kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются методы формирования функциональной грамотности на уроках географии

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках географии»

Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Сегодня функционально грамотный ученик — индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.  Формирование функциональной грамотности детей и подростков становится основой компетенций XXI века.

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. 

Из чего состоит функциональная грамотность?

Понятие объединяет читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.[4] Речь идет о применении полученных знаний и умений в разносторонней практической жизни.

Для формирования функциональной грамотности задания должны быть на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей.

Остановимся на формировании естественнонаучной грамотности на

уроках географии. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.[2] Естественнонаучно грамотный̆ человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций: – научно объяснять явления, – оценивать и планировать научные исследования, – научно интерпретировать данные и доказательства.[5]

 В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов  через:

- работу с текстом;

- работу с географической картой;

- работу со статистическими данными.

Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический.

Внимание работе с картой следует уделять на каждом уроке.

Что уже делается учителями географии и что еще можно сделать для повышения функциональной грамотности на этих уроках?

При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые:

- комментированное чтение (в 5 – 6 классах), которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное

- составление простой таблицы на основе параграфа учебника (в 5 – 6 классах)

- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 11 классы)

- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы (9 – 11 классы)

- составление развернутых планов и конспектов параграфов

- составление кроссвордов (в 5 – 7 классах)

- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса и др.

При работе с географической картой эффективнее всего будут задания:

- на определение географического объекта по его координатам и обратная;

– нахождение географических координат объекта

- задание, требующее владения приемом наложения карт

- задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.

Каждый учитель стремится к формированию познавательного интереса, который способствует познанию, расширению знаний по предмету. У каждого ребенка есть способности и таланты.

Наша задача - руководить деятельностью детей, чтобы они могли проявлять свои дарования, способствовать развитию творческих способностей, максимально вовлечь учащихся в процесс познания окружающего мира, способствовать формированию познавательного интереса к предмету. Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребёнка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно - активная творческая личность, способная приумножить общественную культуру.



Литература:

  1. С.В. Куликова, Н.В. Болотникова. Формирование функциональной грамотности учащихся: образовательные практики реализации концепции географического образования в РФ (Материалы Всеросс. науч.-практ. конф., Волгоград, 15 мая 2019 г.) //

  2. С.И. Колечкин Сборник задач и упражнений по географии. 8-11 классы. Ч.1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2020.

  3. Д.Г. Левитес. Практика обучения : современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. Воронеж, 1998.

Интернет-ресурсы:

4.https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/37966/1/Учебное%20пособие%20(Галай).pdf

5.https://school.kontur.ru/publications/2374

6.https://multiurok.ru/files/formirovanie-funktsionalnoi-gramotnosti-na-urok-28.html

7.https://toipkro.ru/content/editor/krpm/MR-Geografiya.pdf




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование функциональной грамотности на уроках географии

Автор: Николаева Ольга Николаевна

Дата: 08.10.2022

Номер свидетельства: 614599

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Формирование функциональной грамотности на уроках"
    ["seo_title"] => string(53) "formirovaniie_funktsional_noi_ghramotnosti_na_urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "406721"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491345433"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(261) "«Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии как условие формирования функциональной грамотности учащихся»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_priiemov_tiekhnologhii_kritichieskogho_myshlieniia_na_urokakh_ghi"
    ["file_id"] => string(6) "459909"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1519713159"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(60) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_na_urokakh_geografii"
    ["file_id"] => string(6) "595788"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1640160595"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Формирование функциональной грамотности на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(62) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_na_urokakh_geografii_2"
    ["file_id"] => string(6) "661378"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1733837132"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Статья на тему «Дифференцированное обучение в  развитии функциональной грамотности учащихся на уроках географии»"
    ["seo_title"] => string(130) "stat-ia-na-tiemu-diffierientsirovannoie-obuchieniie-v-razvitii-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "312535"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459351499"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства