kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование экологической культуры учащися при обучении биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии.

         Одна из важнейших задач современной школы – формирование экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Уровень экологической культуры граждан во многом определяется качеством экологического образования и воспитания в школе. В широком смысле под экологией подразумевается системный подход (метод) к выявлению взаимосвязей с природной средой любого изучаемого объекта.

        Экологический подход не специфичен для какой-либо из наук, а является общенаучным методом. Поэтому экологические проблемы и вопросы рассматриваются во всех учебных  предметах  естественнонаучного цикла – биологии, географии, физике, химии. Особое место в экологическом образовании принадлежит биологии. Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет   основное направление исследований современной биологической науки, которое получила название биоэкология.  Экологическое содержание школьных биологических курсов может быть усилено и раскрыто разными способами, прежде всего путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов школьных учебников.

           Региональные экологические проблемы – это ситуация во взаимодействии общества и природы в том или ином регионе, которые в связи изменением природной среды порождают или могут порождать опасность для здоровья или существование людей, развитие хозяйства и способности природных комплексов восстанавливать ресурсы и качество среды, служить хранителем генофонда. Изучение региональных проблем открывает широкие  возможности для углубленного познания и расширения биологических и экологических знаний, становление и формирование экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования. Элемент проблемного обучения в данном случае заложен в содержании изучаемого материала, а не является лишь надстроечной методической конструкцией. Изучение региональных биоэкологических проблем помогает вести экологические исследования.

            Под исследовательским методом  обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных  и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность. Под  исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся связанная с поиском ответа на исследования в научной сфере. Научное и учебное исследование имеет определенную структуру:

  1. Выявление и постановка проблемы исследования.
  2. Формулирование гипотезы.
  3. Планирование и разработка исследовательских действий.
  4. Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ, синтез.
  5. Сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка.
  6. Подготовка и написание  (оформление) отчета.

       Единственным недостатком исследовательских работ по изучению природы родного края является небольшое количество участников, так как процесс работы трудоемок и требует корректировки со стороны учителя. И обычно ими занимаются учащиеся, которые хотят не только глубоко понять окружающее, но и в будущем выбрать профессию, связанную с изучением и сохранением условий нормального существования человека. С более широким кругом вопросов по изучению родного края знакомятся на уроках, практических занятиях, экскурсиях, экологических лагерях и так далее.

         Одним из наиболее эффективных методов изучения региональных экологических проблем является проект. Он направлен на то, чтобы развивать активное, самостоятельное мышление учащихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Основная идея метода проекта заключается в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работе.

            Мы стараемся выбирать темы проектных работ, связанных  с жизнью и интересами учащихся. Например, проект «Экологическое состояние воды в районе водозабора АстрГРЭС». В работе над проектом проявились увлечения ребят биологией, географией, химией, экологией, литературой.

             Учащиеся наблюдали за изменением водного режима реки Прямая Болда, попытались дать оценку экологического состояния водоема:

  1. Провели исследование проб воды.
  2. Определили температуру, мутность, запах и жесткость воды.
  3. Сделали вывод, что для нормальной работы станции необходима очистка воды с применением различных химических веществ.

Весной учащиеся приняли участие в посадке деревьев по берегам реки Прямая Болда на территории ГРЭС, предварительно убрав мусор. С данной работой ребята выступили на научно-практической городской и областной конференции школьников «Молодые исследователи природы», а также получили Диплом Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов школьников «Вода на Земле». В школе создан и работает экологический клуб «Шаг в XXI век».

В начале учебного года объявляется открытый конкурс на лучшее предложение в план работы клуба. Среди юных экологов проводится анкетирование по вопросу лучшей темы в работе клуба в прошедшем году. Какие недостатки были в работе? В каких экскурсиях и походах хотелось бы побывать? Затем составляется планработы клуба на текущий год с учетом календарных памятных и знаменательных дат.

Примерный план работы клуба на текущий год.

  1. Организационное заседание – сентябрь.
  2. Экскурсия в заповедник – сентябрь.
  3. Праздник леса – сентябрь.
  4. Акция по сбору макулатуры – сентябрь.
  5. Праздник осени – октябрь.
  6. День экологии. Выпуск экологического вестника – ноябрь.
  7. Экологические олимпиады для старшеклассников «Биржа экологических знаний» - декабрь.
  8.  Экскурсия в музей Газпрома - февраль.
  9.  День воды - март.
  10.   День птиц - апрель.
  11.   День Земли – апрель.
  12.   Школьная научно-практическая конференция «Наш дом – Земля» - апрель.
  13.   Марш парков – апрель.
  14.   Фестиваль экологических сказок – май.
  15.   Экологический десант по уборке территории школы – май.
  16.  День цветов – май.
  17.  Экскурсия в Богдинско - Баскунчакский заповедник – май.

Таким образом, формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии не может рассматриваться как нечто дополнительное, как еще один предмет в программах средней общеобразовательной школы, лицеев и гимназий. Оно является неотъемлемым компонентом всего учебного и воспитательного процесса и должно базироваться на глубоких, тщательно продуманных межпредметных связях. Основным инициатором и организатором такого рода связей, по нашим представлениям, выступает экологическая наука.

 

           

 

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры учащися при обучении биологии »

Формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии.

Е.Ю. Петрова

Одна из важнейших задач современной школы – формирование экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения в трудовой деятельности и в быту. Уровень экологической культуры граждан во многом определяется качеством экологического образования и воспитания в школе. В широком смысле под экологией подразумевается системный подход (метод) к выявлению взаимосвязей с природной средой любого изучаемого объекта.

Экологический подход не специфичен для какой-либо из наук, а является общенаучным методом. Поэтому экологические проблемы и вопросы рассматриваются во всех учебных предметах естественнонаучного цикла – биологии, географии, физике, химии. Особое место в экологическом образовании принадлежит биологии. Изучение основных аспектов взаимосвязи между обществом и природной средой составляет основное направление исследований современной биологической науки, которое получила название биоэкология. Экологическое содержание школьных биологических курсов может быть усилено и раскрыто разными способами, прежде всего путем прямого расширения экологической информации, введения дополнительных сведений при изучении ряда тем и разделов школьных учебников.

Региональные экологические проблемы – это ситуация во взаимодействии общества и природы в том или ином регионе, которые в связи изменением природной среды порождают или могут порождать опасность для здоровья или существование людей, развитие хозяйства и способности природных комплексов восстанавливать ресурсы и качество среды, служить хранителем генофонда. Изучение региональных проблем открывает широкие возможности для углубленного познания и расширения биологических и экологических знаний, становление и формирование экологической гражданственности, способствует внедрению проблемного обучения в процессы экологического образования. Элемент проблемного обучения в данном случае заложен в содержании изучаемого материала, а не является лишь надстроечной методической конструкцией. Изучение региональных биоэкологических проблем помогает вести экологические исследования.

Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся связанная с поиском ответа на исследования в научной сфере. Научное и учебное исследование имеет определенную структуру:

  1. Выявление и постановка проблемы исследования.

  2. Формулирование гипотезы.

  3. Планирование и разработка исследовательских действий.

  4. Сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ, синтез.

  5. Сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка.

  6. Подготовка и написание (оформление) отчета.

Единственным недостатком исследовательских работ по изучению природы родного края является небольшое количество участников, так как процесс работы трудоемок и требует корректировки со стороны учителя. И обычно ими занимаются учащиеся, которые хотят не только глубоко понять окружающее, но и в будущем выбрать профессию, связанную с изучением и сохранением условий нормального существования человека. С более широким кругом вопросов по изучению родного края знакомятся на уроках, практических занятиях, экскурсиях, экологических лагерях и так далее.

Одним из наиболее эффективных методов изучения региональных экологических проблем является проект. Он направлен на то, чтобы развивать активное, самостоятельное мышление учащихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Основная идея метода проекта заключается в том, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работе.

Мы стараемся выбирать темы проектных работ, связанных с жизнью и интересами учащихся. Например, проект «Экологическое состояние воды в районе водозабора АстрГРЭС». В работе над проектом проявились увлечения ребят биологией, географией, химией, экологией, литературой.

Учащиеся наблюдали за изменением водного режима реки Прямая Болда, попытались дать оценку экологического состояния водоема:

  1. Провели исследование проб воды.

  2. Определили температуру, мутность, запах и жесткость воды.

  3. Сделали вывод, что для нормальной работы станции необходима очистка воды с применением различных химических веществ.

Весной учащиеся приняли участие в посадке деревьев по берегам реки Прямая Болда на территории ГРЭС, предварительно убрав мусор. С данной работой ребята выступили на научно-практической городской и областной конференции школьников «Молодые исследователи природы», а также получили Диплом Всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов школьников «Вода на Земле». В школе создан и работает экологический клуб «Шаг в XXI век».

В начале учебного года объявляется открытый конкурс на лучшее предложение в план работы клуба. Среди юных экологов проводится анкетирование по вопросу лучшей темы в работе клуба в прошедшем году. Какие недостатки были в работе? В каких экскурсиях и походах хотелось бы побывать? Затем составляется план работы клуба на текущий год с учетом календарных памятных и знаменательных дат.

Примерный план работы клуба на текущий год.

  1. Организационное заседание – сентябрь.

  2. Экскурсия в заповедник – сентябрь.

  3. Праздник леса – сентябрь.

  4. Акция по сбору макулатуры – сентябрь.

  5. Праздник осени – октябрь.

  6. День экологии. Выпуск экологического вестника – ноябрь.

  7. Экологические олимпиады для старшеклассников «Биржа экологических знаний» - декабрь.

  8. Экскурсия в музей Газпрома - февраль.

  9. День воды - март.

  10. День птиц - апрель.

  11. День Земли – апрель.

  12. Школьная научно-практическая конференция «Наш дом – Земля» - апрель.

  13. Марш парков – апрель.

  14. Фестиваль экологических сказок – май.

  15. Экологический десант по уборке территории школы – май.

  16. День цветов – май.

  17. Экскурсия в Богдинско - Баскунчакский заповедник – май.

Таким образом, формирование экологической культуры учащихся при обучении биологии не может рассматриваться как нечто дополнительное, как еще один предмет в программах средней общеобразовательной школы, лицеев и гимназий. Оно является неотъемлемым компонентом всего учебного и воспитательного процесса и должно базироваться на глубоких, тщательно продуманных межпредметных связях. Основным инициатором и организатором такого рода связей, по нашим представлениям, выступает экологическая наука.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование экологической культуры учащися при обучении биологии

Автор: Петрова Екатерина Юрьевна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108134

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства