kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Градусная сеть на глобусе и картах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока географии в 6 классе по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Градусная сеть на глобусе и картах"»

Урок 7. Градусная сеть на глобусе и картах

Учебник Т.П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой. География. Начальный курс.

Учитель географии: Агарёва Надежда Олеговна

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели деятельности учителя

Способствовать формированию представления о параллелях, меридианах, градусной сети; научить измерять расстояния на карте и глобусе с помощью градусной сети; определять направления по глобусу и картам полушарий и России

Образовательные ресурсы

Учебники, электронное приложение к учебнику: Меридианы и параллели, глобусы, физическая карта полушарий, физическая карта России, атласы.

План урока

1.Меридианы и параллели

2.Градусная сеть на глобусе и картах

Основные понятия

Параллели, меридианы, градусная сеть

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УДД

Личностные УДД

Объяснять значение понятий: градусная сеть, меридианы, параллели; называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; определять (измерять) направления на глобусе и на географической карте.

Познавательные: развивают способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Коммуникативные: кратко формируют свои мысли в устной и письменной форме, участвуют в совместной деятельности, учебном диалоге.

Регулятивные: создание условий для формирования и удерживания учебной задачи учащимися. Оценивают достигнутые результаты.

Формирование познавательного интереса к предмету; формирование у учащихся самооценки на основе успешности в учебной деятельности. Адекватно принимают причины успешности/не успешности учебной деятельности.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совместной деятельности

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

  1. Организационный момент


Приветствие учащихся. Проверка их готовности к уроку.

Организация рабочего места к уроку. Приветствие учителя.



  1. Актуализация знаний

На партах карточки с вопросами, у каждого ученика свой номер. Каждый ученик должен ответить на три вопроса.

  1. Как называется модель земного шара (Глобус).

  2. Что такое географическая карта?

  3. Список всех условных знаков, которые использованы на карте это… (Легенда карты).

  4. Как классифицируются карты? (По охвату территории, по масштабу, по содержанию)

  5. Где появились первые географические карты? (В Древней Греции)

  6. Кто составляет современные географические карты? (Картографы)

  7. Что такое электронные карты? (Изображения на таких картах можно двигать, увеличивать, уменьшать, обновлять.).

  8. Точки поверхности Земли, остающиеся неподвижными при ее вращении (Полюсы Земли).

  9. На какие полушария экватор делит земной шар? (Северное и Южное полушария).

  10. Какой географический полюс находится вверху глобуса, а какой – внизу? (Северный, Южный).

Организует работу с карточками.

Учащиеся выполняют задания.

Индивидуальная работа

Взаимопроверка по образцу.

Письменный.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Работа с атласом стр. 18-19. Рассмотрите физическую карту полушарий. Назовите признаки сходства между картой и глобусом.

Сегодня мы выясним, для чего на карты и глобусы нанесены линии и окружности, которые называют параллелями и меридианами.

Учитель предлагает учащимся сравнить физическую карту полушарий и глобус. Что общего имеют глобус и карта?

Учащиеся высказывают различные суждения. Замечают сходство - линии и окружности.

Сравнение физической карты полушарий и глобуса, беседа.

Устные ответы.

  1. Изучение нового материала







  1. Формирование представлений учащихся о меридианах
































«Минута тишина» (релаксация)



























Формирование представлений учащихся о параллелях

























2. Градусная сеть на глобусе и картах

Тема урока: Градусная сеть на глобусе и картах.

План урока

  1. Меридианы и параллели.

  2. Градусная сеть на глобусе и картах


Знакомит с планом урока.

Знакомство с новой информацией.



Задание. Прочитайте учебник на стр. 32 и дайте определение понятия меридиан.

*Покажите на карте и глобусе меридианы.

* Какие точки соединяют меридианы?

*Параллельны ли меридианы?

*Равны ли они?

*Какое направление показывают меридианы?

*Длина меридиана составляет половину длины экватора. Сколько километров и градусов составляет дуга меридиана? (1800, примерно 20000 км.)

Задание. Определите, сколько километров в 10 меридиана. (Поскольку все меридианы равны по длине, то в 10будет 111,3 км. 20000 км: 1800=111, 3 км. Зная это, можно определить расстояние между точками вдоль по меридианам.)

*Сравните внешний вид меридиана на глобусе и на карте полушарий. (На глобусе – дуги равной длины, на карте дуги разной длины, средний меридиан – прямая линия.)

*Посмотрите на карту полушарий и найдите, где пронумерованы меридианы? (По экватору.)

*Через сколько градусов проведены меридианы? (Через 100.)

*Найдите самое большое значение меридиана. (1800)

*Найдите и покажите нулевой меридиан.

*Какое направление показывают меридианы? (Север – юг.)

Задание. Определите расстояние от экватора до Северного полюса в километрах. (111 км *900= 9990 км.)

Задание. По меридианам карты полушарий в атласе определите: в каком направлении от Каира находится Санкт – Петербург.

«Полет в космос» (музыка «Волшебная композиция» Хрустальная грусть) продолжительность 2 мин 45 сек

Ребята я прошу вас отпустить головы на парты, подложив руки. Закройте глаза, расслабьтесь (пауза)

Представьте, что ваши ноги и руки становятся легкими и вы начинаете подниматься все выше и выше. И вот уже дома и деревья становятся все меньше и меньше и их уже почти не видно. Вы видите пролетающих птиц, облака. Можете потрогать их рукой. Вы поднимаетесь еще выше и выходите в открытый космос. В космосе темно и тихо. Вы видите, как вращаются планеты, видите яркие звезды и пролетающие кометы. Вы видите свою звезду. Она самая большая и яркая. Вы приближаетесь к ней и прикасаетесь рукой. Тепло согревает ваше сердце. Вы загадываете желание и отпускаете руку. Ваши руки и ноги начинают тяжелеть, и вы начинаете потихоньку спускаться обратно. Вот вы пролетели облака, увидели птиц. Вдалеке уже виднеются дома. Они становятся все ближе и ближе. И вот мы касаемся земли. Твердо встаем на ноги, открываем дверь, садимся за парты и поднимаем голову.

Задание. Прочитайте учебник на стр. 33. Найдите экватор на глобусе и карте. Найдите линии, проведённые параллельно экватору. Как они называются?

*Какое направление показывают параллели?

*Какую длину имеют параллели?

*Где находится самая короткая параллель? (У полюсов.)

*Как называется самая длинная параллель?

Задание. Найдите нумерацию параллелей по окружности карты. Какое значение имеет экватор? Какое значение имеют полюса? Через сколько градусов проведены параллели? Какое направление показывают параллели? Какую форму имеют параллели? В чём отличие изображения экватора на глобусе и на карте? (Экватор на глобусе – окружность, а на карте – прямая линия.)

Почему на карте параллели имеют другой вид? (Потому что карта плоская.)

Можно ли, двигаясь по одной параллели, совершить кругосветное путешествие? (Да, мы будем двигаться с запада на восток или с востока на запад.)

*Сколько можно провести параллелей и меридианов? (Сколько угодно – через каждую точку.)

Задание. Прочитайте текст учебника на стр. 34.

Беседа по вопросам:

  • Чем образована градусная сеть? (Меридианами и параллелями.)

  • Что позволяет найти на карте и глобусе градусная сеть? (Любую точку поверхности Земли.)

Организует работу с учебником, атласом. Комментирует новую информацию, задаёт вопросы.
































Учитель организует паузу для отдыха учащихся.

























Учитель предлагает учащимся объединиться в пары с рядом сидящим. Учитель выступает в роли ведущего, организует мыслительную деятельность учащихся.
















Организует работу с учебником, атласом. Комментирует новую информацию, задаёт вопросы.



Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.






















Учащиеся выполняют задания с помощью глобуса и карты.




Слушают музыку и текст.



























Учащиеся объединяются в пары, рассуждают вместе с учителем, анализируя карту и глобус.




















Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию.


Индивидуальная работа.






























Практическая работа с картой и глобусом.





Релаксация.





























Работа с картой и глобусом в парах.

























Индивидуальная работа.


Устные ответы.

































































Устные ответы.



























Устные ответы.

  1. Первичное осмысление и закрепление изученного















Вопросы для размышления

Учитель организует работу с глобусом:

*Покажите на глобусе и назовите, в каких полушариях находятся:

1) О. Гренландия 2) Австралия (о. Гренландия расположен в Северном полушарии относительно экватора, в Западном полушарии относительно нулевого меридиана. Австралия расположена в Южном полушарии относительно экватора, в Восточном полушарии относительно нулевого меридиана.)

Организует работу с картой:

*Ответьте на вопросы.

*В каком направлении от Москвы расположен город Новосибирск?

*Какой город расположен южнее Хабаровск или Пекин?

*Какие материки и океаны пересекает нулевой меридиан (с севера на юг).

1. Можно ли совершить кругосветное путешествие по меридиану, двигаясь всё время на север? (Нет, так как после Северного полюса движение продолжается на юг).

2. Какой материк пересекают все меридианы? (Антарктида).


Организует работу с глобусом, картой.
















Учитель формулирует вопросы для размышления.

Отвечают на вопросы, используя новые знания.















Учащиеся рассуждают.

Фронтальная работа.

















Фронтальная работа.

Устные ответы.

















Устные ответы.

  1. Итоги урока. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Продолжи фразу

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно...

Мне было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Урок навёл меня на размышления... (заставил задуматься)

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…


Учитель беседует с учащимися о содержании урока, формах работы.

Учащиеся высказывают мнение о содержании, формах работы на уроке. Размышляют.

Фронтальная беседа.

Оценивание работы учащихся на уроке.

  1. Домашнее задание

  1. Прочитать §10. 2. Ответить на вопросы № 4, 5 на стр. 34 учебника.

Конкретизирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная работа.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Градусная сеть на глобусе и картах"

Автор: Агарёва Надежда Олеговна

Дата: 28.06.2019

Номер свидетельства: 516194

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства