Дополнительная образовательная программа «Вместе весело шагать» носиттуристско-краеведческуюнаправленность.
Программа учитывает интересы и способности учащихся. Созданные условия в процессе работы позволяют вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, постоянно испытывать свои интеллектуальные силы для определения возникающих проблем и умения решать их совместными усилиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Географическое краеведение»
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа №2 имени И.А.Сухана»
РАССМОТРЕНА и РЕКОМЕНДОВАНА к утверждению педагогическим советом
Протокол №1
от 30.08.2017
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора школы
от 01.09.2017г. № 521
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
кружка «Вместе весело шагать»
возраст обучающихся: 11-12 лет
срок реализации: 1 год
Составитель:
Никифорова Екатерина Вячеславовна
учителя 1 квалификационной категории
г.Кстово
2017 г
Содержание
стр
1
Пояснительная записка
3
2
Цели и задачи программы
6
3
Содержание программы:
7
3.1
Учебный план дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Вместе весело шагать»
7
3.2
Содержание учебно- тематического плана
10
4
Планируемые результаты освоения программы
14
5
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
16
6
Условия реализации программы
17
7
Формы аттестации и контроля
18
8
Методические материалы к программе
19
9
Список литературы
24
10
Приложения
26
10.1
Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
26
10.2
Оценочные материалы
34
10.3
Приложения по выбору учителя (по желанию)
35
1.Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Вместе весело шагать» носиттуристско-краеведческуюнаправленность.
Актуальность программы.
Современный этап развития Российского государства характеризуется остротой экологических, социальных, политических проблем. Ряд ученых связывают сложившуюся ситуацию с воспитанием молодежи в «отрыве» от своего непосредственного окружения, природных ценностей, культуры, формировавшейся поколениями. Человек не осознает свою причастность к родному краю и, как следствие, инертен в решении различного рода проблем своей Малой Родины.
Таким образом, перед системой образования встает новая задача — воспитание личности, обладающей мировоззрением, обеспечивающим социальную ответственность, способность к самоопределению, самоидентификацию, гармонизацию и сотворчество отношений человека и социоприродной составляющей в пределах территории родного края. В рамках современного образовательного стандарта огромная роль в решении этой стратегической задачи принадлежит курсу «Краеведение». Как отмечал Щенев В.А. «окружающий человека мир - это, прежде всего, среда его обитания». С этой точки зрения, географическому образованию принадлежит особая роль «трансляции», осмысления, сохранения и преумножения универсальных ценностей Малой Родины, так как в процессе обучения географии своей местности раскрываются ценности среды обитания человека, уточняются и углубляются имеющиеся знания и оценки, на их основе формируются определенные ценностные отношения, нормы поведения в природе, школе, населенном пункте.
Новизна программы.
Программа учитывает интересы и способности учащихся. Созданные условия в процессе работы позволяют вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс, постоянно испытывать свои интеллектуальные силы для определения возникающих проблем и умения решать их совместными усилиями.
Отличительные особенности программы.
Изучение городского ландшафта и районов Нижегородской области основывается на страноведческом подходе, который включает следующие идеи.
Идеякультурно-образного страноведения. Формирует «региональный образ» каждого из районов, который складывается в процессе раскрытия не только природных, но и культурных составляющих. Реализуется через изучение исторически сложившихся вероисповеданий, традиций, обычаев как элементов культуры народов, проживающих на изучаемой территории Нижегородской области; через изучение знаковых объектов — городов и сел, составляющих образ района, объектов природного и культурного наследия района через изучение топонимов, историю из возникновения, как носителей образа места; через использование художественной литературы как источника изучения географии региона; через персонификацию, изучение знаковых области.
Идея рассмотрения региона как среды для развития общества.Отражена в раскрытии природных предпосылок развития культуры населения Нижегородской области (промыслы, экологические традиции, образ жизни, современные занятия) и влиянии жизнедеятельности человека на ландшафт, в который населяет народ.
Идея соединения страноведения с решением глобальных проблем.Реализует принцип «игры масштабами», взаимосвязь глобального, регионального и локального уровней. Отражена в обозначении локальных экологических проблем каждого из районов Нижегородской области их роль в нарушении регионального и глобального экологического равновесия географической оболочки.
Педагогическая целесообразность программы.
На уроках географии даются общеземлеведческие знания - выявляется покомпонентный состав, некоторые закономерности строения и развития географической оболочки, в кружке учащиеся изучают ландшафт Нижегородской области как локальный участок географической оболочки, компоненты, дается общее представление о природных и социальных, культурных особенностях Нижегородской области. На уроках в 5 классе изучают региональные особенности географической оболочки, аспекты взаимодействия природы и общества Земли, в кружке — рассматриваются районы Нижегородской области и перспективы ее развития.
Определяется учетом возрастных особенностей учащихся, широкими возможностями социализации в процессе обучения, получением дополнительных знаний области обществознания, истории.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для обучения детей в возрасте от 11 до 12 лет. Занятия по программе проводятся с объединением детей одного возраста с постоянным составом. Учащиеся набираются по желанию. Число учащихся в объединении 15 человек.
Формы организации образовательного процесса.
Конференция «Из глубины веков», ролевая игра с элементами дискуссии «Заседание в городской думе». посещение краеведческого музея. Метод экологической заботы (учащимся необходимо выбрать любой объект природы, исходя из личной значимости, взять его «под шефство», учащимся предлагается добыть информацию о нем, предложить и осуществить авторскую стратегию его охраны).
Основной формой обучения является учебное занятие. Формы проведения учебных занятий – групповая. Методы организации занятий: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа; практикумы, творческие мастерские, лекции, практические работы и др. Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом планируемых мероприятий и интересов учащихся.
Срок освоения программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем учебных часов программы – 36 часов.
Режим занятий.
Работа кружка осуществляется 1 раз в неделю и включает в себя 1 занятие по 40 минут. Учебный год начинается 1 сентября текущего года и заканчивается 27 мая (по учебному плану) (в том числе занятия проводятся в каникулярное время)
2. Цели и задачи программы.
Цель программы: - формирование экогуманистического мировоззрения на основе изучения географии своей Малой Родины (Нижегородской области).
Задачи:
- формирование личностной значимости изучения Родного края;
- формирование эмоционально насыщенного образа Нижегородской области.
- формирование осознания универсальной ценности, структуры, размещения, многообразия и единства культур ландшафтов Нижегородской области;
- развитие саморегуляции взаимодействия в ландшафте своей местности в направлении созидания.
3. Содержание программы.
3.1 Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вместе весело шагать».
Срок реализации программы: 1 год.
№
Наименование раздела, темы
Количество часов
Формы организации занятий
Формы аттестации (контроля)
Всего
Теория
Прак-тика
1.
РАЗДЕЛ 1. ОБРАЗ МОЕГО КРАЯ. Тема 1.Разнообразие и уникальность Нижегородской области.
10
1
7
1
3
Лекция
Беседа
2.
Тема 2. Нижегородская область объект изучения историков, литераторов, искусствоведов, биологов и географов.
1
1
практическая работа
практическая работа
3
Тема 3. Первые исследователи нижегородских земель.
1
1
беседы,
устный опрос
4
Тема 4. Рисунок природных зон Нижегородской области.
1
1
практическая работа
практическая работа
5
Тема 5. Образ городских, сельских ландшафтов.
1
1
Лекция
устный опрос
6
Тема 6. Методы и источники изучения Нижегородского края.
1
1
Лекция
устный опрос
7.
Тема 7. Памятники архитектуры, созданные для увековечения исторических событий и людей как источники информации.
1
1
практическая работа
практическая работа
8.
Тема 8. Работа с краеведческой литературой
1
1
беседы
беседы
9.
Тема 9. Виды источников изучения.
1
1
Лекция
устный опрос
10
Тема 10. Экскурсия
1
1
Лекция
беседы
11
РАЗДЕЛ 2: СВОЕОБРАЗИЕ ЕСТЬ РАЗНООБРАЗИЕТема 11. Знакомьтесь Нижний Новгород!
20
1
15
1
5
Лекция
беседа
12
Тема 12. Уникальность и географическое своеобразие города.
1
1
беседы
устный опрос
13
Тема 13. Родники моего города.
1
1
практическая работа
практическая работа
14
Тема 14. Компоненты ландшафта города.
1
1
Игра
Игра
15
Тема 15. Древние и современные занятия жителей города.
1
1
Лекция
беседы
16
Тема 16. Путешествие в «леса» Низменного лесного Заволжья Нижегородской области
1
1
Лекция
беседы
17
Тема 17. Географическое положение, состав.
1
1
практическая работа
практическая работа
18
Тема 18. Культура, религия и традиции жителей.
1
1
практическая работа
практическая работа
19
Тема 19. Народные промыслы.
1
1
беседа
беседа
20
Тема 20. Экологическое состояние ландшафта.
1
1
Лекция
беседа
21
Тема 21. Путешествие на «горы» возвышенного лесостепного правобережья Нижегородской области.
1
1
Лекция
беседа
22
Тема 22. Географическое и историческое прошлое правобережья.
1
1
Беседа
устный опрос
23
Тема 23. Растительный и животный мир.
1
1
Беседа
устный опрос
24
Тема 24. Знаменитые города и села Правобережья.
1
1
Лекция
устный опрос
25
Тема 25. Загрязнение и обмеление рек, смыв почв. Сильная обезлесенность территории.
1
1
Лекция
беседа
26
Тема 26. Путешествие в Окско-Волжское полесье Нижегородской области.
1
1
Лекция
беседа
27
Тема 27. Как формировался район.
1
1
практическая работа
практическая работа
28
Тема 28. Природные уникумы.
1
1
Лекция
беседа
29
Тема 29. Современные занятия населения.
1
1
Лекция
беседа
30
Тема 30. Экологическое состояние природы.
1
1
практическая работа
практическая работа
31
РАЗДЕЛ 3: НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ.Тема 31. Я и моя малая родина: вместе в гармоничное будущее
6
1
6
1
Лекция
беседа
32
Тема 32. Органическое единство районов Нижегородской области.
1
1
Беседа
устный опрос
33
Тема 33. Человек в Нижегородской области: его роль, взаимоотношения.
1
1
Беседа
устный опрос
34
Тема 34. Принципы устойчивого развития Нижегородской области.
1
1
Беседа
устный опрос
35
Тема 35. Экскурсия по родному краю.
1
1
Лекция
беседа
36
Тема 36. Экскурсия по родному краю.
1
1
Лекция
беседа
Всего по программе:
36
28
8
3.2. Содержание учебно-тематического плана.
Раздел 1. ОБРАЗ МОЕГО КРАЯ. (10 часов) Разнообразие и уникальность Нижегородской области. Нижегородская область объект изучения историков, литераторов, искусствоведов, биологов и географов. Первые исследователи нижегородских земель. Рисунок природных зон Нижегородской области. Образ городских, сельских ландшафтов. Методы и источники изучения Нижегородского края. Памятники архитектуры, созданные для увековечения исторических событий и людей как источники информации. Работа с краеведческой литературой. Виды источников изучения. Экскурсия.
Тема 2. СВОЕОБРАЗИЕ ЕСТЬ РАЗНООБРАЗИЕ. (20 часов) Знакомьтесь Нижний Новгород! Уникальность и географическое своеобразие города. Родники моего города. Компоненты ландшафта города. Древние и современные занятия жителей города. Путешествие в «леса» Низменного лесного Заволжья Нижегородской области. Географическое положение, состав. Культура, религия и традиции жителей. Народные промыслы. Экологическое состояние ландшафта. Путешествие на «горы» возвышенного лесостепного правобережья Нижегородской области. Географическое и историческое прошлое правобережья. Растительный и животный мир. Знаменитые города и села Правобережья. Загрязнение и обмеление рек, смыв почв. Сильная обезлесенность территории. Путешествие в Окско-Волжское полесье Нижегородской области. Как формировался район. Природные уникумы. Современные занятия населения. Экологическое состояние природы.
Тема 3. НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ. (5 часов) Я и моя малая родина: вместе в гармоничное будущее. Органическое единство районов Нижегородской области. Человек в Нижегородской области: его роль, взаимоотношения. Принципы устойчивого развития Нижегородской области. Экскурсия по родному краю. Экскурсия по родному краю.
4. Планируемые результаты освоения программы.
Результатом изучения данного курса занятий будет подготовленный самими учащимися поход, который даст возможность каждому из них почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не оставит равнодушным.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Способность к самооценке на основе критериев поведения в обществе.
Метапредметные результаты:
Формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Использовать различные способы поиска информации в справочниках, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Овладеть навыками слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
Знать:
Историю своего имени;
Простейшие правила личной гигиены, их значение для здоровья человека;
Свой домашний адрес;
Что такое семья, обязанности члена семьи;
Имена, отчества членов своей семьи
Профессии своих родителей;
Правила поведения в общественных местах, природе
Историю происхождения своего района, города
Достопримечательности города и края;
Лекарственные и ядовитые растения;
Символику Российского государства, столицу нашей Родины, президента России;
Представителей флоры и фауны, предсказывающих погоду.
Таблицы в соответствии с основными разделами программы туризму и краеведению.
Географические карты.
Топографические карты.
Технические средства обучения.
Оборудование рабочего места учителя:
- Классная доска с креплениями для таблиц.
- Магнитная доска.
- Персональный компьютер с принтером.
- Ксерокс.
- Аудиомагнитофон.
- CD/DVD-проигрыватель.
- Проектор для демонстрации слайдов.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по туризму и краеведению.
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по туризму и краеведению.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по туризму и краеведению.
Учебно-практическое оборудование
Компас, веревки, туристическое снаряжение.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.
7. Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации.
№ п/п
Год обучения
Формы проведения промежуточной аттестации
Формы проведения итоговой аттестации
1.
1 год обучения
Практическое задание
Практическая работа
Практическое задание.
Защита проекта
Способы и формы определения результативности освоения программы.
Основными методами отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержания программы являются: текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестации учащихся.
Текущий контроль учащихся проводится с целью установления фактического уровня теоретических знаний и практических умений и навыков по темам (разделам) дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется педагогом по каждой изученной теме.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: теоретический опрос, тестирование; практическая работа.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью повышения ответственности педагогов и учащихся за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения учащимися дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы, за степень усвоения учащимися дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы в рамках учебного года.
Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.
Промежуточная аттестация учащихся может проводиться в следующих формах:
Беседы по критериям выполнения письменных заданий
Итоговая аттестация учащихся проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы.
Итоговая аттестация проводится по окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе «Вместе весело шагать».
Итоговая аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.
Итоговая аттестация учащихся может проводиться в следующей форме:
Защита своей экскурсии по родному городу (проект).
8. Методическое обеспечение.
№п/п
Разделы и темы
Форма занятий
Методы, технологии
Дидактический материал и ТСО
Форма подведения итогов
1.
РАЗДЕЛ 1. ОБРАЗ МОЕГО КРАЯ.
Тема 1: Разнообразие и уникальность Нижегородской области.
Конференция «Из глубины веков»
Объясни-тельно-иллюстра-тивны, словесный
Презентация «Правила ТБ»
Карта, Технические средства
2.
Тема 2: Нижегородская область объект изучения историков, литераторов, искусствоведов, биологов и географов.
Создайте дневник наблюдений за природой своей местности «Записки натуралиста»
Наглядный: наблюдения
Задания практической работы.
Дневник погоды
3.
Тема 3: Первые исследователи нижегородских земель.
Ролевая игра с элементами дискуссии «Заседание в городской думе».
Метод идентификации
Презентация
Атлас Нижегородской области
4.
Тема 4: Рисунок природных зон Нижегородской области.
Создайте плакат или стенгазету
Частично -поисковый
Задания практической работы.
Атлас Нижегородской области, книги
5.
Тема 5: Образ городских, сельских ландшафтов.
Лекция
Объясни-тельно-иллюстративный
Презентация
Тетрадь
6.
Тема 6: Методы и источники изучения Нижегородского края.
Лекция
Объясни-тельно-иллюстративный
Презентация
Тетрадь
7.
Тема 7: Памятники архитектуры, созданные для увековечения исторических событий и людей как источники информации.
Предполага-ет создание выставки фоторабот и рисунков, «Какой я вижу мою малую родину».
Частично -поисковый
Задания практической работы.
Фото рисунки учащихся
8.
Тема 8: Работа с краеведческой литературой
Работа с краеведческой литературой
Исследовательский
Презентация
Книги
9.
Тема 9: Виды источников изучения.
Составление картотеки
Частично -поисковый
Презентация
Карточки учащихся
10.
Тема 10: Экскурсия
Экскурсия
Исследовательский
Презентация
Музей
11.
РАЗДЕЛ 2: СВОЕОБРАЗИЕ ЕСТЬ РАЗНООБРАЗИЕ.
Тема 11: Знакомьтесь Нижний Новгород!
Изобразите герб, города, наиболее ярко отражающий ваше восприятие его природы, уникальность.
Объясни-тельно-иллюстративный
Презентация
Заготовки для герба.
12.
Тема 12: Уникальность и географическое своеобразие города.
Создать образную ментальную карту своего города
Частично -поисковый
Презентация
Атлас Нижегородской области
13.
Тема 13: Родники моего города.
Создание таблички с правилами для потребителей воды родника.
Проблемный
Задания практической работы.
Таблички для правил
14.
Тема 14: Компоненты ландшафта города.
Игра «Взаимосвязи в ландшафте города».
Репродуктивный
Презентация
Заготовки для игры
15.
Тема 15: Древние и современные занятия жителей города.
Показ презентации
Объясни-тельно-иллюстративный
Задания практической работы.
Презентация
16.
Тема 16: Путешествие в «леса» Низменного лесного Заволжья Нижегородской области
Лекция
Эвристическая беседа
Презентация
Тетрадь
17.
Тема 17: Географическое положение, состав.
Составление паспорта
Частично -поисковый
Задания практической работы.
Атлас Нижегородской области
18.
Тема 18: Культура, религия и традиции жителей.
Проведение вечера с подготовкой кулинарных изделий.
Репродуктивный
Задания практической работы.
Кулинарные изделия
19.
Тема 19: Народные промыслы.
Организация выставки продуктов народных промыслов.
Объясни-тельно-иллюстративны
Презентация
Заготовки для выставки
20.
Тема 20: Экологическое состояние ландшафта.
Изучить экологические традиции народов Заволжья.
Частично -поисковый
Презентация
Книги, атлас Нижегородской области
21.
Тема 21: Путешествие на «горы» возвышенного лесостепного правобережья Нижегородской области.
Лекция
Эвристическая беседа
Презентация
Тетрадь
22.
Тема 22: Географическое и историческое прошлое правобережья.
Составление презентации
Частично -поисковый
Презентация
Презентация учащихся
23.
Тема 23: Растительный и животный мир.
Просмотр презентации
Объясни-тельно-иллюстративный
Презентация
Презентация
24.
Тема 24: Знаменитые города и села Правобережья.
Творческий вечер с использованием сочинений школьников о городах
Проблемный
Презентация
Сочинение учащихся
25.
Тема 25: Загрязнение и обмеление рек, смыв почв. Сильная обезлесенность территории.
Изучение экологических карт Нижегородской области.
Объясни-тельно-иллюстративный
Презентация
Атлас Нижегородской области
26.
Тема 26: Путешествие в Окско-Волжское полесье Нижегородской области.
Просмотр презентации
Объясни-тельно-иллюстративный
Презентация
Презентация
27.
Тема 27: Как формировался район.
Составление карты
Частично -поисковый
Задания практической работы.
Атлас Нижегородской области
28.
Тема 28: Природные уникумы.
Просмотр презентации
Объясни-тельно-иллюстративный
Презентация
Презентация
29
Тема 29: Современные занятия населения.
Изучение занятий населения.
Исследовательский
Презентация
Книги, атлас Нижегородской области
30.
Тема 30: Экологическое состояние природы.
Разработать меры для устранения экологических проблем в природе.
Проблемный
Задания практической работы.
Разработки мер по охране.
31.
РАЗДЕЛ 3: НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ.
Тема 31: Я и моя малая родина: вместе в гармоничное будущее
Чтение стихов
Репродуктивный
Презентация
Заготовки стихов
32.
Тема 32: Органическое единство районов Нижегородской области.
Показ презентации
Объясни-тельно-иллюстративный
Презентация
Презентация
33.
Тема 33: Человек в Нижегородской области: его роль, взаимоотношения.
Сообщение учащихся
Частично -поисковый
Презентация
Сообщение учащихся
34.
Тема 34: Принципы устойчивого развития Нижегородской области.
Авторское представление.
Репродуктивный
Презентация
Проект учащихся.
35.
Тема 35: Экскурсия по родному краю.
Экскурсия
Исследовательский
Экскурсия
Музей
36
Тема 36: Экскурсия по родному краю.
Экскурсия
Исследовательский
Экскурсия
Музей
9. Список литературы:
Литература для учителя
1. Внеурочная работа по географии /Под ред. И.И. Бариновой. – М.: Просвещение. – 1988. – 358с.
3. География. Все для учителя!: научно-методический журнал, выпуск №1, январь 2013
4. Географическое краеведение: Нижегородская область: учебное пособие для учащихся 6 класса / А.Б. Кряжев. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. – 86 с.: ил., карт. – ISBN 978-5-7565-0396-8
5. Жарков, А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: Метод. Рекомендации. – М., 1983. – С.23
6.Изучение экологического краеведения в школах Нижегородской области: концепция и учебные программы / Под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой – Н. Новгород, 2010. – 230 с.
7. Любов М.С. География Нижегородского края: Учебное пособие. – 2-е изд., переаб. И доп. – Арзамас: АГПИ, 2004. – 97 с.: ил. – ISBN 5-86517-182-8
8. Материалы Первого съезда учителей географии Нижегородской области, посвященного 65-летию Нижегородского регионального отделения РГО
9.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5
10. Программа «Географическое краеведение. Нижегородская область» под ред. Кнутовой Н.В., Кривдиной И.Ю., Кряжева А.Б. и др. – Н. Новгород, 2006
Литература для ученика
1.Архивные документы.
2. Воспоминания очевидцев.
3. Исторические справки.
4.Колобов О.А.,Наш край.- Н.Н.,2002г.
5.ПетунинаТ.А. Победа, Правда,Память.-Н.Н.,2005
6. Чесноков Г.П.У чистых рек, среди лесов зеленых.-Н.Н.,1997г.
Электронные источники
http://tut-oleg.narod.ru/index.html сайт Нижнего Новгорода и Нижегородской области (фотоальбомы, история, география, примечательные природные места)
Приложение 10
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа №2 имени И.А.Сухана»
Рабочая программа общеобразовательной
общеразвивающей программы
туристско - краеведческой направленности
кружка «Вместе весело шагать»
возраст обучающихся: 11-12 лет
срок реализации: 1 год
Составитель:
Никифорова Е.В.
учителя 1 квалификационной категории
г. Кстово
2017год
1.Краткая пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа «Вместе весело шагать» носиттуристско-краеведческуюнаправленность.
Современный этап развития Российского государства характеризуется остротой экологических, социальных, политических проблем. Ряд ученых связывают сложившуюся ситуацию с воспитанием молодежи в «отрыве» от своего непосредственного окружения, природных ценностей, культуры, формировавшейся поколениями. Человек не осознает свою причастность к родному краю и, как следствие, инертен в решении различного рода проблем своей Малой Родины.
2. Цели и задачи.
Цель программы: - формирование экогуманистического мировоззрения на основе изучения географии своей Малой Родины (Нижегородской области).
Задачи:
- формирование личностной значимости изучения Родного края;
- формирование эмоционально насыщенного образа Нижегородской области.
- формирование осознания универсальной ценности, структуры, размещения, многообразия и единства культур ландшафтов Нижегородской области;
- развитие саморегуляции взаимодействия в ландшафте своей местности в направлении созидания.
3. Планируемые результаты.
Результатом изучения данного курса занятий будет подготовленный самими учащимися поход, который даст возможность каждому из них почувствовать себя
настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не оставит равнодушным.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
Формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Воспитание художественно- эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
Способность к самооценке на основе критериев поведения в обществе.
Метапредметные результаты:
Формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Использовать различные способы поиска информации в справочниках, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
Овладеть навыками слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
Знать:
Историю своего имени;
Простейшие правила личной гигиены, их значение для здоровья человека;
Свой домашний адрес;
Что такое семья, обязанности члена семьи;
Имена, отчества членов своей семьи
Профессии своих родителей;
Правила поведения в общественных местах, природе
Историю происхождения своего района, города
Достопримечательности города и края;
Лекарственные и ядовитые растения;
Символику Российского государства, столицу нашей Родины, президента России;
Представителей флоры и фауны, предсказывающих погоду.
Названия костров.
Условные топографические знаки.
Местные предметы ориентирования.
Состав походной медицинской аптечки.
Туристические походные песни.
4.Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы первого года обучения.
Раздел, темы
план
факт
теория (кол-во часов)
практ(кол-во часов)
Всего часов
Формы контроля
Методическое обеспечение
РАЗДЕЛ 1. ОБРАЗ МОЕГО КРАЯ.
7
3
10
Создание плаката или стенгазету
1.1.Тема: Разнообразие и уникальность Нижегородской области. Вводный инструктаж по ТБ.
07.09.2017
1
1
1.1.Карта, технические средства
1.2.Тема: Нижегородская область объект изучения историков, литераторов, искусствоведов, биологов и географов.
14.09.2017
1
1
1.2.Дневник погоды
1.3.Тема: Первые исследователи нижегородских земель.
21.09.2017
1
1
1.3.Атлас Нижегородской области
1.4. Тема: Рисунок природных зон Нижегородской области.
28.09.2017
1
1
1.4. Атлас Нижегородской области, книги
1.5.Тема: Образ городских, сельских ландшафтов.
05.10.2017
1
1
Тетрадь
1.6. Тема: Методы и источники изучения Нижегородского края.
12.10.2017
1
1
Тетрадь
1.7. Тема: Памятники архитектуры, созданные для увековечения исторических событий и людей как источники информации.
19.10.2017
1
1
Фото рисунки учащихся
1.8. Тема: Работа с краеведческой литературой
26.10.2017
1
1
Книги
1.9. Тема: Виды источников изучения.
2.11.2017
1
1
Карточки учащихся
1.10.Экскурсия
9.11.2017
1
1
Музей
РАЗДЕЛ 2: СВОЕОБРАЗИЕ ЕСТЬ РАЗНООБРАЗИЕ.
15
5
20
Выставка поделок, участие в конкурсе
2.1 Тема: Знакомьтесь Нижний Новгород!
16.11.2017
1
1
2.1.Заготовки для герба
2.2. Тема: Уникальность и географическое своеобразие города.
23.11.2017
1
1
2.2. Атлас Нижегородской области
2.3. Тема: Родники моего города.
30.11.2017
1
1
2.3. Таблички для правил
2.4. Тема: Компоненты ландшафта города.
7.12.2017
1
1
2.4. Заготовки для игры
2.5. Тема: Древние и современные занятия жителей города.
14.12.2017
1
1
2.5.Презентация
2.6. Тема: Путешествие в «леса» Низменного лесного Заволжья Нижегородской области
21.12.2017
1
1
2.6. Тетрадь
2.7. Тема: Географическое положение, состав.
28.12.2017
1
1
Составление экскурсии по родному краю.
2.7. Атлас Нижегородской области
2.8. Тема: Культура, религия и традиции жителей.
11.01.2018
1
1
1
2.8. Кулинарные изделия.
2.9. Тема: Народные промыслы.
18.01.2018
1
1
2.9. Заготовки для выставки
2.10. Тема: Экологическое состояние ландшафта.
25.01.2018
1
1
2.10.Книги, Атлас Нижегородской области
2.11. Тема: Путешествие на «горы» возвышенного лесостепного правобережья Нижегородской области.
1.02.2018
1
1
2.11.Тетрадь
2.12. Тема: Географическое и историческое прошлое правобережья.
8.02.2018
1
1
2.12.Презентация учащихся
2.13. Тема: Растительный и животный мир.
15.02.2018
1
1
2.13. Презентация.
2.14. Тема: Знаменитые города и села Правобережья.
22.02.2018
1
1
2.14. Сочинение учащихся.
2.15. Тема: Загрязнение и обмеление рек, смыв почв. Сильная обезлесенность территории.
1.03.2018
1
1
2.15. Атлас Нижегородской области
2.16. Тема: Путешествие в Окско-Волжское полесье Нижегородской области.
15.03.2018
1
1
2.16.Презентация.
2.17. Тема: Как формировался район.
22.03.2018
1
1
2.17. Атлас Нижегородской области
2.18. Тема: Природные уникумы.
29.03.2018
1
1
2.18. Презентация.
2.19. Тема: Современные занятия населения.
5.04.2018
1
1
2.19. Книги, Атлас Нижегородской области
2.20. Тема: Экологическое состояние природы.
12.04.2018
1
1
2.20. Разработки мер по охране
РАЗДЕЛ 3:НАШЕ БУДУЩЕЕ В НАШИХ РУКАХ
6
6
3.1. Тема: Я и моя малая родина: вместе в гармоничное будущее
19.04.2018
1
1
3.1.Заготовки стихов
3.2 Презентация
3.3.Сообщение учащихся
3.2. Тема: Органическое единство районов Нижегородской области.
26.04.2018
1
1
3.3. Тема: Человек в Нижегородской области: его роль, взаимоотношения.
3.05.2018
1
1
3.4.Тема: Принципы устойчивого развития Нижегородской области.
10.05.2018
1
1
3.4 Проект учащихся
3.5. Экскурсия по родному краю.
17.05.2018
1
1
Музей
3.6. Экскурсия по родному краю.
24.05.2018
1
1
Экскурсия по городу
ИТОГО:
28
8
36
Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
«Вместе весело шагать».
Год обучения
Месяц обучения
Всего учебных недель
Всего часов по программе
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
01.09.2017
08.09.2017080800
08.09.2017
15.09.2017
22.09.2017
29.09.2017
09.10.2017
23.10.2017
2.11.2017
09.11.2017
16.11.2017
23.11.2017
07.09.2017
14.11.2017
21.12.2017
28.12.2017
11.01.2017
18.01.2017
25.01.2017
01.02.2017
08.02.2017
15.02.2017
22.02.2017
01.03.2017
15.03.2017
22.03.2017
29.03.2017
05.04.2017
12.04.2017
19.04.2017
26.04.2017
03.05.2017
10.05.2017
17.05.2017
24.05.2017
02.10.2017
30.11.2017
теория
практика
1 год
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
А
К
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
А
36
28
8
Условные обозначения:
1ведение занятий по расписанию
Аитоговая (промежуточная) аттестация
К каникулярный период
Приложение 10.2
Оценочные материалы.
Результатом изучения данного курса занятий будет подготовленный самими учащимися поход, который даст возможность каждому из них почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не оставит равнодушным. Основными методами отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержания программы являются: текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестации учащихся.
Беседы по критериям выполнения письменных заданий, а также включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков, проводиться в следующей форме:
Защита своей экскурсии по родному городу (проект).