Работа помогает учителю географии при объяснении темы "Географические координаты" в 7 кл.Работа соответствует программе ФГОС.Разработка предполагает опору на ранее полученные зания полученные обучающимися по предмету "География".Выполняя предложенные задания, обучающиеся учатся мыслить самостоятельно и творчески. Кроме того, работа может быть использована на внеклассных мароприятиях и в туристических соревнованиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Географические координаты »
География 6 класс
Ширяевский Андрей Николаевич,
учитель географии
МБОУ «СОШ № 28» г. Норильска
Тема: Географические координаты.
Цели урока:
1. Образовательные – изучить понятие о параллелях и меридианах на глобусе, их характеристиках: форме и длине; научиться показывать на глобусе линии параллелей и меридианов; сформировать представление о широте и долготе точки, географических координатах; научить определять географические координаты.
2. Развивающие – продолжить развитие памяти, внимания, кругозора.
3. Воспитательные – воспитывать трудолюбие и старательности в изучении предмета.
Оборудование: глобусы ученические масштаба 1:106 000 000 (15 штук), настенная карта полушарий, атласы по географии для 6 класса (изд-во Дрофа), ПК, мультимедиа проектор, презентация Power Point, CD «Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс»
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Посмотрите внимательно на глобус. Что вы там видите?
Правильно, на глобусе хорошо видны океаны и материки. А что еще на нем изображено в виде тонкой паутинки? (линии)
Эти линии нанесены не просто так, а чтобы можно было определить точное местоположение объекта. Сегодня мы познакомимся поближе с этими удивительными линиями и научимся определять географические координаты точек. Слайд 2 презентации
Мы с вами уже знаем, что на глобусе есть линия, одинаково удаленная от полюсов. Как она называется? (экватор). На какие две части экватор делит земной шар? (северное и южное полушария).
Посмотрите, от экватора к полюсам через одинаковые расстояния проведены линии. Как они проходят? (параллельно экватору). Слайд 2 презентации
Параллели – это условные линии на глобусе, проведенные параллельно экватору.
Где на карте полушарий подписаны обозначения параллелей? (по окружности). В каких единицах указаны обозначения? (в градусах). Экватор имеет обозначение 00.
Какую форму имеют все параллели? (форма окружности). Экватор – самая длинная параллель. Какова протяженность экватора? (40 000 км). Сколько градусов содержит в себе окружность? (3600). Значит длина 10 экватора составляет 111,3 км.
Все ли параллели имеют одинаковую длину?
Чем дальше от экватора к полюсам, тем меньше длина каждой последующей параллели.
Длина в километрах 10 каждой параллели обозначается с краю карты в овале.
Посмотрите на глобус. От Северного до Южного полюса тоже проведены линии. Слайд 2 презентации
Меридианы – это условные линии на глобусе, проведенные от одного полюса к другому.
Какую форму имеют меридианы? (полуокружность). Где на карте полушарий подписаны обозначения меридианов? (на экваторе)
Все ли меридианы имеют одинаковую длину? Сколько же это будет километров? (20 000 км). Длина 10 каждого меридиана составляет 111,3 км.
Но меридианы все одинаковы, откуда же вести счет? Ученые договорились считать за начальный меридиан тот, который проходит через обсерваторию Гринвич недалеко от Лондона, поэтому он получил название Гринвичский, или начальный, или нулевой (имеет обозначение 00). Есть и конечный меридиан, он носит обозначение 1800. Слайд 3 презентации
Для того, чтобы на глобусе и картах было проще находить экватор, нулевой и конечный меридианы, их выделяют более жирной линией.
Кто из вас играл в морской бой, тот знает, что игровое поле разделено на клеточки. Все вертикальные ряды обозначаются буквами, а горизонтальные – цифрами. Чтобы определить координаты корабля, необходимо найти точку пересечения вертикальных и горизонтальных рядов.
Математики уже давно создали удивительно простую систему координат рис. 37 с. 36 (учебник Е.М.Домогацких).
? Посмотрите на карту полушарий. Какие линии будут заменять вертикальные ряды (меридианы), а горизонтальные (параллели)?
Географическая широта – это величина дуги меридиана в градусах от экватора к северу или к югу до заданной точки. Слайд 4 презентации
Задания.
Рис. 38 с. 37 (учебник Е.М.Домогацких)
1. Определите широту Пекина (400 с.ш.)
Москвы (550с.ш.)
Парижа (480 с.ш.)
Сиднея (320 ю.ш.)
2. Расположить точки по мере удаленности от северного полюса.
а) 30о ю.ш. б) 10о с.ш. в) 40о ю.ш. д) 5о ю.ш.
3. Определите широту Кейптауна и Сиднея (320 ю.ш.)
Достаточно ли знать для какой-либо точки на карте только ее широту?(нет)
Географическая долгота – это величина дуги параллели в градусах от начального меридиана к востоку или западу до заданной точки.Слайд 5 презентации
Нулевым называется меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию близ Лондона. Поэтому его еще называют Гринвичским.
Задания.
1. Какие материки и океаны пересекает меридиан 80о в.д.?
2. Какие материки и страны расположены и в западном и в восточном полушарии?
3. Какой материк пересекают все меридианы?
4. Определите долготу Москвы (350 в.д.)
Сиднея (1500 в.д.)
Широта и долгота – это географические координаты точки земной поверхности. Слайд 6,7 презентации
III. Закрепление.
1. Определить координаты Норильска – 690 с.ш, 880 в.д.
2. Определить координаты С.-Петербурга – 590 с.ш., 310 в.д.
3. Определить координаты Владивостока – 430 с.ш., 1320 в.д.
Дополнительное задание.Слайд 8 презентации
1. «Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым».
- Укажите место, в котором оказались герои романа Л.Буссенара «Похитители бриллиантов», если координаты его 25о в.д. и 17о ю.ш, (вдп. Виктория на р. Замбези в Африке)
2. Есть ли на Земле точки, для определения которых необходимо знать только широту? (полюса 900 широты)
3. Где находится точка с координатами 0о широты, 0о долготы? (на пересечении экватора и нулевого меридиана)
4. Если вы плывете на восток от точки с координатами 47о с.ш., 20о з.д., берега какого материка вы достигнете? (Евразии)
IV.Домашнее задание.
§ 5 (учебник Е.М.Домогацких)
В рабочей тетради выполнить задания § 5
V. Использованные источники информации.
1. Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. География. Физическая география. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2009 г.