Формирование экологической культуры учащися при обучении биологии
Формирование экологической культуры учащися при обучении биологии
Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Уровень экологической культуры граждан во многом определяется качеством экологического образования и воспитания в школе. В широком смысле под экологией подразумевается системный подход (метод) к выявлению взаимосвязей с природной средой любого изучаемого объекта.
Экологический подход не специфичен для какой-либо из наук, а является общенаучным методом. Поэтому экологические проблемы и вопросы рассматриваются во всех учебных предметах естественнонаучного цикла – биологии, географии, физике, химии. Особое место в экологическом образовании принадлежит биологии. Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной биологической науки, которое получила название биоэкология. Экологическое содержание школьных биологических курсов может быть усилено и раскрыто разными способами, прежде всего путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов школьных учебников.
Региональные экологические проблемы – это ситуация во взаимодействии общества и природы в том или ином регионе, которые в связи изменением природной среды порождают или могут порождать опасность для здоровья или существование людей, развитие хозяйства и способности природных комплексов восстанавливать ресурсы и качество среды, служить хранителем генофонда. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения биологических и экологических знаний, становление и формирование экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования. Элемент проблемного обучения в данном случае заложен в содержании изучаемого материала, а не является лишь надстроечной методической конструкцией. Изучение региональных биоэкологических проблем помогает вести экологические исследования.
Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся связанная с поиском ответа на исследования в научной сфере. Научное и учебное исследование имеет определенную структуру:
Выявление и постановка проблемы исследования.
Формулирование гипотезы.
Планирование и разработка исследовательских действий.
Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ, синтез.
Сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка.
Подготовка и написание (оформление) отчета.
Единственным недостатком исследовательских работ по изучению природы родного края является небольшое количество участников, так как процесс работы трудоемок и требует корректировки со стороны учителя. И обычно ими занимаются учащиеся, которые хотят не только глубоко понять окружающее, но и в будущем выбрать профессию, связанную с изучением и сохранением условий нормального существования человека. С более широким кругом вопросов по изучению родного края знакомятся на уроках, практических занятиях, экскурсиях, экологических лагерях и так далее.
Одним из наиболее эффективных методов изучения региональных экологических проблем является проект. Он направлен на то, чтобы развивать активное, самостоятельное мышление учащихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Основная идея метода проекта заключается в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работе.
Мы стараемся выбирать темы проектных работ, связанных с жизнью и интересами учащихся. Например, проект «Экологическое состояние воды в районе водозабора АстрГРЭС». В работе над проектом проявились увлечения ребят биологией, географией, химией, экологией, литературой.
Учащиеся наблюдали за изменением водного режима реки Прямая Болда, попытались дать оценку экологического состояния водоема:
Провели исследование проб воды.
Определили температуру, мутность, запах и жесткость воды.
Сделали вывод, что для нормальной работы станции необходима очистка воды с применением различных химических веществ.
Весной учащиеся приняли участие в посадке деревьев по берегам реки Прямая Болда на территории ГРЭС, предварительно убрав мусор. С данной работой ребята выступили на научно-практической городской и областной конференции школьников «Молодые исследователи природы», а также получили Диплом Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов школьников «Вода на Земле». В школе создан и работает экологический клуб «Шаг в XXI век».
В начале учебного года объявляется открытый конкурс на лучшее предложение в план работы клуба. Среди юных экологов проводится анкетирование по вопросу лучшей темы в работе клуба в прошедшем году. Какие недостатки были в работе? В каких экскурсиях и походах хотелось бы побывать? Затем составляется планработы клуба на текущий год с учетом календарных памятных и знаменательных дат.
Примерный план работы клуба на текущий год.
Организационное заседание – сентябрь.
Экскурсия в заповедник – сентябрь.
Праздник леса – сентябрь.
Акция по сбору макулатуры – сентябрь.
Праздник осени – октябрь.
День экологии. Выпуск экологического вестника – ноябрь.
Экологические олимпиады для старшеклассников «Биржа экологических знаний» - декабрь.
Экскурсия в музей Газпрома - февраль.
День воды - март.
День птиц - апрель.
День Земли – апрель.
Школьная научно-практическая конференция «Наш дом – Земля» - апрель.
Марш парков – апрель.
Фестиваль экологических сказок – май.
Экологический десант по уборке территории школы – май.
День цветов – май.
Экскурсия в Богдинско - Баскунчакский заповедник – май.
Таким образом, формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии не может рассматриваться как нечто дополнительное, как еще один предмет в программах средней общеобразовательной школы, лицеев и гимназий. Оно является неотъемлемым компонентом всего учебного и воспитательного процесса и должно базироваться на глубоких, тщательно продуманных межпредметных связях. Основным инициатором и организатором такого рода связей, по нашим представлениям, выступает экологическая наука.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры учащися при обучении биологии »
Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии.
Е.Ю. Петрова
Одна из важнейших задач современной школы – формирование экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Уровень экологической культуры граждан во многом определяется качеством экологического образования и воспитания в школе. В широком смысле под экологией подразумевается системный подход (метод) к выявлению взаимосвязей с природной средой любого изучаемого объекта.
Экологический подход не специфичен для какой-либо из наук, а является общенаучным методом. Поэтому экологические проблемы и вопросы рассматриваются во всех учебных предметах естественнонаучного цикла – биологии, географии, физике, химии. Особое место в экологическом образовании принадлежит биологии. Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной биологической науки, которое получила название биоэкология. Экологическое содержание школьных биологических курсов может быть усилено и раскрыто разными способами, прежде всего путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов школьных учебников.
Региональные экологические проблемы – это ситуация во взаимодействии общества и природы в том или ином регионе, которые в связи изменением природной среды порождают или могут порождать опасность для здоровья или существование людей, развитие хозяйства и способности природных комплексов восстанавливать ресурсы и качество среды, служить хранителем генофонда. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения биологических и экологических знаний, становление и формирование экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования. Элемент проблемного обучения в данном случае заложен в содержании изучаемого материала, а не является лишь надстроечной методической конструкцией. Изучение региональных биоэкологических проблем помогает вести экологические исследования.
Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся связанная с поиском ответа на исследования в научной сфере. Научное и учебное исследование имеет определенную структуру:
Выявление и постановка проблемы исследования.
Формулирование гипотезы.
Планирование и разработка исследовательских действий.
Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ, синтез.
Сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка.
Подготовка и написание (оформление) отчета.
Единственным недостатком исследовательских работ по изучению природы родного края является небольшое количество участников, так как процесс работы трудоемок и требует корректировки со стороны учителя. И обычно ими занимаются учащиеся, которые хотят не только глубоко понять окружающее, но и в будущем выбрать профессию, связанную с изучением и сохранением условий нормального существования человека. С более широким кругом вопросов по изучению родного края знакомятся на уроках, практических занятиях, экскурсиях, экологических лагерях и так далее.
Одним из наиболее эффективных методов изучения региональных экологических проблем является проект. Он направлен на то, чтобы развивать активное, самостоятельное мышление учащихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Основная идея метода проекта заключается в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работе.
Мы стараемся выбирать темы проектных работ, связанных с жизнью и интересами учащихся. Например, проект «Экологическое состояние воды в районе водозабора АстрГРЭС». В работе над проектом проявились увлечения ребят биологией, географией, химией, экологией, литературой.
Учащиеся наблюдали за изменением водного режима реки Прямая Болда, попытались дать оценку экологического состояния водоема:
Провели исследование проб воды.
Определили температуру, мутность, запах и жесткость воды.
Сделали вывод, что для нормальной работы станции необходима очистка воды с применением различных химических веществ.
Весной учащиеся приняли участие в посадке деревьев по берегам реки Прямая Болда на территории ГРЭС, предварительно убрав мусор. С данной работой ребята выступили на научно-практической городской и областной конференции школьников «Молодые исследователи природы», а также получили Диплом Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов школьников «Вода на Земле». В школе создан и работает экологический клуб «Шаг в XXI век».
В начале учебного года объявляется открытый конкурс на лучшее предложение в план работы клуба. Среди юных экологов проводится анкетирование по вопросу лучшей темы в работе клуба в прошедшем году. Какие недостатки были в работе? В каких экскурсиях и походах хотелось бы побывать? Затем составляется план работы клуба на текущий год с учетом календарных памятных и знаменательных дат.
Примерный план работы клуба на текущий год.
Организационное заседание – сентябрь.
Экскурсия в заповедник – сентябрь.
Праздник леса – сентябрь.
Акция по сбору макулатуры – сентябрь.
Праздник осени – октябрь.
День экологии. Выпуск экологического вестника – ноябрь.
Экологические олимпиады для старшеклассников «Биржа экологических знаний» - декабрь.
Экскурсия в музей Газпрома - февраль.
День воды - март.
День птиц - апрель.
День Земли – апрель.
Школьная научно-практическая конференция «Наш дом – Земля» - апрель.
Марш парков – апрель.
Фестиваль экологических сказок – май.
Экологический десант по уборке территории школы – май.
День цветов – май.
Экскурсия в Богдинско - Баскунчакский заповедник – май.
Таким образом, формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии не может рассматриваться как нечто дополнительное, как еще один предмет в программах средней общеобразовательной школы, лицеев и гимназий. Оно является неотъемлемым компонентом всего учебного и воспитательного процесса и должно базироваться на глубоких, тщательно продуманных межпредметных связях. Основным инициатором и организатором такого рода связей, по нашим представлениям, выступает экологическая наука.