Урок № 5. Тема: Глобус и карта
Цель: создать условия для усвоения знаний о значении глобуса, карты и аэрофотоснимков; Задачи: 1. помочь обучающимся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы «Глобус и карта». 2. формировать умения работать с картографическим материалом | Содержание: глобус, модель, географическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок. | Оборудование: ПК, глобусы, проектор, мультимедийные ресурсы, учебник, атлас, рабочая тетрадь |
Тип урока: | комбинированный |
Форма организации учебной деятельности | фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Методы и приемы | словесный, демонстрационный, практический, мотивационный, оценивания, рефлексивный |
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Делать вывод, чем отличается географическая карта от глобуса. Давать определение понятию модели Земли, и объяснять, каковы её особенности. Выявлять какие фотографические изображения позволяют исследовать Землю | Умение работать с текстом и выделять в нем главное, давать определения понятиям, оформлять записи в тетради. | Осознание целостности природы Земли; умение работать в группе; овладение на уровне общего образования законченной системой знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. |
Формируемые УУД | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 3. Вычитывать все уровни текстовой информации. 4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. 5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. | 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
Этапы урока |
Этап | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Прим. |
1 Организация класса |
2 | Актуализация знаний | Географический диктант: форма Земли… длина экватора … первым о шарообразности Земли высказался… вращение Земли вокруг оси называется… полный оборот вокруг оси Земля делает за… обращение Земли вокруг Солнца называется точки пересечения земной оси с поверхностью Земли называются… | Читает задания | Отвечают на вопросы Геоид 40 075 км Пифагор Осевое (суточное) 24 часа Орбитальное (годовое) Полюса | |
3 | Проблемная ситуация. Формулировка цели, постановка задач | Слайды 1,2, 3. ГЛОБУС. Модель Земли глобус. Изображения Земли карты. О чём пойдёт речь на уроке? Какова будет наша цель? Какие задачи предстоит решить? Слайд 4 разные глобусы. Рассмотрите глобус, --Что на нём изображено? -- Чем удобен глобус? повращайте его, найдите материки: Северную Америку, Антарктиду. --Чем неудобен глобус? Слайд 5 Как превратить объёмное изображение в плоское? Слайд 6. Анализ рис. На стр.4 в атласе Слайд 7. Определение понятия «карта» --Посмотрите на изображение на слайде. Что представляла собой старинная карта? --Почему карты в ваших атласах не похожи на нее? Слайды 9, 10,11. Карты разного охвата территории. | Демонстрирует глобус и карты Организует обсуждение Корректирует ответы Проблемное задание | работают с глобусом и картами предлагают варианты Работают с глобусом. Называют + и – глобуса Предлагают варианты Отвечают на вопросы Сравнивают изображения | |
Динамическая пауза |
| Продолжение | Слайд 12. Условные знаки на карте. Как составляются карты: Слайд 13. Космический снимок Европы Слайд 14 схема аэрофотосъёмки Слайд 15, 16 фото с борта самолёта Слайд 17, 18 топографическая карта Слайд 19,20. Многообразие карт Слайд 21 контурная карта | Предлагает проанализировать изображения, изучить этапы аэрофотосъёмки Напоминает правила работы с картой | Изучают условные знаки карты, цветовую шкалу Изучают этапы аэрофотосъёмки Работают с контурной картой, отмечают материки и океаны. | |
4 | Закрепление новых знаний | Назовите преимущества и недостатки глобуса Как от объёмной поверхности переходят к плоскости? Что такое карта? | Помогает сформулировать ответы | Отвечают на вопросы, сравнивают | |
5 | Рефлексия | Что узнали на уроке? Чему научились на уроке? Что хотели бы узнать ещё? Нарисуйте в тетради смайлик, соответствующий своим ощущениям на уоке | Организует обсуждение | Высказываются | |
6 | Домашнее задание | Слайд 22 §5, оформить работу в тетради | | Записывают в дневники | |