kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему «Дифференцированное обучение в развитии функциональной грамотности учащихся на уроках географии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями современного общества. Одной из главных задач образования является подготовка будущего гражданина к современной жизни: принятие решений, критически мыслить, обмен идеями, работа в паре,  группах, команде вот составляющие выпускника.

   В Стратегии «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент страны Н. Назарбаев отметил: «В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».

Исследование видов учебной деятельности в развитии функциональной грамотности учащихся на основе использования дифференцированного подхода оптимизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии. В условиях модернизации роль географии, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные  и нестандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования как ныне действующей 11-летней, так и 12-летней школы развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Навыки функциональной грамотности формируются в условиях школы. Поэтому перед учителем стоит задача: развивать и формировать навыки функциональной грамотности учащихся на уроках географии. Каждый урок предусматривает изучение учащимися текстового материала параграфов и другой литературы, то необходимо сделать акцент на формировании функциональной грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Дифференцированное обучение в развитии функциональной грамотности учащихся на уроках географии»»

Учитель географии

Многопрофильной гимназии № 41 имени А.Пушкина

Мамбеткулова Сауле Сапарбековна



«Дифференцированное обучение в развитии функциональной грамотности учащихся на уроках географии»

Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями современного общества. Одной из главных задач образования является подготовка будущего гражданина к современной жизни: принятие решений, критически мыслить, обмен идеями, работа в паре, группах, команде вот составляющие выпускника.

В Стратегии «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент страны Н. Назарбаев отметил: «В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».

Исследование видов учебной деятельности в развитии функциональной грамотности учащихся на основе использования дифференцированного подхода оптимизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии. В условиях модернизации роль географии, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные и нестандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования как ныне действующей 11-летней, так и 12-летней школы развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Навыки функциональной грамотности формируются в условиях школы. Поэтому перед учителем стоит задача: развивать и формировать навыки функциональной грамотности учащихся на уроках географии. Каждый урок предусматривает изучение учащимися текстового материала параграфов и другой литературы, то необходимо сделать акцент на формировании функциональной грамотности.

Каждый ученик – носитель индивидуального, личного опыта и он, прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного от природы в силу индивидуальной организации, и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия. Раскрытие индивидуальности каждого учащегося в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированого образования в школе. Личностно-ориентированный подход в организации учебного процесса привел нас к педагогике дифференцированного уровневого обучения. Что же такое дифференцированный подход в обучении. Как он влияет на развитие функциональной грамотности учащихся?

  Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

          Любая теория обучения подразумевает использование технологий дифференциации обучения. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, ступени. Дифференцированное обучение – это не разделение детей на пары, группы, а технология обучения в одной группе разных способностей. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности учащегося как индивидуальности.

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие функциональной грамотности.

Важной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является её связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений школьников. В традиционный способ оценки закладывается минимальный уровень общеобразовательной подготовки для каждого учащегося. Критерии высокого уровня то, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачетов. Например:

  • Тематический контроль

  • Проверка обязательного уровня подготовки

  • Открытость проверочных заданий обязательного уровня

  • Оценка методом сложения (общий зачет = сумма частных зачетов)

  • «Закрытие» пробелов (досдача), пересдача

  • Возможность дробных зачетов

  • Итоговая оценка

В работе использовались несколько групп методов активного обучения:

  1. Карусель – это упражнение, нацеленное на сбор структурированной

информации или размышлений, которое приводит к тому, что ученик составляют краткий список идей и ответов по определенной теме. Ученики работают в маленьких группах (3-4 учащихся), чтобы обмениваться идеями или выступать с предложениями относительно вопроса. Также ведут оценку других групп и используют их как возможность оценивать идеи других групп и использовать их как возможную основу для формирования своих собственных ответов на вопросы.

  1. Колесо последствий – этот вид работы поощряет учеников к тому,

чтобы обдумать прямые и косвенные последствия определенного события или действия.

  1. Горячий стул – это творческая ролевая игра может быть полезным

инструментом для того, чтобы призвать к дискуссии и поделиться информацией.

  1. Минута – эта игра поощряет учеников выбрать и представит ключевую

информацию из изученного материала.

  1. Знаю – Хочу знать – Узнал (ЗХУ) – этот метод может использоваться в

качестве вводной стратегии, чтобы проверили существующий уровень знаний и узнали, какие пробелы существуют в этих знаниях, для того, чтобы увидеть прогресс в своем обучении и проанализировать, какую новую информацию они узнали после изучения темы.

  1. Две звезды одно желание – этот метод может поощрять

конструктивную оценку одноклассников как при работе в парах, группах, так и индивидуально. Этот прием оценки, в конце концов, разовьет у учеников способность оценивать и улучшать свою собственную работу. Это позволяет ученикам видеть разные подходы и результаты задачи и, как результат, изменять работу в будущем.

Приёмы дифференцированного обучения при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся:

Приёмы опроса учащихся

Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.

Прием 1. Солидарный опрос.

Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шёпотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.

Прием 2. Взаимоопрос.

Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своём ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.

Прием 3. Тихий опрос.

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.

Прием 4. Защитный лист.

Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. В таких случаях обычны два сценария.

Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло... Такая игра в "кошки-мышки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.

Второй: Доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности что-нибудь приврав. Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, скорее всего, забудет. Такая ситуация тоже отрицательно действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?

Прием 5; Идеальный опрос (почти шутка).

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Приемы подачи домашнего задания

Вредный и достаточно распространенный прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Но если уж задавать, то задавать с максимальной пользой.

Прием 1. Три уровня домашнего задания.

Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней .

Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:

               частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и т.п.;

               чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;

               учебные комиксы;

               плакаты – опорные сигналы;

               мнемонические формулы, стихи и др.

Прием 2. Задание массивом.

Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.

Прием 3. Сам себе учитель.

В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.

Прием 4. Идеальное задание.

Достаточно схож с приемом 3.

Приемы оценивания

От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.

Прием 1. Оценка – не отметка.

Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой...

Прием 2. Рейтинг.

Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.

Прием 3. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставим отметку в "кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4” ("5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующем триместре станет ясно, насколько мы были правы”.

Прием 4. Система стимулов.

Листочек с отложенной оценкой.

Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.

Вариант 2. Развернутая оценка.

Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.

Вариант 3.

Достаточно хорошей оценкой могут быть:

         маленькая грамота;

         благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу”;

         благодарственная запись в дневнике;

         книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.

В ходе интенсификации учебного процесса ученики четко выделяют и фиксируют предложенный для усвоения способ действия, понимая его смысл, умеют точно воспроизвести при выполнении заданий. Вот на эти важные пункты дожжен ориентироваться учитель процессе обучения географии.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мамбеткулова Сауле Сапарбековна

Дата: 30.03.2016

Номер свидетельства: 312535

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Статья на тему «Дифференцированное обучение в  развитии функциональной грамотности учащихся на уроках географии»"
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-na-tiemu-diffierientsirovannoie-obuchieniie-v-razvitii-funktsional-noi-ghramotnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii-1"
    ["file_id"] => string(6) "312536"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459351506"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства