Формирование личностных УУД на уроках географии. Урок "Стихийные бедствия и человек"
Формирование личностных УУД на уроках географии. Урок "Стихийные бедствия и человек"
Формирование личностных универсальных учебных действий (УУД) на уроках географии.
Современный процесс образования «должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности, но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных и других ценностей» ("Фундаментальное ядро содержания общего образования" под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.М.,2010,с.9).
Термин «УДД» можно определять как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД, используемые мною на уроках, носят надпредметный и метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного личного и познавательного развития личности. Некоторые фрагменты использования различных форм УУД показаны в разработке урока географии в 6 классе.
Стихийные бедствия и человек.
Цели урока: Усвоение знаний о стихийных бедствиях и их последствиях, а также правила поведения во время землетрясений, наводнений, пожарах и других стихийных бедствиях. Помочь обучающимся осознать ценность совместной учебно – познавательной деятельности и практическую значимость темы.
Задачи урока: Создать ситуацию для решения проблемного вопроса, побудить учащихся к поиску новых знаний; создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умение анализировать познавательный объект; содействовать развитию детей умению общаться; организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
Форма организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ.
Методы и приёмы: Словесный (фронтальная беседа, опережающее задание), наглядный (демонстрация слайдов презентации, работа с картой, приём «Фотозагадка»), практический (работа в группах), мотивирование(похвала), оценивание (взаимоконтроль, оценка проделанной работы), рефлексивный.
Технологии обучения: Обучение в сотрудничестве (групповая работа); информационно- коммуникационные технологии.
Планируемые результаты:
Личностные: эмоционально – ценностное отношение к рациональному использованию природных ресурсов, владение основными способами защиты и умение оказывать помощь при ЧС
Метапредметные: ставить учебные задачи, вести самостоятельный отбор информации, оценивать собственную учебную деятельность и умение практически применять полученные знания.
Предметные: стихийные бедствия и их последствия, а также правила поведения во время землетрясений и наводнений
Межпредметные: ИКТ, ОБЖ.
Содержание урока:
Рассмотреть виды стихийных бедствий природного характера и их последствия;
Показать учащимся классификацию ЧС природного характера;
Рассмотреть поражающие факторы ЧС природного характера;
Рассмотреть действия населения при угрозе и во время ЧС природного характера;
Оборудование: Учебник О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким «Землеведение» Дрофа 2012 г., электронное приложение к учебнику(www.drofa.ru), карты атласа, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний («Фотозагадка»)
Угадай, какие явления изображены на фотографиях:
А) фото вулкана
Б) фото смерча
В) фото наводнения
Г) фото селя
Д) фото урагана
Е) оползень
Ж) землетрясение
З) обвал
Проверить правильность ответа.
Изучение нового учебного материала.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. (Классификация ЧС отражена на слайде).
Виды опасных природных явлений:
1.Землетрясение это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате смещения и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Показать основные сейсмоопасные зоны на карте.
Очаг землетрясения, т.е. точка под землёй, которая является источником землетрясения, называется гипоцентром.
Прямо над гипоцентром на поверхности земли находится эпицентр землетрясения, вокруг которого располагается область испытывающая наибольшие колебания грунта.
Правила безопасного поведения во время землетрясения:
Не поддаваться панике. Защититься от обломков, стёкол, тяжёлых предметов.
Находясь на 1 этаже быстро покинуть здание и отойти от него на открытое место.
Находясь на 2 этаже и выше занять наиболее безопасное место (на удалении от окон, в проёмах внутренних капитальных стен, в дверных проёмах, в туалетных комнатах).
2. Цунами. Общей причиной возникновения данного явления предстает активность, происходящая в недрах земли. В большей массе ситуаций цунами провоцируют землетрясения (подводные). Зафиксирована прямая зависимость силы волны от силы землетрясения.
3. Вулкан – это возвышение, связанное каналом с магматическим очагом на глубине. Большинство вулканов Земли сосредоточено на островах и берегах самого древнего из океанов – Тихого (см. тектоническую карту мира). Они как бы кольцом окружают океан. Показать крупные действующие вулканы.
Магма - это расплавленная масса, которая может подниматься с парами воды и газами из глубины наверх. Когда магма изливается из отверстий (кратер, жерло) ее называют лавой.
Что делать, если извержение застигло вас на улице?
Если вы едете на машине, то колеса обязательно увязнут в слое пепла. Машину надо оставить и выбираться пешком.
Необходимо опасаться шаров из раскаленной пыли и газов (бомб).
Обязательно не поддаваться панике и постараться эвакуироваться в безопасный район.
Физкультминутка
4.Пожар - неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным жертвам
Причины возникновения лесного пожара
Неосторожное обращение человека с огнем;
Несоблюдение мер безопасности при разведении костров в лесополосе;
Детские шалости со спичками в лесопарковой зоне;
сжигание мусора, сухой травы в непосредственной близости к лесном массиву;
Случайное попадание искр из выхлопных труб автомобиля или мотоцикла;
Попадание молнии в дерево;
Возгорание обтирочного материала, пропитанного маслом, бензином или другим самовозгорающимся составом;
Чтобы избежать случайного возгорания леса и развития стихийного пожара в лесу, следует соблюдать меры безопасности.
Не бросать на землю горящие спички или непотушенные окурки.
Не разводить костры в пожароопасный период.
Не сжигать мусор в лесу.
Не оставлять в лесу мусор, особенно обтирочный материал, пропитанный маслом, бензином или другим горючим материалом.
Не оставлять в лесу стеклянные бутылки или осколки стекла.
И выполнять правила:
Разжигать костер только в специально отведенных местах.
Если таких мест нет, то самостоятельно подготовить площадку для его разведения, очистив ее от травы, листьев и веток до самого грунта.
Перед уходом со стоянки костер должен быть полностью потушен. Покидать место привала, только убедившись, что ни одно полено или ветка больше не тлеет.
В случае опасного возгорания тушите очаг возгорания с помощью воды или, забрасывая его землей, можно сбивать огонь ветками лиственных деревьев.
Правильные действия при лесном пожаре помогут быстрее справиться с чрезвычайной ситуацией и спасти лесной массив, строения, имущество и, возможно, жизни людей.
После выхода из зоны возгорания сразу сообщите в пожарную службу или администрацию района о пожаре.
Правила поведения при угрозе обвала, селя, оползня.
2. Закрепление учебного материала.
Установи соответствия:
1.Подземные толчки и колебания земной поверхности
2.Скользящее смещение масс грунта под действием собственного веса
3.Шквалистый ветер скоростью 120 км/ч
4.Атмосферный вихрь возникающий в грозовом облаке
5.Падение масс горных пород на крутом склоне
6.Водогрязевой поток, возникающий в горах
7.Временный подъем уровня воды в водоеме.
Смерч
Землетрясение
Наводнение
Ураган
Сель
Обвал
Оползень
Проверь себя: 1-b;2-g;3-d;4-a;5-f;6-e;7-c.
Рефлексия (осознание учащимися своей УД, самооценки результатов деятельности своей и класса):
- мы нашли подтверждение….
- мне пригодится в жизни…, потому, что..
- по ходу урока моя точка зрения изменилась…
6.Задание на дом. §62.
Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. В данном случае – ОБЖ и ИКТ. Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Применение знаний по ОБЖ позволяет решать учебные задачи практически, на уровне, отвечающем их использованию взрослыми в повседневной жизни и профессиональной деятельности. На данном уроке учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств (формирование личностных УУД). На уроке широко использованы и действия нравственно – этического оценивания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование личностных УУД на уроках географии. Урок "Стихийные бедствия и человек" »
Учитель географии МБОУ СОШ№30,
руководитель ГМО учителей
географии г. Пятигорска
Бубнова Т.Н.
Формирование личностных универсальных учебных действий (УУД) на уроках географии.
Современный процесс образования «должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности, но и как процесс развития личности, принятия духовно – нравственных, социальных, семейных и других ценностей» (Фундаментальное ядро содержания общего образования (под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова.М.,2010,с.9).
Термин «УДД» можно определять как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД, используемые мною на уроках, носят надпредметный и метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного личного и познавательного развития личности. Некоторые фрагменты использования различных форм УУД показаны в разработке урока географии в 6 классе.
Стихийные бедствия и человек.
Цели урока: Усвоение знаний о стихийных бедствиях и их последствиях, а также правила поведения во время землетрясений, наводнений, пожарах и других стихийных бедствиях. Помочь обучающимся осознать ценность совместной учебно – познавательной деятельности и практическую значимость темы.
Задачи урока: Создать ситуацию для решения проблемного вопроса, побудить учащихся к поиску новых знаний; создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умение анализировать познавательный объект; содействовать развитию детей умению общаться; организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.
Форма организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ.
Методы и приёмы: Словесный (фронтальная беседа, опережающее задание), наглядный (демонстрация слайдов презентации, работа с картой, приём «Фотозагадка»), практический (работа в группах), мотивирование(похвала), оценивание (взаимоконтроль, оценка проделанной работы), рефлексивный.
Технологии обучения: Обучение в сотрудничестве (групповая работа); информационно- коммуникационные технологии.
Планируемые результаты:
Личностные: эмоционально – ценностное отношение к рациональному использованию природных ресурсов, владение основными способами защиты и умение оказывать помощь при ЧС
Метапредметные: ставить учебные задачи, вести самостоятельный отбор информации, оценивать собственную учебную деятельность и умение практически применять полученные знания.
Предметные: стихийные бедствия и их последствия, а также правила поведения во время землетрясений и наводнений
Межпредметные: ИКТ, ОБЖ.
Содержание урока:
Рассмотреть виды стихийных бедствий природного характера и их последствия;
Показать учащимся классификацию ЧС природного характера;
Рассмотреть поражающие факторы ЧС природного характера;
Рассмотреть действия населения при угрозе и во время ЧС природного характера;
Оборудование: Учебник О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким «Землеведение» Дрофа 2012 г., электронное приложение к учебнику(www.drofa.ru), карты атласа, мультимедийный проектор, презентация к уроку.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний («Фотозагадка»)
Угадай, какие явления изображены на фотографиях:
А) фото вулкана
Б) фото смерча
В) фото наводнения
Г) фото селя
Д) фото урагана
Е) оползень
Ж) землетрясение
З) обвал
Проверить правильность ответа.
Изучение нового учебного материала.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. (Классификация ЧС отражена на слайде).
Виды опасных природных явлений:
1.Землетрясение это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате смещения и разрывов в земной коре или верхней части мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Показать основные сейсмоопасные зоны на карте.
Очаг землетрясения, т.е. точка под землёй, которая является источником землетрясения, называется гипоцентром.
Прямо над гипоцентром на поверхности земли находится эпицентр землетрясения, вокруг которого располагается область испытывающая наибольшие колебания грунта.
Правила безопасного поведения во время землетрясения:
Не поддаваться панике. Защититься от обломков, стёкол, тяжёлых предметов.
Находясь на 1 этаже быстро покинуть здание и отойти от него на открытое место.
Находясь на 2 этаже и выше занять наиболее безопасное место (на удалении от окон, в проёмах внутренних капитальных стен, в дверных проёмах, в туалетных комнатах).
Цунами. Общей причиной возникновения данного явления предстает активность, происходящая в недрах земли. В большей массе ситуаций цунами провоцируют землетрясения (подводные). Зафиксирована прямая зависимость силы волны от силы землетрясения.
2. Вулкан – это возвышение, связанное каналом с магматическим очагом на глубине. Большинство вулканов Земли сосредоточено на островах и берегах самого древнего из океанов – Тихого (см. тектоническую карту мира). Они как бы кольцом окружают океан. Показать крупные действующие вулканы.
Магма - это расплавленная масса, которая может подниматься с парами воды и газами из глубины наверх. Когда магма изливается из отверстий (кратер, жерло) ее называют лавой. Что делать, если извержение застигло вас на улице?
Если вы едете на машине, то колеса обязательно увязнут в слое пепла. Машину надо оставить и выбираться пешком.
Необходимо опасаться шаров из раскаленной пыли и газов (бомб).
Обязательно не поддаваться панике и постараться эвакуироваться в безопасный район.
Физкультминутка
3.Пожар - неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным жертвам
Причины возникновения лесного пожара
Неосторожное обращение человека с огнем;
Несоблюдение мер безопасности при разведении костров в лесополосе;
Детские шалости со спичками в лесопарковой зоне;
сжигание мусора, сухой травы в непосредственной близости к лесном массиву;
Случайное попадание искр из выхлопных труб автомобиля или мотоцикла;
Попадание молнии в дерево;
Возгорание обтирочного материала, пропитанного маслом, бензином или другим самовозгорающимся составом;
Чтобы избежать случайного возгорания леса и развития стихийного пожара в лесу, следует соблюдать меры безопасности.
Не бросать на землю горящие спички или непотушенные окурки.
Не разводить костры в пожароопасный период.
Не сжигать мусор в лесу.
Не оставлять в лесу мусор, особенно обтирочный материал, пропитанный маслом, бензином или другим горючим материалом.
Не оставлять в лесу стеклянные бутылки или осколки стекла.
И выполнять правила:
Разжигать костер только в специально отведенных местах.
Если таких мест нет, то самостоятельно подготовить площадку для его разведения, очистив ее от травы, листьев и веток до самого грунта.
Перед уходом со стоянки костер должен быть полностью потушен. Покидать место привала, только убедившись, что ни одно полено или ветка больше не тлеет.
В случае опасного возгорания тушите очаг возгорания с помощью воды или, забрасывая его землей, можно сбивать огонь ветками лиственных деревьев.
Правильные действия при лесном пожаре помогут быстрее справиться с чрезвычайной ситуацией и спасти лесной массив, строения, имущество и, возможно, жизни людей.
После выхода из зоны возгорания сразу сообщите в пожарную службу или администрацию района о пожаре.
Правила поведения при угрозе обвала, селя, оползня.
Закрепление учебного материала.
Установи соответствия:
Подземные толчки и колебания
земной поверхности
Скользящее смещение масс
грунта под действием собственного веса
Шквалистый ветер,
скоростью 120 км/ч
Атмосферный вихрь,
возникающий в грозовом облаке
Падение масс горных пород
на крутом склоне
Водогрязевой поток, возникающий в горах
Временный подъем уровня воды в водоеме.
Смерч
Землетрясение
Наводнение
Ураган
Сель
Обвал
Оползень
Проверь себя: 1-b;2-g;3-d;4-a;5-f;6-e;7-c.
Рефлексия (осознание учащимися своей УД, самооценки результатов деятельности своей и класса):
- мы нашли подтверждение….
- мне пригодится в жизни…, потому, что..
- по ходу урока моя точка зрения изменилась…
6.Задание на дом. §62.
Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. В данном случае – ОБЖ и ИКТ. Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Применение знаний по ОБЖ позволяет решать учебные задачи практически, на уровне, отвечающем их использованию взрослыми в повседневной жизни и профессиональной деятельности. На данном уроке учитель и ученик создают совместную образовательную деятельность, которая направлена на индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных качеств (формирование личностных УУД). На уроке широко использованы и действия нравственно – этического оценивания.