Просмотр содержимого документа
«Народные художественные промыслы России»
Работа хороша, если в ней польза и душа.
Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго.
Народные художественные промыслы России
Сапрыкина Л.А.
Учитель географии I категории
СОШ № 24 имени Бориса Рукавицына
г. Рыбинск
Цель
Определить условия возникновения кустарного промысла в Центре России
Задачи
Найти сведения о народных промыслах в Центральной России
Изучить историю их возникновения
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка
Это один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья , к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Золотая хохлома
Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства –
хохломской росписи
В росписях Хохломы нет жанровых сценок: все свое искусство художники направляли на изображение растительных форм или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси.
Ковши, братины, ложки, декоративные блюда привлекают своей яркостью и красочностью
Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства.
Вырезанный из липы или березы полуфабрикат покрывают слоем жидкой глины, пропитывают льняным маслом, шпаклюют, вновь покрывают маслом и высушивают. Поверхность натирают алюминиевым порошком, поверх которого выполняют роспись. Завершается процесс покрытием всего изделия олифой. Окончательную сушку проводят при 100-120 градусах.
Ярославская майолика
Ярославская майолика
Майолика - особая технология росписи предметов из красной глины, когда готовое изделие расписывают по сырой эмали, а потом обжигают в специальной печи. В Россию майолику завезли при Петре I голландцы и итальянцы.
Ярославская майолика целиком основывается на характерной для Ярославской области красной глине: имено благодаря существованию особого вида красной глины в области зародились традиции лепного и гончарного промысла, прославившегося в XVII - XVIII веках по всей средней полосе России. Глиняные изделия покрывались двумя слоями глазури, прежде непрозрачной - оловянистой, а следом прозрачной – блестящей, содержащей свинец. Роспись наносили на сырую глазурь, и только после этого подвергали изделие обжигу при температуре, достигающей 1000 °C.
Г Ж Е Л Ь «напейся не облейся»
К юго- востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось бок о бок около трех десятков деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть ГГЖЕЛЬ. Происхождение этого названия местные краеведы связывают со словом «жечь», которое имеетпрямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный керамический промысел.
Нарядная посуда: кувшины, рукомои, кружки «напейся- не облейся», блюда, тарелки. Кроме посуды, из этой глины получались прекрасные игрушки в виде птиц, зверей, модниц, франтов, шкатулочки и даже помадные банки.
ПАЛЕХ
Зацветает Палех чудным садом.
Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет!
Он никем так чутко не отгадан
И с такой любовью не воспет.
Жизнь была бы глуше и суровей,
Красотой и радостью бедней,
Если б в красках, линиях и слове
Мы себя не отдавали ей.
В наши дни Палех не просто популярен, он знаменит. С каждым годом растет поток туристов, российских и иностранных, которые хотят видеть Палех в «натуре».
Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры, уходящее своими корнями в художественную культуру Древней Руси.
Палех славил историческое прошлое России, ее природу, песни, сказки, былины, легенды, раскрывал красоту и глубокий смысл лучших произведений русской классической и современной литературы, шедевров мировой классики.
Лаковая живопись из папье-маше расцветает в четырех центрах народных промыслов России: Федоскине, Мстере, Холуе, Палехе.
Русские матрёшки
Русские матрёшки
Именно Московский уезд является родиной
знаменитой русской матрёшки. Хотя, если
подробнее, – в конце ХIХ века Александра Мамонтова привезла на московскую фабрику «Детское воспитание» фигурку японского старичка-мудреца Фукурумы. Игрушка была интересна тем, что в ней было несколько фигурок, которые вкладывались одна в другую, по размерам всё меньше и меньше, пока самая последняя не оказывалась совсем маленькой. Вот и решили местные мастера повторить эту забаву для своих детей. Василий Звёздочкин выточил игрушку, которая состояла из восьми фигурок, а художник Сергей Малютин расписал фигурки.
Назвали куклу «Матрёшкой» - очень популярно тогда было женское имя – Матрёна (Матрона). В 1900 году производство переехало в уездный городок Сергиев Посад.
Богородская деревянная игрушка
«Богородская игрушка» обязана своим рождением
селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. Одним из важнейших центром производства русской деревянной игрушки является Сергиев Посад и село Богородское. Здесь изготавливали замечательных деревянных медвежат, зайчат и т.д. Деревянные игрушки народных мастеров бывают также подвижными. Богородская игрушка всегда
добрая, она приносит радость
детям и взрослым.
Богородская деревянная игрушка
В селах Центральной России расположенных вблизи от городов зародились народные кустарные промыслы. Условиями их возникновения стали неустойчивые урожаи, свободное время зимой (внесезонье), соседство рынков, ярмарок, где можно было продать изготовленные изделия.
Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну