Формирование исследовательских умений в курсе: Физическая география. 5-6 классы.
Формирование исследовательских умений в курсе: Физическая география. 5-6 классы.
В работе представлены этапы формирования исследовательских умений в курсе:Физической географии, в приложении имеется тематическое планирование с использованием краеведческого материала в 5-6 классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование исследовательских умений в курсе: Физическая география. 5-6 классы.»
Формирования исследовательских умений в курсе: Физическая география
5-6 классах
1-й этап: 5-6 классы – приобретение простейших знаний, умений и навыков для овладения методами исследовательской работы, обучение основам самостоятельной деятельности. При изучении физической географии 5- 6 классах выбираю такие формы деятельности, как практические работы на местности, экскурсии, занятия по выбору. На данном этапе главным является освоение приемов и методов познания окружающего мира, выполнение таких исследований: как наблюдение, сравнение, измерение, постановка эксперимента, умение обобщить результаты. Рабочая программа по географии в 5-6 классах включает практические работы с использованием краеведческого материала.
2-й этап: 7-8 классы – самостоятельное выполнение заданий исследовательского характера и творческого характера, направленные на установление причинно-следственных связей, обучение умениям составлять и читать схемы и таблицы. На данном этапе увеличивается количество заданий, позволяющих устанавливать причинно-следственные связи, на основе сравнения и анализа делать выводы, находить пути решения проблем. На этом этапе мы совместно определяет направление работы учимся формулировать цель работы, составлять план работы, направленной на реализацию поставленной цели, то есть составлять алгоритм исследовательской работы. Важным фактором развития творческих способностей на этом этапе является формирование умений работать с дополнительными источниками информации и их анализировать. Возрастает количество творческих заданий вовлекающих учащихся в исследование и написание учебных проектов. Исследовательская и проектная деятельность проводится не только на уроках, но и во внеурочное время.
Темы исследовательских проектов в 7- 8 классах:
-Как спасти нашу реку Берёзовую?
-Описание и сравнение погоды в хуторах: Нижнепетровском и Верхнепетровском.
-Меры защиты от оврагов в нашей местности.
Выполнение заданий такого характера способствует формированию личного опыта учащихся, развитию исследовательских умений, критического мышления. Творческие работы обогащаются сведениями об объектах и явлениях природы родного края из научной и справочной литературы. На этом этапе велика роль групповой работы. Группы работают по интересам, отличаются мобильностью. Немаловажное значение имеют и формы защиты работ. Они могут быть разнообразными: презентации, модели, схемы, рекомендации. Проводимая работа позволяет выявить яркую индивидуальность учащихся и в дальнейшем выстраивать траекторию работы с этими детьми.
3-й этап: 9-11 классы – формирование исследовательских умений, умений реализовать полученные знания на практике, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую деятельность.
Данное деление условно, так как учащиеся обладают разным уровнем развития и уровнем мыслительной деятельности.
С 5 класса я совместно с обучающимися веду персональный учет достижений по географии отдельных учащихся. Мониторинг достижений учащихся за предыдущие годы позволяет выявить группу учащихся с аналитическим складом ума, склонных к научному исследованию.
Начинать научно - исследовательскую работу необходимо с 9 класса, так как создание научно-исследовательской работы является результатом кропотливого труда в течение 2-3 лет.
На данном этапе обучения оптимальным становится обучение с использованием технологии проблемного обучения. Решить проблему, найти выход из затруднительного положения - вот то, что побуждает человека к действию, активизирует его интеллект. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, начинается подлинно творческая деятельность учащихся.
Следующим этапом деятельности является индивидуальная работа с каждым учеником направленная на выявление интереса, области, где ребенок может проявить свои способности, приобрести культуры научного мышления. Результатом этой работы являются ответы на вопросы: «Что мне нравиться? Чем я хочу заниматься? Чем актуальна эта проблема для меня?».
Учащиеся 9 класса выполняют в основном практико-ориентированные исследовательские работы. Например: «Установление зависимости скорости и характера течения реки Берёзовая от рельефа местности», «Примеры антропогенного влияния на природные комплексы нашей местности». Эти работы небольшие по объему и краткосрочные. Но выполнение этих работ позволяет отобрать группу ребят, которые начнут выполнять научно-исследовательские работы более высокого уровня.
Учащиеся 10-11 класса работают уже над индивидуальными проектами.
1.2.Результаты использования методической системы:
Анализ организации исследовательской работы учащихся с региональным краеведческим содержанием, позволяет сделать следующие выводы:
исследования носят комплексный интегрированный характер (география, биология, история, экономика); работа над многими темами ведется несколько лет;
работы используют краеведческий характер; являются социально-значимыми для своей местности.
Мною разработана рабочая программа по всем курсам географии с использованием краеведческого материала, природные и производственные экскурсии, практические работы на местности, уроки, внеклассные мероприятия.
№
Тема
Краеведческий материал
Методы и приемы
1.
Введение
Организация наблюдений за погодой
Инструкция по ведению наблюдений за погодой.
2.
План и карта
Определение на местности направлений, азимутов, расстояний;
Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности; Определение по карте географических координат и обозначение на контурных картах местоположение своего населенного пункта.
Практические работы на местности.
3.
Литосфера
Определение горных пород по образцам (в том числе горных пород своей местности по материалам осенней экскурсии); Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
Практические работы.
4.
Гидросфера
Описание «путешествия капельки» по большому круговороту из своего населенного пункта; Описание по типовому плану реки Березовой.
Практические работы
Приложение. Примерный тематический план осуществления краеведческого подхода при изучении курса физической географии 5- б классах.
Атмосфера
Продолжение работы с календарем погоды; Установление особенностей годового хода температуры на основе построенного графика; Построение розы ветров.
Практические работы.
Биосфера
Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности; Описание изменений природы в зависимости от численности населения и хозяйственной особенности территории на примере своей местности;
Экскурсия.
Природа и население своей местности.
Выявление и объяснение в своей местности особенностей компонентов природы, их взаимосвязей;
Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.