Познавательная интерактивная игра «Встречай пернатых друзей»
Методическая разработка
Ницак Ирина Владимировна
педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЭБЦ
Пояснительная записка
Методическая разработка «Встречай пернатых друзей» предназначена для учащихся на младшей или средней ступени обучения и может быть использована как дополнительный материал при изучении краеведения. Познавательная интерактивная игра «Встречай пернатых друзей» для детей имеет развивающее значение. Она способствует развитию познавательных процессов. Доступна для использования игры в дополнительном образовании. Тренирует наглядно-образное мышление, словесно-логическое мышление. Учащиеся закрепляют умение группировать, и классифицировать предметы используя игровые упражнения.
Цель данной разработки - Расширить представления учащихся о перелетных птицах.
Задачи:
образовательные: расширить представления учащихся о перелетных птицах с помощью интерактивной познавательной игры «Встречай пернатых друзей»
2) развивающие: продолжить развивать у учащихся умения анализировать, конкретизировать и объективно оценивать окружающую действительность.
3) воспитательные: продолжать воспитывать бережное отношение к природе Малой Родины.
Методическая разработка рассчитана на 45 минут, включает себя:
Организационный момент (3-5 мин.).
Актуализация знаний (7-10 мин.).
Объяснение нового материала (15 мин.).
Динамические паузы (2-3 мин.)
Закрепление материала (7-10 мин.)
Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)
В данной разработке используются наглядные, словесные и практические методы. Также к разработке прилагается электронное приложение.
Тема. Встречай пернатых друзей
Цель занятия: Расширить представления учащихся о перелетных птицах.
Задачи занятия по формированию УУД:
образовательные: расширить представления учащихся о перелетных птицах с помощью интерактивной познавательной игры «Встречай пернатых друзей»
2) развивающие: продолжить развивать у учащихся умения анализировать, конкретизировать и объективно оценивать окружающую действительность.
3) воспитательные: продолжать воспитывать бережное отношение к природе Малой Родины.
Тип занятия: комбинированное.
Оборудование и материалы: комплект «компьютер+экран+проектор»; презентация к занятию (см. электронное приложение к занятию).
План занятия:
Организационный момент (3-5 мин.).
Актуализация знаний (7-10 мин.).
Объяснение нового материала (15 мин.).
Динамические паузы (2-3 мин.)
Закрепление материала (7-10 мин.)
Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)
Ход мероприятия.
1.Организационный момент
Приветствие учащихся, ознакомление учащихся с темой занятия.
Рефлексия. Перед началом занятия педагог проверяет настроение учащихся и их настрой на продуктивную работу. Педагог предлагает учащимся показать свое настроение с помощью своих рук: кулачки-это тучки (плохое настроение), ладошки -это солнышки (хорошее настроение).
2. Актуализация знаний.
Педагог: Ребята, какое у нас время года наступило?
Уч-ся: Весна.
Педагог: Правильно! А какая главная примета нам помогает понять, что весна уже наступила?
Уч-ся: Прилет птиц с юга.
Педагог: Верно! А как называются птицы, которые с нами не зимуют, а улетают в тёплые края?
Уч-ся: Такие птицы называются перелетными. И так, чтобы не путать перелетных птиц с оседлыми, давайте запомним, что перелетные птицы – это птицы, которые летом живут с нами, а с наступлением холодов улетают в теплые края. А оседлые птицы – это птицы, которые целый год остаются в местах гнездования и зимуют вместе с нами.
Педагог: Молодцы! Правильно! Вот сегодня мы с вами выясним какие птицы первыми прилетают к нам с юга с помощью интерактивно – познавательной игры «Встречай пернатых друзей»
3. Объяснение нового материала.
Учащимся предлагается к просмотру интерактивная игра «Встречай пернатых друзей».
Слайд 2. Какие птицы первыми прилетают с юга к нам?
Слайд 3. На этом слайде показаны фотографии 5 птиц, которые учащиеся должны отгадать.
Слайд 4 Птица Грач.
Длина 45—47 см. Перья чёрные, с фиолетовым отливом. У взрослых птиц основание клюва голое; у молодых птиц перья у основания клюва есть, но позже они выпадают. Вид распространён в Евразии от Скандинавии на восток до побережья Тихого океана. В северной части ареала грачи — перелётные птицы, в южной — оседлые. Весной грач прилетает весьма рано, еще лежит снег на полях. Период прилета в разных местообитаниях падает на период с февраля по апрель.
Слайд 5 Птица Скворец.
Небольшая птица длиной 18,7—21,2 см, размахом крыльев около 38,7 см и весом 75 г. Тело массивное, с короткой шеей. Клюв длинный, острый и слегка изогнут вниз; в сезон размножения жёлтый, в остальное время чёрный. Хвост короткий, длиной 6,2—6,8 см, на конце почти прямой. Ноги красновато-коричневые. Самцы и самки несколько отличаются друг от друга: у самцов перья на грудке удлинённые, тогда как у самки короткие и изящные; в основании клюва самцов имеется синеватое пятно, тогда как у самок в этом месте красноватые крапинки.
Слайд 6. Птица Ласточка.
Небольшая птица, длина тела 14,6—19,9 см, размах крыльев 31,8—34,3 см. Вес птицы составляет 17—20 г. Окраска сверху сине-чёрная с металлическим отблеском, снизу бледно-бежевая. На лбу и передней части шеи имеются светло-коричневые пятна. Хвост длинный, с глубоким вырезом посередине. Самцы и самки выглядят приблизительно одинаково, хотя самки часто окрашены чуть менее контрастно, и их хвост чуть короче. Легко адаптируются к различным условиям, где имеется добываемый корм, источник воды и место для гнездования, обычно нависающая часть скалы или здания, под которой они и строят своё гнездо в местах, недосягаемых для дождя.
4. Динамическая пауза.
Гуси серые летели,
На лужайке тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
Вот грачи к нам прилетели
На дороге тихо сели,
Походили, поклевали
Потом быстро поскакали.
Слайд 7. Птица Кукушка.
Внешнее сходство обыкновенной кукушки с мелким ястребом было отмечено ещё античными авторами. Это среднего размера кукушка — длиной сравнимая с некрупным сизым голубем, однако более изящного сложения. Общая длина достигает 32—34 см, размах крыльев 55—65 см, вес до 80—190 г. Брюхо белое, с тёмными поперечными полосками. Большую часть года обыкновенная кукушка ведёт скрытный, молчаливый образ жизни. Лишь весной и в первой половине лета самки и особенно самцы становятся заметными и шумными, привлекая к себе внимание.
Слайд 8. Птица Жаворонок.
Полевой жаворонок размером немного крупнее воробья и имеет неяркую, но привлекательную окраску оперенья. Спина у него серого цвета, иногда коричнево—жёлтая с пёстрыми вкраплениями, оперение живота белого цвета, грудь, довольно широкая для изящной птички, имеет коричневые пёстрые перья. Крик — негромкое «чрр-ик», песня — долгая звонкая трель. Часто поют, зависая в воздухе на месте, иногда очень высоко.
Слайд 9.Угадай птиц по голосу. Учащимся предлагаются пение птиц, по которому он угадывают птицу.
Слайд 10. Птичьи загадки. Учащимся также предлагается 8 загадок про перелетных птиц:
1. Этой белокрылой птице
В зоопарке не сидится.
Чтобы люди улыбались,
К ним летит со свёртком
«Аист»
2. Для заросшей речки в мае
Этой птицы нет главней,
- Как он чудно напевает
Голосистый ... .
«Соловей»
3. Ходит-бродит по болоту
На ходулях тонких кто-то;
Без сетей, без закидушек
Ловит рыбу и лягушек.
«Цапля»
4. Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет.
«Скворец»
5. В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
«Жаворонок»
6. Черный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг.
«Грач»
7. Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
«Журавли»
8. Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
«Ласточка»
5. Закрепление материала.
Педагог: Я сейчас буду перечислять птиц, но если вы услышите не перелетных птиц, а к примеру зимующих или оседлых птиц, то хлопайте в ладоши, топайте ногами!
Прилетели птицы: грачи, журавли, аисты, вороны, гуси и дятлы.
Прилетели птицы: грачи, журавли, аисты, кукушки, галки, дятлы.
Прилетели птицы: грачи, журавли, цапли, ласточки, вороны, галки, соловьи,.
Прилетели птицы: грачи, кукушки, лебедь, поползни, дятлы, скворец, ворона
Прилетели птицы: грачи, голуби, галки, стрижи, кукушки, дятлы, аисты, соловьи, даже совы- с плюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!
6. Рефлексия.
Педагог тем же способом проверяет изменилось ли настроение учащихся в лучшую сторону за время занятия.
Список использованной литературы
1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://nattik.ru
3. http://festival.1september.ru/articles
4. http://ru.wikipedia.org/wiki
5. http://zagadochki.ru/zagadka-etoy-belokryloy-ptice.html