Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями учащихся и их практическим применением. Изучая учебный материал, школьники знакомятся с географическими моделями и фотографиями холмов, речных террас, оврагов, родников, болот, озер, но крайне редко сталкиваются в жизни с этими природными объектами. Вот почему необходимо большее внимание уделять краеведческой работе, изучению природно-экономических условий родного края.
Школьная программа по географии предусматривает всего четыре экскурсии на природу: две - в 6 классе и по одной - в 7 и 8 классах.. В связи с этим становится весьма актуальным проведение уроков-походов, где школьники учатся наблюдать природу, анализировать ее особенности и хозяйственную деятельность людей, изучают различные географические и исторические объекты, ставят эксперименты в природе.
Уроки-походы должны быть ориентированы на изучение, накопление и использование краеведческого материала, что способствует активному усвоению знаний и формированию практических умений и навыков. В походе учащиеся знакомятся с профессиями географа - ландшафтоведа и геолога, почвоведа и геоботаника, гидролога и топографа.
От обычной экскурсии урок-поход отличается четкой постановкой учебно-воспитательных целей и задач, протяженностью маршрута, временными рамками, количеством выполняемых учащимися практических заданий. По окончании урока-похода каждый учащийся получает оценку.
Цели и задачи урока-похода, прежде всего, должны отвечать требованиям школьной программы по географии, но их надо скорректировать с учетом особенностей исследуемого района и времени проведения урока-похода. Эти условия должны быть соблюдены, так как от этого зависит сбор фактического краеведческого материала и его дальнейшее использование в процессе обучения.
Урок-поход предоставляет богатейшие возможности для многогранного развития учащихся, обучения их приемам глазомерного определения расстояний и относительных высот, другим простейшим способам измерений, а также для ориентирования на местности по компасу и по природным признакам, составления описаний геологических обнажений, гербаризации растений, микроклиматических и гидрологических наблюдений.
Урок-поход может быть интегрированным. Учащиеся выполняют задания не только по географии, но и по биологии.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ
ГЕОГРАФИИ И МЕТОДЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Географическое краеведение, являясь одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся. Н.Н. Баранский, рассматривая роль краеведения в учебно-воспитательной работе, отмечал, что краеведческая работа имеет особое, очень большое научное, практическое и образовательное значение. Он указывал также на необходимость комплексного подхода в организации краеведческой работы.
Комплексный подход в географическом краеведении - это изучение учащимися географического положения, природных условий (рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, гидрология, климат, почвенно-растительный покров, животный мир), экономических условий (структура хозяйства, его основные направления и перспективы развития) своей местности и ее населения (национальный и социальный состав, трудовые ресурсы, культура, просвещение, национальные обычаи и традиции). В учебной краеведческой работе принцип комплексного подхода используется при изучении географии своей области, в курсах физической и экономической географии России.
Комплексный подход к изучению природно-экономических условий родного края, организация природоведческих наблюдений, решение различных по содержанию поисково-исследовательских задач, в процессе которых учащиеся знакомятся с элементами метеорологии, гидрографии, фенологии, почвоведения, минералогии, геологии, экономики и других наук, расширяет общенаучный кругозор школьников.
Школьная география, построенная в соответствии с требованиями современного уровня географической науки и задачами дальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с жизнью, пронизана элементами краеведения.
Основываясь на приобретенных учащимися в начальной школе знаниях, надо расширять и углублять их представления о природных условиях и богатствах родного края, на конкретных примерах раскрывать связи, существующие между отдельными элементами природы, так как в начальной школе осуществляется только поверхностное изучение отдельных природных компонентов (воздух, вода, горные породы, почва и др.)
Программа по географии в 6 классе ориентирована на получение широкого круга краеведческих сведений. Уже на первых уроках следует знакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курса, восстанавливать в их памяти методику организации метеорологических и фенологических наблюдений. В начале курса предусматривается экскурсия, в процессе которой учащиеся изучают форму и строение рельефа окружающей местности, знакомятся со слагающими ее горными породами, делают описания ближайшей реки, озера или источника, а в конце курса проводится экскурсия по изучению и описанию природных комплексов своей местности, по выявлению взаимосвязей между компонентами природы. По этим темам целесообразно с одним или двумя классами провести урок-поход, а с остальными классами - экскурсию в пределах школьного двора.
При изучении темы «План местности» учащиеся расширяют знания о способах ориентирования, составляют план местности, работают с топографическими картами своей местности. Для закрепления краеведческих знаний следует провести топографический диктант, в который включить конкретные физико-географические объекты (лес, река, озеро, водохранилище, родник и т.д.).
Краеведческий подход в процессе изучения земной коры и ее строения способствует осознанному усвоению учащимися материала; этому также способствует и раздаточный материал, накопленный старшими классами во время уроков-походов (описания растительного и животного мира, планы местности, условные знаки, горные породы).
Тема «Гидросфера» хорошо усваивается учащимися, если изучать ее с использованием местного краеведческого материала. Примерами могут служить местные источники которые описываются по определенному плану.
При изучении темы «Атмосфера», особенно таких сложных географических понятий, как «погода» и «климат», следует опираться на систематические наблюдения учащимися за атмосферными явлениями и за характерными признаками погоды и климата своей местности.
В начальном курсе физической географии школьники знакомятся с вопросами охраны и восстановления природы. Для этого им следует пользоваться материалами местной печати.
Курс географии материков и океанов в 7 классе, по сравнению с начальным курсом физической географии, имеет ограниченные возможности в осуществлении краеведческого подхода, но и при изучении этого курса возможен краеведческий подход. Он состоит в том, что особенности природы изучаемой территории сравниваются с соответствующими природными явлениями нашей местности. Например, учащиеся сравнивают летнюю погоду в Антарктиде с зимней погодой нашей местности и наглядно убеждаются, насколько суров антарктический климат. Такое сравнение помогает лучше понять, конкретно представить, а иногда ощутить особенности природы далекой страны.
Изучая климат Африки, учащиеся могут найти ответ на следующие вопросы: «Какая наибольшая или наименьшая высота Солнца над горизонтом в нашей местности и в тропиках? Как в связи с этим меняется температура по сезонам года? Где в Африке наиболее высокие июльские температуры? (Сравнить их с температурой июля нашей местности.) В какой части Африки максимальная годовая амплитуда температуры и почему? (Сравнить эти амплитуды с годовыми амплитудами температуры нашей местности.)».
Подобные сравнения учащиеся выполняют при изучении многих тем в курсе географии материков и океанов.
При изучении разделов «Главные особенности природы Земли» и «Земля - наш общий дом» сравнительные характеристики следует применять более широко. Учащиеся заполняют сравнительные таблицы по разделам: «Строение земной коры», «Климат Земли», «Атмосфера, циркуляция воздушных масс», «Взаимодействие общества и природы», «Влияние деятельности человека на природу» и т.д.
Заключительный этап в изучении этого курса - урок-поход, цель которого углубить и закрепить знания учащихся об отдельных элементах природы, о взаимосвязях между ними, о значении природы для хозяйственной деятельности человека на основе местного материала.
Одной из задач курса «География России» является изучение учащимися общих и региональных закономерностей развития природы. Большое значение в осуществлении краеведческого подхода при изучении природы России состоит в том, что он обеспечивает развитие представлений о нашем крае как составной части всей страны. При изучении географического положения учащиеся определяют координаты нашей местности.
Систематически следует использовать краеведческий материал при изучении особенностей природы и природных ресурсов. Параллельно с изучением каждой темы целесообразно включать материал о Воронежской области (рельеф, геологическое строение, климат, воды, почва и т.д.), рассматривать Воронежскую область в сравнении с другими регионами нашей страны.
В курсе «Географии России» большое внимание уделяется вопросам охраны природы. Поэтому на уроках необходимо рассматривать практические мероприятия, направленные на восстановление какого-либо природного компонента или объекта нашей местности. Например, предложить проект по улучшению состояния прудов или родников .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краеведческий подход в преподавании географии »
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
“Тхорёвская основная общеобразовательная школа”
Ю. И. САВЧЕНКО
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ
ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
ГЕОГРАФИИ
ТХОРЁВКА 2013
Основной проблемой географического образования является разрыв между теоретическими знаниями учащихся и их практическим применением. Изучая учебный материал, школьники знакомятся с географическими моделями и фотографиями холмов, речных террас, оврагов, родников, болот, озер, но крайне редко сталкиваются в жизни с этими природными объектами. Вот почему необходимо большее внимание уделять краеведческой работе, изучению природно-экономических условий родного края.
Школьная программа по географии предусматривает всего четыре экскурсии на природу: две - в 6 классе и по одной - в 7 и 8 классах.. В связи с этим становится весьма актуальным проведение уроков-походов, где школьники учатся наблюдать природу, анализировать ее особенности и хозяйственную деятельность людей, изучают различные географические и исторические объекты, ставят эксперименты в природе.
Уроки-походы должны быть ориентированы на изучение, накопление и использование краеведческого материала, что способствует активному усвоению знаний и формированию практических умений и навыков. В походе учащиеся знакомятся с профессиями географа - ландшафтоведа и геолога, почвоведа и геоботаника, гидролога и топографа.
От обычной экскурсии урок-поход отличается четкой постановкой учебно-воспитательных целей и задач, протяженностью маршрута, временными рамками, количеством выполняемых учащимися практических заданий. По окончании урока-похода каждый учащийся получает оценку.
Цели и задачи урока-похода, прежде всего, должны отвечать требованиям школьной программы по географии, но их надо скорректировать с учетом особенностей исследуемого района и времени проведения урока-похода. Эти условия должны быть соблюдены, так как от этого зависит сбор фактического краеведческого материала и его дальнейшее использование в процессе обучения.
Урок-поход предоставляет богатейшие возможности для многогранного развития учащихся, обучения их приемам глазомерного определения расстояний и относительных высот, другим простейшим способам измерений, а также для ориентирования на местности по компасу и по природным признакам, составления описаний геологических обнажений, гербаризации растений, микроклиматических и гидрологических наблюдений.
Урок-поход может быть интегрированным. Учащиеся выполняют задания не только по географии, но и по биологии.
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ
ГЕОГРАФИИ И МЕТОДЫ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Географическое краеведение, являясь одним из эффективных средств и составной частью общей системы учебно-воспитательной работы общеобразовательной школы, играет большую роль в повышении качества обучения и воспитания учащихся. Н.Н. Баранский, рассматривая роль краеведения в учебно-воспитательной работе, отмечал, что краеведческая работа имеет особое, очень большое научное, практическое и образовательное значение. Он указывал также на необходимость комплексного подхода в организации краеведческой работы.
Комплексный подход в географическом краеведении - это изучение учащимися географического положения, природных условий (рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые, гидрология, климат, почвенно-растительный покров, животный мир), экономических условий (структура хозяйства, его основные направления и перспективы развития) своей местности и ее населения (национальный и социальный состав, трудовые ресурсы, культура, просвещение, национальные обычаи и традиции). В учебной краеведческой работе принцип комплексного подхода используется при изучении географии своей области, в курсах физической и экономической географии России.
Комплексный подход к изучению природно-экономических условий родного края, организация природоведческих наблюдений, решение различных по содержанию поисково-исследовательских задач, в процессе которых учащиеся знакомятся с элементами метеорологии, гидрографии, фенологии, почвоведения, минералогии, геологии, экономики и других наук, расширяет общенаучный кругозор школьников.
Школьная география, построенная в соответствии с требованиями современного уровня географической науки и задачами дальнейшего укрепления связи обучения и воспитания с жизнью, пронизана элементами краеведения.
Основываясь на приобретенных учащимися в начальной школе знаниях, надо расширять и углублять их представления о природных условиях и богатствах родного края, на конкретных примерах раскрывать связи, существующие между отдельными элементами природы, так как в начальной школе осуществляется только поверхностное изучение отдельных природных компонентов (воздух, вода, горные породы, почва и др.)
Программа по географии в 6 классе ориентирована на получение широкого круга краеведческих сведений. Уже на первых уроках следует знакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курса, восстанавливать в их памяти методику организации метеорологических и фенологических наблюдений. В начале курса предусматривается экскурсия, в процессе которой учащиеся изучают форму и строение рельефа окружающей местности, знакомятся со слагающими ее горными породами, делают описания ближайшей реки, озера или источника, а в конце курса проводится экскурсия по изучению и описанию природных комплексов своей местности, по выявлению взаимосвязей между компонентами природы. По этим темам целесообразно с одним или двумя классами провести урок-поход, а с остальными классами - экскурсию в пределах школьного двора.
При изучении темы «План местности» учащиеся расширяют знания о способах ориентирования, составляют план местности, работают с топографическими картами своей местности. Для закрепления краеведческих знаний следует провести топографический диктант, в который включить конкретные физико-географические объекты (лес, река, озеро, водохранилище, родник и т.д.).
Краеведческий подход в процессе изучения земной коры и ее строения способствует осознанному усвоению учащимися материала; этому также способствует и раздаточный материал, накопленный старшими классами во время уроков-походов (описания растительного и животного мира, планы местности, условные знаки, горные породы).
Тема «Гидросфера» хорошо усваивается учащимися, если изучать ее с использованием местного краеведческого материала. Примерами могут служить местные источники которые описываются по определенному плану.
При изучении темы «Атмосфера», особенно таких сложных географических понятий, как «погода» и «климат», следует опираться на систематические наблюдения учащимися за атмосферными явлениями и за характерными признаками погоды и климата своей местности.
В начальном курсе физической географии школьники знакомятся с вопросами охраны и восстановления природы. Для этого им следует пользоваться материалами местной печати.
Курс географии материков и океанов в 7 классе, по сравнению с начальным курсом физической географии, имеет ограниченные возможности в осуществлении краеведческого подхода, но и при изучении этого курса возможен краеведческий подход. Он состоит в том, что особенности природы изучаемой территории сравниваются с соответствующими природными явлениями нашей местности. Например, учащиеся сравнивают летнюю погоду в Антарктиде с зимней погодой нашей местности и наглядно убеждаются, насколько суров антарктический климат. Такое сравнение помогает лучше понять, конкретно представить, а иногда ощутить особенности природы далекой страны.
Изучая климат Африки, учащиеся могут найти ответ на следующие вопросы: «Какая наибольшая или наименьшая высота Солнца над горизонтом в нашей местности и в тропиках? Как в связи с этим меняется температура по сезонам года? Где в Африке наиболее высокие июльские температуры? (Сравнить их с температурой июля нашей местности.) В какой части Африки максимальная годовая амплитуда температуры и почему? (Сравнить эти амплитуды с годовыми амплитудами температуры нашей местности.)».
Подобные сравнения учащиеся выполняют при изучении многих тем в курсе географии материков и океанов.
При изучении разделов «Главные особенности природы Земли» и «Земля - наш общий дом» сравнительные характеристики следует применять более широко. Учащиеся заполняют сравнительные таблицы по разделам: «Строение земной коры», «Климат Земли», «Атмосфера, циркуляция воздушных масс», «Взаимодействие общества и природы», «Влияние деятельности человека на природу» и т.д.
Заключительный этап в изучении этого курса - урок-поход, цель которого углубить и закрепить знания учащихся об отдельных элементах природы, о взаимосвязях между ними, о значении природы для хозяйственной деятельности человека на основе местного материала.
Одной из задач курса «География России» является изучение учащимися общих и региональных закономерностей развития природы. Большое значение в осуществлении краеведческого подхода при изучении природы России состоит в том, что он обеспечивает развитие представлений о нашем крае как составной части всей страны. При изучении географического положения учащиеся определяют координаты нашей местности.
Систематически следует использовать краеведческий материал при изучении особенностей природы и природных ресурсов. Параллельно с изучением каждой темы целесообразно включать материал о Воронежской области (рельеф, геологическое строение, климат, воды, почва и т.д.), рассматривать Воронежскую область в сравнении с другими регионами нашей страны.
В курсе «Географии России» большое внимание уделяется вопросам охраны природы. Поэтому на уроках необходимо рассматривать практические мероприятия, направленные на восстановление какого-либо природного компонента или объекта нашей местности. Например, предложить проект по улучшению состояния прудов или родников .