Статья на тему «Дифференцированное обучение в развитии функциональной грамотности учащихся на уроках географии»
Статья на тему «Дифференцированное обучение в развитии функциональной грамотности учащихся на уроках географии»
Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями современного общества. Одной из главных задач образования является подготовка будущего гражданина к современной жизни: принятие решений, критически мыслить, обмен идеями, работа в паре, группах, команде вот составляющие выпускника.
В Стратегии «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент страны Н. Назарбаев отметил: «В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».
Исследование видов учебной деятельности в развитии функциональной грамотности учащихся на основе использования дифференцированного подхода оптимизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии. В условиях модернизации роль географии, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные и нестандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования как ныне действующей 11-летней, так и 12-летней школы развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Навыки функциональной грамотности формируются в условиях школы. Поэтому перед учителем стоит задача: развивать и формировать навыки функциональной грамотности учащихся на уроках географии. Каждый урок предусматривает изучение учащимися текстового материала параграфов и другой литературы, то необходимо сделать акцент на формировании функциональной грамотности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Дифференцированное обучение в развитии функциональной грамотности учащихся на уроках географии»»
Учитель географии
Многопрофильной гимназии № 41 имени А.Пушкина
Мамбеткулова Сауле Сапарбековна
«Дифференцированное обучение в развитии функциональной грамотности учащихся на уроках географии»
Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, процессы интеграции во всех сферах жизни человечества вновь выводят на один из первых планов проблему интеграции в образовании. Образовательные потребности современного школьника возрастают в связи с требованиями современного общества. Одной из главных задач образования является подготовка будущего гражданина к современной жизни: принятие решений, критически мыслить, обмен идеями, работа в паре, группах, команде вот составляющие выпускника.
В Стратегии «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» Президент страны Н. Назарбаев отметил: «В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».
Исследование видов учебной деятельности в развитии функциональной грамотности учащихся на основе использования дифференцированного подхода оптимизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках географии. В условиях модернизации роль географии, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем. Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные и нестандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
В рамках обновления Государственного общеобязательного стандарта образования как ныне действующей 11-летней, так и 12-летней школы развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Навыки функциональной грамотности формируются в условиях школы. Поэтому перед учителем стоит задача: развивать и формировать навыки функциональной грамотности учащихся на уроках географии. Каждый урок предусматривает изучение учащимися текстового материала параграфов и другой литературы, то необходимо сделать акцент на формировании функциональной грамотности.
Каждый ученик – носитель индивидуального, личного опыта и он, прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного от природы в силу индивидуальной организации, и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия. Раскрытие индивидуальности каждого учащегося в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированого образования в школе. Личностно-ориентированный подход в организации учебного процесса привел нас к педагогике дифференцированного уровневого обучения. Что же такое дифференцированный подход в обучении. Как он влияет на развитие функциональной грамотности учащихся?
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.
Любая теория обучения подразумевает использование технологий дифференциации обучения. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, ступени. Дифференцированное обучение – это не разделение детей на пары, группы, а технология обучения в одной группе разных способностей. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности учащегося как индивидуальности.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие функциональной грамотности.
Важной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения является её связь с системой контроля результатов учебного процесса и системой оценивания достижений школьников. В традиционный способ оценки закладывается минимальный уровень общеобразовательной подготовки для каждого учащегося. Критерии высокого уровня то, что достигнуто сверх базового уровня, и системы зачетов. Например:
Тематический контроль
Проверка обязательного уровня подготовки
Открытость проверочных заданий обязательного уровня
Оценка методом сложения (общий зачет = сумма частных зачетов)
«Закрытие» пробелов (досдача), пересдача
Возможность дробных зачетов
Итоговая оценка
В работе использовались несколько групп методов активного обучения:
Карусель – это упражнение, нацеленное на сбор структурированной
информации или размышлений, которое приводит к тому, что ученик составляют краткий список идей и ответов по определенной теме. Ученики работают в маленьких группах (3-4 учащихся), чтобы обмениваться идеями или выступать с предложениями относительно вопроса. Также ведут оценку других групп и используют их как возможность оценивать идеи других групп и использовать их как возможную основу для формирования своих собственных ответов на вопросы.
Колесо последствий – этот вид работы поощряет учеников к тому,
чтобы обдумать прямые и косвенные последствия определенного события или действия.
Горячий стул – это творческая ролевая игра может быть полезным
инструментом для того, чтобы призвать к дискуссии и поделиться информацией.
Минута – эта игра поощряет учеников выбрать и представит ключевую
информацию из изученного материала.
Знаю – Хочу знать – Узнал (ЗХУ) – этот метод может использоваться в
качестве вводной стратегии, чтобы проверили существующий уровень знаний и узнали, какие пробелы существуют в этих знаниях, для того, чтобы увидеть прогресс в своем обучении и проанализировать, какую новую информацию они узнали после изучения темы.
Две звезды одно желание – этот метод может поощрять
конструктивную оценку одноклассников как при работе в парах, группах, так и индивидуально. Этот прием оценки, в конце концов, разовьет у учеников способность оценивать и улучшать свою собственную работу. Это позволяет ученикам видеть разные подходы и результаты задачи и, как результат, изменять работу в будущем.
Приёмы дифференцированного обучения при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся:
Приёмы опроса учащихся
Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.
Прием 1. Солидарный опрос.
Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шёпотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.
Прием 2. Взаимоопрос.
Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своём ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.
Прием 3. Тихий опрос.
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
Прием 4. Защитный лист.
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. В таких случаях обычны два сценария.
Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло... Такая игра в "кошки-мышки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.
Второй: Доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности что-нибудь приврав. Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, скорее всего, забудет. Такая ситуация тоже отрицательно действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?
Прием 5; Идеальный опрос (почти шутка).
Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Приемы подачи домашнего задания
Вредный и достаточно распространенный прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Но если уж задавать, то задавать с максимальной пользой.
Прием 1. Три уровня домашнего задания.
Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней .
Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:
частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и т.п.;
чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;
учебные комиксы;
плакаты – опорные сигналы;
мнемонические формулы, стихи и др.
Прием 2. Задание массивом.
Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.
Прием 3. Сам себе учитель.
В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.
Прием 4. Идеальное задание.
Достаточно схож с приемом 3.
Приемы оценивания
От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.
Прием 1. Оценка – не отметка.
Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой...
Прием 2. Рейтинг.
Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.
Прием 3. Кредит доверия.
В некоторых случаях ставим отметку в "кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4” ("5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующем триместре станет ясно, насколько мы были правы”.
Прием 4. Система стимулов.
Листочек с отложенной оценкой.
Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.
Вариант 2. Развернутая оценка.
Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.
Вариант 3.
Достаточно хорошей оценкой могут быть:
маленькая грамота;
благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу”;
благодарственная запись в дневнике;
книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.
В ходе интенсификации учебного процесса ученики четко выделяют и фиксируют предложенный для усвоения способ действия, понимая его смысл, умеют точно воспроизвести при выполнении заданий. Вот на эти важные пункты дожжен ориентироваться учитель процессе обучения географии.