kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме «Ориентирование. Азимут».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока: сформировать представление об ориентировании на местности, способах ориентирования, компасе и его значении.

Задачи:

 Обучающие:

  •  сформировать представления о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
  • сформировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.

Развивающие:

  • создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
  • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;
  • продолжить работу над развитием устной монологической речи;

  • создать условия для развития творческих способностей.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;
  • способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;

 

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений с элементами практической работы.

        Формы работы учащихся:

           фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, атласы, компасы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Применение нового знания.

 Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности

  • Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Найдите определение понятия в учебнике. Прочтите. Начертить.

  • Что для этого нужно знать и уметь? (стороны горизонта)
  • Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4).

2. Показ фрагмента мультимедийного учебника Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте.

3. Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д)

 

Самопроверка.

4. Перечислите способы ориентирования по местным признакам.

 

 

5. Показ фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте. 

 

6. Определение направлений на плане и карте (работа с учебником) (рис.19 стр.30)

  • Покажите направления на плане местности.
  • Как оно обычно показано?
  • Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику)  Выделите умения согласно новой теме урока.
  • А зачем нам это нужно?
  • Как по карте узнать направление сторон горизонта?
  • Сделайте вывод: как определить направления сторон горизонта на картах?

ІІ. Работа с определением вводимых понятий. Представление определения понятия, его схематического изображения с выделением родового понятия и видовых признаков, знаковое оформление понятия.

1. Практическая работа по поиску новых знаний

  • Покажите стороны горизонта на данной схеме. (на доске).Укажите размер угла.
  • Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?
  • Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад)
  • Мы с вами определили АЗИМУТ.
  • Так что такое АЗИМУТ?

(учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – УГОЛ)

2.Просмотр фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (Определение понятия).

3. Работа с учебником. Стр. 31 рис. 20

  • Прочтите определение понятия.

Найдите в своих учебниках определение понятия. Прочтите. Скажите друг другу.

 

Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.

 

 

Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.

 

Чертят и показывают у доски.

 

 

 

 

 

 

Смотрят.

 

 

 

Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.

 

 

 

 

 

Самоконтроль знаний.

 

 

Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания с последующим прослушиванием диктора мультимедийного учебника по каждому признаку в отдельности.

 

 

 

 

 

 

Выполняют практические задания по плану местности по учебнику .

 

Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы урока.

Отвечают на вопрос:

чтобы уметь читать карту, рассказывать и показывать географическое положение объектов.

Работа в контурных картах. Показ направлений сторон горизонта на картах.

Делают вывод.

 

 

Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.

 

Самостоятельное определение понятия с опорой на полученные знания в ходе предварительной практической работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают определение понятия в учебнике говорят друг другу по памяти.

Развитие речи учащихся.

Использование обратной связи. Развитие логического мышления. 

 

Формирование работы с учебником. Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать соседа.

 

 

 

 

 

Работа по формированию орфографической зоркости, навыков правильного написания новых научных терминов и названий.

 

5.Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.

 

 

 

 

 

 

1. Работа по определению азимута.

по фрагменту мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка.

2. Практическая работа с компасом.

 

  • Что такое компас?
  • Что значит сориентировать, т.е. установить компас?
  • Прочтите памятку «Правила работы с компасом»  и установите компас.
  • Прочтите памятку «Последовательность определения азимута» 

Выполните задания. Возьмите гранёный карандаш или линейку и определите азимут на предметы в классе: на окно, на цветок, на дверь)

  • Как называется спорт, где участники ходят по азимуту?

3. Практическая работа в группах по заданному маршруту в поисках записки.

Объединись в группу согласно цвета карточки на твоей парте. Двигайся по азимуту согласно заданиям на карточке.

1 группа. 1 записка.

От жёлтого флажка пройти по азимуту 240° - 7 шагов, затем по азимуту 10 °- 4 шага. Найдите записку такого же цвета и прочтите.

2 записка

Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке.

(у других групп задания по определению понятий: азимут, ориентирование, масштаб, компас)

Учащиеся определяют азимут на фрагменте по заданным величинам углов.

 

 

 

 

 

Учащиеся просматривают видеофрагмент ориентирования компаса и отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

Читают памятку и ориентируют компас согласно памятке.

Учащиеся выполняют последовательно действия в определении азимута, записывают в тетради.

 

Выполняют задание.

 

 

 

Учащиеся обсуждают ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делятся на группы согласно цвета карточки и флажка на партах и выполняют задания по поиску записки.

Развитие логического мышления

Формирование практической направленности, практических действий при работе с компасом.

 

 

 

 

 

Развитие умения работать по алгоритму, применять его в практической деятельности.

 

 

.

 

 

Развитие умения выделять главное в тексте, развитие логической последовательности в высказываниях.

Создание условий для формирования коллективно-групповых отношений в процессе игровой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умений практического применения знаний.

 

 

 

Формирование интереса к изучаемой теме.

 

 

6. Этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает оценить  работу обучающихся  в группах и индивидуально. Предлагает подвести итог урока. Найти недочеты в уроке и предлагает выполнить д/з : параграф 8 , задание №8 (определить в каком направлении двигаются кораблики)

Ученики оценивают свою работу, делают выводы, записывают д/з.

Умение правильно оценивать свою работу.

Уметь сопоставлять данные.

 

Развивать умение выбирать в тексте главное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме «Ориентирование. Азимут». »

Всероссийский фестиваль педагогического творчества
(2014/15 учебный год)


Номинация:

Педагогические идеи и технологии: среднее образование



Название работы:

Разработка урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме

«Ориентирование. Азимут».











Автор: Морозова Марина Викторовна
Место выполнения работы: 412865 Саратовская область, Лысогорский район, п.Октябрьский, ул.Парковая, д.1,

МБОУ «СОШ п.Октябрьский Лысогорского района Саратовской области».















ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


«Ориентирование на местности»


Цель урока: сформировать представление об ориентировании на местности, способах ориентирования, компасе и его значении.

Задачи:

Обучающие:

  • сформировать представления о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;

  • сформировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.

Развивающие:

  • создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;

  • продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;

  • продолжить работу над развитием устной монологической речи;

  • создать условия для развития творческих способностей.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;

  • способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;


Тип урока: урок формирования новых знаний и умений с элементами практической работы.

Формы работы учащихся:

фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, атласы, компасы.


Структура и ход урока










ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.Организационный.




2. Создание проблемной ситуации


Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.



Создание проблемной ситуации. 1. «Ассоциативный ряд».

Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. (показ фрагмента- фотография леса) Ваши ассоциации...

Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

2. Задача сегодняшнего урока:

научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут»


Проверяют готовность к уроку. Проверяют наличие раздаточного материала.




Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации.





Учитель через высказывания учащихся умело подводит их к самостоятельному определению задачи урока.

 

 

 

Записывают тему урока в тетради.







Развитие речи учащихся, умения высказывать собственные мнения, развитие умения слушать товарищей.

Развитие монологической речи.








Опора на опыт, знания учащихся.

 


Включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;
















3. Актуализация знаний.


























































































































4.Применение нового знания.

Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности

  • Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Найдите определение понятия в учебнике. Прочтите. Начертить.

  • Что для этого нужно знать и уметь? (стороны горизонта)

  • Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4).

2. Показ фрагмента мультимедийного учебника Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте.

3. Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д)

Самопроверка.

4. Перечислите способы ориентирования по местным признакам.





5. Показ фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте.



6. Определение направлений на плане и карте (работа с учебником) (рис.19 стр.30)

  • Покажите направления на плане местности.

  • Как оно обычно показано?

  • Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) Выделите умения согласно новой теме урока.

  • А зачем нам это нужно?

  • Как по карте узнать направление сторон горизонта?

  • Сделайте вывод: как определить направления сторон горизонта на картах?

ІІ. Работа с определением вводимых понятий. Представление определения понятия, его схематического изображения с выделением родового понятия и видовых признаков, знаковое оформление понятия.

1. Практическая работа по поиску новых знаний

  • Покажите стороны горизонта на данной схеме. (на доске).Укажите размер угла.

  • Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?

  • Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад)

  • Мы с вами определили АЗИМУТ.

  • Так что такое АЗИМУТ?

(учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – УГОЛ)

2.Просмотр фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (Определение понятия).

3. Работа с учебником. Стр. 31 рис. 20

  • Прочтите определение понятия.

Найдите в своих учебниках определение понятия. Прочтите. Скажите друг другу.


Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.





Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.



Чертят и показывают у доски.













Смотрят.

 

 



Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.

 

 

 

 

 

Самоконтроль знаний.





Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания с последующим прослушиванием диктора мультимедийного учебника по каждому признаку в отдельности.

 

 









Выполняют практические задания по плану местности по учебнику .

 

Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы урока.

Отвечают на вопрос:

чтобы уметь читать карту, рассказывать и показывать географическое положение объектов.

Работа в контурных картах. Показ направлений сторон горизонта на картах.

Делают вывод.





Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.



Самостоятельное определение понятия с опорой на полученные знания в ходе предварительной практической работы.

 
















Учащиеся читают определение понятия в учебнике говорят друг другу по памяти.

Развитие речи учащихся.

Использование обратной связи. Развитие логического мышления. 


Формирование работы с учебником. Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать соседа.

 

 

 

 


Работа по формированию орфографической зоркости, навыков правильного написания новых научных терминов и названий.


5.Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.







1. Работа по определению азимута.

по фрагменту мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка.

2. Практическая работа с компасом.



  • Что такое компас?

  • Что значит сориентировать, т.е. установить компас?

  • Прочтите памятку «Правила работы с компасом» и установите компас.

  • Прочтите памятку «Последовательность определения азимута»

Выполните задания. Возьмите гранёный карандаш или линейку и определите азимут на предметы в классе: на окно, на цветок, на дверь)

  • Как называется спорт, где участники ходят по азимуту?

3. Практическая работа в группах по заданному маршруту в поисках записки.

Объединись в группу согласно цвета карточки на твоей парте. Двигайся по азимуту согласно заданиям на карточке.

1 группа. 1 записка.

От жёлтого флажка пройти по азимуту 240° - 7 шагов, затем по азимуту 10 °- 4 шага. Найдите записку такого же цвета и прочтите.

2 записка

Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке.

(у других групп задания по определению понятий: азимут, ориентирование, масштаб, компас)

Учащиеся определяют азимут на фрагменте по заданным величинам углов.

 

 

 

 



Учащиеся просматривают видеофрагмент ориентирования компаса и отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

Читают памятку и ориентируют компас согласно памятке.

Учащиеся выполняют последовательно действия в определении азимута, записывают в тетради.



Выполняют задание.






Учащиеся обсуждают ответ.











Учащиеся делятся на группы согласно цвета карточки и флажка на партах и выполняют задания по поиску записки.

Развитие логического мышления

Формирование практической направленности, практических действий при работе с компасом.

 

 

 

 

 

Развитие умения работать по алгоритму, применять его в практической деятельности.

 

 

.

 

 

Развитие умения выделять главное в тексте, развитие логической последовательности в высказываниях.

Создание условий для формирования коллективно-групповых отношений в процессе игровой деятельности.
































Формирование умений практического применения знаний.







Формирование интереса к изучаемой теме.



6. Этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока.








Учитель предлагает оценить работу обучающихся в группах и индивидуально. Предлагает подвести итог урока. Найти недочеты в уроке и предлагает выполнить д/з : параграф 8 , задание №8 (определить в каком направлении двигаются кораблики)

Ученики оценивают свою работу, делают выводы, записывают д/з.

Умение правильно оценивать свою работу.

Уметь сопоставлять данные.


Развивать умение выбирать в тексте главное














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме «Ориентирование. Азимут».

Автор: Морозова Марина Викторовна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174721


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства