Статья по теме "Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии"
Статья по теме "Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии"
Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Уровень экологической культуры граждан во многом определяется качеством экологического образования и воспитания в школе. В широком смысле под экологией подразумевается системный подход (метод) к выявлению взаимосвязей с природной средой любого изучаемого объекта.
Экологический подход не специфичен для какой-либо из наук, а является общенаучным методом. Поэтому экологические проблемы и вопросы рассматриваются во всех учебных предметах естественнонаучного цикла – биологии, географии, физике, химии. Особое место в экологическом образовании принадлежит биологии. Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной биологической науки, которое получила название биоэкология. Экологическое содержание школьных биологических курсов может быть усилено и раскрыто разными способами, прежде всего путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов школьных учебников.
Региональные экологические проблемы – это ситуация во взаимодействии общества и природы в том или ином регионе, которые в связи изменением природной среды порождают или могут порождать опасность для здоровья или существование людей, развитие хозяйства и способности природных комплексов восстанавливать ресурсы и качество среды, служить хранителем генофонда. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения биологических и экологических знаний, становление и формирование экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования. Элемент проблемного обучения в данном случае заложен в содержании изучаемого материала, а не является лишь надстроечной методической конструкцией. Изучение региональных биоэкологических проблем помогает вести экологические исследования.
Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся связанная с поиском ответа на исследования в научной сфере. Научное и учебное исследование имеет определенную структуру:
Выявление и постановка проблемы исследования.
Формулирование гипотезы.
Планирование и разработка исследовательских действий.
Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ, синтез.
Сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка.
Подготовка и написание (оформление) отчета.
Единственным недостатком исследовательских работ по изучению природы родного края является небольшое количество участников, так как процесс работы трудоемок и требует корректировки со стороны учителя. И обычно ими занимаются учащиеся, которые хотят не только глубоко понять окружающее, но и в будущем выбрать профессию, связанную с изучением и сохранением условий нормального существования человека. С более широким кругом вопросов по изучению родного края знакомятся на уроках, практических занятиях, экскурсиях, экологических лагерях и так далее.
Одним из наиболее эффективных методов изучения региональных экологических проблем является проект. Он направлен на то, чтобы развивать активное, самостоятельное мышление учащихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Основная идея метода проекта заключается в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работе.
Мы стараемся выбирать темы проектных работ, связанных с жизнью и интересами учащихся. Например, проект «Экологическое состояние воды в районе водозабора АстрГРЭС». В работе над проектом проявились увлечения ребят биологией, географией, химией, экологией, литературой.
Учащиеся наблюдали за изменением водного режима реки Прямая Болда, попытались дать оценку экологического состояния водоема:
Провели исследование проб воды.
Определили температуру, мутность, запах и жесткость воды.
Сделали вывод, что для нормальной работы станции необходима очистка воды с применением различных химических веществ.
Весной учащиеся приняли участие в посадке деревьев по берегам реки Прямая Болда на территории ГРЭС, предварительно убрав мусор. С данной работой ребята выступили на научно-практической городской и областной конференции школьников «Молодые исследователи природы», а также получили Диплом Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов школьников «Вода на Земле». В школе создан и работает экологический клуб «Шаг в XXI век».
В начале учебного года объявляется открытый конкурс на лучшее предложение в план работы клуба. Среди юных экологов проводится анкетирование по вопросу лучшей темы в работе клуба в прошедшем году. Какие недостатки были в работе? В каких экскурсиях и походах хотелось бы побывать? Затем составляется планработы клуба на текущий год с учетом календарных памятных и знаменательных дат.
Примерный план работы клуба на текущий год.
Организационное заседание – сентябрь.
Экскурсия в заповедник – сентябрь.
Праздник леса – сентябрь.
Акция по сбору макулатуры – сентябрь.
Праздник осени – октябрь.
День экологии. Выпуск экологического вестника – ноябрь.
Экологические олимпиады для старшеклассников «Биржа экологических знаний» - декабрь.
Экскурсия в музей Газпрома - февраль.
День воды - март.
День птиц - апрель.
День Земли – апрель.
Школьная научно-практическая конференция «Наш дом – Земля» - апрель.
Марш парков – апрель.
Фестиваль экологических сказок – май.
Экологический десант по уборке территории школы – май.
День цветов – май.
Экскурсия в Богдинско - Баскунчакский заповедник – май.
Таким образом, формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии не может рассматриваться как нечто дополнительное, как еще один предмет в программах средней общеобразовательной школы, лицеев и гимназий. Оно является неотъемлемым компонентом всего учебного и воспитательного процесса и должно базироваться на глубоких, тщательно продуманных межпредметных связях. Основным инициатором и организатором такого рода связей, по нашим представлениям, выступает экологическая наука.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья по теме "Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии" »
Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Уровень экологической культуры граждан во многом определяется качеством экологического образования и воспитания в школе. В широком смысле под экологией подразумевается системный подход (метод) к выявлению взаимосвязей с природной средой любого изучаемого объекта.
Экологический подход не специфичен для какой-либо из наук, а является общенаучным методом. Поэтому экологические проблемы и вопросы рассматриваются во всех учебных предметах естественнонаучного цикла – биологии, географии, физике, химии. Особое место в экологическом образовании принадлежит биологии. Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной биологической науки, которое получила название биоэкология. Экологическое содержание школьных биологических курсов может быть усилено и раскрыто разными способами, прежде всего путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов школьных учебников.
Региональные экологические проблемы – это ситуация во взаимодействии общества и природы в том или ином регионе, которые в связи изменением природной среды порождают или могут порождать опасность для здоровья или существование людей, развитие хозяйства и способности природных комплексов восстанавливать ресурсы и качество среды, служить хранителем генофонда. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения биологических и экологических знаний, становление и формирование экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования. Элемент проблемного обучения в данном случае заложен в содержании изучаемого материала, а не является лишь надстроечной методической конструкцией. Изучение региональных биоэкологических проблем помогает вести экологические исследования.
Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся связанная с поиском ответа на исследования в научной сфере. Научное и учебное исследование имеет определенную структуру:
Выявление и постановка проблемы исследования.
Формулирование гипотезы.
Планирование и разработка исследовательских действий.
Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ, синтез.
Сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка.
Подготовка и написание (оформление) отчета.
Единственным недостатком исследовательских работ по изучению природы родного края является небольшое количество участников, так как процесс работы трудоемок и требует корректировки со стороны учителя. И обычно ими занимаются учащиеся, которые хотят не только глубоко понять окружающее, но и в будущем выбрать профессию, связанную с изучением и сохранением условий нормального существования человека. С более широким кругом вопросов по изучению родного края знакомятся на уроках, практических занятиях, экскурсиях, экологических лагерях и так далее.
Одним из наиболее эффективных методов изучения региональных экологических проблем является проект. Он направлен на то, чтобы развивать активное, самостоятельное мышление учащихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Основная идея метода проекта заключается в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работе.
Мы стараемся выбирать темы проектных работ, связанных с жизнью и интересами учащихся. Например, проект «Экологическое состояние воды в районе водозабора АстрГРЭС». В работе над проектом проявились увлечения ребят биологией, географией, химией, экологией, литературой.
Учащиеся наблюдали за изменением водного режима реки Прямая Болда, попытались дать оценку экологического состояния водоема:
Провели исследование проб воды.
Определили температуру, мутность, запах и жесткость воды.
Сделали вывод, что для нормальной работы станции необходима очистка воды с применением различных химических веществ.
Весной учащиеся приняли участие в посадке деревьев по берегам реки Прямая Болда на территории ГРЭС, предварительно убрав мусор. С данной работой ребята выступили на научно-практической городской и областной конференции школьников «Молодые исследователи природы», а также получили Диплом Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов школьников «Вода на Земле». В школе создан и работает экологический клуб «Шаг в XXI век».
В начале учебного года объявляется открытый конкурс на лучшее предложение в план работы клуба. Среди юных экологов проводится анкетирование по вопросу лучшей темы в работе клуба в прошедшем году. Какие недостатки были в работе? В каких экскурсиях и походах хотелось бы побывать? Затем составляется план работы клуба на текущий год с учетом календарных памятных и знаменательных дат.
Примерный план работы клуба на текущий год.
Организационное заседание – сентябрь.
Экскурсия в заповедник – сентябрь.
Праздник леса – сентябрь.
Акция по сбору макулатуры – сентябрь.
Праздник осени – октябрь.
День экологии. Выпуск экологического вестника – ноябрь.
Экологические олимпиады для старшеклассников «Биржа экологических знаний» - декабрь.
Экскурсия в музей Газпрома - февраль.
День воды - март.
День птиц - апрель.
День Земли – апрель.
Школьная научно-практическая конференция «Наш дом – Земля» - апрель.
Марш парков – апрель.
Фестиваль экологических сказок – май.
Экологический десант по уборке территории школы – май.
День цветов – май.
Экскурсия в Богдинско - Баскунчакский заповедник – май.
Таким образом, формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии не может рассматриваться как нечто дополнительное, как еще один предмет в программах средней общеобразовательной школы, лицеев и гимназий. Оно является неотъемлемым компонентом всего учебного и воспитательного процесса и должно базироваться на глубоких, тщательно продуманных межпредметных связях. Основным инициатором и организатором такого рода связей, по нашим представлениям, выступает экологическая наука.