день, с мощностью 10 мегаватт. (слайд 13)
Учитель: Наша океанологическая экспедиция определяет не только температуру, но и солёность морской воды. Ребята, вспомните, в чём измеряется солёность?
Задание 3: Изменение солёности с широтой (в промилле), используя карту атласа стр.22.(слайд14)
Экватор(ответ: 34)
Тропики (ответ: 35,8)
Умеренные(ответ: 33)
Вывод: самая высокая солёность океанской воды в тропических широтах
Учитель: Чему равна средняя соленость Мирового океана? (35 промилле, в 1 литре морской воды содержится 35 гр. минеральных веществ). (слайд 15)
Задание 4: Изменения солёности по океанам (в промилле), используя карту атласа стр.22 (слайд16,17,18)
Тихий (ответ: 34,8)
Атлантический(ответ: 35,5)
Индийский(ответ: 34,8)
Северный Ледовитый(ответ: 32)
Вывод: самый солёный океан Атлантический
Физкультминутка - применение структуры «Микс – Фриз – Груп» (ученики смешиваются под музыку волн, замирают, когда музыка прекращается, и объединяются в группы , количество участников в которых зависит от ответа на какой – либо вопрос учителя) (слайд19,20)
Вопросы: Сколько океанов на Земле?
Сколько букв, в слове гидросфера?
Сколько материков на Земле?
Учитель: Ребята как вы думаете, где в океане самая прозрачная вода? (слайд 21)
Задание 5: Прозрачность морских вод на примере морей
Белое(ответ: 8 м)
Баренцево(ответ: 11-13 м)
Саргассово (ответ: 66,5 м)
Средиземное(ответ: 60 м)
Вывод: прозрачность вод тропических морей выше, чем морей умеренного пояса
Заранее подготовленный ученик : На нашей планете всего около 90 морей. И все они имеют берега. И только одно море не имеет берегов. «Берегами» у этого моря являются три океанических течения. Это самое большое море на планете — Саргассово море. Оно является чудом природы. Площадь этого моря меняется в зависимости от сезона и от постоянного изменения морских течений. Максимальная площадь Саргассова моря может достигать более 8 млн. кв. км. Прозрачность вод Саргассова моря, находящегося в центре Северной Атлантики, приближается к прозрачности дистиллированной воды. В этом районе диск Секки исчезает из виду на рекордной глубине - 65 м. Круговорот течений образовал в Саргассовом море район с теплыми поверхностными водами. Даже в зимние месяцы температура верхних слоев воды не опускается ниже +18 град.С. Летняя температура достигает +28 град.С. Вода здесь повышенной солености и ее слои хорошо перемешиваются течениями, поэтому до глубин в 400 м вода теплая (до +17 град.С). Такой теплой воды в глубине океана нет даже в тропиках.
Это явление отрицательно сказалось на развитии фитоводорослей - фундамента пищевой пирамиды океана. Скудная микрорастительность явилась причиной малого количества зоопланктона в Саргассовом море, и, как следствие, бедной фауны. Здесь проживает не более 60 видов представителей водного животного мира. Однако животные, приспособившиеся к жизни в Саргассовом море, очень своеобразны и, по-своему, уникальны. Отмечу, что малое количество микроорганизмов в море и является причиной необыкновенной прозрачности его вод.
Водные массы
Учитель: - Существующие представления о водных массах Мирового океана, областях и причинах их формирования, переносе и трансформации крайне ограничены. Вместе с тем исследования всего того многообразия свойств вод, которое встречается в реальных условиях, необходимо не только для понимания структуры и динамики вод, но также для изучения особенностей развития биосферы и других важнейших сторон природы Мирового океана.
О том, что такое водные массы ученики читают по учебнику. Сильные ученики могут вывести определение этого термина сами, им можно сделать подсказку:
Учитель:- О каких массах мы уже говорили? (О воздушных массах).
Учитель - Знаем ли мы, что такое воздушная масса? (Да).
Задание 6. Что такое водные массы? Найди определение в учебнике, стр. 49
Водная масса это________________________________________
Дальше учащиеся справятся сами. После того как сильные ученики сформулировали определение, а остальные учащиеся переписали из учебника, все варианты сверяются (слайд 25).
V. .Закрепление. Практическая работа
Применение структуры «Билетик на выход»
Практическая работа «Сравнение температуры, солёности и прозрачности водных масс» (слайд 22)
Работу можно оформить в виде таблицы:
Типы водных масс
Температура
Солёность
Прозрачность
Экваториальные
Высокая
Низкая
Высокая
Тропические
Высокая
Высокая
Высокая
Умеренные
Меняется по сезонам года
Низкая
Низкая
Полярные
Низкая
Средняя
Средняя
VI. Подведение итогов
(Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый ученик оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность. )
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
VII. Домашнее задание: §9, записи в тетради. (слайд 23).