I. Образовательные задачи:
- Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении.
- Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.
- Продолжить формирование обще учебных умений и навыков.
II. Развивающие задачи:
- Развивать память, логическое мышление, наблюдательность, умения сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала.
- Приучать учащихся коллективно и в парах добывать знания.
- Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения.
III. Воспитательные задачи:
- Повышать активность учащихся раскрывать их возможности.
- Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.
Оборудование:
настенная карта РК, атласы для 6 класса; а) карточки с географическими задачами для индивидуальной работы; б) карточки причинно-следственных связей изменения между нагреванием земной поверхности и температуры воздуха, используемые для проверки домашнего задания:
дополнительные карточки – опоры (см. Приложение 1), учебные наглядные таблицы: барометр- анероид, ртутный барометр и их устройство; кусок картона, газета – для проведения опыта; учебник “Физическая география: начальный курс”.
План изучения нового материала:
- Что такое атмосферное давление.
- Как измеряется атмосферное давление.
- Как изменяется атмосферное давление с высотой.
- Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания земной подстилающей поверхности. (План записывается на доске).
Ход урока:
1. Организационная часть урока: Взаимное приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка наглядного материала, оборудования.
2. Актуализация знаний учащихся
Используя опорную план-схему по теме “Атмосфера” (см. Приложение 4) и рисунок “Строение атмосферы” (см. Приложение 5), учащиеся отвечают на вопросы, поставленные учителем и позволяющие ученикам актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках:
- - Какую тему мы изучаем?
- - Что такое атмосфера?
- - Какие характеристики погоды мы даем? От чего зависит t воздуха?
- - Дать характеристику погоды, сделать выводы о погоде.
- - Построить цепочку причинно-следственных связей, с использованием карточек:
3. Усвоение новых знаний, первичное закрепление полученных знаний, первичная проверка понимания.
3.1.1. Сообщение темы, цели и плана урока.
Учитель: Ребята! Сегодня, как вы уже поняли при ознакомлении с план - схемой, наш урок посвящён ещё одной характеристике тропосферы. Учащиеся дают ответ - атмосферное давление.
Учитель: В ходе изучения нового материал, вы должны найти ответ на следующие вопросы:
- Что такое атмосферное давление?
- Как измеряется атмосферное давление?
- Как изменяется атмосферное давление с высотой?
- Как изменяется атмосферное давление в зависимости от нагревания земной подстилающей поверхности?
Для работы и ответа на вопросы, вам необходимо объединиться в 5 групп метеорологов- синоптиков. Эти слова произошли от греческих слов и имеют следующие толкования: “Метеора” - атмосферные явления; “Синоптик” - способный всё обозреть.
Первая группа готовит ответ на вопрос: Что такое атмосферное давление?
Вторая группа готовит ответ на вопрос: Кто изобрёл прибор для измерения атмосферного давления и его устройство?
Третья группа отвечает на вопрос: Как измеряется атмосферное давление?
Четвёртая группа отвечает на вопрос: Как изменяется атмосферное давление с высотой?
Пятая группа отвечает на вопрос: Как изменяется атмосферное давление от нагревания подстилающей поверхности?
Для работы в группах вам даны карточки (см. Приложение 2), в которых поставлена цель работы, план работы, вопросы и географические задачи, на которые вы должны дать ответ, а также оборудование необходимое для выполнения практической работы.
3.1.2. Работа над новым материалом.
3.1.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ (в течение 5-6 минут): изучение и выполнение заданий, ответы на вопросы и решение географических задач, описанных в полученных карточках.
Необходимые выводы, к которым должны прийти учащихся в процессе самостоятельной работы в группах:
Первая группа метеорологов (карточка № 1) проводит опыт с картонкой и газетой. В ходе работы участники группы должны сделать следующий вывод: Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на окружающие предметы. Учащимися делается запись в тетради.
Вторая группа метеорологов (карточка №2) должна приготовить рассказ об изобретателе прибора барометра для измерения давления Эванджелисте Торричелли примерно следующего содержания: “Ртутный барометр был изобретён в 1643 году учеником Галилео Галилея Эванджелистом Торричелли. Он наполнил запаянную сверху стеклянную трубку и погрузил её открытый конец в сосуд с ртутью. Сначала какое-то количество ртути вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. В ходе своих опытов Торричелли сделал следующие выводы: масса (давление) атмосферного воздуха давит на открытую поверхность ртути в сосуде и не даёт выливаться ртути из трубки; колебания высоты ртути в трубке зависят от изменения давления”. Показывают рисунок– ртутный барометр, портрет ученного (см. Приложение 6).
Третья группа метеорологов (карточка №3) должна подготовить выступление по теме “нормальное атмосферное давление” следующего содержания: “Нормальным давлением принято считать давление 720 мм ртутного столба. Оно определяется на уровне моря на 45 параллели при температуре 0 градусов С. В настоящее время атмосферное давление измеряют прибором барометром – анероидом, в котором не применяют ртуть”. Показывают прибор – барометр – анероид, с использованием учебной наглядной таблицы . Называют и показывают карточку-опору с обозначением современной единицы измерения атмосферного давления гектопаскаль (гПа) (см. Приложение 1).
Все учащиеся записывают в тетрадях: барометр- анероид, 1013гП - среднее атмосферное давление.
Четвёртая группа метеорологов (карточка №4) работает по рисунку, готовит ответ на вопрос, как изменяется давление с высотой. Делает соответствующий вывод: с высотой масса воздуха легче и температура ниже, отсюда и давление понижается. Дополнительная информация от учителя: На каждые 10,5 м вверх давление понижается на 1 мм рт. ст. В ходе работы над географическими задачами, учащиеся должны дать следующие ответы: “С высотой давление понижается”, “Выше расположен поселок А, в котором атмосферное давление равно 748 мм”.
Пятая группа метеорологов (карточка №5) по таблице показывает и сравнивает, как изменяется атмосферное давление, в связи с изменениями температуры воздуха. По таблице делают вывод: если повышается температура воздуха, то атмосферное давление понижается. (Вывод записывают в тетради).
3.1.4. ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ГРУПП (в течение 5-ти минут). Представители от групп делают сообщение по своим вопросам. В процессе выступления все учащийся записывают в тетрадь выводы, полученные каждой исследовательской группой, учитель обобщает выводы, при необходимости корректирует правильность сообщений, дополняет.
4. Закрепление нового материала.
Учитель раздает учащимся географические задачи, записанные на индивидуальных карточках. Учащиеся зачитывают задачу вслух.
- Вы отдыхаете в лагере, который расположен в лесу. Вы идете через луг на речку. Где атмосферное давление выше: над лугом (Нд) или лесом (Вд)?
- Жаркий летний день, вы загораете на берегу реки. Измерим атмосферное давление над сушей (Нд) и рекой (Вд). Будет ли оно одинаково? Почему?
- Вы жители прибайкальского города Слюдянки. Особенности вашего климата во многом зависят от озера Байкал. Подумайте, какое атмосферное давление (Вд и Нд) летом будет над городом (Нд), над Байкалом (Вд)? Изменится ли оно зимой? Почему?
- Атмосферное давление и здоровье человека. Влияет ли атмосферное давление на здоровье человека? Приведите примеры из ваших собственных наблюдений.
5. Подведение итога урока.
Учитель задает вопросы:
- - Что нового вы узнали на уроке?
- - Что вам понравилось на уроке? Почему?
- - Что бы хотелось выполнить еще раз?
- - Тест- опрос (см. Приложение 3).
6. Оценка (поощрение) при опросе на уроке и выставление отметок за работу.
7. Домашнее задание: