Контрольная работа №2
Задание 3
Исследовательские задачи в курсе географии
На с уроках географии, используется несколько видов проблемных и творческих заданий:
1. Задания – парадоксы (парадокс – это неожиданность, идущая в разрез с привычными представлениями, как научными, так и бытовыми), При разработке заданий важно иметь ввиду два основания для их конструирования. Одно из них – доступные учащимся проблемы науки, другое – используемые этой наукой методы исследования.
Выполнении таких заданий предполагает н нахождение новых знаний о природе, населении и хозяйстве и путей поисков этих знаний.
Пример: «Почему на одинаковом удалении от экватора в северной части Африки климат более сухой, чем в южной?
«Почему Австралию географы всего мира называют зеленым материком планеты, несмотря на то, что больше половины этого материка занимают зоны пустынь и саванн?»
« В умеренных широтах России где достаточное количество водных ресурсов поселения возникали возле рек, а в Средней Азии где воды не хватает и она является источником жизни, поселения около рек возникают редко. Нуждаясь в воде, население тем не менее уходило от неё в пустыню. Как объяснить этот факт?»
«В умеренных широт России реки относятся к режиму с весеннем половодьем. У реки Амур– весеннее и летнее половодье. Как это можно объяснить?»
2. Задания на установление многозначных причинно – следственных связей. Задачи позволяют проверить умения учащихся работать с источниками географической информации, устанавливать причинно-следственные, межкомпонентные и пространственные связи, объяснять их сочетания, определяющие особенности природы, применять знания географических закономерностей для решения конкретных задач.
«Какие изменения наступают в природе в средней полосе России после выубки леса?» (Назовите не менее 8 – 9 следствий).
«Почему парусные корабли отправлялись в плавание до восхода солнца, а возвращались после полудня?»
Особенности объектов и процессов, изучаемых географией, обычно обусловлены комплексов причин и порождают комплекс следствий, поэтому этот вид заданий наиболее широко распространён в обучении. Учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить широкой круг знаний, в том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например:
«Какие факторы способствовали тому, что Япония после второй мировой войны стала одной из ведущих капиталистических держав мира?» (Назовите не менее 5 причин)
3. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о глобальном потеплении климата на Земле и др. Учитель раскрывает эту гипотезу и просит учащихся высказать свои суждения по ней, обосновать её научно – практическое значение.
Прмер; «Развития человечества на ближайшую и отдаленную перспективу, пессимистический (наступит глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис) или оптимистический.( недра Земли и Мировой океан таят в себе еще мнoгo неиспользованных и нe открытых богатств, что на смену традиционным придут новые ресурсы, что НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой, а современный демографический взрыв - отнюдь не вечное явление)» ,
4. Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать ими
При изучении курса «География России. Природа», тема «Почвы и почвенные ресурсы», можно использовать такой способ создания социально – контекстной учебной ситуации, как организация межпредметных связей, нацеленных на формирование метапредметных умений и навыков.
«Объясните, почему чернозёмы значительно плодороднее дерново-подзолистых и серых лесных почв, хотя растительность смешанных и широколиственных лесов гораздо богаче по биомассе» . Для решения необходимо привлечь знания из курса биологии.
«Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает богатство природными ресурсами на экономику страны – благоприятствует или замедляет развитие хозяйства»
« Увеличивает или уменьшает влияние природных ресурсов на научно – технический прогресс в развитие хозяйства?»
Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу « и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого),, т.е нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, а попытаться обосновать оба.
5.Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса).
Изучая климатообразующие факторы и одного из самых главных – географическая широта ,учащиеся усваивают что нагрев поверхности зависит от угла падения солнечных лучей. Но самые высокие температуры поверхности суши, воды и воздуха зафиксированы на широте тропиков Этот факт противоречит ранее усвоенным знаниям. Задание: « сопоставив факторы влияющие на формирования экваториального и тропического климата объясните этот факт.»
6.Творческие задания не имеют стандартного пути решения, Такие задания прививает ученикам коммуникативные навыки, носит элементы начальных стадий исследовательской работы, способствует развитию мышления, речи, воображения, прививает интерес к предмету.
«проектирование новой металлургической базы на востоке России»
« демографическая политика государства привела к увеличению рождаемости в нашем городе –миф или реальность?»
Эта форма занятий прививает ученикам коммуникативные навыки, носит элементы начальных стадий исследовательской работы, способствует развитию мышления, речи, воображения, прививает интерес к предмету.
Исследовательская работа.
Этот вид деятельности включает в себя творческие задания, при выполнении которых проводится теоретическое или экспериментальное исследование проблемы. Исследовательские задания являются логическим продолжением в закреплении основных знаний и умений в сознании учащихся, формируют познавательные и созидательные качества личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательские задачи в курсе географии »
Контрольная работа №2
Задание 3
Исследовательские задачи в курсе географии
На с уроках географии, используется несколько видов проблемных и творческих заданий:
1. Задания – парадоксы (парадокс – это неожиданность, идущая в разрез с привычными представлениями, как научными, так и бытовыми), При разработке заданий важно иметь ввиду два основания для их конструирования. Одно из них – доступные учащимся проблемы науки, другое – используемые этой наукой методы исследования.
Выполнении таких заданий предполагает н нахождение новых знаний о природе, населении и хозяйстве и путей поисков этих знаний.
Пример: «Почему на одинаковом удалении от экватора в северной части Африки климат более сухой, чем в южной?
«Почему Австралию географы всего мира называют зеленым материком планеты, несмотря на то, что больше половины этого материка занимают зоны пустынь и саванн?»
« В умеренных широтах России где достаточное количество водных ресурсов поселения возникали возле рек, а в Средней Азии где воды не хватает и она является источником жизни, поселения около рек возникают редко. Нуждаясь в воде, население тем не менее уходило от неё в пустыню. Как объяснить этот факт?»
«В умеренных широт России реки относятся к режиму с весеннем половодьем. У реки Амур– весеннее и летнее половодье. Как это можно объяснить?»
2.Задания на установление многозначных причинно – следственных связей. Задачи позволяют проверить умения учащихся работать с источниками географической информации, устанавливать причинно-следственные, межкомпонентные и пространственные связи, объяснять их сочетания, определяющие особенности природы, применять знания географических закономерностей для решения конкретных задач.
«Какие изменения наступают в природе в средней полосе России после выубки леса?» (Назовите не менее 8 – 9 следствий).
«Почему парусные корабли отправлялись в плавание до восхода солнца, а возвращались послеполудня?»
Особенности объектов и процессов, изучаемых географией, обычно обусловлены комплексов причин и порождают комплекс следствий, поэтому этот вид заданий наиболее широко распространён в обучении. Учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить широкой круг знаний, в том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например:
«Какие факторы способствовали тому, что Япония после второй мировой войны стала одной из ведущих капиталистических держав мира?» (Назовите не менее 5 причин)
3. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о глобальном потеплении климата на Земле и др. Учитель раскрывает эту гипотезу и просит учащихся высказать свои суждения по ней, обосновать её научно – практическое значение.
Прмер; «Развития человечества на ближайшую и отдаленную перспективу, пессимистический (наступит глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис) или оптимистический.( недра Земли и Мировой океан таят в себе еще мнoгo неиспользованных и нe открытых богатств, что на смену традиционным придут новые ресурсы, что НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой, а современный демографический взрыв - отнюдь не вечное явление)» ,
4. Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать ими
При изучении курса «География России. Природа», тема «Почвы и почвенные ресурсы», можно использовать такой способ создания социально – контекстной учебной ситуации, как организация межпредметных связей, нацеленных на формирование метапредметных умений и навыков.
«Объясните, почему чернозёмы значительно плодороднее дерново-подзолистых и серых лесных почв, хотя растительность смешанных и широколиственных лесов гораздо богаче по биомассе» . Для решения необходимо привлечь знания из курса биологии.
«Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает богатство природными ресурсами на экономику страны – благоприятствует или замедляет развитие хозяйства»
« Увеличивает или уменьшает влияние природных ресурсов на научно – технический прогресс в развитие хозяйства?»
Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу « и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого),, т.е нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, а попытаться обосновать оба.
5.Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса).
Изучая климатообразующие факторы и одного из самых главных – географическая широта ,учащиеся усваивают что нагрев поверхности зависит от угла падения солнечных лучей. Но самые высокие температуры поверхности суши, воды и воздуха зафиксированы на широте тропиков Этот факт противоречит ранее усвоенным знаниям. Задание: « сопоставив факторы влияющие на формирования экваториального и тропического климата объясните этот факт.»
6.Творческие задания не имеют стандартного пути решения, Такие задания прививает ученикам коммуникативные навыки, носит элементы начальных стадий исследовательской работы, способствует развитию мышления, речи, воображения, прививает интерес к предмету.
«проектирование новой металлургической базы на востоке России»
« демографическая политика государства привела к увеличению рождаемости в нашем городе –миф или реальность?»
Эта форма занятий прививает ученикам коммуникативные навыки, носит элементы начальных стадий исследовательской работы, способствует развитию мышления, речи, воображения, прививает интерес к предмету.
Исследовательская работа.
Этот вид деятельности включает в себя творческие задания, при выполнении которых проводится теоретическое или экспериментальное исследование проблемы. Исследовательские задания являются логическим продолжением в закреплении основных знаний и умений в сознании учащихся, формируют познавательные и созидательные качества личности.