kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование экологических знаний на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках природоведения и географии Татарстана учащиеся обучаются технологиям наблюдения за природными объектами: учатся планировать наблюдения, грамотно и точно фиксировать факты, производить статистическую обработку наблюдений, представлять материалы в табличном виде, делать обобщения и выводы. Большую педагогическую ценность имеет правильное и систематическое ведение дневника наблюдений по природоведению. При этом учащиеся под руководством учителей использовали знания татарского народа о природе: приметы, загадки, поговорки и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологических знаний на уроках географии»

Доклад на тему: «Формирование экологических знаний на уроках географии».

На всех этапах своего развития человек тесно связан с окружающим миром. Человек-часть живой природы, он не может, существовать вне природы и потому должен подчиняться ее законам. Однако с появлением индустриального общества опасное влияние человека на природу усилилось. Интенсификация антропогенного воздействия на природу в настоящее время достигла таких масштабов, что стала приводить к глобальным нарушениям экологического равновесия, что серьезно ухудшает состояние окружающей среды, ставя под угрозу существование самой жизни на планете. Общество обречено на гибель, если будет игнорировать законы развития природы. Поэтому сейчас особую значимость приобретает формирование основ нового мировоззрения на взаимоотношения человека и живой природы.

В современных условиях экологическое воспитание и образование должны осуществляться с раннего детства и носить характер непрерывного и целенаправленного процесса, цель которого формирование у учащихся экологической культуры.

Татарский народ, обобщая свои наблюдения за природными явлениями, накопил природоохранные навыки и применил их в практической деятельности: разумно вспахивал землю, удобрял почву безвредными веществами, вовремя проводил посев, убирал хлеб и т.д. Все это нашло отражение в опыте, традициях и обрядах народа и в устном народном творчестве: в пословицах, поговорках, загадках, легендах, песнях и т.д.

В явлениях природы много загадок, что невозможно отрицать, и чему еще наука не нашла соответствующих объяснений. В природе все ее компоненты находятся во взаимосвязи между собой. Длительная история татарского народа, ранняя государственность позволяют утверждать о его высокой экологической культуре.

Процесс формирования ответственного и ценностного отношения личности к окружающей природной среде осуществляется на протяжении всей его жизни и во многом зависит от знаний, полученных на уроках природоведения и географии Татарстана. На этих уроках закладываются основы экологического образования и воспитания учащихся, определяется уровень их экологической культуры.

Учащиеся, сохраняя в себе сформированное в раннем детстве отношение к природе, начинают проявлять его показывая себя как собирателей еще неизвестных им фактов, явлений, событий. Они находят окаменелости, горные породы и минералы, коллекционируют растения, ухаживают за животными, видят в контурах облаков фантастические образы, восхищаются вечерней зарей, заходом солнца.

Именно в таком творческом и деловом контакте, непосредственном взаимодействии с природой возникают искренние, невидимые, но крепкие ростки бережного отношения к природе. Вместе с тем, поведение учащихся в природе может носить и неосознанный и неконтролируемый характер. Так, обратив внимание на красивую бабочку, ученик бегает за ней, хватает и сжимает ее в ладони, в итоге живой организм погибает. Подмечая такое явление, В.А.Сухомлинский писал: «Меня очень беспокоило равнодушие отдельных детей к живому и прекрасному в окружающем мире, тревожили поступки, свидетельствующие о непонятной, с первого взгляда, детской жестокости».

Видя красивый цветок черемухи, ребенок моментально срывает его, нюхает, наслаждается запахом, потом бросает. Это говорит о его экологической неграмотности. «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием тончайших оттенков родного слова».

Основной задачей уроков природоведения и географии Татарстана является вооружение учащихся экологическими знаниями, подведение их к осознанию того, что все компоненты природы находятся во взаимосвязи, что их нарушение может привести к непредсказуемым последствиям, губительным как для природы, так и для человека.

Важно показать учащимся, что ухудшение экологического состояния окружающей среды ставит перед обществом задачу о необходимости готовить экологически грамотных людей, ясно представляющих взаимосвязь окружающей среды и человека в системе: природа человек- природа измененная- природа, облагороженная для жизни человека; людей, способных предвидеть последствия производства на весь живой мир.

Экологизация таких учебных предметов, как природоведение и география Татарстана, позволяет учителю показать причинно-следственные связи данной системы, ввести учащихся в мир социальной экологии и геоэкологии. Кроме того, занимательность используемых на уроках материалов по экологии и участие в работах по улучшению состояния родного края укрепляют активность ученика в его природоохранительной деятельности. Знания учащихся, какими бы они целостными не были, не станут убеждениями, не будут реализовываться без включения их в практику. Только в процессе практической деятельности формируются и закрепляются экологическая грамотность и культура учащихся. Именно единство сознания и поведения, основу которого составляют убеждения, позволяет учащимся совершать тот или иной поступок, понимать его ценность. Соответственно, формирование сознательного убеждения к природе определяется их экологическими знаниями.

Следовательно, на уроках природоведения и географии Татарстана учащиеся обучаются технологиям наблюдения за природными объектами: учатся планировать наблюдения, грамотно и точно фиксировать факты, производить статистическую обработку наблюдений, представлять материалы в табличном виде, делать обобщения и выводы. Большую педагогическую ценность имеет правильное и систематическое ведение дневника наблюдений по природоведению. При этом учащиеся под руководством учителей использовали знания татарского народа о природе: приметы, загадки, поговорки и т.д.

Занимательные вопросы, основанные на знаниях татарского народа о природе, значительно повысили познавательные интересы учащихся на уроках природоведения и географии Татарстана.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование экологических знаний на уроках географии

Автор: Белоус Светлана Александровна

Дата: 28.12.2015

Номер свидетельства: 270988

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Формирование экологической культуры учащися при обучении биологии "
    ["seo_title"] => string(77) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchisia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108134"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403586272"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Статья по теме "Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии" "
    ["seo_title"] => string(97) "stat-ia-po-tiemie-formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-uchashchikhsia-pri-obuchienii-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "108138"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403587036"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Формирование экологической культуры на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(67) "dokladformirovaniieekologhichieskoikulturynaurokakhkhimiiibiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "265711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450014919"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Инновационно-исследовательская работа по теме "Формирование основ гражданской идентичности на уроках географии" "
    ["seo_title"] => string(124) "innovatsionno-issliedovatiel-skaia-rabota-po-tiemie-formirovaniie-osnov-ghrazhdanskoi-idientichnosti-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "122732"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414333002"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Межпредметные связи на уроках географии (доклад) "
    ["seo_title"] => string(56) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-ghieoghrafii-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "152742"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420900952"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства