Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Формирование функциональной грамотности на уроках географии
Задача учителя - научить ребенка вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. А для этого должен быть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в культурной среде. данная разработка представляет собой выступление на мастер-классе по теме "Формирование ФГ на уроках географии"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сегодня мы с вами поговорим «О формировании функциональной грамотности на уроках географии». Сделаем так, чтобы теории было чуть-чуть, мы ей все перенасыщены, а вот практическим заданиям уделим максимально времени.
Уважаемые коллеги, Вы как супергерои, должны иметь множество удивительных способностей: понимать детей и родителей, постоянно заниматься творчеством, разбираться в предмете, грамотно подбирать методики, да ещё и попадать в стандарты, какие-то новые указы свыше, которые сваливаются как гром среди и так облачного неба, порой не поддающиеся никакому умозаключению. И тем не менее мы с вами должны решать главную задачу - …качественного образования детей. А в реалиях сегодняшнего дня я бы сказала, качественного базового образования детей. Одним словом, должны делать детей грамотными.
Что такое грамотность - дело ясное, а вот что такое «функциональная грамотность», что вообще за чудо такое? И почему вдруг оно появилось в стандартах, для чего и зачем, что она дает учителю и ученику? Вот на эти вопросы мы с вами попытаемся дать ответ.
Наша с вами задача - научить ребенка вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. А для этого должен быть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в культурной среде. Одним словом, мы должны обеспечить усвоение базового материала на высоком уровне.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:
работу с текстом;
работу с географической картой;
работу со статистическими данными.
При работе с текстом на уроках географии используется множество раз-личных приемов. Наиболее часто используемые:
комментированное чтение - составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений
высказывание своего мнения по тексту,
составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме
создание схематичного рисунка по тексту
нахождение географических ошибок в предложенном тексте
заполнение текста с пропущенными словами.
В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический:
умения читать карту
владеть приемом наложения карт
развитого пространственного представления картографической ин-формации.
В 9-м классе при изучении географии России, учащиеся интересуются местами для путешествия по России. Изучая регионы, особое внимание уделяется достопримечательностям, памятникам природы и архитектуры городов и природных территорий. В ходе изучения тем, мы используем функциональную грамотность. Работа с географической картой и текстом, а также математическая и финансовая грамотность, позволяют построить и спланировать маршрут путешествия исходя из информации, полученной из разных географических источников, а также подсчёта затрат на путешествие.
Для того, чтобы построить маршрут путешествия, предлагаю составить туристический кейс, который включает в себя:
Изучение географической карты маршрута путешествия
Разработка маршрута (план путешествия по дням)
Покупка авиа, ж/д билетов
Бронирование отеля, апартаментов
Подсчёт расходов на питание, экскурсии.
Маршруты путешествий по России можно разделить по направлениям:
1. Природные места (Алтай, Урал, Кавказ, Камчатка, озеро Байкал и т.д.)
2. Культурные места (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Золотое кольцо России и т.д.)
3. Природно-культурные места (Карелия, Калининград, Черноморское побережье Кавказа, Крым, Владивосток и т.д.)
Давайте на примере соберём туристический кейс путешествия для организации новогодних праздников.
Предлагаю разбиться на 3 группы. Так как мы ограничены во времени я Вам уже собрала некоторую информацию. Ваша задача: продумать план путешествия, просчитать предстоящие расходы для семьи из 4 человек и сделать выводы.
У вас в кейсе имеются предложения туристических фирм по проживанию, питанию, организации досуга и транспортной доступности.
1 группе предлагаем отдых за рубежом
2 группе предлагаем отдых в Тюменской области
3 группе в Туристическом комплексе нашего городского округа Ревда «Мариинских избах».
Время на подготовку Вам 7 минут. И потом по 2 минутки на представление результатов.