Цель урока: сформировать представление об ориентировании на местности, способах ориентирования, компасе и его значении.
Задачи:
Обучающие:
- сформировать представления о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
- сформировать умения в определении сторон горизонта и направлений на плане и карте.
Развивающие:
- создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
- продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы; умением устанавливать причинно-следственные связи;
-
продолжить работу над развитием устной монологической речи;
-
создать условия для развития творческих способностей.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности;
- способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения;
Тип урока: урок формирования новых знаний и умений с элементами практической работы.
Формы работы учащихся:
фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.
Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, атласы, компасы.
3. Актуализация знаний.
4.Применение нового знания.
Включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся, создание ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности
- Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?
Найдите определение понятия в учебнике. Прочтите. Начертить.
- Что для этого нужно знать и уметь? (стороны горизонта)
- Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4).
2. Показ фрагмента мультимедийного учебника Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте.
3. Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д)
Самопроверка.
4. Перечислите способы ориентирования по местным признакам.
5. Показ фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Земля – планета Солнечной системы». Нахождение нужной точки на глобусе и карте.
6. Определение направлений на плане и карте (работа с учебником) (рис.19 стр.30)
- Покажите направления на плане местности.
- Как оно обычно показано?
- Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) Выделите умения согласно новой теме урока.
- А зачем нам это нужно?
- Как по карте узнать направление сторон горизонта?
- Сделайте вывод: как определить направления сторон горизонта на картах?
ІІ. Работа с определением вводимых понятий. Представление определения понятия, его схематического изображения с выделением родового понятия и видовых признаков, знаковое оформление понятия.
1. Практическая работа по поиску новых знаний
- Покажите стороны горизонта на данной схеме. (на доске).Укажите размер угла.
- Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?
- Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад)
- Мы с вами определили АЗИМУТ.
- Так что такое АЗИМУТ?
(учитель направляет внимание учащихся на родовое понятие, т. е существенный признак – УГОЛ)
2.Просмотр фрагмента мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка. (Определение понятия).
3. Работа с учебником. Стр. 31 рис. 20
- Прочтите определение понятия.
Найдите в своих учебниках определение понятия. Прочтите. Скажите друг другу.
Диалогические формы взаимодействия учащихся с учителем.
Учащиеся высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное.
Чертят и показывают у доски.
Смотрят.
Самостоятельная работа по проверке знаний в определении сторон горизонта на плоскости.
Самоконтроль знаний.
Высказывания учащихся с опорой на их опыт и знания с последующим прослушиванием диктора мультимедийного учебника по каждому признаку в отдельности.
Выполняют практические задания по плану местности по учебнику .
Читают и выбирают пункты, касающиеся данной темы урока.
Отвечают на вопрос:
чтобы уметь читать карту, рассказывать и показывать географическое положение объектов.
Работа в контурных картах. Показ направлений сторон горизонта на картах.
Делают вывод.
Совместный поиск новых знаний под руководством учителя. Учитель добивается, чтобы учащиеся назвали существенные признаки: угол, лучи между направлениями на север и на предмет.
Самостоятельное определение понятия с опорой на полученные знания в ходе предварительной практической работы.
Учащиеся читают определение понятия в учебнике говорят друг другу по памяти.
Развитие речи учащихся.
Использование обратной связи. Развитие логического мышления.
Формирование работы с учебником. Развитие коммуникативных способностей, умения слушать и оценивать соседа.
Работа по формированию орфографической зоркости, навыков правильного написания новых научных терминов и названий.
5.Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.
1. Работа по определению азимута.
по фрагменту мультимедийного учебника. Раздел «Географическая карта». Чтение и составление топографического плана. Составление плана местности. Азимутальная съёмка.
2. Практическая работа с компасом.
- Что такое компас?
- Что значит сориентировать, т.е. установить компас?
- Прочтите памятку «Правила работы с компасом» и установите компас.
- Прочтите памятку «Последовательность определения азимута»
Выполните задания. Возьмите гранёный карандаш или линейку и определите азимут на предметы в классе: на окно, на цветок, на дверь)
- Как называется спорт, где участники ходят по азимуту?
3. Практическая работа в группах по заданному маршруту в поисках записки.
Объединись в группу согласно цвета карточки на твоей парте. Двигайся по азимуту согласно заданиям на карточке.
1 группа. 1 записка.
От жёлтого флажка пройти по азимуту 240° - 7 шагов, затем по азимуту 10 °- 4 шага. Найдите записку такого же цвета и прочтите.
2 записка
Ответьте на вопрос: Где могут пригодиться знания, полученные на уроке.
(у других групп задания по определению понятий: азимут, ориентирование, масштаб, компас)
Учащиеся определяют азимут на фрагменте по заданным величинам углов.
Учащиеся просматривают видеофрагмент ориентирования компаса и отвечают на вопрос учителя.
Читают памятку и ориентируют компас согласно памятке.
Учащиеся выполняют последовательно действия в определении азимута, записывают в тетради.
Выполняют задание.
Учащиеся обсуждают ответ.
Учащиеся делятся на группы согласно цвета карточки и флажка на партах и выполняют задания по поиску записки.
Развитие логического мышления
Формирование практической направленности, практических действий при работе с компасом.
Развитие умения работать по алгоритму, применять его в практической деятельности.
.
Развитие умения выделять главное в тексте, развитие логической последовательности в высказываниях.
Создание условий для формирования коллективно-групповых отношений в процессе игровой деятельности.
Формирование умений практического применения знаний.
Формирование интереса к изучаемой теме.
6. Этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока.
Учитель предлагает оценить работу обучающихся в группах и индивидуально. Предлагает подвести итог урока. Найти недочеты в уроке и предлагает выполнить д/з : параграф 8 , задание №8 (определить в каком направлении двигаются кораблики)
Ученики оценивают свою работу, делают выводы, записывают д/з.
Умение правильно оценивать свою работу.
Уметь сопоставлять данные.
Развивать умение выбирать в тексте главное