kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Экология и мы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предназначена для обучения учащихся среднего звена проблемам экологии и окружающей среды-всех составляющих природных компонентов земли.Экологические проблемы всегда актуальны и чрезвычайно важны, так как природа и человек неотделимы друг от друга. Авторы в своей статье рассматривают важность значения  экологического состояния таких компонентов  природы как  почва,растительный и животный мир своего региона ( Воронежского края ). Проводятся практические работы на местности по содержанию вредных элементов в почве, состояние растительного покрова вокруг школьного участка. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Экология и мы." »




Ярцева З.И. учитель географии МБОУ лицей№4 и учитель биологии Павлова Т.В. г. Воронеж
Культура и экология


Человек, который понимает природу, благороднее, чище.

Он не сделает дурного поступка. Он прошел «душевный университет».(Л. Леонов)

Не то, что мните вы, природа!

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь,

В ней есть язык… (Ф.Тютчев)

Воспитание нового поколения, становление его культуры и интеллигентности неразрывно связаны с формированием экологического сознания. Любовь к матери, к родному краю, к его природе - глубокое чувство, формирующееся у человека в начале его жизни, то, что он передает своим потомкам. И это не нечто абстрактное, отчужденное, а сама естественность человеческого бытия.

Определенное географическое положение, конкретная местность, ее специфические природные особенности являются одним из мощных источников патриотизма того или иного народа. Они накладывают свой отпечаток на национальный характер, этноним, язык, культуру и т. п. Природа для многих народов была прежде всего свободой, волей, привольем. «Широкое пространство, - пишет Д. С. Лихачев, - всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная - это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства»*. Сохранение окружающей среды, ее восстановление и облагораживание, экологическое воспитание молодежи - это и воспитание патриотизма, культуры. Необдуманно разрушая природу родного края, мы тем самым разрушаем и нравственные ценности человека, который всегда чувствовал с ней свою сопричастность.

Следует обратить внимание на то, что культурологическая проблема отношения человека к природе по-разному ставилась и решалась в истории. К. Маркс отмечал, что «из определенной формы материального производства вытекает, во-первых, определенная структура общества, во-вторых, определенное отношение людей к природе».

Постоянно усиливающееся воздействие человека на окружающую его природу не только соизмеримо с мощными стихийными силами (извержением вулканов, пыльными бурями, наводнениями, пожарами и т. п.), но зачастую значительно превосходит их по силе разрушающего действия. Оно осуществляется в четырех направлениях: 1) воздействие на естественный мутационный процесс природных и культурных популяций, в том числе популяции человека; 2) изменение естественных и искусственных биогеоценозов и ландшафтов; 3) влияние на различные формы биологического соревнования (борьбу за существование); 4) собственно превращение человека в основной селективный фактор.

В результате деятельности человека находятся под угрозой полного уничтожения многие виды флоры и фауны Земли. Первостепенной задачей является сохранение облагороженного, окультуренного нашими предками растительного и животного мира. Решению первого круга проблем способствует организация национальных заповедников, парков, охранных зон, экологизации инженерно-технических решений и т. п. Вторая стратегическая задача - это приведение материального производства человека, его внутренних законов и культуры в соответствие с естественным биотическим круговоротом природы и закономерностями ее развития (переход на межотраслевую биотехнологию, создание безотходных производств и т. п.).



Нам следует призадуматься о формировании любви человека к природе с детства.

Если мы не приблизим новое ,родившееся поколение к природе, не научим детей добрыми глазами смотреть на лесных птиц, понимать журчание чистого ручейка, то мы можем потерять и это поколение-оно останется экологически невежественным. За одно лишь столетие мы так перекроили природу, столько выли в неё чужеродных веществ, что «биосфера»-не может не испытывать потрясений. Биосфера с трудом выдерживает мощное давление человеческого общества. Каждый из нас должен заботиться о природе. В.И. Вернадский говорил о тесной связи человека и природы. ОН предупреждал что мы стали столь сильны, что способны привести природу к разрушению. В.И. Вернадский утверждал, что атмосфера Земли со временем перейдёт в «ноосферу «, сферу разума. Без природы мы просто деградируем. Современному поколению не хватает экологической грамотности. В настоящее время каждый компонент природы и сам человек, нуждаются в экологической помощи.

Что значишь ты,

Без трав, без птиц

И без любви к пчеле кружащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймёшь ты, наконец,

Врезаясь в мертвые породы!

О, человек!- венец природы!

Что без природы твой венец?

Главное богатство нашей области – это черноземы. С каждым годом почва теряет своё главное свойство – плодородие. Потеря гумуса увеличивается. За



последние сто лет наш Воронежский чернозём из-за того ,что хронически не компенсировался вынос питательных веществ из него в результате воздействия почвообрабатывающих машин, эрозии, нарушения агротехники, утратил своё структурное состояние и потерял 1/3 запасов гумуса. Ежегодно на гектаре теряется более тонны гумуса. Как защитить наш чернозём? Надо использовать бесплужную систему - вспашка без оборота пласта. На поверхности почвы накапливается слой мульчи из растительных остатков, защищающих почву от дождя ветровой эрозии, влагу - от непродуктивного испарения. Этот метод широко используется в Канаде, США, при этом, не теряя урожая. Экологическое равновесие нарушается строительством водохранилищь, вырубкой леса, выбросом газов, бытовых отходов, чрезмерным внесением минеральных удобрений, ядохимикатов. Это приводит к тому, что во время весеннего половодья всё стекает в наши реки озера. Гибнут рыбы, водоросли, которые способствуют самоочищению водоемов. Давно известно, что лес защитник водоёмов. Люди давно заметили: реки мелеют по берегам которых вырубают лес. Лес – защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес. В нашей области практически сведены леса. Они сохранены сегодня небольшими участками по долинам крупных рек. Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. Сколько ягод грибов, лекарственных растений дарит нам он. Даря нам радость -что получает лес взамен? Груды мусора, непотухшие костры, сломанные деревья, убитые животные…

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

и нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском попадали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Специального рассмотрения требуют вопросы экологической культуры, связанные с сохранением нравственно-духовных ценностей. Экологическое воспитание не ограничивается осознанием и практическим усвоением экологии биологической. Не менее важна экология культуры (термин выдвинут Д. С. Лихачевым), память о духовной жизни народа. Не только загрязнение внешней среды, угроза экологического кризиса, но и загрязнение внутреннего мира человека, его духовной памяти и сознания означает распад личности. Патриотические чувства «сохнут» от суррогатов массовой культуры, от бездеятельности души и разума человека, его самоуспокоенности, равнодушия, отсутствия совестливости и стыда. Подлинные гуманистические нравственные ценности возникают на почве традиций культурной среды, воплощенных в памятниках материальной и духовной культуры, а «чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для "нравственной оседлости" людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной».

Важность и необходимость формирования экологического сознания признается всем современным научным сообществом. «Экологическое сознание, - указывает, например, С. Н. Артановский, - становится органической составной частью общественной мудрости, передовой культуры».

Феномен экологического сознания был присущ человеку с момента его возникновения. Но проблема воспитания экологического сознания стала наиболее актуальна именно в наше время. Н. Ф. Реймерс и А. В. Яблоков определяют экологическое сознание как глубокое, доведенное до автоматизма, понимание неразрывной связи человека с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека.

Антропогенные факторы приводят к изменению биоценозов как реальной среды протекания эволюции. Так, например, в результате всевозрастающей замены естественных фитоценозов культурными и подавления фито-синтеза вредными газами снижается фотосинтетическая продуктивность растительного покрова. С упрощением структуры биоценозов происходит изменение интенсивности форм борьбы за существование как источника многообразных противоречий в эволюции, что приводит посредством естественного отбора к существенному изменению скорости и направления эволюционного процесса.

Наконец, выступая как причина уничтожения растительных и животных видов, сокращения их численности и среды обитания, человек способствует тем самым распространению других видов и экосистем (например, устойчивых к ядохимикатам и антибиотикам насекомых и микроорганизмов). В результате воздействия человека как селективного фактора все более прогрессируют виды с высоким коэффициентом размножаемости (сорняки, микроорганизмы, насекомые, мелкие грызуны и т. п.).

Антропогенное влияние на биогеоценоз (например, выпас скота, интенсивное земледелие, строительство, прокладка дорог, газо- и нефтепроводов и т. п.) привело к тому, что во многих степных районах практически прекратилось существование природных комплексов в их естественном виде (так, нарушена структура травостоя, ярус-ность), при этом восстановление естественных биогеоценозов длится годами. Рост народонаселения, повышение благосостояния народа, выполнение «продовольственных программ» приводит ко все увеличивающемуся созданию искусственных агроценозов, в основном с монокультурами, обладающими меньшей устойчивостью к эволюции, нежели естественные гетерогенные биогеоценозы.

Развитие сельского хозяйства во всех формах его проявления создает благоприятные условия для формирования вредной фауны и флоры. Яркий пример воздействия антропогенного фактора - возникновение и эволюция сорной растительности и ее биоценозов на распаханных полях и обочинах дорог.

Уже известно, что огромный вред природе приносит автомобиль. Наш

лицей №4 расположен географически близко к окружной дороге. Автомобиль выделяет тысячи различных химически вредных веществ. При исследовании почвы в 2012-13г.г. было установлено в результате лабораторно- исследовательской работы в районе нашего лицея №4.Взятые на анализ пробы в разных местах показали разные результаты. Из чего был сделан вывод, что те участки, которые ближе расположены к окружной дороге содержат больше вредны примесей в почве. К тому же надо добавить, что шум автомобиля влияет на слух. Необходимо перевести автомобили на более экономичное и экологичное топливо.


Экологические проблемы, экологическая культура являются самыми актуальными, злободневными для каждого из нас .Давайте вместе учиться и учить бедующее поколение заботе о природе!



Список литературы

1 Б. М. Миркин, Л. Г.» Наумова»Экология России»- М., «устойчивый мир», 2000.

2. И. Н. Пономарёва, Экология-М., «Вентана-граф»,2001.

3. Е. И. Хабарова,С. А. Панова «Экология в таблицах»-М., «Дрофа»,2001.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Экология и мы."

Автор: Ярцева Зинаида Ивановна,Павлова Татьяна Владимировна

Дата: 11.06.2015

Номер свидетельства: 219128

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Экология ?ылымы туралы жалпы т?сінік "
    ["seo_title"] => string(40) "ekologhiia-g-ylymy-turaly-zhalpy-tusinik"
    ["file_id"] => string(6) "177019"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424537271"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Реферат по тему "Экология ?ылымыны? ?алыптасу кезе?дері" "
    ["seo_title"] => string(65) "riefierat-po-tiemu-ekologhiia-g-ylymynyn-k-alyptasu-kiezien-dieri"
    ["file_id"] => string(6) "180381"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425180188"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Модифицированная программа по экологии 8 класс "
    ["seo_title"] => string(50) "modifitsirovannaia-proghramma-po-ekologhii-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "103733"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402613376"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Модифицированная программа по экологии "
    ["seo_title"] => string(42) "modifitsirovannaia-proghramma-po-ekologhii"
    ["file_id"] => string(6) "103734"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402613531"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "реферат по тему "Экология  ?ылымыны? даму  тарихы" "
    ["seo_title"] => string(53) "riefierat-po-tiemu-ekologhiia-g-ylymynyn-damu-tarikhy"
    ["file_id"] => string(6) "179184"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424959621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства