Тема урока: Космические стихи
Класс: 6
На уроке реализуется междисциплинарная программа: «Стратегии смыслового чтения. Работа с текстом»
Метапредметные:
Познавательные УУД
1) Преобразовывать текстовую информацию в таблицу.
2) Смысловое чтение.
Предметные:
Научатся объяснять влияние космических стихий на повседневную жизнь людей живущих на Земле.
Научатся работать с физической картой полушарий.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока:
Деятельностная
Научить преобразовывать текстовую информацию в таблицу.
Научить стратегиям смыслового чтения.
Образовательная
Научить объяснять влияние космических стихий на повседневную жизнь людей живущих на Земле. Научить работать с физической картой полушарий.
Задачи урока:
- Научить выделять ключевые слова в тексте.
- Научить давать определения понятиям.
- Научить находить существенную информацию.
Научить пользоваться стратегиями смыслового чтения «Тонкие и толстые вопросы», «Ромашка Блума», «Таблица-синтез».
- Познакомить с понятием «космические стихии», с видами «космических стихий».
Научить давать описание каждому виду «космических стихий».
Вид используемых ИКТ: Электронная презентация «Космические стихии»
Образовательные интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель урока:
1) Учиться преобразовывать текстовую информацию в таблицу.
2) Учиться использовать стратегии смыслового чтения.
– Сопоставьте два факта:
1) Астрономия – наука о Вселенной. Астрономы изучают галактики, звёзды, планеты, астероиды, кометы, метеориты.
2) Географы исследуют метеориты и их осколки, ведут наблюдения за последствиями падения космических тел на Землю.
– В чём отличие представленных фактов?
- Чему будет посвящён урок?
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Зачем географам следует знать о падениях космических тел, если их изучением занимаются астрономы?
– Связаны ли с ними природные катастрофы?
- О каких из них вы слышали? В чём их опасность?
(происходят неожиданно, наносят материальный ущерб, приводят к гибели животных…)
– Какие у вас будут гипотезы?
- Предложите свой вариант проблемного вопроса.
- Какими опасностями может грозить космос миру Земли, в чём их причина? Почему их нужно изучать?
Выявление места и причины затруднения, формулирование учебной задачи
1. Научиться объяснять влияние космических стихий на повседневную жизнь людей живущих на Земле.
2. Научиться выделять ключевые слова в тексте.
3. Научиться давать определения понятиям.
4. Научиться находить существенную информацию.
5. Научиться преобразовывать текстовую информацию в таблицу.
6. Научиться работать с физической картой полушарий.
Построение проекта выхода из затруднения
- Цель урока: объяснить влияние космических стихий на повседневную жизнь людей живущих на Земле.
- Тема урока: космические стихии и человек
- Способы действия: работа с текстом учебника
- План достижения цели:
- прочитать текст параграфа, интернет – ресурсы;
- выделить ключевые слова;
- найти существенную информацию в тексте;
- преобразовать текстовую информацию в таблицу – синтез;
- найти на карте районы Земли указанные в изученном тексте.
- Средства: текст параграфа 9 «Космические стихии».
Ресурсы: Интернет-ресурсы.
Сроки: в течении урока
Реализация построенного проекта
Влияние космических сил и тел на нашу жизнь проявляется как прямо, так и косвенно. Рассмотрим лишь воздействие падающих на Землю космических тел.
Задание 1. – Прочитайте текст параграфа 9 на с. 45-47. Выделите ключевые слова прочитанного текста. Запишите их в таблицу – синтез.
«Таблица-синтез»
Ключевые слова
Толкование
Выписки из текста
Работа в группах:
Задания для 1 группы:
- Используя текст параграфа 9 (с.45), выпишите определение, что такое «метеор»? Как иначе называются «метеоры»?
- Прочитайте текст на с.45, заполните пропуски.
По мнению учёных, ежедневно в сторону нашей планеты направляется до 10 млрд. ___________. ___________ представляют собой сгорающие в земной атмосфере твёрдые космические тела.
- На физической карте полушарий найдите указанные в тексте районы, где местные жители наблюдали падение метеоров.
Какие чувства испытывали жители Европы, Африки и Испании наблюдая «звездопад»?
- Используя текст Википедии (свободной энциклопедии), найдите примеры, которые доказывают, что метеоры несут опасность для людей, живущих на Земле?
Задания для 2 группы:
- Используя текст параграфа 9 (с.45), выпишите определение, что такое «метеориты»?
- Какое количество метеоритного вещества ежегодно выпадает на поверхность Земли?
- Прочитайте текст на с.45, заполните пропуски.
Те космические тела, что достигают земной поверхности, называются _____________. Самый большой железный _____________ весом около 60 т носит имя ______. Его нашли в 1920 году на юго-западе ___________.
При ударе ____________ о земную поверхность обычно возникают округлые углубления - _________ диаметром от нескольких метров до сотен километров. Самый известный в мире –
__________________ _______________.
- На физической карте полушарий найдите указанные в тексте районы, где местные жители наблюдали падение метеоритов.
- Используя текст Википедии (свободной энциклопедии), найдите примеры, которые доказывают, что метеориты несут опасность для людей, живущих на Земле?
Задания для 3 группы:
- Используя текст параграфа 9 (с.46), выпишите определение, что такое «метеоритный кратер»?
- Используя текст на с.46, определите, месторождения каких полезных ископаемых связаны с местами падения метеоритов?
- Объясните, почему метеоритные кратеры на Земле встречаются гораздо реже, чем на Луне?
- На физической карте полушарий найдите указанные в тексте районы, где образовались самые крупные метеоритные кратеры.
Задания для 4 группы:
- Используя текст параграфа 9 (с.47), выпишите определение, что такое «астероид»?
- Используя текст учебника (с.47), восстановите картину встречи астероида с нашей планетой около 65 млн. лет назад. Заполните схему:
- Таинственное событие произошло в начале прошлого века в точке с географическими координатами 61 градус с.ш. и 102 градуса в.д. По небу с грохотом пролетело космическое тело, взорвавшееся над тунгусской тайгой. Взрывную волну тогда ощутили на расстоянии до 1000 км. Найдите это место на карте и попробуйте определить, в каких населённых пунктах ощутили взрывную волну?
- Используя текст Википедии (свободной энциклопедии), найдите примеры, которые доказывают, что астероиды несут опасность для людей, живущих на Земле?
Задания для 5 группы:
- Используя текст параграфа 9 (с.47), выпишите определение, что такое «комета»?
- Прочитайте текст из Википедии, в котором даётся описание кометы, по описанию сделайте схематический рисунок кометы, подпишите её части.
Среди комет самой известной является комета Галлея. Исторические документы упоминают о ней в 1607, 1682, 1759, 1853, 1910, 1986 годах. Установите, через какой промежуток времени появлялась комета Галлея, и сами предскажите год её следующего возвращения на наш небосвод.
Первичное закрепление во внешней речи
«Тонкие и толстые вопросы»
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Толстые «?»
Тонкие «?»
1. Объясните, почему происходят космические стихии?
2. Дайте три объяснения, почему необходимо изучать космические стихии?
3. В чем различие между метеорами и метеоритами? 4. Предположите, что будет, если Земля столкнётся с кометой, с астероидом, с метеоритом?
1. Кто занимается изучением космических стихий?
2. Что называется кометой?
3. Могут ли метеориты доставить на Землю «космических пришельцев»?
4. Было ли раньше столкновение Земли с космическими телами? Приведите примеры.
5. Верно ли, что «звёздный дождь» и метеоры – это одно и то же?
6. Согласны ли Вы, что космические стихии опасны для человека?
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– Составьте цепочку из слов (комета, астероид, метеор, метеорит). Названия космических тел разместите в ней по мере увеличения опасности, которую они несут для жителей Земли.
Включение в систему знаний и повторение
Стратегия «Ромашка Блума»
1. Простые вопросы:
-Что представляют собой «падающие звёзды»?
- Где произошло падение Тунгусского метеорита?
- Когда с нашей планетой столкнулся огромный астероид?
- Как столкновение с астероидом отразилось на климате Земли?
2. Уточняющие – вопросы:
- Может ли на Землю упасть настоящая звезда?
- Зачем географы изучают метеоритные кратеры?
3. Интерпретационные (объясняющие)
(установление причинно-следственных связей):
- Почему метеоритные кратеры встречаются на Земле реже, чем на Луне? (назовите не менее трёх причин)
4. Творческие - содержат частицу «бы»:
- Как вы думаете, если бы Земля столкнулась с кометой Галлея, к каким последствиям это могло бы привести?
5. Оценочные - направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений и фактов.
- В чём плюсы и минусы проникновения на Землю «космических пришельцев»?
6. Практические - направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой:
- Как бы вы поступили, если бы узнали о приближении к Земле астероида или метеорита?
Рефлексия учебной деятельности на уроке
– Сделайте вывод по уроку.
– Достиг ли урок своей цели?
– Чему научились?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто получил отметку в дневнике? За что?
Домашнее задание: § 9, выполните презентации на тему:
«Космические стихии»