Программное содержание:
•развитие познавательных способностей детей;
•формирование коммуникативной компетенции детей;
•формирование подхода к познавательной компетенции и познавательных способностей.
Задачи:
Образовательная:
· создать благоприятные условия для углубления и систематизации знаний о птицах Прихоперья, выявить экологические знания детей.
Развивающая:
· создавать условия для совершенствования видов речевой деятельности, для развития логических, мыслительных операций;
· уметь анализировать и устанавливать причинно -следственные связи.
Воспитательная:
· создать благоприятные условия для воспитания любви к природе и бережного отношения к ней.
Задача обучающихся:
· уметь вычленять зимующих птиц из всех остальных групп;
· пользоваться полученными знаниями, применять на практике;
· уметь представить образ птиц по памяти.
Подготовка к занятию: составление конспекта занятия и сбор материала к занятию, работа с родителями — изготовление кормушки для птиц.
Материал. Иллюстрации с изображением зимующих птиц. Аудиозаписи пения птиц. Весна (персонаж). Самолетики из бумаги. Дидактические игры «Третий лишний», «Накорми птичку», карточки с корма для птиц, картины с воздушным видом транспорта.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, проведение занятия по теме: «Зимующие птицы”.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель:
Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит запись «Птицы леса).
— И что -же вы представили? (Ответы детей). Итак сегодня мы поговорим о.
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это — …(птицы)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы поговорим о птицах.
Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением птиц.
Мы отправляемся в волшебный мир птиц. Посмотрите, как он разнообразен. Птицы всегда поражали людей своей красотой, изяществом, пением. Посмотрите, какие они разные: большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки.
Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах, И все же как не богат мир птиц,но все же существуют черты, которые объединяют их всех. И мы с вами об это говорили.
Посмотрите на схему (схема анализа характеристики птиц). Это перья, крылья, клюв и размножение
1) Вы никогда не задумывались над словами «пернатые друзья». Почему мы так называем птиц? (ответы детей)
· какие бывают перья? (ответы детей)
· для чего они нужны? (ответы детей)
· где располагаются? (ответы детей)
2) Нас ждет еще такой вопрос:
«А как птицы летают? Почему птицы умеют летать, а люди и животные нет?»
— где птицы летают? (Они летают по воздуху).
3) Человек издавна мечтал летать как птица, поэтому, разгадав эту загадку, он изобрел много летательных аппаратов. Посмотрите на некоторые из них и назовите. (Воспитатель предлагает детям выставку иллюстраций с изображением воздушного вида транспорта)
(Ответы детей).
А теперь сравним нашу модель самолета с птицей.
-Покажите, где у самолета есть сходства с птицей (клюв- нос, туловище – физюляж, крылья, ноги –шасси,хвост) (ответы детей)
Динамическая пауза
— Давайте мы с вами запустим наши самолеты и проверим, как они летают.
Звучит отрывок записи «Весенний лес». Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы услышите (Звучит отрывок записи «Весенний лес»).
Воспитатель читает стихотворение о весне Ф.И.Тютчева. Затем спрашивает:
· Скажите, а в какое время года нас так встречает лес? Почему? (Ответы детей.)
· Как называют птиц, вернувшихся к нам из теплых стран? (Ответы детей.)
· А чем встречал нас зимний лес? Почему? (Ответы детей.)
· Как называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей.)
· Что для птиц тяжелее: голод или холод?
Рефлексия- этюд «Птенчик»
Посмотрите, из гнездышка выпал птенчик. Он замерз и может погибнуть Давайте поднимем руки, возьмем птенчика в свои ладошки, согреем своим дыханием, легонечко подуем на него. Прижмем к груди, подарим ему частичку своего сердца. И смотрите, птенчик ожил, расправил крылышки. Давайте осторожно посадим птенчика в гнездышко. Теперь ему уже ничего не грозит. Вон и родители спешит к своему ребенку. Посмотрите, как они радуются его спасению и благодарят нас. Как они резвятся на веточках. Мы с вами сделали доброе дело — мы спасли жизнь нашему другу.
Появляется Весна. (Звучит музыка времена года).
Весна: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я Весна — Красна ! Теперь пришел мой черед гостить в ваших краях. Вернулась я не одна, а со стаями птиц из теплых краев. Но знаю я,что есть птицы, смелые да выносливые, которые остались зимовать в ваших краях, не испугались суровой зимы? Вы их знаете? ( Ответы детей.)
Интересно мне как они выглядят, чем питаются, легко ли им живется зимой в лесу? И как вы им помогаете?
Загадывает загадку:
Что это за птица? Не маляр, не плотник, а лесной работник? (загадывает загадку)
А что вы знаете про дятла?
Это маленькая птичка, а зовут ее….? Расскажите мне про синицу.
Какая птица ползает вниз головой? (Поползень) Чем она интересна?
Что за птица спряталась под цифрой пять? Что в ней особенного?
Кого называют лесной «воровкой»? (Сорока)
Что за птица
Мороза не боится,
Хоть снега лежат везде,
У неё птенцы в гнезде? (клест)
Какой он?
Какие еще птицы живут зимой в нашем лесу?
-Сова. Что особенного в этой птице?
-Снегирь. От какого слова произошло название птицы?
-Ворона. Как она выглядит?
-Воробей. А где он живет?
Весна; Молодцы! А сейчас я вас превращу в стайку птичек! Вокруг себя повернитесь и в веселых птичек превратитесь
Физкультминутка:
Летели птички
Собой невелички.
Как они летели
Все люди глядели.
Как они садились
Все люди дивились.
Сели, посидели,
Взвились, полетели
Песенки запели.
Весна. А я знаю очень интересную игру «Верю — не верю»?
Игра: «Верю — не верю»
лесты выводят птенцов зимой (Верим). У воробья большой сильный клюв. (Не верим!) А у кого такой клюв? У свиристеля на голове хохолок. Снегирь любит сало (Не верим!) Какая птица любит сало? У синицы желтая грудка. Сова ночью спит (Не верим!) Почему она не спит? Ворона питается остатками пищи.(Верим) Клесты любят семена шишек(верим) У сороки длинный черный хвост.
Молодцы, ни разу не ошиблись!
Весна: Ребята, смотрите у меня есть картинки птиц(выставляет 4 картинки птиц)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Весна, здесь одна птичка лишняя. Дети давайте поможем Весне определить лишнюю птицу! (дети называют птицу и объясняют, почему она лишняя).
Весна: А вот еще 4 картинки, какая здесь птичка лишняя? Почему? (Сова. Хищная птица, клюв крючком,на конце заострен,это помогает ей разрывать на кусочки крупную добычу)
Вывод: Так от чего зависит клюв птицы? (От того, как она добывает себе корм)
Они бывают всеядные, насекомоядные и хищные.
Давайте покормим наших птиц!
Дидактическая игра «Накорми птицу»
Перед детьми лежат карточки с изображением птиц и схематическим изображением корма, дети должны положить карточку с кормом рядом с соответствующей ему птицей.
Весна: Друзья мои, а как вы помогали зимующим птицам? (Развешивали дома и в детском саду кормушки вместе со взрослыми, приносили птицам корм).
А как же весной человек помогает птицам? (Делают и вешают скворечники).
Давайте, перечислим наших долгожданных пернатых гостей (Ответы детей: лебедь, утка, скворец, грач, ласточка, кукушка, соловей, цапля и др.).
Какие весенние хлопоты ожидают всех птиц? (Вить гнезда и высиживать птенцов).
Игра «Назови ласково»
— А теперь давайте согреем перелетных птиц ласковыми словами. Ведь ласковое слово как солнышко. (Скворец-скворушка, журавль -журавушка, лебедь- лебедушка, кукушка -кукушечка, утка- уточка, соловей- соловушка.) Умницы! Наверняка птицы услышали наши ласковые и добрые слова.
— А давайте вспомним пословицы и поговорки о птицах? (ответы детей)
Итог занятия
Весна: Спасибо, ребята. Вы много знаете о жизни птицах и не оставляете птиц в беде в тяжелые время. Но мне пора уходить. У меня много дел, вон зима сколько мне работы оставила! Но я обещаю порадовать вас хорошей погодой. До свидания!
Воспитатель: Попрощаемся с Весной … Беседу о птицах мы продолжим на следующих занятиях. Нас ждут еще не менее интересные путешествия, но сегодняшнее занятие подходит к концу. Молодцы! Вы много рассказали о птицах нашего Прихоперья. Мне понравилось, как вы сегодня работали, старались отвечать правильно, полными ответами и проявили большую активность на занятии. Занятие окончено.