kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа «Географическое краеведение. Мой край»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Географическое краеведение. Мой край" связан, прежде всего с изучением природы и хозяйства родного края. При этом учащиеся овладевают основами диалектико-материалистического понимания взаимосвязей между физико-географическими объектами, природой и обществом. Курс реализует региональный компонент географического образова, направлен на реализацию социального заказа общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважение к традициям своего  народа, патриотизма.  

Курс предполагает линейно-спиральное построение, при котором материал будет рассматриваться последовательно на нескольких уровнях, от истории возникновения  до современного хозяйства.
 

Просмотр содержимого документа
«Программа «Географическое краеведение. Мой край» »

Программа «Географическое краеведение.

Мой край»

( 34 часов учебного времени) для учащихся 10 класса.









РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

АЛМАТИНСКАЯ область, КОКСУСКИЙ район ,

пос. Балпык би, СШ им. Н. Алдабергенова

Составитель: учитель географии
Аринов С.Ж..























2014-2015 гг

I. Пояснительная записка

Курс "Географическое краеведение. Мой край" связан, прежде всего с изучением природы и хозяйства родного края. При этом учащиеся овладевают основами диалектико-материалистического понимания взаимосвязей между физико-географическими объектами, природой и обществом. Курс реализует региональный компонент географического образова, направлен на реализацию социального заказа общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважение к традициям своего народа, патриотизма.

Структура и содержание курса учитывают возрастные особенности учащихся, реализует межпредметные связи с географией 6-10 класса, биологическим и историческим краеведением. 

Курс предполагает линейно-спиральное построение, при котором материал будет рассматриваться последовательно на нескольких уровнях, от истории возникновения до современного хозяйства.



Цель курса:

  • формирование комплексных знаний и умений учащихся краеведческого содержания на примере своего края;
    воспитание нравственности и гуманизма, гражданственности и патриотизма к своему краю.



Задачи курса:

  1. Формирование знаний об особенностях природных компонентов и природного комплекса своего края, его значении для жизни и труда человека, необходимости рационального использования и охраны.

  2. Формирование экогуманистического мировоззрения на примере своего края.

  3. Создание образного представления об истории, хозяйстве, этнокультурном своеобразии края.

  4. Формирование практических умений наблюдения за природными, историческими, производственными и социальными объектами и их влиянием на природную среду. 

  5. Оценка положения района в масштабах области, страны.

Цель и задачи курса определили крупные разделы в содержании программы:

  1. "Мой край в прошлом"

  2. "Географическое положение"

  3. "Природные условия родного края"

  4. "Население и хозяйство".

Основные подходы изучения курса.

При отборе содержания использовались подходы: комплексный, личностно – ориентированный, гуманистический, экологический, исторический.

Комплексный подход дает возможность целостного и, вместе с тем, разноаспектного изучения села и района. В содержании курса введены вопросы о природе, населении, хозяйстве и историко-культурном наследии родного края. Однако физико-географическая составляющая курса является доминирующей, что обусловлено тесной взаимосвязью с курсами физической географии в 6-8 классе, экономической географией в 9-10 классе, а также возрастными особенностями учащихся.

Личностно-ориентированный подход к изучению курса "Географическое краеведение Мой край» позволяет индивидуализировать работу учащихся, изменить форму общения учителя и ученика. Изучение тем дает возможность осознать и почувствовать каждому школьнику включенность в жизнь своего села, района, ощутить личную значимость в выявлении и решении некоторых экологических проблем своей местности.

Одним из важнейших принципов построения курса является принцип гуманизации. Центральным и связующим звеном в изучении своего края является человек. Гуманизация содержания прослеживается во всех разделах курса: в изучении природы края выявляется роль и значение каждого природного компонента в жизни и хозяйственной деятельности человека, а также его влияния на природу своей местности; в разделе "Население и хозяйство" включены вопросы о заселении и коренных народах района, об особенностях жизни и хозяйственной деятельности людей района; о наиболее ярких отраслях, характеризующих "лицо" района; темы курса пронизаны топонимическим содержанием.

Экологический подход реализуется через введение в содержание программы вопросов о заповедных охраняемых территориях района, о растениях и животных, занесенных в Красную книгу, о загрязнении компонентов и комплексов природы влияния. Экологический подход определяет междисциплинарность в изучении естественного и искусственного окружения человека.

Исторический подход обеспечивает возможность проследить развитие среды в различные периоды освоения данной территории. Позволяет ставить разнообразные логические задания, основанные на ранее усвоенных знаниях. Он связан с объяснением причин развития рельефа, хозяйственной деятельности, с изучением географического положения , населения и других тем. Дает возможность изучить исторические поселения района, памятники истории и культуры, посетить музеи и уникальные природные объекты. Этот подход реализуется через содержание первого радела и ряда экскурсий на природные и хозяйственные объекты.
Изучение курса "Географическое краеведение Мой край" предполагает сочетание теоретических и практических видов деятельности учащихся, применение фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения. 

Место курса в учебном плане

Курс рекомендуется начать в 10 классе, что позволит опираться на базовые знания учащихся по физической географии. Краеведение вводится за счет часов компонента образовательного учреждения. Содержание предусматривает широкий простор для инициативы и творчества учителя: он может распределять часы между темами по своему усмотрению, изучать материал в той последовательности и на тех объектах, которые наиболее целесообразны и типичны для условий работы школы и др. Учитель может исключить или ввести новые практические работы, экскурсии и наблюдения, в зависимости от условий и возможностей школы. Применять на уроках новые информационные технологии обучения.

IV. Требования к знаниям и умениям учащихся:

Знать/понимать:
 основные географические понятия и термины;
 год, исторические этапы освоения;
 особенности географического положения, природы, населения района, и ведущие отрасли хозяйства, их центры;
 функции в материальной и духовной культуре народов;
 природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своего края; особо охраняемые природные территории своего района;
 объекты историко-культурного наследия района;
 выдающихся людей – уроженцев района.
Уметь:
 работать с историческими и географическими источниками
 выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своей местности;
 выявлять связи между природой, историей освоения и заселения и развития хозяйства своего района;
 анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений своего района
 приводить примеры использования и охраны природы, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, населяющих территорию свого района; формирования отраслей хозяйства в своем селе;
 составлять краткую географическую характеристику ландшафтов на основе разнообразных источников географической информации, форм ее представления, собственных наблюдений;
 анализировать проблемы сельского населения;
 определять на местности, карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
 применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
 составлять экогеографические проекты.

Использование приобретенных знаний и умений
в практической деятельности и повседневной жизни
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
 ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
 учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
 решение практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению;
 проведение самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников; картографических, статистических, геоинформационных.











II. Примерное тематическое планирование. 

Введение (1час)


Урок 1. Цели и задачи географического краеведения, предмет исследования. Что изучают юные краеведы. Виды источников изучения родного края; вещественные, изобразительные, письменные, устные, звуковые.

Раздел 1 "Мой край в прошлом".(4часа)
Тема 1 История возникновения района.

Урок 2. Источники знаний о прошлом района. Исторические этапы основания . Династии и их роль в становлении и развитии района. Экскурсия №1. Посещение краеведческого музея. Изучение музейных материалов.
Урок 3. Происхождение названия . районного центра, улиц, природных объектов. Население, его роль в истории и развитии края.
Урок 4. Памятные и достопримечательные места, как свидетели исторического прошлого района. Музеи. Люди, оставившие значительный след в истории района. 
Урок 5. Связь истории района с важнейшими этапами в жизни страны, его символика.
Практическая работа №1. Характеристика одного из исторических объектов района.

Раздел 2. "Географическое положение". (2 часа)
Тема 2. Географическое положение.

Урок 6. Географическое положение района на карте области, страны. Площадь, конфигурация, протяженность с Севера на Юг и с Запада на Восток. Выделение соседей, главных географических объектов. 
Практическая работа №2. Определение географического положения района, города, соседних районов области, координат центра, протяженности с Севера на Юг и с Запада на Восток с указанием площади, сравнение территории с другими районами области.
Урок 7.Географическое положение села. Составление плана-схемы своего микрорайона. Влияние ГП на особенности развития села.
Раздел 3. Природные условия села и района (21час)
Тема 3. Рельеф своей местности. Полезные ископаемые.

Урок 8. Основные формы рельефа, их происхождение и изменение во времени. Высоты. Влияние рельефа на условия жизни и хозяйственную деятельность людей, на особенности природы. Изменение рельефа под влиянием застройки.


Урок 9. Характерные горные породы, их характеристика. Полезные ископаемые, основные местоположения. Практическая работа №3. Составление коллекции "Горные породы и полезные ископаемые моего района"
Урок 10. Контрольная работа. 

Тема 4. Климат.
Урок 11. Основные особенности климата. Факторы влияющие на климат района. Температура воздуха и осадки.
Урок 12. Практическая работа №4. Наблюдение за погодой, описание погоды по сезонам года, обработка материалов. Составление климатической диаграммы для города.
Урок 13. Характеристика сезонов года. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей города и района.
Урок 14. Причины загрязнения воздуха. Охрана атмосферного воздуха.

Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы.
Урок 15. Местоположение основных речных систем, озер, прудов, болот, подземных источников. Краткая их характеристика. Составление картосхемы водных объектов.
Урок 16. Питание и режим рек. Хозяйственное значение. проблемы и охрана малых рек.
Урок 17. Пруды. История их возникновения. Хозяйственное использование. Источники загрязнения прудов. Пути решения экологических проблем.
Урок 18. Распространение опасных природных явлений, связанных с водами. Охрана вод. Практическая работа №5. Выявление источников загрязнения вод своей местности. Основные пути решения проблемы. Обустройство родников.

Тема 5. Почвы, их использование и охрана.
Урок 19. Типы почв своего района, их характеристика. Механический состав.
Урок 20. Практическая работа №6. Составление картосхемы различных типов почв на территории города и района.
Урок 21. Естественные и антропогенные почвы. Загрязнение почв и его влияние на здоровье людей. Проекты по сохранению и улучшению почв.

Тема 6. Растительный покров.
Урок 22. Природные зоны в пределах которых находится район, город.
Основные типы растительности. Природные и антропогенные ландшафты.
Урок 23. Изменение лесов в результате хозяйственной деятельности. Растительность парков, посадок. Растения, занесенные в Красную книгу. Проекты по сохранению и улучшению растительного мира. Экскурсия №2. Выявление видового состава растений посадки и их зарисовка и описание. 



Тема 7. Животный мир.
Урок 24. Животный мир природных зон района. Перелетные, кочующие, оседлые птицы. Грызуны переносчики опасных заболеваний.
Урок 25. Объекты охотничьего промысла. Обитатели водоемов. Животные, занесенные в Красную книгу. Домашние животные и проблемы их содержания .
Урок 26. Самостоятельная работа.

Тема 8. Охраняемые природные территории.
Урок 27. Типы охраняемых территорий. Заказник, Памятники природы: водные, зоологические, ботанические и др.
Урок 28. Практическая работа №7. Комплексная характеристика памятника природы . Составление правил поведения в посадке и проектов по ее сохранению.

Раздел 4. Население и хозяйство.(7 часов)

Тема 9. Население района.

Урок 29. История заселения территории. Численность. Национальный этнический, возрастной состав, характерные черты. Быт, традиции, обычаи, их взаимосвязь с природными условиями района . Национальный костюм, народные праздники, фольклор, особенности жилья.
Урок 30. Основные демографические процессы: продолжительность жизни в районе, здоровье, уровень образованности, занятости. Проблемы сельского жителя.
Творческая работа. Сочинения на темы: Известные люди района. Семейные династии. Народные умельцы.

Тема 10. Хозяйство и организация управленческого учета.

Урок 31. Народные промыслы и ремесла. Развитие промышленности с учетом трудовых навыков населения, природных особенностей. География первых производств района. Крупные предприятия и выпускаемая продукция.
Урок 32. Развитие земледелия, животноводства, торговля. Первые ярмарки, представленная на них продукция. Современное сельское хозяйство.
Урок 33. Виды транспорта. Степень развития производств товаров народного потребления и сферы услуг. Объекты тепло – и водоснабжения.
Урок 34. Роль района в развитии страны, его внешние и внутренние связи. Перспектива развития. Практическая работа № 8. Характеристика одного из местных предприятий: почты, больницы, магазина, фирмы и др.
Урок 35. Итоговая контрольная работа.

III. Образец контрольно-измерительных материалов необходимых для реализации программы. 

Функции контроля самые разнообразные: обучающие, развивающие, воспитывающие. Для учителя контроль важен и тем, что позволяет критически оценивать свою деятельность в случае плохих результатов находить более рациональные пути.
Объективность контроля достигается прежде всего наличием четких критериев оценки результатов усвоения учебного материала.

Виды контроля; текущий, тематический, итоговый.
Тесты - познавательные задания стандартной формы, применяемые с целью установления обратной связи, закрепления, повторения, систематизации и контроля знаний учащихся.
Тесты позволяют проверить усвоение теоретического материала, проверить номенклатуру, умения анализировать карту, проверять статистический материал.































V. Cписок используемой литературы.

  1. Вода и ее значение. Методическое пособие для учителей и педагогов дополнительного образования детей./ Сост. Л.А. Хабибуллина, Р.Д. Хабибуллин/Под ред. Р.Д. Хабибуллина.

  2. Географический атлас Алматинской области перераб. и доп./ Города нашей области.. Маршруты путешествий по Алматинской области Записки краеведов.

  3. Записки краеведов./ Сост. Н.И. Куприянова, Л.И Шиян. Матвеева А.Н. Наблюдения и географические экскурсии в природу./ А.Н. Матвеева. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.-94 с.

  4. Николина В.В., Шалфицкая Г.П. Экология и культура: воспитание у учащихся ценностей экологической культуры в городской среде: Учеб.пособие.

  5. Никонова М.А. Практикум по географическому краеведению: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по спец.№2107 "География"./М.А. Никонова. – М.: Просвещение, 1985.- 127 с., ил.

  6. Особо охраняемые природные территории Алматинской области

  7. Программы по изучению родного края . Авт.: А.Г.Щурыгина. Г.М.Алалыкина, В.И.Колчанова.1997.

  8. Программа "Географическое краеведение. Авт.:Кнутова Н.В, Кривдина И.Ю., Кряжев А.Б., Беляева Т.К.2006.

  9. Родной край: Книга для внеклассного чтения по природоведению и истории.

10.Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей./ А.З. Сафиуллин. М.: Просвещение, 1979.-127 с., ил.

11.Туристско – краеведческие кружки в Просвещение, 1988. -160с.

12.Чернихова Е.Я. Учебные экскурсии по географии: (из опыта

работы). –М.: Просвещение, 1980.-112 с.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа «Географическое краеведение. Мой край»

Автор: Аринов Серикбай Джолтаевич

Дата: 07.09.2015

Номер свидетельства: 229152

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Образовательная программа "Мой край родной""
    ["seo_title"] => string(44) "obrazovatiel-naia-proghramma-moi-krai-rodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "262590"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449391392"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Рабочая программа по краеведению "Моя малая Родина""
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaiaproghrammapokraieviedieniiumoiamalaiarodina"
    ["file_id"] => string(6) "259839"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448826584"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа по краеведению "Малая Родина, истории и судьбы" "
    ["seo_title"] => string(60) "proghramma-po-kraieviedieniiu-malaia-rodina-istorii-i-sud-by"
    ["file_id"] => string(6) "134064"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416660725"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "История родного края" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-istoriia-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "194333"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427751661"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Содержание программы дополнительного образования детей. Образовательная программа кружка «Краеведение»"
    ["seo_title"] => string(106) "sodierzhaniieproghrammydopolnitielnoghoobrazovaniiadietieiobrazovatielnaiaproghrammakruzhkakraieviedieniie"
    ["file_id"] => string(6) "270107"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450996285"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства