Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. Успешность процесса формирования гражданской идентичности личности учащихся школ современной России во многом зависит от эффективности изучения предметов общественно-научной области, в частности географии, - предмета, содержание которого наиболее значимо для формирования гражданской, этнической и общечеловеческой идентичности.
Гражданская идентичность является не только осознанием человеком своей причастности к гражданам государства, но и является важной частью механизма функционирования политической структуры, фундаментом политической жизни и сознания общества. Именно по этой причине её формированию уделяется повышенное внимание на современном этапе развития государства. Наша великая страна Россия - это мозаика из множества этносов, сцементированная русским народом. Культура, традиции, обряды, народные промыслы, искусство – существуют рядом, переплетаясь и обогащая друг друга. Например, в курсе «География России: население и хозяйство. 9 класс» изучается тема «Национальный состав населения России». В рамках этой темы учащимся 9 класса можно предложить упражнение «Многоликая Россия», задачей которого будет расширение представлений учащихся о народах, населяющих территорию России и развитие гражданской идентичности. Так, при подготовке к такому уроку за 2 недели до его проведения класс делится на группы по 3-4 человека. Каждой группе предлагается выбрать один из российских народов, с которым их что-либо связывает (будет лучше, если учащиеся выберут народы-меньшинства) и подготовить сообщение о выбранном народе, населяющем территорию России: его географическом положении, образе жизни, культуре, традициях, быте, национальном костюме и пр. с использованием современных информационных технологий. Заслушав сообщения групп на уроке, учитель может предложить вопросы для обсуждения. Например, Что нового вы узнали об этническом разнообразии России? Как вы считаете, какое значение для государства имеет его многонациональный состав? Что объединяет все народы России? А может предложить написание короткого сочинения о традициях народов России. Например, сочинение может быть посвящено особенностям национальных кухонь.
Формирование российской гражданской идентичности на уроках географии в курсе «География России. 8-9 класс» неразрывно связано и с созданием «образа территории», что является составной частью учебной программы по географии. При этом целесообразно уделять внимание типам жилищ в различных частях страны, особенностям народных промыслов, национальных костюмов, в зависимости от имеющихся на данной территории природных ресурсов и традиционного хозяйственного уклада, топонимике. При этом в образном описании природы можно и нужно использовать художественную литературу. Литературное произведение не только ярко и целостно описывает местность, но и позволяет создать образ конкретного геокультурного пространства, что, в свою очередь, помогает формировать личностное отношение учащегося к нему. Образы российской природы занимают видное место в творчестве русских поэтов и прозаиков. Трудно представить себе творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, С. Т. Аксакова, М. М. Пришвина, И. А. Бунина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, А. А.Фета, К. Г. Паустовского, Б. С. Житкова, Н. В. Гоголя и других без описания природы, её многообразия. Отрывки из произведений этих и других авторов могут стать эпиграфом, завязкой к уроку; могут превратиться в учебный вопрос, познавательная сторона которого заключается в проверке умения определять главные отличительные признаки географических процессов и явлений; подвести к пониманию причинно-следственных связей.
Таким образом, духовное ощущение природы невозможно отделить от нравственных и патриотических чувств человека. Трудно найти ту грань, где заканчивается эстетическое переживание и начинается нравственное, так как разрушение красоты живой природы не может не вызывать чувства сострадания и желания уберечь ее от разрушения. А это – одно из проявлений патриотизма и нравственности. Так, в курсе «География России. 8-9 классы» природа нашей страны показывается во взаимодействии и взаимовлиянии трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства. Причем последний – порой ставит экосистему на путь деградации, экологической катастрофы. Регулярная разъяснительная природоохранная работа является важным звеном в формировании чувства сопричастности к тому, что происходит в стране, умения прогнозировать вмешательство в неё, этических норм поведения в природе.
Таким образом, содержание предмета географии предполагает формирование следующих структурных компонентов гражданской идентичности:
- В рамках когнитивного (познавательного) компонента: создание географического образа страны, своего края, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знание географии края, его достижений и культурных традиций, своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; формирование экологического сознания, основных принципов и правил отношения к природе.
- Требования к сформированности ценностного и эмоционального компонентов включают: чувство патриотизма и гордости за свою страну, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, любовь к природе,
- Деятельностный компонент определяет условия формирования основ гражданской идентичности личности и может рассматриваться как система психолого-педагогических рекомендаций в отношении гражданского воспитания личности: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Предмет «география» обеспечивает формирование географического образа России, ее природных особенностей, представление о многообразие народов и этнических групп, проживающих на территории России; особенностях общественного производства, приоритетных направлениях развития производства в каждом из регионов, взаимосвязи и взаимообусловленности природного и экономического развития всех регионов России; обеспечивает формирование эмоционального компонента гражданской идентичности - чувства любви к Отечеству и малой Родине. А составная часть географии - краеведение является основой формирования гражданской и этнической идентичности в их взаимосвязи и единстве.
Гражданская идентичность – это формирование чувства долга и ответственности за свою страну, осознание принадлежности к великому народу, ориентация на высокие нравственные ценности. Это долгий и кропотливый процесс. Не случайно в любом курсе школьной географии, все годы обучения, обязательно уделяется внимание месту России в природных особенностях, экономике, политике, культуре мира. Только постоянная ежеурочная работа может способствовать формированию идеалов мира и согласия, гуманности, усвоению и принятию таких базовых национальных ценностей как долг, ответственность и патриотизм, любовь к своей стране и малой родине, толерантное отношение к людям, бережное отношение к природе.