kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие народного искусства и художественных промыслов в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Рассмотреть виды народных художественных промыслов России
  2. Изучить дидактические возможности использования народных промыслов и образовательном процессе дошкольных учреждений.
  3. Охарактеризовать основные промыслы по производству игрушек в России;
  4. Описать основные приемы обработки дерева.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие народного искусства и художественных промыслов в России"»

Тема 2-3 Роспись по мотивам хохломской, городецкой, гжельской, жостовской народным промыслам

  1. Перечислить основные типы хохломской росписи;

  2. Рассмотреть растительный орнамент – основу хохломской росписи.

  3. Охарактеризовать технологию хохломского промысла

  4. Выполнить отличительный элементы орнамента, укажите последовательность рисования кистью.

  5. Охарактеризовать основной тип построения композиции городецкой росписи (сюжетная сцена и растительный или животный орнамент), обрамление сюжетных композиций цветочными гирляндами.

  1. Рассмотреть основные элементы городецкой росписи: бутон, розан, купавка, листок. Характерные сочетания цветов, использование оттенков одного цвета и оживки.

  2. Охарактеризовать основные изделия быта с городецкой росписью: донца прялок, лукошки, чашки, разделочные доски, мебель для детей.

  3. Охарактеризовать особенности гжельской посуды: бело-голубой фон, синяя роспись, расположение декора в соответствии с конструктивными частями предметов.

  4. Раскрыть технологию изготовления различных форм гжельской посуды.

  5. Рассмотреть основные элементы росписи: растительный орнамент, пейзажи, изображения птиц.

  6. Охарактеризовать ассортимент гжельской майолики: блюда, тарелки, кружки, мелкая пластика (игрушки, сувениры).

Ответы.

1

Существуют два основных вида хохломской росписи: "верховая" (красным и черным цветом на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый рисунок на цветном фоне). К "верховой" росписи принято относить традиционную "травку" и орнамент "под листок".


2

Жизнерадостный строй росписи – это его достояние и отличительная особенность. А золотой цвет добавляет узорам большую торжественность. Уникально то, что народные умельцы, не имевшие доступа к действительно роскошной, золотой посуде, сделали искусную имитацию золота. Да такую, что она затмила многие драгоценные работы. Любой стол с такой посудой становится нарядным, торжественным. Любая еда в такой посуде выглядит более аппетитной и праздничной.

Инструменты для росписи:

  • тампоны – для лачения и грунтовки можно применять тампоны из капроновых чулков;

  • штампики – делают их из шляпного войлока или гриба-дождевика, а используют их для выполнения большого количества одинаковых элементов;

  • кисти – беличьи кисти (размеры No 1-6), для каждой краски у художника должно быть несколько кистей, они должны быть узкими, ворс на кисточке – упругий и длинный (в воде кисточка должна приобретать каплевидную форму и иметь заостренный кончик).

Варианты орнамента:

  • травка – пишется отрывистыми мазками, изображая исключительно травяной рисунок (мелодика жизни, ее простое течение в ажурном рисунке, само переплетение жизненных событий);

  • «под ягодку» — похож на травку, но в растительном орнаменте появляются и ягодки (плоды как результаты трудов, долгожданные и желанные);

  • «пряник» — геометрическая фигура по центру, вписанная в ромб или квадрат, дополненная солнышка и тонким растительным мотивом (визуализация постоянного движения).



3

Уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само возникновение хохломского промысла нередко связывают со старообрядцами, которые, спасаясь от преследований за «старую веру», поселились в этих глухих и труднодоступных местах.

Изготавливают хохломскую посуду из древесины местных лиственных пород — липы, осины, березы. Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из просушенного дерева. Из тонкомерных «стульчиков», а также распиленных на толстые плахи «кряжей» вытесывают болванки и «чураки». Затем на токарном станке заготовке придают нужную форму. Выточенные изделия еще раз сушат при температуре 22–28 градусов в течение 3–20 дней в зависимости от размера изделия. Сушка заканчивается тогда, когда влажность древесины не будет превышать 6–8%. Если влажность окажется больше, изделие может получиться с пузырьками — разрывами лаковой поверхности. Потом изделия передают отделочникам, которые подготавливают их к росписи. Нерасписанные резные ковши и ложки, поставцы и чашки называются «бельё».

После сушки «бельё» шпаклюют вапой. Вапа — мелкозернистая отмученная глина, из которой делают очень жидкий раствор, добавляя в него от 25 до 50 процентов мела. Затем куском шерстяной ткани, смоченным в растворе, обмазывают изделие. После просушки операцию повторяют снова. После грунтовки изделие на четыре-шесть часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне 40–50 градусов. Для сушки изделий по хохломской технологии необходим шкаф, в котором можно регулировать температуру в пределах 30–120 градусов. Высушенные заготовки охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют.

Следующий важный этап — покрытие изделия олифой, сваренной из льняного или конопляного масла. От этой операции зависят качество деревянной посуды и прочность росписи. Покрывают изделие несколькими слоями олифы обязательно вручную. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. После сушки в течение двух-трех часов при температуре 22–25 градусов, когда олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще не полностью высохла, изделие олифят второй раз, нанося слой потолще. Если древесина впитывает много олифы, как, например, осина, то весь процесс повторяют еще раз, если мало — достаточно проолифить изделие два раза. Последний слой высушивают до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Как только поверхность изделия приобретет ровный блеск, его можно лудить, то есть покрывать алюминиевым порошком.

Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия оловянного (а в настоящее время — алюминиевого) порошка. Для нанесения полуды применяют особые приспособления — куколки, представляющие собой тампон из овечьей кожи, к рабочей части которого пришит кусок натурального меха (лучше овчины) с коротко подстриженным ворсом. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.

В красильных цехах работают преимущественно женщины. Художницы сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах. При такой посадке колено является опорой расписываемому предмету. Для хохломских мастериц характерна работа на весу: небольшую токарную вещь, опирая о колено, придерживают левой рукой, а правой наносят орнамент на ее округлую поверхность. Такой способ держания расписываемого предмета позволяет легко поворачивать его в какую угодно сторону с любым наклоном. На столе удобно располагают кисти, краски, палитру и находящиеся в работе вещи.

К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Мастера берут термостойкие минеральные краски — охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень, разбавляют их очищенным скипидаром. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, зелёный светлого тона и жёлтый.

Растительный узор выполнялся в свободной кистевой манере письма. Кисти для росписи изготавливаются из беличьих хвостов так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях. Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.


4

Основные элементы хохломской росписи

Есть несколько "фирменных" элементов, присутствие которых обязательно в хохломском узоре. Из этих элементов и складываются более сложные фигуры.

-"Осочки" (рисуются легким движением кончика кисти сверху вниз)

-"Травинки" (мазки с небольшим плавным утолщением)

-"Капельки" (кисть с краской прикладывается к поверхности изделия)

-"Усики" (непрерывная линия одинаковой толщины, закрученная в спираль)

-"Завитки" (то же, что и "усики", но с легким нажимом-утолщением в середине элемента)

-"Кустик" (комбинация симметрично расположенных "осочек", "травинок", "капелек", "усиков" и "завитков")

-"Ягодки" (декоративные ягодки брусники, смородины, рябины, клубники или крыжовника; рисуются печаткой-тычком или кистью, а после подсыхания "разживляются" желтым цветом.


5

Цветочная роспись чаще всего используется, так как она наиболее проста в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

 «Букет» — изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного — трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки.

«Гирлянда» — это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписыватьсяв круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.

«Ромб»— один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах. 

«Цветочная полоса» — сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев,  либо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. 

Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи .

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица» также очень распространена в городецкой росписи. Ее можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. Включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.


6

Каплевидные листья

Обмакнуть кисть в краску, например гуашь или темперу, разведенную до консистенции жидкой сметаны, оправить кисть о край чашеч­ки, снимая излишки краски, и придать ей остро­конечную форму. Затем, держа кисть строго вертикально между последними фалангами среднего, указательного и большого пальцев, прикоснуться ее острым кончиком к бумаге и сделать ею короткое плавное, но энергичное движение с нажимом в направлении на себя. В результате должен получиться прямой каплеоб­разный мазок-листик. Закрепляя прием, надо несколько раз повторить его, делая движение кистью на себя и от себя, чтобы свободно пи­сать листики, обращенные вверх и вниз.

Затем следует опробовать еще один прием выполнения листика. Движение кисти на себя и от себя надо постараться сделать с легким по­воротом направо и налево с тем, чтобы полу­чить изображение чуть изогнутого каплевидно­го листа. Опытный Городецкий мастер работает быст­ро и ловко, но начинающему не следует торо­питься. Городецкая роспись не терпит плохо написанного мазка. Мазок - это самостоятель­ный и очень значимый элемент росписи, он должен быть четко и тщательно отработан.

Двухцветные листья

В работах современных Городецких масте­ров постоянно появляются новые выразитель­ные детали растительного орнамента. Одними из таких сравнительно новых элементов стали двухцветные листок и кустик.

Писать их следует двумя оттенками зелено­го цвета. Сначала темно-зеленым цветом, на­пример окисью хрома, пишут половинку остро­конечного листа, затем более светлой зеленью (окись хрома с добавлением белил) выполняют вторую половинку. Можно такой кустик писать одной кистью, но гораздо удобней использо­вать попеременно две кисти, так как оттенки цвета будут чередоваться неоднократно.

Простые растительные формы Городецкие мастера умеют разнообразить путем примене­ния оживок. Свинцовыми белилами и черной краской-сажей они украшают Городецкие тра­вы и листья, придавая законченность и своеоб­разное изящество каждой форме.

Можно тонкой белильной линией обвести каждый из листков, можно проложить по цент­ру листка мелкие "жемчужинки", можно обо­значить белилами тонкие прожилки листа. На ярких фонах Городецких изделий прекрасно смотрится сочетание белых и черных оживок. В совокупности они придают разнообразие растительным формам. Но Городецкий мастер не закончит на этом работу, а с помощью графических штрихов "разузорит" живописное пятно. И в изящных зуб­чиках по краю листка, и в изображении прожи­лок соединяются два желания мастера: быть ближе к природе, но и не утратить Городецкой условности в передаче природной формы.

Остроконечные листики

Написание остроконечного листа требует уже несколько более глубокого овладения Городецкой манерой письма.

Так же, как и в случае с закругленным лист­ком, построение новой формы начинается с выполнения скобочки, представляющей собой половинку листа. На влажную остроконечную кисть набрать зеленую краску - например окись хрома, и начать с легкого касания остри­ем кисти поверхности бумаги или дерева. Сна­чала кисть пишет тонкую линию, затем дела­ется нажим с легким вращением кисти - появ­ляется широкая часть скобочки, затем мазок снова утончается, сходя на нет. Половинка ли­стка готова. Вторая его половинка - встречная скобочка - чуть меньше первой. Ее пишут, стараясь не изменить остроконечного силуэта листа.

Остроконечные листики не менее распрост­ранены в Городецком искусстве, чем закруглен­ные. У каждого из Городецких мастеров есть свои вариации этой формы. Они отличаются друг от друга размерами и пропорциями, вида­ми разживок. Здесь можно встретить разживки не только белилами, но и желтой краской в со­четании счерными штрихами. Работая над формой остроконечного листка, мы продолжим учиться составлять Городецкий кустик, посте­пенно обретая чувство масштаба, точного соот­ношения отдельных элементов для создания красивого силуэта кустика.

Важно заранее продумать, какие декоратив­ные приемы будут использованы на стадии оживок. Так, уверенная и красивая белильная контурная обводка может поправить неудачно сделанную форму листка, придать ему боль­шую легкость. Если кустик предполагается ук­расить бахромкой тонких черных "ресничек" (есть и такой прием), то нужно постараться расположить боковые листики на достаточном расстоянии от центрального листа, с тем чтобы и кустик в целом и силуэт каждой детали четко просматривались.

Городецкая роза

Роза - самый главный Городецкий цветок. Ее стремится написать и опытный и только начинающий свою работу художник. Часто именно по манере писать розу мы узнаем ру­ку И. Мазина и Ф. Красноярова, И. Лебедева и А. Коновалова. А художник В. Смирнов был так неравнодушен к этим цветам, что порой они становились у него больше всадников и их лошадей, выстилая собой небо над их голова­ми. Хороши розы Лилии Беспаловой и Фаины Касатовой, Валентины Чертковой и Праско­вьи Сориной. Мастером удивительных роз стала за годы своей творческой работы Алек­сандра Соколова.

Из многих вариантов Городецкой розы или, как ее еще называют, розы-дикуши, выбраны два основных: роза, написанная по цветному фону, и роза, которую пишут на неокрашенном дереве - по текстуре. Форма цветка и его раз­делки коренным образом зависят от фона, на котором выполняют композицию.

Роза с отогнутыми лепестками по фону

Вначале пишут цветной кружок-яблочко по­воротом вертикально поставленной кисти. Далее пишут лепестки: нижний - бантик и боковые - по типу уже известного нам остроко­нечного листика.

В верхней части центрального большого кружка пишут малый краплачный кружок и от него проводят краплачный серпик с неболь­шим нажимом. Этим кончается оттеневка.

Наиболее простой вариант разживки розы делают следующим образом:

- в центре краплачного кружка ставят бе­лильную точку;

- вокруг краплачного кружка проводят бе­лильный серпик с легким нажимом;

- в центре краплачного серпика пишут бе­лилами округлый лепесток, который внутри разделывают тонкими продольными белиль­ными штрихами;

- по бокам от белильного лепестка пишут по две изогнутые белильные тычинки. Если начи­нающему мастеру удобней выполнять тычинки движением на себя, то следует повернуть рису­нок и писать их, начиная с тонкой линии, кото­рая будет постепенно изгибаться и утолщаться к концу.

Городецкая купавка

Трудно сказать, какой именно цветок послу­жил прообразом купавки, но за долгую исто­рию росписи она стала одним из любимых цветков Городецких мастеров. В этом нетрудно убедиться, рассматривая старинные донца, мочесники, солонки и лукошки. Начинающему мастеру следует познакомиться с несколькими вариантами исполнения купавки.

Поворотом вертикально поставленной кис­ти выполняют кружок яблочко. У верхнего края яблочка, в середине, пишут краплачный кружок. По сторонам от краплачного кружка, по ок­ружности яблочка и чуть выступая за его края выполняют ряд краплачных скобочек с нажи­мом, превращая яблочко в цветок. Белильная разживка производится следую­щим образом: в середине краплачного кружка ставят белильную точку, краплачный кружок обводят тонкой белильной линией, от белиль­ной обводки до краплачных скобочек проводят расходящиеся из центра к краям белильные штрихи.

 

Городецкая ромашки

Ромашка - весьма распространенный в Городецкой росписи цветок. Нетрудно понять, что речь здесь идет о неком фантастическом цветке – многолепестко­вом и подчас очень неожиданном по цвету: не­редки синие и фиолетовые, красные и оранже­вые ромашки. Приемы его написания таковы Оранжевой краской с помощью кисти сред­него размера выполняют кружок приблизи­тельно 2 см в диаметре. После полного высыхания краски делают обводку оранжевого кружка красной краской. Ширина обводки приблизительно 1 см. В центре оранжевого кружка выполняют ма­ленький (0,5 см в диаметре) краплачный кру­жок. Следующая стадия работы - белильная разживка выполняется в несколько последова­тельных этапов:

- ставят белильную точку в центре краплачного кружка, и сам он по окружность украшается белильными "жемчужинками";

- оранжевый кружок разживляют неболь­шими белильными скобочками с нажимом: в центре красного круга получается легкий мно­голепестковый цветочек;

- на наружном красном крае цветка последовательно выполняют более крупные, чем в центре, белильные скобочки с нажимом;

- заключительный этап разживки - нанесе­ние кончиком тонкой кисточки легких белильных мазочков между скобочками наружного ряда.

В итоге получается легкий ажурный цветок, способный украсить центральную часть любой гирлянды или букета.


7

Городецкая роспись легко узнаваема. Мотивами росписи для сундуков, шкатулок, прялок становились крестьянский и городской быт, жанровые сцены. Для этой живописи характерна лубочность и нарочитость. Более размашисто писали в Городце растительные мотивы – цветы и листовидные узоры.

Кроме бытовых сцен и растительных мотивов в городецкой росписи, подобно росписям других областей, одним из излюбленных персонажей стали барс или лев. Также часто попадаются более привычные для жителя средней полосы кони и петушки. При этом кони в городецком варианте такие же стройные и тонконогие, как северной в мезенской росписи. Чаще всего, если позволяет площадь расписываемого изделия, на одном предмете можно увидеть одновременно и жанровую композицию, и орнаментальное цветочное обрамление. Мастера городецкой росписи практически не используют предварительный рисунок и сразу наносят краски.

За самоваром, парочки, барыни и кавалеры, нарядные и румяные люди, маленькие веселые собачки – такие простые и милые сюжеты городской и деревенской жизни привычны для городецких сувениров.


8

Гжельская майолика интересна своей росписью, выполненной в манере, близкой лубку. Каждая картинка — плод творчества гончара, человека зачастую неграмотного. Но с чутьем художника, понимающего цветовую гармонию и создающего мастерские композиции. В гжельских рисунках отразились архитектурные мотивы, животный и растительный мир, иногда человеческие фигуры. Но более всего — птицы, столь любимые народным искусством. Еще одну черту, присущую народному искусству, унаследовала гжельская майолика — сопровождать изображение надписями и именами мастера или владельца. Благодаря гжельским сосудам известны таких мастера Гжели XVIII в., как Никифор Семенович Гусятников, Иван Никифорович Срослай, Иван Иванович Кокун. Особую область гжельской майолики составляет скульптура. Она столь же своеобразна, как и посуда, необычайно жизненна и остроумна. Образы, выполненные с высокой степенью обобщения, взяты из реального быта своего времени. Гжельская мелкая пластика способствовала развитию декоративно-прикладного искусства и появлению множества фарфоровых фигурок и композиций не только на гжельских, но и других русских фарфоровых заводах.

9

Основные приемы и элементы гжельской росписи:

  • Ситчик. Берется кисть с длинным тонким ворсом, задействуется в работе только кончик. Оформляются ситчиком мелкие детали: завитки, волны, являющиеся базовыми узорами гжельской росписи.

  • Китайский мазок. На кисть можно набирать сразу два цвета (либо один, но со стягиванием по ворсу). Элементы прорисовываются кистью неотрывно, потому цветовая насыщенность по поверхности плавно угасает.

  • Мазок с тенью. Краска набирается на кисть, изначально синий с белым берется в нужных, просчитанных пропорциях, регулируется количество краски на ворсе. Синяя область во время движения кисти всегда должна оставаться густой и насыщенной, а светлая служит ее ореолом, рассеивает свет.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Развитие народного искусства и художественных промыслов в России"

Автор: Гагарина Мария Николаевна

Дата: 17.06.2021

Номер свидетельства: 583594

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "НАРОДНОЕ  ИСКУССТВО  НА УРОКАХ  ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(56) "narodnoie-iskusstvo-na-urokakh-diekorativnogo-risovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "229353"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441713213"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок изобразительного искусства на тему "Мы мастера игрушки" (6 класс) "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-izobrazitiel-nogho-iskusstva-na-tiemu-my-mastiera-ighrushki-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "166103"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422900421"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс."
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-proghramma-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "306603"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458150922"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "«Древние образы в современных народных игрушках» Технологическая карта урока"
    ["seo_title"] => string(89) "drievniie-obrazy-v-sovriemiennykh-narodnykh-ighrushkakh-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "261248"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449082842"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урока на тему "Народные промыслы России и Липецкой области" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-na-tiemu-narodnyie-promysly-rossii-i-lipietskoi-oblasti"
    ["file_id"] => string(6) "105826"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914516"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства