kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационно-исследовательская работа по теме "Формирование основ гражданской идентичности на уроках географии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. Успешность процесса формирования гражданской идентичности личности учащихся  школ современной России   во многом зависит от эффективности изучения предметов общественно-научной области, в частности  географии, - предмета,  содержание которого наиболее значимо для формирования гражданской, этнической и общечеловеческой идентичности. 

 Гражданская идентичность является не только осознанием человеком своей причастности к гражданам государства, но и является важной частью механизма функционирования политической структуры, фундаментом политической жизни и сознания общества. Именно по этой причине её формированию уделяется повышенное внимание на современном этапе развития государства. Наша великая страна Россия -  это мозаика из множества этносов, сцементированная русским народом. Культура, традиции, обряды, народные промыслы, искусство – существуют рядом, переплетаясь и обогащая друг друга. Например, в курсе «География России: население и хозяйство. 9 класс» изучается тема «Национальный состав населения России». В рамках этой темы учащимся 9 класса можно предложить упражнение «Многоликая Россия», задачей которого будет  расширение представлений учащихся о народах, населяющих территорию России и развитие гражданской идентичности. Так, при подготовке к такому уроку за 2 недели до его проведения класс делится на группы по 3-4 человека. Каждой  группе   предлагается выбрать один из российских народов, с которым их что-либо связывает (будет лучше, если учащиеся  выберут народы-меньшинства) и подготовить сообщение о выбранном народе, населяющем территорию России: его географическом положении, образе жизни, культуре, традициях, быте, национальном костюме и пр. с использованием современных информационных технологий. Заслушав сообщения групп на уроке, учитель может предложить вопросы для обсуждения. Например, Что нового вы узнали об этническом разнообразии России? Как вы считаете, какое значение для государства имеет его многонациональный состав?  Что объединяет все народы России? А может предложить написание короткого сочинения о традициях народов России. Например, сочинение может быть посвящено особенностям национальных кухонь.    

Формирование российской гражданской идентичности на уроках географии в курсе «География России. 8-9 класс» неразрывно связано и с созданием «образа территории», что является составной частью учебной программы по географии. При этом целесообразно уделять внимание типам жилищ в различных частях страны, особенностям народных промыслов, национальных костюмов, в зависимости от имеющихся на данной территории природных ресурсов и традиционного хозяйственного уклада, топонимике. При этом в образном описании природы можно и нужно использовать  художественную литературу. Литературное произведение не только ярко и целостно описывает местность, но и позволяет создать образ конкретного геокультурного пространства, что, в свою очередь, помогает формировать личностное отношение учащегося к нему. Образы российской природы занимают видное место в творчестве русских поэтов и прозаиков. Трудно представить себе творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, С. Т. Аксакова, М. М. Пришвина, И. А. Бунина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А.Фета, К. Г. Паустовского, Б. С. Житкова, Н. В. Гоголя и других  без описания природы, её многообразия. Отрывки из произведений этих и других авторов могут стать эпиграфом, завязкой к уроку; могут превратиться в учебный вопрос, познавательная сторона которого заключается в проверке умения определять главные отличительные признаки географических процессов и явлений; подвести к пониманию причинно-следственных связей.

Таким образом, духовное ощущение природы невозможно отделить от нравственных и патриотических чувств человека. Трудно найти ту грань, где заканчивается эстетическое переживание и начинается нравственное, так как разрушение красоты живой природы не может не вызывать чувства сострадания и желания уберечь ее от разрушения. А это – одно из проявлений патриотизма и нравственности. Так, в курсе  «География России. 8-9 классы» природа нашей страны показывается во взаимодействии и взаимовлиянии трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства. Причем последний – порой ставит экосистему на путь деградации, экологической катастрофы. Регулярная разъяснительная природоохранная работа является важным звеном в формировании чувства сопричастности к тому, что происходит в стране, умения прогнозировать вмешательство в неё, этических норм поведения в природе.

Таким образом, содержание предмета географии предполагает формирование следующих структурных компонентов гражданской идентичности:

  1. В рамках когнитивного (познавательного)  компонента: создание  географического образа страны, своего края, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знание географии края, его достижений и культурных традиций, своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; формирование экологического сознания, основных принципов и правил отношения к природе.
  2. Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают: чувство патриотизма и гордости за свою страну, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, любовь к природе,
  3. Деятельностный компонент определяет условия формирования основ гражданской идентичности личности и может рассматриваться как система психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Предмет  «география»  обеспечивает формирование географического образа России, ее природных особенностей, представление о многообразие народов и этнических групп, проживающих на территории России; особенностях общественного производства, приоритетных направлениях развития производства в каждом из регионов, взаимосвязи и взаимообусловленности природного и экономического развития всех регионов России; обеспечивает формирование эмоционального компонента гражданской идентичности - чувства любви к Отечеству и малой Родине. А составная часть географии - краеведение является основой формирования гражданской и этнической идентичности в их взаимосвязи и единстве.

Гражданская идентичность – это формирование чувства долга и ответственности за свою страну, осознание принадлежности к великому народу, ориентация на высокие нравственные ценности. Это долгий и кропотливый процесс. Не случайно в любом курсе школьной географии, все годы обучения, обязательно уделяется внимание месту России в природных особенностях, экономике, политике, культуре мира. Только постоянная ежеурочная работа может способствовать формированию идеалов мира и согласия, гуманности, усвоению и принятию таких базовых национальных ценностей как долг, ответственность и патриотизм, любовь к своей стране и малой родине, толерантное отношение к людям, бережное отношение к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационно-исследовательская работа по теме "Формирование основ гражданской идентичности на уроках географии" »

М.А. Киселёва

МБОУ вечерняя (сменная)

общеобразовательная школа №5

города Ульяновска

Формирование основ гражданской идентичности учащихся на уроках географии

Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. Успешность процесса формирования гражданской идентичности личности учащихся школ современной России во многом зависит от эффективности изучения предметов общественно-научной области, в частности географии, - предмета, содержание которого наиболее значимо для формирования гражданской, этнической и общечеловеческой идентичности.

Вообще в современном школьном образовании большое внимание уделяется процессу формирования гармонично развитой личности, который нельзя свести только к развитию интеллекта. Поэтому в содержании географического образования особую роль играет опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, ведь от самого человека, его внутренних ресурсов, нравственных установок зависит существование всей биосферы как оболочки жизни. Школьной географии в этом процессе принадлежит важнейшая роль. Ведь географические знания не только вносят вклад в формирование научного мировоззрения учащихся, но и обладают огромным гуманистическим потенциалом, формируют гражданскую идентичность, развивают высокие нравственные качества личности, чувство интернационализма, патриотизма, эстетическое восприятие природы и бережное отношение к ней.

Гражданская идентичность является не только осознанием человеком своей причастности к гражданам государства, но и является важной частью механизма функционирования политической структуры, фундаментом политической жизни и сознания общества. Именно по этой причине её формированию уделяется повышенное внимание на современном этапе развития государства. Наша великая страна Россия - это мозаика из множества этносов, сцементированная русским народом. Культура, традиции, обряды, народные промыслы, искусство – существуют рядом, переплетаясь и обогащая друг друга. Например, в курсе «География России: население и хозяйство. 9 класс» изучается тема «Национальный состав населения России». В рамках этой темы учащимся 9 класса можно предложить упражнение «Многоликая Россия», задачей которого будет расширение представлений учащихся о народах, населяющих территорию России и развитие гражданской идентичности. Так, при подготовке к такому уроку за 2 недели до его проведения класс делится на группы по 3-4 человека. Каждой группе предлагается выбрать один из российских народов, с которым их что-либо связывает (будет лучше, если учащиеся выберут народы-меньшинства) и подготовить сообщение о выбранном народе, населяющем территорию России: его географическом положении, образе жизни, культуре, традициях, быте, национальном костюме и пр. с использованием современных информационных технологий. Заслушав сообщения групп на уроке, учитель может предложить вопросы для обсуждения. Например, Что нового вы узнали об этническом разнообразии России? Как вы считаете, какое значение для государства имеет его многонациональный состав? Что объединяет все народы России? А может предложить написание короткого сочинения о традициях народов России. Например, сочинение может быть посвящено особенностям национальных кухонь.

Формирование российской гражданской идентичности на уроках географии в курсе «География России. 8-9 класс» неразрывно связано и с созданием «образа территории», что является составной частью учебной программы по географии. При этом целесообразно уделять внимание типам жилищ в различных частях страны, особенностям народных промыслов, национальных костюмов, в зависимости от имеющихся на данной территории природных ресурсов и традиционного хозяйственного уклада, топонимике. При этом в образном описании природы можно и нужно использовать художественную литературу. Литературное произведение не только ярко и целостно описывает местность, но и позволяет создать образ конкретного геокультурного пространства, что, в свою очередь, помогает формировать личностное отношение учащегося к нему. Образы российской природы занимают видное место в творчестве русских поэтов и прозаиков. Трудно представить себе творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, С. Т. Аксакова, М. М. Пришвина, И. А. Бунина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А.Фета, К. Г. Паустовского, Б. С. Житкова, Н. В. Гоголя и других без описания природы, её многообразия. Отрывки из произведений этих и других авторов могут стать эпиграфом, завязкой к уроку; могут превратиться в учебный вопрос, познавательная сторона которого заключается в проверке умения определять главные отличительные признаки географических процессов и явлений; подвести к пониманию причинно-следственных связей. Например, дополнительным материалом к изучению темы «Северный Кавказ» («География России: природа. 8 класс») могут послужить кавказские впечатления А.С. Пушкина и стихи, навеянные этим зрелищем:

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины:

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

…Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной,

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады,

Под ними утесов наши громады…

А.С. Пушкин «Кавказ»

Красочным дополнительным материалом к теме «Внутренние воды и водные ресурсы Ульяновской области» («География России: природа. 8 класс») учителем могут быть использованы посвящения известных поэтов России одной из самых полноводных рек Русской равнины – реке Волге:

Семь тысяч рек, ни в чем не равных:

И с гор стремящих бурный бег,

И меж полей в изгибах плавных

Текущих вдаль – семь тысяч рек

Она со всех концов собрала –

Больших и малых – до одной,

Что от Валдая до Урала

Избороздили шар земной.

А. Твардовский «За далью даль»

В любом случае, использование художественной литературы с применением современных компьютерных технологий, позволяет сделать понятие «видимым», перейти от схематической действительности к образному восприятию, раскрыть многообразие природы своей страны, своего края затронуть прекрасные стороны человеческой души.

Таким образом, духовное ощущение природы невозможно отделить от нравственных и патриотических чувств человека. Трудно найти ту грань, где заканчивается эстетическое переживание и начинается нравственное, так как разрушение красоты живой природы не может не вызывать чувства сострадания и желания уберечь ее от разрушения. А это – одно из проявлений патриотизма и нравственности. Так, в курсе «География России. 8-9 классы» природа нашей страны показывается во взаимодействии и взаимовлиянии трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства. Причем последний – порой ставит экосистему на путь деградации, экологической катастрофы. Регулярная разъяснительная природоохранная работа является важным звеном в формировании чувства сопричастности к тому, что происходит в стране, умения прогнозировать вмешательство в неё, этических норм поведения в природе.

Таким образом, содержание предмета географии предполагает формирование следующих структурных компонентов гражданской идентичности:

  1. В рамках когнитивного (познавательного) компонента: создание географического образа страны, своего края, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знание географии края, его достижений и культурных традиций, своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; формирование экологического сознания, основных принципов и правил отношения к природе.

  2. Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают: чувство патриотизма и гордости за свою страну, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, любовь к природе,

  3. Деятельностный компонент определяет условия формирования основ гражданской идентичности личности и может рассматриваться как система психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Предмет «география» обеспечивает формирование географического образа России, ее природных особенностей, представление о многообразие народов и этнических групп, проживающих на территории России; особенностях общественного производства, приоритетных направлениях развития производства в каждом из регионов, взаимосвязи и взаимообусловленности природного и экономического развития всех регионов России; обеспечивает формирование эмоционального компонента гражданской идентичности - чувства любви к Отечеству и малой Родине. А составная часть географии - краеведение является основой формирования гражданской и этнической идентичности в их взаимосвязи и единстве.

Гражданская идентичность – это формирование чувства долга и ответственности за свою страну, осознание принадлежности к великому народу, ориентация на высокие нравственные ценности. Это долгий и кропотливый процесс. Не случайно в любом курсе школьной географии, все годы обучения, обязательно уделяется внимание месту России в природных особенностях, экономике, политике, культуре мира. Только постоянная ежеурочная работа может способствовать формированию идеалов мира и согласия, гуманности, усвоению и принятию таких базовых национальных ценностей как долг, ответственность и патриотизм, любовь к своей стране и малой родине, толерантное отношение к людям, бережное отношение к природе.

Литература:

  1. Алиева Э.Ф. Инновационные подходы к проблеме личностного развития ребенка в современном образовании. // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. № 1 – М.: Издательство Московского психолого-социального института. 2009. – С. 8-11

  2. Баринова И.И География России. Природа. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.И. Баринова. – М.: Дрофа, 2010. – 310с.

  3. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. толерантность в педагогике. – М.: Издательский центр АПО, 2002. – 92 с.

  4. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром – М.: Дрофа, 2011. – 320с.

  5. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 352с.

  6. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 288с

  7. Хомяков М.Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России: Сб. статей. 2006.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Киселёва Мария Александровна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122732


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства