Главная задача совершенствования российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования, при ведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны. Образовательные учреждения должны осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику, стремиться полно раскрыть его творческие способности, обеспечить возможность успешной социализации.
-с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23. 12. 2003г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004г. №1089
Положением о рабочих программах МОБУ Тыгдинской СОШ Приказ №160 от 16. 12. 2013г.
Рабочая программа по предмету «Географии России: хозяйство и географические районы», адресованная для 9 класса, составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VIII-IX классы), авторской программы: Ким Э. В., Кузнецова Г. Ю., Лисенкова Г. Я., Низовцев В. А., Сиротин В. И. География России. Отечествоведение. 8-9 классы / под ред. А. И. Алексеева // География. 6-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений / сост. Е. В. Овсянникова. М.: Дрофа, 2010. Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 9 класса (Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические районы. М.: Дрофа, 2008).
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли, на планетарном уровне при изучении темы «Россия в мире». На региональном при изучении «Хозяйство России», «Районы России». На локальном при изучении тем «Географическое районирование», «Главные отрасли и межотраслевые комплексы», «Дальний Восток». Экскурсия на местное предприятие (ж/дорога)
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Данная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников.
Министерством образования РФ разработаны и утверждены федеральный компонент Государственного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений (см. приказ министра образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и приказ министра образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»).
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В том числе: в IX классе — 68 часов, из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Под региональным компонентом содержания географического образования понимается педагогически отобранный материал в контексте базового содержания предмета «География», раскрывающий типичное и особенное в образе геокультурного пространства Донского края.
В 9 классе изучается вторая часть курса «География России» - «Хозяйство и географические районы», которая состоит из двух разделов: «Хозяйство России» и «Районы России».
Содержание программы включает ряд новых подходов.
При изучении раздела I «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматриваются становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами. Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.
Раздел II «Районы России» включает темы: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России». Среди новых направлений в содержании данного раздела необходимо выделить следующие:
В заключительной части учебника «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.
Отдельным уроком вынесен практикум «Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц». Увеличение часов возможно за счет уплотнения раздела «Россия в мире»: объединены темы «Россия в мировом хозяйстве» и «Россия в мировой политике».
В теме «АПК. Легкая и пищевая промышленность» изменена формулировка практической работы «Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт» на «Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания». Изменение внесено, т.к. на предыдущих уроках специализация сельского хозяйства рассматривается более подробно. Данная же работа позволяет изучить специализацию сельского хозяйства в рамках регионального компонента.
Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др.).
Изучение данного курса географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
Ставится также цель: обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10 класса «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курсу «География России».
Результаты усвоения географического содержания проверяются на основе требований к уровню подготовки учеников, заложенных в Государственном стандарте.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «География России» (VIII-IX классы), авторской программы: Ким Э. В., Кузнецова Г. Ю., Лисенкова Г. Я., Низовцев В. А., Сиротин В. И. География России. Отечествоведение. 8-9 классы / под ред. А. И. Алексеева // География. 6-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений / сост. Е. В. Овсянникова. М.: Дрофа, 2010. Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования, базируется на федеральном варианте программы и соответствует учебнику для 9 класса (Алексеев А.И. География России: хозяйство и географические районы. М.: Дрофа, 2008).
Изменения в учебно-тематическом плане рабочей программы учителя внесены в связи с уменьшением рабочих недель в 9 классе.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Выбор методики преподавания в новых условиях определяется некоторыми общими принципами:
Важной частью учебного процесса является контроль, учет и оценка достижений обучающихся всех компонентов содержания географического образования (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к миру), а также оценка динамики личностного развития обучающихся (проявление познавательного интереса к предмету, (самостоятельность, организованность, умение работать в группе, эмпатия и толерантность).
Важное место отводится в курсе самооценке. Главный смысл самооценки заключается в развитии умений самоконтроля у ученика, самостоятельной экспертизы собственной деятельности.
Проверка усвоенного содержания по курсу «География. Страны и континенты» проводится фронтально (для всего класса) и индивидуально на различных этапах урока с выставлением оценки по пятибальной системе. Текущий индивидуальный учет достижений обучающихся проводится в письменной и устной форме. В устной форме обучающиеся могут отвечать на вопросы учителя или своих товарищей. Практикуются задания в игровой форме. Письменный текущий опрос осуществляется по вопросам учебника, по компьютерным заданиям. Вопросы и задания могут быть в форме теста, кроссворда, индивидуальной карточки, открытых вопросов. Среди запланированных практических работ (46) 16 оценочных.
На каждом уроке используются тематические географические карты. В зависимости от типа урока и его целей используется сопровождение объяснения новой темы урока или ее закрепление слайдами презентации, выполненной самостоятельно учителем, готовые электронные уроки (см. Информационно-коммуникативные средства обучения), слайдами.
Знать: основные особенности ГП России, особенности ЭГП РФ, следствия ЭГП и значительных размеров территории, субъекты РФ, их различия. Уметь: показывать на карте.
Знать: численность населения РФ, национальный состав, особенности размещения, крупнейшие по численности города России, городские агломерации, географию народов и религий страны; понятия: миграция, эмиграция, депортация, иммиграция, типы населенных пунктов, зоны расселения, трудовые ресурсы, активное население, пассивное население, рынок труда, дефицит работников, безработица. Уметь: строить и анализировать графики и статистические таблицы, определять среднюю плотность населения, коэффициент ЕП.
Границы производящей и потребляющей зон, этапы формирования хозяйства. Доля России в ресурсах СССР. Особенности экономических систем.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; определять по карте особенности зональной специализации сельского хозяйства.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации.
Уметь: выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения: географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Называть: пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ, народы, наиболее распространенные языки, религии; важнейшие природно-хозяйственные объекты области; основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования. Определять: географическое положение. Описывать: географическое положение (экономико-географическое, геополитическое и др.). Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения, особенности быта и религий отдельных народов; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровне урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ; изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства.
Оценивать: изменение в численности населения, изменение соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений; природно-ресурсный потенциал региона.
Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Дата | № урока | Тема урока | Тип урока | Элементы обязательного минимума | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Практические работы | Домашнее зада ние |
план | факт |
Раздел I. Хозяйство России (21 ч) |
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование(4 ч) |
| | 1 | Введение. Понятие хозяйства. Его структура | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний | Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства - первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России | Объясняют понятия: экономика, хозяйство, отрасли промышленности, межотраслевые комплексы. Классифицируют предприятия по отраслям и секторам хозяйства | Фронтальный, вопросы нас. 13. | 1.Группировка отраслей по различным показателям | §1 |
| | 2 | Этапы развития хозяйства | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России | Называют этапы развития хозяйства России. Характеризуют изменения, происходящие в структуре хозяйства на современном этапе | Индивидуальный. Анализ рис. 2, вопросы 1-4 нас. 17 | | §2, вопросы 5,6 на с. 17 |
| | 3 | Географическое районирование | Урок-практикум. Слайд-лекция | Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно-территориальное деление (АТД) как один из видов районирования | Называют и сравнивают виды районирования, показывают на карте географические и экономические районы России, составляют схему АТД своего района | Анализ рис. 5, самостоятельная работа. | 2.Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства | §3, вопросы 3,4 на с. 23 |
| | 4 | Географическое районирование | Урок-практикум | Административно-территориальное деление | Назавают и показывают на карте субъекты АТД России | Практическая работа в контурных картах | 3.*Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц | §3, к/к |
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (17 ч) |
| | 5 | Сельское хозяйство. Растениеводство | Урок-исследование. Слайд-лекция | Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства | Знают отрасли и географию растениеводства, приводят примеры, доказывающие зависимость растениеводства от агроклиматических условий | Тестирование, анализ рис. 11, 12 | 4.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур | §4, значение с/х, соощение |
| | 6 | Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства | Урок-практикум. Слайд-лекция | Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства | Знают отрасли и географию животноводства, объясняют зональную специализацию сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт | Практическая работа | 5.Размещение основных отраслей животноводства | §5, презентация |
| | 7 | Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышлен- ность | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция | Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития. Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности | Знают состав и структуру агропромышленного комплекса (АПК), характеризуют особенности развития легкой и пищевой промышленности | Фронтальный, анализ рис. 17, вопросы и задания на с. 39. | 6.*Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания | §6, вопросы 1-5 |
| | 8 | Лесной комплекс | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Специфика и структура лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса | Знают состав и структуру лесного комплекса. Прогнозируют перспективы развития лесопромышленных комплексов | Индивидуальный, анализ рис. 20, 21, вопросы и задания на с. 43. | 7.Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли | §7, сообщения |
| | 9 | Топливноэнергетический комплекс. Угольная промышленность | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России в условиях ее северного положения с учетом размеров территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства. Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов | Знают структуру ТЭК, описывают его связи с другими отраслями хозяйства и социальные проблемы, называют угольные бассейны, характеризуют угольный бассейн по картам и статистическим материалам | Анализ рис. 22- 24, карт атласа. Практическая работа. | 8.*Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам | §8, с. 43-46 |
| | 10 | Нефтяная и газовая промышленность | Уроки-практикумы. Слайд-лекция | Этапы развития нефтяной и газовой промышленности. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ - современный вид топлива. Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России | Знают районы добычи нефти и газа. Называют и показывают важнейшие магистральные нефте- и газопроводы. Характеризуют роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России | Анализ рис. 25, 30, карт атласа. Практическая работа. | 9.Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов) | §8, с. 47-52, задание 4 на с. 52 |
| | 11 | Электроэнер гетика | Урок закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. География электроэнергетики. Проблемы ТЭК России | Знают основные типы электростанций, называют и показывают самые мощные из них, предлагают пути решения проблем ТЭК России | Анализ рис. 31, 32, карт атласа. Практическая работа. Тестирование. | 10.*Обозначение на к/к крупнейших электростанций России | §9, вопрос на с. 55 |
| | 12 | Металлургический комплекс. Черная металлургия | Слайд-лекция | Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная металлургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной металлургии | Знают факторы размещения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показывают основные центры черной металлургии | Фронтальный. Анализ карт атласа. Тестирование. | | § 10, вопросы на с. 60 |
| | 13 | Металлургический комплекс. Цветная металлургия | Урок-практикум. Слайд-лекция | Цветная металлургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география цветной металлургии | Знают факторы размещения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показывают основные центры цветной металлургии | Практическая работа. | 11.Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства | § 10, вопросы на с. 60 |
| | 14 | Машиностроительный комплекс | Урок-практикум | Машиностроение - «отрасль свободного размещения», его роль и место в хозяйственной жизни страны. Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами - поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны | Объясняют понятия: кооперирование, предметная и подетальная специализация, приводят примеры внутриотраслевых связей машиностроения | Анализ рис. 39, практическая работа. | 12.Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения | §11, вопросы на с. 64 |
| | 15 | Военно-промышленный комплекс | Урок-исследование | ВПК, его состав, место и роль в жизни современного общества. География российского ВПК. Города науки и технополисы. | Знают и показавают на карте России города науки и технополисы. Приводят примеры наукоемкости производства в России. | Учебное исследование по картам. Решение географических задач | | Конспект |
| | 16 | Химическая промышлен ность | Урок-практику м. Слайд-лекция | Структура химической промышленности и уникальность отрасли. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда. Понятие инфраструктуры | Называют отраслевой состав химической промышленности, описывают ее влияние на окружающую среду, составляют схемы межотраслевых связей | Анализ рис. 41- 43, практическая работа. | 13.Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности | § 12, задание 6 на с. 68 |
| | 17 | Транспорт | Урок-практикум. Слайд-лекция | Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду. Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса | Определяют роль транспорта в развитии хозяйства страны, сравнивают различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду | Анализ рис. 45, карт атласа, практическая работа. | 14.* Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт) | §13, задания 4-6 на с. 73 |
| | 18 | Информацион- ная инфраструктура | Урок-диалог | Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей | Объясняют возможности каждого вида связи и влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей | Тестирование | | § 14, сообщения, презентации |
| | 19 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство | Урок закрепления новых знаний, практикум. Слайд-лекция | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные районы | Объясняют понятия сфера обслуживания, рекреационное хозяйство | Групповая работа (маршрут или схема). | 15.Составление маршрута для разных видов туризма в своем крае или схемы предприятий сферы обслуживания (по группам) | § 15, вопросы и задания на с. 84 |
| | 20 | Территориальное разделение труда. | Урок закрепления новых знаний, практикум. | Возникновение территориального (географического) разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение специализации географических районов во времени | Называют и показывают на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны, описывают условия, влияющие на их специализацию, объясняют значение географического разделения труда для отдельных территорий и страны в целом | Вопросы и задания на с. 84 | 16.Сравнение размещения главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям положением территорий | § 16, понятия |
| | 21 | Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России» | Урок обобщения и систематизации знаний | | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Тестирование. Решение творческих задач | | Презентации, рефераты |
Раздел II. Районы России (46 ч) |
Европейская часть России (30 ч) Тема 1. Центральная Россия (10 ч.) |
| | 22 | Восточно- Европейская равнина | Вводная лекция с элементами беседы | Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рельеф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны | Характеризуют особенности географического положения и природы Европейской России | Анализ рис. 56- 57, вопросы и задания на с. 93 | | § 17, ГП |
| | 23 | Волга | Урок-практикум | Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы | Описывают роль Волги в истории России, ее хозяйстве и культуре, называют и показывают города и ГЭС по течению реки, составляют маршрут путешествия | Практическая работа в группах | 17.Составление туристического маршрута по Волге, определение целей поездки | § 18, презентация |
| | 24 | Центральная Россия: состав, географическое положение | Урок-исследование. Слайд-лекция | Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства. Географическое положение, его изменение в различные периоды | Называют экономические районы, входящие в состав Центральной России, характеризуют ее экономико-природное и политико-географическое положение и изменение его во времени | Самостоятельная работа с контурной картой. | 18.*Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей географического положения | § 19, подготовить сообщения о центрах народных художественных промыслов |
| | 25 | Центральный район: особенности населения | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения, район-«локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы | Называют и показывают области, входящие в состав района. Характеризуют особенности населения района, описывают один из центров народных художественных промыслов | Сообщения (презентации) учащихся | | §20, сообщения |
| | 26 | Хозяйство Центрального района | Урок-практикум. Слайд-лекция | Старопромышленный район страны. Роль географического фактора в его формировании. Развитие хозяйства района. Отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг. | Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства. Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала | Анализ табл. 2 в Приложении, карт атласа, решение творческих задач, практическая работа. | 19.Выявление и анализ условий для развития хозяйства Центрального района | §21, таблица |
| | 27 | Москва - столица России | Урок-диалог. Слайд- лекция | Москва - столица России. Москва - центр инноваций. Крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Московская агломерация | Объясняют понятия: столичные функции, Московская агломерация, называют проблемы города, предлагают пути их решения | Фронтальный, вопросы и задания на с. 113. | | §22, презентация |
| | 28 | Города Центрального района | Урок-практикум. Слайд-лекция | Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов | Называют современные функции городов, анализируют информацию, необходимую для изучения территории, разрабатывают маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывают географические объекты на карте | Практическая работа. | 20.Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России) | §23, презентация |
| | 29 | Центрально- Черноземный район | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция | Центрально-Черноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства. Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия почв и борьба с ней. Агропромышленный комплекс района. Развитие промышленности. Курская магнитная аномалия (КМА) и черная металлургия. Территориальная структура и города | Называют и показывают области, входящие в состав района. Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции | Эвристическая беседа, исследование по картам атласа, тестирование | 21.* Сравнение экономико-географического положения ЦентральноЧерноземного и Центрального районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство | §24, сравнительная таблица |
| | 30 | Волго-Вятский район | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-культурные особенности. Нижний Новгород и его окружение | Показывают области, входящие в состав района, называют народы. Выделяют и объясняют роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства. Характеризуют отрасли специализации | Исследование по картам и другим источникам информации | 22.* Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестроенияв Волго-Вятском экономическом районе | §25, вопросы 1-5 |
| | 31 | Обобщающий урок по теме «Районы России» в рамках текущей промежуточной аттестации | Урок обобщения и систематизации знаний | | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Тестирование. Решение творческих задач | | Номенклатура, ключевые слова темы |
Тема 2. Северо-Западный район (4ч) |
| | 32 | Северо- Западный район. Географическое положение и природа | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории. Особенности природы | Характеризуют географическое положение района, описывают влияние Балтийского моря на хозяйственную специализацию района | Анализ рис. 78- 81, вопросы и задания на с. 131. | 23.*Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию | §26, состав |
| | 33 | Города на старых водных торговых путях | Урок-исследованиеСлайд-лекция | Балтийское море и Ладожское озеро, их использование и экологические проблемы. Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы | Называют функции городов, возникших на водных путях Северо-Запада, разрабатывают маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывают географические объекты на карте | Работа с тематическими и контурными картами, другими источниками информации. | 24.Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем | §27 изучить информацию о культурном наследии Санкт-Петербурга |
| | 34 | Санкт-Петербург - «вторая столица» России | Урок-путешествие. Слайд-лекция. | Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблема наводнений. Петербург как центр русской культуры. Планировка и внешний облик города. Пригороды Петербурга. Наука и образование | Сравнивают два промышленных гиганта: Москву и Санкт- Петербург, приводят примеры их влияния на окружающее хозяйственное пространство. Характеризуют функции столичного города, анализируют информацию, полученную из различных источников, выступают с сообщениями, презентациями | Фронтальный, вопросы и задания на с. 136. Заслушивание сообщений, защита презентаций | | § 28-29, презентация |
| | 35 | Калинин градская область | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция | Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географическое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития | Анализируют информацию, необходимую для изучения особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала | Анализ рис. 87, 88, тематических карт, тестирование | | §30, вопросы и задания на с. 142 |
Тема 3. Европейский Север (4ч) |
| | 36 | Европейский Север. Географическое положение | Вводная лекция с элементами беседы. Слайд-лекция | Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: природные особенности, пути хозяйственного использования, место в русской культуре и истории. Поморы | Называют и показывают области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют роль ГП, природных условий и ресурсов в развитии хозяйства | Анализ картосхемы на с. 143, вопросы и задания на с. 147. | 25.Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера | §31, история открытия |
| | 37 | Этапы развития хозяйства | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция | Этапы освоения и заселения территории. Изменение роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации | Знают этапы освоения и заселения территории, объясняют причины изменений роли района в жизни России, характеризуют отрасли специализации | Составление схемы: хозяйственная специализация Европейского Севера. | 26.*Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации Европейского Севера | §32, задания 1-3 по выбору учащихся на с. 155 |
| | 38 | Роль Европейского Севера в развитии русской культуры | Урок-путешествие | Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество | Анализируют информацию, полученную из различных источников, выступают с сообщениями, презентациями | Групповая практическая работа | 27.Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Архангельской, Вологодской областям | §33, вопросы 1-3 |
| | 39 | Обобщающий урок по теме «Северо-Западный район и Европейский Север» | Урок обобщения и систематизации знаний | | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Тестирование. Решение творческих задач | | Творческие задачи |
Тема 4. Поволжье (2ч) |
| | 40 | Поволжье. Географическое положение | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция | Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий | Называют и показывают области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют особенности географического положения, природных условий и ресурсов | Анализ картосхемы на с. 156, тематических карт, вопросы \на с. 161. | | §34, задание 5 на с. 161 |
| | 41 | Население и хозяйство | Уроки-практикумы. Слайд-лекция | Этническая и культурная неоднородность района. Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения. Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития | Знают этапы хозяйственного освоения территории и особенности состава населения. Сравнивают два города (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны | Практическая работа. | 28.* Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны | §35, К/к |
Тема 5. Северный Кавказ (6ч) |
| | 42 | Северный Кавказ. Природные условия | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция | Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русскими | Называют и показывают области, края и республики, входящие в состав района. Выделяют и объясняют особенности географического положения и разнообразие природы | Анализ картосхемы на с. 167, рис. 106, 107 (тематические карты), вопросы на с. 171. | 29.*Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа | §36 к/к |
| | 43 | Хозяйство района | Урок-практикум. Слайд-лекция | Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Район с наилучшими в России условиями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промышленности. Рекреационные зоны | Объясняют внутреннюю неоднородность территории. Сравнивают природно-хозяйственные зоны, характеризуют агропромышленный комплекс и другие отрасли промышленности | Практическая работа | 30.Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства | §37 сравнительная таблица |
| | 44 | Народы Северного Кавказа | Урок комплексного применения знаний. Слайд-лекция | Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разнообразие района | Показывают республики, входящие в состав района, называют народы, приводят примеры использования природных ресурсов, влияния окружающей среды на формирование культуры народов | Анализ тематических карт и других источников географических знаний. | | §38, вопросы и задания на с. 177 |
| | 45 | Южные моря России | Урок-практикум | Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспортное и рекреационное значение морей. Новороссийск - крупнейший порт России. Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ. Дербент - самый древний из городов России | Характеризуют особенности природы и хозяйственного использования Черного и Азовского морей, приводят примеры объектов природного и культурного наследия России | Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации, беседа | 31.Сравнительная физико-географическая характеристика Черного и Азовского морей | §38, вопросы на с. 181 |
| | 46 | Ростовская область | Урок-практикум. Слайд-лекция | Ростовская область – центр Южного федерального округа, Северо-Кавказского экономического района. Население Ростовской области: динамика основных показателей естественного прироста, возрастная структура, народы и преобладающие религии в Ростовской области. Современная специализация Ростовской области. Отрасли промышленности ростовской области, имеющие всероссийское значение. Структура сельского хозяйства. Социальная инфраструктура. Экономические, культурные связи и перспективы развития области | Выделяют и объясняют особенности географического положения и природы, хозяйственную специализацию Ростовской области. Анализируют информацию, необходимую для изучения особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала. | Анализ тематических карт и других источников географических знаний. | | конспект |
| | 47 | Республики Северного Кавказа | Урок-практикум. Слайд-лекция | Географическое положение. Динамика численности населения, демографических процессов. Национальный состав. Основные промышленные предприятия района, их специализация, основные потребители продукции. Основные отрасли сельского хозяйства. Перспективы развития промышленности и сельского хозяйства района. Предприятия и учреждения социальной сферы. | Выделяют и объясняют особенности географического положения и природы, хозяйственную специализацию Ростовской области. Анализируют информацию, необходимую для изучения особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала. | Анализ тематических карт и других источников географических знаний. | | конспект |
Тема 6. Урал (4ч) |
| | 48 | Урал. Географическое положение и природа | Урок-практикум. Слайд-лекция | Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье. Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и высотной поясности | Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района. Определяют особенности географического положения, природных условий и ресурсов Северного, Среднего и Южного Урала, Предуралья и Зауралья | Анализ картосхем на с. 182, 186, 187, рис. 114, 115, тематических карт, вопросы нас. 188-189. | 32.*Сравнение экономико- географического положения Урала и Поволжья | §40, сравнительная таблица |
| | 49 | Этапы развития и современное хозяйство | Урок-исследование. Слайд-лекция | Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России. Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса | Определяют этапы освоения и развития промышленности Урала, изменение его роли в хозяйстве страны. Характеризуют отрасли специализации и проблемы их развития | Сравнительная таблица. | 33.Сравнение черной металлургии Урала и ЦентральноЧерноземного района | §41, задание 5 на с. 192 |
| | 50 | Города Урала. Проблемы района | Урок-исследование. Слайд-лекция | Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы | Характеризуют уровень урбанизации и национальный состав населения. Оценивают экологическую ситуацию | Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации. Тестирование | 34.Выявление экологических проблем, связанных с горнодобывающей индустрией | §42, задания 1-3 нас. 196 |
| | 51 | Обобщение знаний по теме «Европейская часть России» | Урок обобщения и систематизации знаний | Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем | Характеризуют образы разных районов Европейской части России, находят общие черты и проблемы, предлагают пути решения проблем | Тестирование, решение творческих задач. Заполнение сводной таблицы - задание 2 на с. 197 | | §42, задания 1-3 нас. 196 |
Азиатская часть России (16ч) |
Тема 7. Сибирь (5ч) |
| | 52 | Природа Сибири | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства | Описывают природу Сибири, определяют черты сходства и различия в природе и условиях ведения хозяйства Сибири и Европейской части России | Анализ рис. 126, 128, сопоставление тематических карт | 35.Определение сходства и различий в рельефе, климате и внутренних водах Сибири и Европейской части России | § 43, задания 4, 5 на с. 203 |
| | 53 | Природа и ресурсы гор Южной Сибири | Урок закрепления новых знаний | Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная поясность | Объясняют разнообразие природных ландшафтов и полезных ископаемых гор Южной Сибири | Анализ рис. 129, 132, вопросы и задания на с. 207 | | §44, проект |
| | 54 | Арктические моря | Урок-исследование | Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение | Приводят примеры хозяйственной деятельности населения, связанной с арктическими морями, описывают влияние морей на климат внутренних районов Сибири | Работа с тематическими картами атласа и вопросами нас. 211 | | §45, исследование |
| | 55 | Население Сибири | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских» | Описывают этническую карту Сибири, особенности характера «сибирских русских» | Работа с картой народов и вопросами на с. 214 | | §46, анализ карты народов |
| | 56 | Хозяйственное освоение Сибири | Урок решения задач | Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера | Называют причины и этапы хозяйственного освоения Сибири. Приводят примеры различий в степени освоенности территории, предлагают перспективные направления развития хозяйства Сибири | Поиск ответов на проблемные вопросы в различных источниках географической информации | 36.Разработка перспективных направлений развития хозяйства Сибири | §47, проект |
Тема 8. Западная Сибирь (2ч) |
| | 57 | Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция | Западная Сибирь. Особенности природы. Природнохозяйственные зоны. Полезные ископаемые | Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, определяют особенности географического положения, анализируют условия для развития хозяйства | Тестирование, анализ физической карты, схемы и диаграмм на с. 219. | 37.*Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ условий для развития хозяйства района | §48, задания 2-4 на с. 224 |
| | 58 | Западно- Сибирский район | Урок-практикум. Слайд-лекция | Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство | Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование районов разной специализации | Индивидуальный опрос, исследование по картам атласа. | 38.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири | §49, вопросы на с. 227 |
Тема 9. Восточная Сибирь (3ч) |
| | 59 | Восточная Сибирь | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция | Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природнохозяйственные зоны | Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, характеризуют природные ресурсы и факторы, затрудняющие их освоение | Тестирование, анализ рисунка на с. 228-229. | | §50, составить вопросы |
| | 60 | Байкал | Урок-исследование | Байкал - жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре | Объясняют происхождение озера и особенности байкальской воды, приводят примеры хозяйственного использования, предлагают пути решения экологических проблем | Практическая работа | 39.Анализ взаимодействия природы и человека на примере освоения озера Байкал | §51, презентация |
| | 61 | Хозяйство района | Урок-практикум. Слайд-лекция | Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы | Определяют условия для развития отраслей специализации, характеризуют их особенности, прогнозируют перспективы дальнейшего развития региона | Составление схемы «Хозяйство Восточной Сибири». | 40.*Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию | §52, к/к |
Тема 10. Дальний Восток (6ч) |
| | 62 | Дальневосточный район | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их изменения | Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, оценивают важность стратегического экономико-географического положения района, показывают современные границы и пограничные государства | Тестирование, анализ рисунка на с. 243-244 | 41.*Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района | §53, задания 1-3 на с. 247 |
| | 63 | Природные условия и ресурсы | Урок-исследование. Слайд-лекция | Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления | Объясняют причины своеобразия природы и сейсмичности Дальнего Востока, приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды | Анализ рисунка нас. 156, тематических карт атласа. | 42.Сравнение и оценка природных особенностей отдельных территорий | §54, задания 2-4 на с. 253 |
| | 64 | Моря Тихого океана | Урок-практикум | Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и хозяйственное использование | Характеризуют особенности природы, хозяйственное использование морей и морских путей, предлагают пути развития Дальнего Востока как рекреационной зоны | Сравнительная таблица; прогноз развития Дальнего Востока как рекреационной зоны | 43.Сравнение природы и хозяйственного использования морей Дальнего Востока и арктических морей | §55, вопросы 1-5 на с. 256 |
| | 65 | Население и хозяйство района | Урок-исследование. Слайд-лекция | Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы. Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи. Перспективы района | Называют народы, отрасли специализации, характеризуют транспортные пути, анализируют плотность населения в разных районах Дальнего Востока, объясняют причины ее различий и преобладание городского населения, приводят примеры возможного сотрудничества с пограничными государствами | Учебное исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации. Вопросы и задания на с. 253, тестирование.. | 44.Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока | §56-57, проект |
Россия в мире (1ч) |
| | 66 | Россия в мировом хозяйстве и мировой политике. Страны СНГ | Лекция с элементами практической работы | Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России. Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны. Внешние экономические связи СНГ. Изменение места СНГ в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля СНГ. | Приводят примеры внутригосударственных и внешних экономических связей России. Сравнивают положение России в мире в различные исторические периоды. Приводят примеры внутригосударственных и внешних экономических связей СНГ. Сравнивают положение СНГ в мире в различные исторические периоды | Беседа. Составление развернутого плана по ходу лекции | 46.Определение экономической роли России в мире на разных этапах исторического развития | С.264- 268, вопросы 1-5 |
Тема 12. Заключение |
| | 67 | Экскурсия на ж/ дорогу | Экскурсия | Экономическая деятельность железной дороги | Стадии производства | | | Отчет по экскурсии |
| | 68 | Промежуточная итоговая аттестация | Урок актуализации знаний и умений, | Ключевые слова, термины, номенклатура. | Ключевые слова, термины, номенклатура. | Беседа. Составление развернутого плана по ходу лекции | Работа с картой | |
http://astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm http://students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm
Практическая работа № 3. Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц
2. границы, название республик, входящих в состав РФ и их столицы.
3. Границы, названия автономных округов и их центры
4. Границы, названия краев и их краевые центры
Практическая работа № 6. Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания
Дайте комплексную экономико-географическую характеристику местного предприятия АПК (по выбору учащегося), используя различные источники информации по типовому плану:
Практическая работа № 8. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам
Используя карты и статистические материалы составьте характеристику угольного бассейна по плану.
1. Географическое положении бассейна.
2. Особенности ЭГП:
3. Качество.
4. Экологические проблемы, связанные с добычей и транспортировкой.
5. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации
Вариант 1. Подмосковный бассейн
Вариант 2. Донбасс
Вариант 3. Кузбасс
Вариант 4. Печерский бассейн
Вариант 5. Канско-Ачинский бассейн
Практическая работа № 10. Обозначение на к/к крупнейших электростанций России
Используя карты атласа, нанесите на контурную карту «Электроэнергетика» с помощью условных знаков основные электростанции России: ТЭС, ГЭС, АЭС, ГеоТЭС, ПЭС. Подпишите их названия.
Практическая работа № 14. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт)
Практическая работа № 18. Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей географического положения
1. Государственную границу России и границы Центрального, Центрально-Черноземного и Волго-Вятского экономических районов.
2. Подпишите названия соседних стран и экономических районов.
3. Условными знаками обозначьте месторождения:
- бурого угля (Щёкино, Сафоново), торфа ( Шатура ), фосфоритов ( Воскресенск, Егорьевск, Брянск ), керамических глин (Ликино-Дулёво, Гжель, Конаково ), стекольных песков (Гусь-Хрустальный, Дятьково) - ЦЭР;
- торфа ( Городец ), фосфоритов ( Рудничный ), район распространения лесных ресурсов ( Кировская область и Марийская Республика )-ВВР;
- железных руд (Михайловское, Яковлевское, Лебединское) и район распространения почвенных ресурсов – ЦЧР.
Практическая работа № 21. Сравнение экономико-географического положения ЦентральноЧерноземного и Центрального районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство
Используя типовой план экономико-географической характеристики района, текст учебника, карты атласа, справочную и другую литературу, составьте сравнительную экономико-географическую характеристику ЦЭР и ЦЧР.
Составьте сравнительную экономико-географическую характеристику двух экономических районов в виде таблицы:
Практическая работа № 22. Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестроения в Волго-Вятском экономическом районе
Практическая работа № 23. Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию
Практическая работа № 26. Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации Европейского Севера
Практическая работа № 28. Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны
Практическая работа № 29. Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа
Практическая работа № 32. Сравнение экономико- географического положения Урала и Поволжья
Используя типовой план экономико-географической характеристики района, текст учебника, карты атласа, справочную и другую литературу, составьте сравнительную экономико-географическую характеристику Урала и Поволжья.
Составьте сравнительную экономико-географическую характеристику двух экономических районов в виде таблицы:
Практическая работа № 37. Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ условий для развития хозяйства района
Различными цветами заштрихуйте главные сельскохозяйственные регионы Западной Сибири.
Практическая работа № 40. Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию
Практическая работа № 41. Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района
На контурной карте Дальнего Востока (Восточной Сибири и Дальнего Востока) обозначьте: