Курс "Географическое краеведение. Мой край" связан, прежде всего с изучением природы и хозяйства родного края. При этом учащиеся овладевают основами диалектико-материалистического понимания взаимосвязей между физико-географическими объектами, природой и обществом. Курс реализует региональный компонент географического образова, направлен на реализацию социального заказа общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважение к традициям своего народа, патриотизма.
Курс предполагает линейно-спиральное построение, при котором материал будет рассматриваться последовательно на нескольких уровнях, от истории возникновения до современного хозяйства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа «Географическое краеведение. Мой край» »
Программа «Географическое краеведение.
Мой край»
( 34 часов учебного времени) для учащихся 10 класса.
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
АЛМАТИНСКАЯ область, КОКСУСКИЙ район ,
пос. Балпык би, СШ им. Н. Алдабергенова
Составитель: учитель географии Аринов С.Ж..
2014-2015 гг
I. Пояснительная записка
Курс "Географическое краеведение. Мой край" связан, прежде всего с изучением природы и хозяйства родного края. При этом учащиеся овладевают основами диалектико-материалистического понимания взаимосвязей между физико-географическими объектами, природой и обществом. Курс реализует региональный компонент географического образова, направлен на реализацию социального заказа общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважение к традициям своего народа, патриотизма.
Структура и содержание курса учитывают возрастные особенности учащихся, реализует межпредметные связи с географией 6-10 класса, биологическим и историческим краеведением.
Курс предполагает линейно-спиральное построение, при котором материал будет рассматриваться последовательно на нескольких уровнях, от истории возникновения до современного хозяйства.
Цель курса:
формирование комплексных знаний и умений учащихся краеведческого содержания на примере своего края; воспитание нравственности и гуманизма, гражданственности и патриотизма к своему краю.
Задачи курса:
Формирование знаний об особенностях природных компонентов и природного комплекса своего края, его значении для жизни и труда человека, необходимости рационального использования и охраны.
Формирование экогуманистического мировоззрения на примере своего края.
Создание образного представления об истории, хозяйстве, этнокультурном своеобразии края.
Формирование практических умений наблюдения за природными, историческими, производственными и социальными объектами и их влиянием на природную среду.
Оценка положения района в масштабах области, страны.
Цель и задачи курса определили крупные разделы в содержании программы:
"Мой край в прошлом"
"Географическое положение"
"Природные условия родного края"
"Население и хозяйство".
Основные подходы изучения курса.
При отборе содержания использовались подходы: комплексный, личностно – ориентированный, гуманистический, экологический, исторический.
Комплексный подход дает возможность целостного и, вместе с тем, разноаспектного изучения села и района. В содержании курса введены вопросы о природе, населении, хозяйстве и историко-культурном наследии родного края. Однако физико-географическая составляющая курса является доминирующей, что обусловлено тесной взаимосвязью с курсами физической географии в 6-8 классе, экономической географией в 9-10 классе, а также возрастными особенностями учащихся.
Личностно-ориентированный подход к изучению курса "Географическое краеведение Мой край» позволяет индивидуализировать работу учащихся, изменить форму общения учителя и ученика. Изучение тем дает возможность осознать и почувствовать каждому школьнику включенность в жизнь своего села, района, ощутить личную значимость в выявлении и решении некоторых экологических проблем своей местности.
Одним из важнейших принципов построения курса является принцип гуманизации. Центральным и связующим звеном в изучении своего края является человек. Гуманизация содержания прослеживается во всех разделах курса: в изучении природы края выявляется роль и значение каждого природного компонента в жизни и хозяйственной деятельности человека, а также его влияния на природу своей местности; в разделе "Население и хозяйство" включены вопросы о заселении и коренных народах района, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности людей района; о наиболее ярких отраслях, характеризующих "лицо" района; темы курса пронизаны топонимическим содержанием.
Экологический подход реализуется через введение в содержание программы вопросов о заповедных охраняемых территориях района, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу, о загрязнении компонентов и комплексов природы влияния. Экологический подход определяет междисциплинарность в изучении естественного и искусственного окружения человека.
Исторический подход обеспечивает возможность проследить развитие среды в различные периоды освоения данной территории. Позволяет ставить разнообразные логические задания, основанные на ранее усвоенных знаниях. Он связан с объяснением причин развития рельефа, хозяйственной деятельности, с изучением географического положения , населения и других тем. Дает возможность изучить исторические поселения района, памятники истории и культуры, посетить музеи и уникальные природные объекты. Этот подход реализуется через содержание первого радела и ряда экскурсий на природные и хозяйственные объекты. Изучение курса "Географическое краеведение Мой край" предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся, применение фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения.
Место курса в учебном плане
Курс рекомендуется начать в 10 классе, что позволит опираться на базовые знания учащихся по физической географии. Краеведение вводится за счет часов компонента образовательного учреждения. Содержание предусматривает широкий простор для инициативы и творчества учителя: он может распределять часы между темами по своему усмотрению, изучать материал в той последовательности и на тех объектах, которые наиболее целесообразны и типичны для условий работы школы и др. Учитель может исключить или ввести новые практические работы, экскурсии и наблюдения, в зависимости от условий и возможностей школы. Применять на уроках новые информационные технологии обучения.
IV. Требования к знаниям и умениям учащихся:
Знать/понимать: основные географические понятия и термины; год, исторические этапы освоения; особенности географического положения, природы, населения района, и ведущие отрасли хозяйства, их центры; функции в материальной и духовной культуре народов; природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своего края; особо охраняемые природные территории своего района; объекты историко-культурного наследия района; выдающихся людей – уроженцев района. Уметь: работать с историческими и географическими источниками выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности; выявлять связи между природой, историей освоения и заселения и развития хозяйства своего района; анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений своего района приводить примеры использования и охраны природы, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, населяющих территорию свого района; формирования отраслей хозяйства в своем селе; составлять краткую географическую характеристику ландшафтов на основе разнообразных источников географической информации, форм ее представления, собственных наблюдений; анализировать проблемы сельского населения; определять на местности, карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости. составлять экогеографические проекты.
Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: ориентирования на местности; чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников; картографических, статистических, геоинформационных.
II. Примерное тематическое планирование.
Введение (1час)
Урок 1. Цели и задачи географического краеведения, предмет исследования. Что изучают юные краеведы. Виды источников изучения родного края; вещественные, изобразительные, письменные, устные, звуковые.
Раздел 1 "Мой край в прошлом".(4часа) Тема 1 История возникновения района.
Урок 2. Источники знаний о прошлом района. Исторические этапы основания . Династии и их роль в становлении и развитии района. Экскурсия №1. Посещение краеведческого музея. Изучение музейных материалов. Урок 3. Происхождение названия . районного центра, улиц, природных объектов. Население, его роль в истории и развитии края. Урок 4. Памятные и достопримечательные места, как свидетели исторического прошлого района. Музеи. Люди, оставившие значительный след в истории района. Урок 5. Связь истории района с важнейшими этапами в жизни страны, его символика. Практическая работа №1. Характеристика одного из исторических объектов района.
Раздел 2. "Географическое положение". (2 часа) Тема 2. Географическое положение.
Урок 6. Географическое положение района на карте области, страны. Площадь, конфигурация, протяженность с Севера на Юг и с Запада на Восток. Выделение соседей, главных географических объектов. Практическая работа №2. Определение географического положения района, города, соседних районов области, координат центра, протяженности с Севера на Юг и с Запада на Восток с указанием площади, сравнение территории с другими районами области. Урок 7.Географическое положение села. Составление плана-схемы своего микрорайона. Влияние ГП на особенности развития села. Раздел 3. Природные условия села и района (21час) Тема 3. Рельеф своей местности. Полезные ископаемые.
Урок 8. Основные формы рельефа, их происхождение и изменение во времени. Высоты. Влияние рельефа на условия жизни и хозяйственную деятельность людей, на особенности природы. Изменение рельефа под влиянием застройки.
Урок 9. Характерные горные породы, их характеристика. Полезные ископаемые, основные местоположения. Практическая работа №3. Составление коллекции "Горные породы и полезные ископаемые моего района" Урок 10. Контрольная работа.
Тема 4. Климат. Урок 11. Основные особенности климата. Факторы влияющие на климат района. Температура воздуха и осадки. Урок 12. Практическая работа №4. Наблюдение за погодой, описание погоды по сезонам года, обработка материалов. Составление климатической диаграммы для города. Урок 13. Характеристика сезонов года. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей города и района. Урок 14. Причины загрязнения воздуха. Охрана атмосферного воздуха.
Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы. Урок 15. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, болот, подземных источников. Краткая их характеристика. Составление картосхемы водных объектов. Урок 16. Питание и режим рек. Хозяйственное значение. проблемы и охрана малых рек. Урок 17. Пруды. История их возникновения. Хозяйственное использование. Источники загрязнения прудов. Пути решения экологических проблем. Урок 18. Распространение опасных природных явлений, связанных с водами. Охрана вод. Практическая работа №5. Выявление источников загрязнения вод своей местности. Основные пути решения проблемы. Обустройство родников.
Тема 5. Почвы, их использование и охрана. Урок 19. Типы почв своего района, их характеристика. Механический состав. Урок 20. Практическая работа №6. Составление картосхемы различных типов почв на территории города и района. Урок 21. Естественные и антропогенные почвы. Загрязнение почв и его влияние на здоровье людей. Проекты по сохранению и улучшению почв.
Тема 6. Растительный покров. Урок 22. Природные зоны в пределах которых находится район, город. Основные типы растительности. Природные и антропогенные ландшафты. Урок 23. Изменение лесов в результате хозяйственной деятельности. Растительность парков, посадок. Растения, занесенные в Красную книгу. Проекты по сохранению и улучшению растительного мира. Экскурсия №2. Выявление видового состава растений посадки и их зарисовка и описание.
Тема 7. Животный мир. Урок 24. Животный мир природных зон района. Перелетные, кочующие, оседлые птицы. Грызуны переносчики опасных заболеваний. Урок 25. Объекты охотничьего промысла. Обитатели водоемов. Животные, занесенные в Красную книгу. Домашние животные и проблемы их содержания . Урок 26. Самостоятельная работа.
Тема 8. Охраняемые природные территории. Урок 27. Типы охраняемых территорий. Заказник, Памятники природы: водные, зоологические, ботанические и др. Урок 28. Практическая работа №7. Комплексная характеристика памятника природы . Составление правил поведения в посадке и проектов по ее сохранению.
Раздел 4. Население и хозяйство.(7 часов)
Тема 9. Население района.
Урок 29. История заселения территории. Численность. Национальный этнический, возрастной состав, характерные черты. Быт, традиции, обычаи, их взаимосвязь с природными условиями района . Национальный костюм, народные праздники, фольклор, особенности жилья. Урок 30. Основные демографические процессы: продолжительность жизни в районе, здоровье, уровень образованности, занятости. Проблемы сельского жителя. Творческая работа. Сочинения на темы: Известные люди района. Семейные династии. Народные умельцы.
Тема 10. Хозяйство и организация управленческого учета.
Урок 31. Народные промыслы и ремесла. Развитие промышленности с учетом трудовых навыков населения, природных особенностей. География первых производств района. Крупные предприятия и выпускаемая продукция. Урок 32. Развитие земледелия, животноводства, торговля. Первые ярмарки, представленная на них продукция. Современное сельское хозяйство. Урок 33. Виды транспорта. Степень развития производств товаров народного потребления и сферы услуг. Объекты тепло – и водоснабжения. Урок 34. Роль района в развитии страны, его внешние и внутренние связи. Перспектива развития. Практическая работа № 8. Характеристика одного из местных предприятий: почты, больницы, магазина, фирмы и др. Урок 35. Итоговая контрольная работа.
III. Образец контрольно-измерительных материалов необходимых для реализации программы.
Функции контроля самые разнообразные: обучающие, развивающие, воспитывающие. Для учителя контроль важен и тем, что позволяет критически оценивать свою деятельность в случае плохих результатов находить более рациональные пути. Объективность контроля достигается прежде всего наличием четких критериев оценки результатов усвоения учебного материала.
Виды контроля; текущий, тематический, итоговый. Тесты - познавательные задания стандартной формы, применяемые с целью установления обратной связи, закрепления, повторения, систематизации и контроля знаний учащихся. Тесты позволяют проверить усвоение теоретического материала, проверить номенклатуру, умения анализировать карту, проверять статистический материал.
V. Cписок используемой литературы.
Вода и ее значение. Методическое пособие для учителей и педагогов дополнительного образования детей./ Сост. Л.А. Хабибуллина, Р.Д. Хабибуллин/Под ред. Р.Д. Хабибуллина.
Географический атлас Алматинской области перераб. и доп./ Города нашей области.. Маршруты путешествий по Алматинской области Записки краеведов.
Записки краеведов./ Сост. Н.И. Куприянова, Л.И Шиян. Матвеева А.Н. Наблюдения и географические экскурсии в природу./ А.Н. Матвеева. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-94 с.
Николина В.В., Шалфицкая Г.П. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: Учеб.пособие.
Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец.№2107 "География"./М.А. Никонова. – М.: Просвещение, 1985.- 127 с., ил.
Особо охраняемые природные территории Алматинской области
Программы по изучению родного края . Авт.: А.Г.Щурыгина. Г.М.Алалыкина, В.И.Колчанова.1997.