1. Организацион-ный момент 2. Проверка знаний, умений, навыков. Метод обучении: частично-поисковый, словесно-наглядный. Фронтальный опрос. Возможно использование индивидуального опроса со взаимоопровер-кой учащихся. 3. Изучение нового материала Мотивация обучающихся Постановка цели Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесно-наглядный, (рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов) Физминутка(здоровье-сберегающий компонент) Запись в тетрадях 5. Закрепление изученного материала 5-7 минут 5. Домашнее задание Выставление оценок | 1-2 минуты 10-15 минут | Приветствие учащихся. Проверка организации рабочих мест. Ребята, сегодня мы продолжаем открывать с вами тайны Вселенной. Многое нам уже известно, но еще больше предстоит узнать! Наша сегодня с вами цель- закрепить знания о планетах, которые мы с вами изучили и узнать новое о небесных телах Недавно я прочитала дневник одного мальчика - Пети [слайд №1], примерно вашего ровесника. В своем дневнике он описывал свои удивительные фантастические космические путешествия. И в его дневнике было очень много ошибок. Сейчас я предлагаю вам поработать по группам с отрывки из его дневника и найти, то что Петя описал не так , т.е. фактические ошибки. (Учитель раздает отрывки из описаний путешествий) Каждая из 6 групп будет работать над своим отрывком из дневника. Каждый отрывок иллюстрируется на слайде. После получения текстов каждый находит ошибки в своем экземпляре текста,а затем организуется групповое обсуждение. Учитель обязательно акцентирует внимание на правильном ответе! ОТРЫВОК №1 [слайд №2] Вчера я был на Венере. Она действительно очень похожа на нашу Землю. Там много зеленых лесов из удивительных венерианских деревьев. Моря и океаны там тоже есть, только в них розовая вода. Атмосфера на Венере очень плотная, там много облаков, поэтому Солнца почти не видно. Наверное, на Венере была зима, потому что было прохладно, примерно -10 градусов. ОТРЫВОК №2 [слайд №3] Сегодня вечером я вернулся с Марса. Замечательная планета! Там меня встретили дружелюбные марсиане. Этот народ добывает железо, которого очень много на Марсе. Меня возили на экскурсию на самый высокий вулкан в Солнечной системе - вулкан Олимп, он имеет высоту 100 км. Марс очень большая планета - в 5 раз больше Земли. В телескоп мы наблюдали с Марса его спутники - все 10 штук были очень хорошо видны. ОТРЫВОК №3 [слайд №4] На прошлой неделе я летал на Юпитер. Путешествие было совсем неутомительным, ведь Юпитер находится совсем близко от Земли. Подлетая к планете, я заметил, что вся она в клеточку. Посадка прошла успешно. Гулял без скафандра. Видел большое красное пятно - это такое огромное море, по его берегу я катался на автомобиле. К обеду стало жарко +30оС, поэтому я полетел домой. ОТРЫВОК №4 [слайд №5] Вчера я посетил Сатурн. Замечательная планета! Мне там очень понравилось! Сначала я присатурнился на внешнем кольце планеты. Там построен целый луна-парк аттракционов: качели, карусели, тир и многое другое. Потом я полетел на сам Сатурн. Но пробыл там очень недолго, стала наступать ночь, ведь сутки на Сатурне совсем короткие - всего 10 земных часов. Успел увидеть, что на планете много пшеничных полей. Облетел вокруг планеты - это быстро, ведь она совсем небольшая, не встретил ни одного спутника. Наверное, их нет. ОТРЫВОК №5 [слайд №6] На Уран долетел за пол дня. Красивая планета желтого цвета, у нее нет колец и размера она небольшого. Приземлится не смог, не нашел твердой поверхности. К тому же корабль стал накаляться, ведь на Уране жарко как в печке! ОТРЫВОК №6 [слайд №7] Вернулся с Плутона. Лететь до него очень далеко, почти 2 дня, ведь он находится на окраине Солнечной системы. Когда подлетал к Плутону, чуть не столкнулся с одним из его 40 спутников. Плутон по размеру чуть меньше Сатурна, и имеет такую же красную поверхность как Марс. После своих путешествий по 6 планетам Солнечной системы Петя нарисовал в дневнике карту Солнечной системы, [слайд №8] Давайте проверим, все ли в ней верно? Управляя изображением на слайде, дети «перемещают» планеты на свои места. [слайд №9] (ПЛУТОН самая дальняя от солнца,МЕРКУРИЙ-на 1 месте к Солнцу,НЕПТУН - 8 от Солнца, 2 после Плутона,УРАН за Нептуном 7 место от Солнца, ВЕНЕРА -2 К Солнцу, ЗЕМЛЯ - 3 к Солнцу, ЮПИТЕР – 5 к Солнцу, САТУРН -6 к Солнцу О каких планетах Петя ничего не рассказал? (МЕРКУРИЙ. НЕПТУН И ЗЕМЛЯ) Молодцы! Нашли все Петины ОШИБКИ! [слайд №10] Давайте с помощью пультов проверим , а вы много сделаете ошибок при проверке ваших знаний(при проверке ставьте + или – на своих листочках, чтобы оценить свои знания)5 ВОПОСОВ ПО 5 СЕК. Вы уже многое знаете о планетах. А как вы думаете, есть еще какие то небесные тела во Вселенной? Тема нашего урока «Астероиды, кометы, метеориты и метеоры» [слайд №11]( у ребят 10) Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока- Совсем недавно по телевидению в новостях прошел такой сюжет.. . [слайд №12] о метеорите А в январе 1801 г.итальянский астроном Джузеппе Пиацци в свой телескоп обнаружил новое небесное тело, которое выглядело как звезда. Небесные тела, и подобные открытые позже тела, получили название астероиды, что означает «звездоподобные»от греческих слов «астер» - звезда и «оидос» - вид. [слайд №13] О необыкновенно красивом явление сложил поэтические строки Поэт Г. Соглир [слайд №14]. Много чудес во Вселенной ! Мы поставили с вами сегодня цель- изучить особенности Новых космических тел и выяснить, чем они отличаются от других тел Солнечной системы. Ваша задача сейчас используя текст учебника с. 61-63 заполнить пропуски в предложениях на ваших мониторах 1гр слайд 11,2гр- 12 слайд, 3 гр.- 13 слайд,4 группа – 14 слайд, 15 слайд – 5 группа, 6 группа – 16 слайд А 3 обучающимся я предлагаю поработать с материалами Интернета и подготовить материал небольшой о АСТЕРОЙДАХ КОМЕТАХ МЕТЕОРИТАХ Перед тем как слушать итог вашей работы с информацией учебника и интернета Давайте вместе с Петей немного отдохнем ФИЗМИНУТКА! [слайд №22]. Слушаем, что у вас получилось Что такое астеройд-«звездоподобное» небесное тело Внешний вид астеройда - неправильная форма от1 до нескольких км в диаметре Что означает слово комета «волосатая»часть Солнечной системы Как комета движется –по вытянутым орбитам Внешний вид кометы ядро –твердое из льда и замерших газов Хвост – из газов и мелкой пыли направленный от Солнца Увидеть кометы невооруженным глазом можно редко, а в телескоп часто Что такое метеоры- световые вспышки, космическая пыль , остатки комет В атмосфере космические частицы раскаляются от трения вспыхивают и сгорают Что такое метеорит-упавшие на землю космические тела Какие бывают метеориты- каменные железные, железокаменные Молодцы хорошо Давайте посмотрим, что получилось у ребят узнать интересного из Интернета о небесных телах [слайд №23]. ВИДЕОРОЛИК О МЕТЕОРИТЕ ИНФОРМАЦИЯ О КОМЕТЕ РИСУНКИ О АСТЕРОЙДАХ Итак, мы с Вами сегодня познакомились с небесными телами Солнечной системы. Назовите с какими небесными телами мы познакомились? Давайте закрепим наши знания и ответим на вопросы в РАБОЧЕЙ ТЕТРЕ С. 32 №6 Как вы считаете мы достигли цели которую сегодня ставили перед собой? (Изучить особенности строения астероидов, комет, метеоритов и метеоров, выяснить, чем они отличаются от других тел Солнечной системы) Пора подвести итоги и записать дз [слайд №25]. Параграф 12 учебника, , печатная тетрадь стр. 31-32 №№ 1-6. . Я в электронном журнале а вы в дневнике выставляем оценки обучающимся, наиболее активно участвовавшим в работе класса Мне очень хочется узнать ваше отношение к уроку, делая дз нарисуй смайлик | Приветствие учителя. Организация рабочих мест. Внимательно читают, обсуждают, отвечают, в чем заключается ошибка и как должно быть на самом деле.(Р,П, К) - на Венере нет лесов, т.к. там вообще нет жизни; - не может быть морей и океанов с розовой водой, т.к. нет воды в жидком состоянии; - на Венере не бывает холодной зимы, т.к. из-за плотной атмосферы там постоянный парниковый эффект и температура около +400оС. - Не могли встретить марсиане, т.к. на Марсе нет жизни; - вулкан Олимп имеет высоту 27 км; - на самом деле Марс значительно меньше Земли - имеет только 2 спутника - Юпитер находится очень далеко от Земли; - Юпитер выглядит как бы полосатым, из-за слоистости атмосферы; - на Юпитере нельзя приземлится, у него нет твердой поверхности, поэтому же нельзя ездить на автомобиле; - гулять без скафандра там невозможно, т.к. нет кислорода, необходимого для дыхания -Большое красное пятно - это атмосферный вихрь; - к обеду не могло стать жарко, на Юпитере держится постоянная отрицательная температура (около -150оС). - нельзя присатурнится на кольцах и построить там луна-парк, т.к. они образованы постоянно движущимися частицами снега, льды, пыли; не может быть пшеничных полей, т.к. у планеты нет твердой поверхности; - это гигантская планета; - не мог не увидеть спутников, Сатурн имеет около 30 спутников - на Уран придется лететь очень долго, т.к. он находится очень далеко; - имеет кольца, как и все планеты-гиганты, но они слабо заметны; - имеет огромные размеры; - космический корабль не может накалится, т.к. на Уране постоянная низкая температура - 218оС - Плутон имеет только один спутник - Харон; - по размеру Плутон в 6 раз меньше Луны; - подлинный цвет поверхности Плутона неизвестен, т.к. из-за соей удаленности он очень мало исследован. Учащиеся анализируют карту, представленную на слайде и расставляют планеты в правильном порядке, считая планеты от Солнца.(П,Р) Работа с пультами , выведение итога в виде общей диаграммы Называют небесные тела Изучить особенности Новых космических тел, строение астероидов, комет, метеоритов и метеоров, выяснить, чем они отличаются от других тел Солнечной системы.(Л,Р) Просмотр сюжета Падение метеорита над Челябинском 15.02.2013 НОВОСТИ Внимательно слушают рассказ учителя, рассматривают предложенные на слайдах иллюстрации (П,К) Работают с текстом учебника, выбирают главную мысль и заполняют пропуски в предложениях Астероиды, кометы, метеоры и метеориты. Выполняют задание в печатной тетради, используя текст учебника, помощь учителя(Р,П) Анализирую проделанную работу, делают вывод по уроку. (Л,Р,) Записывают д\з, выставляют оценки |