kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Актуализация познавательной активности учащихся на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даная статья может быть использована для самообразования учителей географии,при выступлениях на МО,а также для статей на конференциях или семинарах

Просмотр содержимого документа
«Актуализация познавательной активности учащихся на уроках географии»

«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет. 
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Уильям Уорд 
Тема: «Мотивация, как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время».
Одной из наиболее актуальных проблем современного образования в условиях ФГОС, является формирование высокомотивированной личности, способной жить и трудиться в изменяющихся экономических условиях.
Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это путь, готовящий исполнителя, но не исследователя, не активную личность. К сожалению, не часто в классах можно встретить учеников, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьет себе дорогу. Таких учащихся мы называем гениями, одаренными детьми. Но есть масса других, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай». Как разбудить врожденную потребность в познании в таких учениках? Как заинтересовать их в постоянном поиске, радости своего маленького открытия? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Поистине вечная проблема, стоящая перед педагогикой. Как «разбудить» ту, внутреннюю мотивацию, которая для каждого ребёнка личностно значима, индивидуальна.
В своей педагогической деятельности стараюсь следовать главной цели: на основе личной мотивации к обучению, познавательной самостоятельности учащихся создать условия для становления социально успешной личности через урочную и внеурочную деятельность.
Этой цели соответствует тема самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся через урочную и внеурочную деятельность».
Тезис 1. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
Содержание учебного материала.
Организация учебной деятельности.
Коллективные формы учебной деятельности.
Оценка учебной деятельности.
Стиль педагогической деятельности учителя.
Общеизвестно, что существуют различные способы обучения, 
«Что изучаем» и «для чего изучаем» определяется содержанием образования. «Каким образом обучаем» и «как обучаются» зависит от технологий и методов обучения. Естественным образом возникают следующие вопросы:
Почему один ученик учит, а другой нет?
Почему одни учащиеся успевают выполнить задания, а другие после первых неудач теряют интерес к учебе?
Ответы на эти и другие вопросы могут быть найдены при помощи теории мотивации. «Мышление, как и всякая деятельность человека, всегда исходит из каких-то побуждений: где их нет, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать» - писал С.Л.Рубинштейн и относительно мыслительного процесса продолжал: «Для того чтобы он вообще совершался, нужны какие-то мотивы, побуждающие человека думать».
Мотив – побуждение к достижению цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять; почему человек стремится к одной, а не другой цели? Нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.
Косвенно об учебной мотивации свидетельствует уровень реальной успешности учебной деятельности. Сюда относятся обычные показатели успеваемости по предмету. Я привожу мониторинг успеваемости учащихся по предметам: изобразительное искусство и технология (девочки) в 2014-17 учебных годах (Приложение 1).
Для поддержания мотивации, связанной с процессом обучения, важны живая и увлекательная организация учебного процесса, активность и самостоятельность обучающихся, исследовательская  методика, создание условий для проявления их способностей.
Для меня важно организовать процесс обучения так, чтобы овладение знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей обучающихся, формирования у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение.
Тезис 2. Чтобы реализовать поставленную цель, добиться изменения развития мотивации обучения, я в своей деятельности применяю определенные педагогические средства. Формируя положительную мотивацию, в качестве своих воздействий я использую следующее:
Личностно-ориентированное обучение
Обучение в сотрудничестве, групповые формы работы
Проектные технологии
Исследовательские технологии
ПортфолиоАктивные методы обучения
Технологию «Педагогическая мастерская»
Игровое обучение 
Современные информационно-коммуникативные технологии и т.д.
Но один из главных аспектов деятельности - собственное отношение к учащимся (требовательное, доверительное, дружеское).
Содержание обучения определяется в первую очередь ФГОС. Я в своей преподавательской деятельности стараюсь дополнить его интересными фактами из истории различных профессий, из современных исследований и достижений человечества. Это очень увлекает учащихся, так как в большинстве случаев вызывает у них удивление и восхищение. Кроме того, такое содержание занятия пробуждает в них исследовательский порыв, приводящий к интересным находкам и их реализации. 
Кроме того, формированию мотивации способствует необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление; эмоциональность речи преподавателя; познавательные игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций для использования полученных знаний в будущей  жизни. Для учителя необходимо умелое применение поощрения и порицания. Особое значение приобретает укрепление всех сторон умения учащихся учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение ими учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
Тезис 3. Большую роль в повышении положительной мотивации обучения играет применение на уроках ИКТ. Это объясняется тем, что современные компьютерные технологии позволяют вызвать заинтересованность учащихся в познании той или иной темы, улучшает качество восприятия ими нового материала, способствует лучшему пониманию и запоминанию пройденного материала, прививают интерес к предмету.
Так как уроки изобразительного искусства построены на зрительном ряде, я использую возможности мультимедийного оборудования, оно облегчает подготовку к уроку. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые порой детям не доступны. При этом я учитываю, что компьютер не может заменить учителя, а лишь дополняет его. Использование мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно я вовлекаю их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.
В процессе обучения я успешно применяю задание – выполнение презентаций. Это позволяет проконтролировать выполнение практических работ, в домашних условиях. А так же стимулировать исследовательскую и поисковую деятельность. В подобной работе с интересом участвуют практически все. Это с успехом позволяет применить метод проектов.
Так, для подготовки творческого проекта, учащиеся сначала проводит научно-исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превращает каждую работу в продукт индивидуального творчества. При создании каждого слайда презентации ребята превращаются в компьютерных художников (слайд должен быть красочным и  отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у моих учеников логическое мышление. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями выступления, становятся яркими и запоминающимися. В процессе демонстрации своих наработок ребята приобретают  опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится им в дальнейшем. К тому же, вовлекая их в творческую работу, я развиваю у них умение самостоятельно собирать информационно-иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – радость от результатов своего труда и чувство самоудовлетворения.
Проверка знаний учащихся – один из важнейших этапов урока, который влияет на отношение их к изучаемому предмету. На этом шаге легко можно понизить с трудом сформированный уровень мотивации учения. Чтобы этого не произошло, чтобы поддержать интерес к предмету я развиваю у них творческий подход к любому предложенному заданию.
Таким образом, я выделяю несколько способов использования ИКТ на уроке и во внеурочное время, приводящих к формированию положительной мотивации учения:
- иллюстративный – для демонстрации презентаций, видеоматериалов;
- контролирующий – для проведения тестирования  с применением различных технологий, в том числе, для самоконтроля;
- как инструмент исследования, позволяющий учащимся самостоятельно проводить исследования и эксперименты.
Все они являются действенным средством формирования положительной мотивации учения.
Тезис 4. Активное использование метода проектов, который основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором учащиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов. Метод проектов не противоречит традиционным способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. 
Тезис 5. Мною используются самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение. 
Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель, внеклассных мероприятий, участие в олимпиадах – всё это позволяет ребятам развивать интеллектуальные способности и реализовывать свои творческие возможности.
Опыт показывает, что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре реализуется потребность к добыванию знаний. «Игра» - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Сухомлинский. Применение игр возможно для всех школьных возрастов.
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.
Как показывает практика, особенно ярко запоминается то, что является нестандартным! Таким нестандартным подходом стало использование на уроках активных методов обучения. Активные методы позволяют разбавить скучные и привычные уроки, сделать их интересными и более познавательными. 
Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Данные методы способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности учащихся, активно вовлекают учащихся в образовательный процесс, развивают коммуникативные качества личности, умение работать в команде, вести совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя и команду.
К активным методам обучения относятся: проблемные ситуации, творческие и деловые игры, драматизация, дискуссии, дебаты, метод проектов, методы успеха и т.д. В настоящее время опубликовано много методической литературы, описывающей различные методы активного обучения для различных этапов урока. Суть методов понятна из их названия. На своих уроках можно применять и авторские, и собственные, и адаптированные активные методы обучения: 
Человек запоминает:
только 10% того, что он читает,
20% того, что слышит, 
30% того, что видит; 
50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 
80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. 
И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. (данные были получены немецкими, американскими и российскими исследователями).
Для ученика активные методы обучения это: 
игровая форма разбора и презентации материала, 
возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, 
подключение творчества при подготовке презентации, 
соревнование команд, 
азарт, 
значительная доля самостоятельности на уроке, 
ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими - отсюда развитие высокой мотивированности, интерес и желание заниматься.
Тезис 6. Одной из активных технологий является технология уроков-мастерских, которую я применяю на своих уроках. Её практическое применение позволяет управлять проявлением и развитием индивидуальных творческих способностей учащихся в урочной и внеурочной деятельности.
Что составляет основу мастерских? В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, критического мышления, развивающего обучения, коллективного способа обучения, идеи известных русских методистов, педагогов Выготского, Гальперина, Амонашвили, Лысенковой, Занкова, Эльконина-Давыдова. Эта технология, называемая французской мастерской, выросла на русской почве и подкреплена мыслями Ж.-Ж. Руссо и З. Фрейда. В целом, французы, представляют себе новую школу по типу старой русской школы Л. Н. Толстого или Рачинского (1868г.) Давайте вспомним картину Н. Богданова-Бельского «Устный счёт». Здесь изображён сам учитель математики Рачинский на уроке. Дети свободно передвигаются по классу, учитель ждёт ответа от каждого. В такой школе всё идёт от запросов детей.
Темп урока задают дети. Ответа ждут от каждого, поэтому со временем не считаются. Учитель и ученик свободны в пространстве: можно сидеть по кругу, можно – группами, можно свободно передвигаться по классу, можно соблюдать привычный порядок посадки. Сегодня о технологии творческих мастерских  знают все. И если, по какой-то причине учитель ещё не опробовал в своей практике сей опыт, стоит поближе познакомиться с этой поистине выдающейся технологией.
Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое-либо открытие, сам пережил какое-либо событие, удивился, казалось бы, известному факту, сам разрушил старое представление об окружающем мире и сам выстроил новое знание (т. е. «изобрёл собственный велосипед»), потому что в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.Цель технологии мастерских – предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира.
Задачи технологии творческих  мастерских:
Активное восприятие учащимися учебного материала;
Творческое осмысление учебного материала;
Саморазвитие ученика;
Повышение интереса к процессу обучения;
Развитие креативности;
Повышения уровня грамотности;
Повышение навыков аргументированного разговора и письма;
Развитие социальной компетенции.
И, наконец, отдельно стоит сказать о главной задаче этой технологии – приобретение знаний о самом себе. Это значит, что в процессе обучения в лучшую сторону меняется самооценка ребёнка, он начинает восхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души и разума. А это является большим стимулом мотивации к обучению. Виды деятельности в мастерской это:
- Игры, импровизация, творчество;
- Работа в парах, группах, коллективе, в целом:
- Самостоятельная индивидуальная работа;
- Обмен наработанным материалом;
- Выбор видов работы, заимствование у других;
- Исследование, поиск, собственный ответ.
Мастерская ещё и потому, что в ней есть Мастер.
Учитель в мастерской превращается в мастера, который демонстрирует одно действие за другим, позволяя ученикам выполнять посильные задания, высказывать предположения, учит слышать товарищей, делать открытия. Каждое последующее задание дополняет, расширяет, углубляет знания учащихся, помогает им понять что-то новое. 
Мастер наигрывает общую тему, а ученик сам разыгрывает свою тему.
Мастер создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс.
Мастер несёт нравственную ответственность за выбор материала, процесс и результат работы.
В мастерской важен не только результат творческого поиска, но и сам процесс.
Урок-мастерская заканчивается РЕФЛЕКСИЕЙ.
Происходит самоанализ сделанного:
Что испытывал вначале?
Каким путём решил идти?
Как пришёл к тем выводам, которые есть в работе?
С каким чувством заканчивал работу?
В традиционной школе отметка – это своего рода контроль учителем знаний ученика, но во время проведения занятий по технологии педагогических мастерских эти понятия разводятся: контроль остается, а отметка убирается из самого познавательного процесса. Однако учитель (мастер) должен как-то отметить работу учащегося, а как можно оценить творческий процесс? Только положительной отметкой! И здесь опять реализуется принцип успешности, возможности получения даже самым нерадивым учеником самой высокой отметки, без которой, к сожалению, учитель в российской школе обойтись не может.
Мастерские можно рассматривать как педагогическую технологию, соответствующую современным подходам (компетентностному, гуманистическому, субъект-субъектному, педагогике сотрудничества, педагогике успеха).
В практической деятельности технология творческих мастерских мной применяется на уроках изобразительного искусства и технологии в 5-х - 8-х классах. Успешно применяется эта технология и для проведения практических работ во внеурочное время в домашних условиях, где ученицы, свободны в своём выборе. Они могут выполнять их как индивидуально, так и в парах, тройках, применяя на практике, полученные на уроках знания. И здесь в роли мастера может выступить мама, бабушка, старшая сестра, которые могут помочь и направить на необходимые действия, если возникает такая необходимость. Это, и укрепление семейных отношений, и связь поколений. Формой отчёта при этом являются фото и видеоматериалы, готовые презентации, отзывы родителей о проделанной работе, что позволяет контролировать выполнение практических работ. Но это происходит при огромном желании учащихся и высоком эмоциональном настрое. Самым интересным для всех при этом является коллективный просмотр фото-видеоматериалов.   Данная технология помогает учащимся поверить в свои силы. А это мощная мотивация к обучению.
Тезис 7. Очень важен такой фактор формирования положительной мотивации, о котором нельзя не сказать, это доброжелательный настрой занятия. Для создания на уроке хорошего микроклимата, дающего возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовлетворение от своего труда. Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на занятии может стать:
- создание комфортной атмосферы за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса;
- создание нестандартных ситуаций на уроке;
- демонстрация достижений каждого ученика на каждом уроке;
- умение создавать ситуацию для возможности каждому проявить себя;
- умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Преподаватель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь. Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.
Актуальность предлагаемого опыта  заключаются в том, что применение современных образовательных методов и технологий позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, мотивацию к обучению, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, что использование новых методов и технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря новым образовательным технологиям, закладываются основы для успешной адаптации и самореализации в дальнейшей жизни наших учеников. 
Возвращаясь к словам Уильяма Уорда: 
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет. 
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет» - я пожелаю всем учителям вдохновлять своих учеников и быть великими учителями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Актуализация познавательной активности учащихся на уроках географии

Автор: Парфёнова Наталия Васильевна

Дата: 25.03.2019

Номер свидетельства: 504599

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Конспект урока географии - "Реки" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "223259"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437470654"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Презентация к уроку "Создание веб-страниц" "
    ["seo_title"] => string(47) "priezientatsiia-k-uroku-sozdaniie-vieb-stranits"
    ["file_id"] => string(6) "173057"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423920630"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока географии в 6 кл. "Система географических координат" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-6-kl-sistiema-ghieoghrafichieskikh-koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "108025"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403537412"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Урок географии 5 класс ФГОС " Как люди открывали Землю." "
    ["seo_title"] => string(58) "urok-ghieoghrafii-5-klass-fgos-kak-liudi-otkryvali-ziemliu"
    ["file_id"] => string(6) "128137"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415443900"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Формирование личностных УУД на уроках географии. Урок "Стихийные бедствия и человек" "
    ["seo_title"] => string(95) "formirovaniie-lichnostnykh-uud-na-urokakh-ghieoghrafii-urok-stikhiinyie-biedstviia-i-chieloviek"
    ["file_id"] => string(6) "123291"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414440251"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства