Планирование начну с внедрения идей модуля «Новые подходы в преподавании и обучении», целью которого является знакомство учащихся с групповой формы работы, правилами работы, проведение психологической диагностики учащихся.
С применением модулей «Обучение талантливых и одаренных», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», «Управление и лидерство в обучении» на своих уроках планирую повысить качество знаний учащихся, выявить талантливых и одаренных с помощью творческих заданий, дополнительных материалов. Консультантов, помощников для составления критериев буду выявлять во время групповой и парной работы, учитывать возрастные особенности.
Планирую внедрять идеи модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении», для того, чтобы создавать коллаборативную среду, положительный настрой на урок, также для выполнения домашнего задания, где учащийся с помощью использование идей модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении» будут добывать самостоятельно материал по теме на урок, проводить уроки по интерактивно доске. «Оценивание для обучения, оценивание обучения» повысить результативность учащихся на уроке, поможет учащимся справляться со своими страхами, получить неудовлетворительную оценку, поможет прослеживать этапы урока, что выполнил, где нужно доработать и подтянуться. Планирую внедрить модуль «Обучение критическому мышлению», для того, чтобы учащиеся могли критически мыслить, анализировать, отвечать за свои действия в группе, паре.
Моя тема исследования «Как интерактивные способы обучения повлияют на уровень социального взаимодействия учащихся 8 класса на уроках географии»
формы и методы обучения школе, т.к. они позволяют организовать работу на уроке в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению учебного материала, вызывают интерес к самостоятельному познанию нового, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Учебная программа: Программа «Естествознание 5-9 классы». Астана , 2013
Учебник : География учебник для 8 класса общеобразовательной школы/ Бейсенова А., Карпеков К.-3-е изд.,перераб.-Алматы:Атамұра,2012.
Тема исследования: Как интерактивные способы обучения повлияют на уровень социального взаимодействия учащихся 8 класса на уроках географии.
| 1 урок | 2 урок | 3 урок | 4 урок |
Тема урока | Сауыр- Тарбагатай | Жетысуский Алатау | Жетысуский Алатау | Тянь- Шань |
Цель обучения (когнитивная) | Формирование знаний о физико- географических особенностях Сауыр- Тарбагатайской горной системе. | Создать у учащихся представления об особенностях строения, климате и ландшафте территории Жетысуского Алатау. | Обобщить и систематизировать знания о физико-географических районах Казахстана – Алтай, Сауыр – Тарбагатай, Жетысуский Алатау, | Познакомить учащихся с физико-географическими особенностями самой крупной горной страны нашего государства – Тянь-Шань. |
Цели личностного развития обучаемых
| создать условия для групповой самоорганизации, умения вести диалог. | создать условия для: развития у обучающихся коммуникативной культуры (умения общаться, монологическую и диалогическую речь) в процессе взаимодействия при групповой форме работы | Способствовать развитию познавательного интереса к предмету через организацию игровых ситуаций, речевую активность, умения работать в группе, применять полученные знаний, сравнивать, логически рассуждать, анализировать и делать выводы. | Создать условия для: развития оценочной деятельности в процессе взаимодействия при групповой форме работы; рефлексивной деятельности в процессе взаимодействия при групповой форме работы. |
Задачи | -создать благоприятный психологический климат на уроке; -выявить одаренных и талантливых детей; -организовать деятельность учащихся по взаимообучению, развивать умения сотрудничать в группе, паре | - создать благоприятный психологический климат на уроке; - организовать деятельность учащихся по взаимообучению, - развивать умения сотрудничать в группе, паре | - создание благоприятного психологического климата. - организация работы в группах, | -создать благоприятный психологический климат на уроке; -организовать деятельность учащихся по взаимообучению, развивать умения сотрудничать в группе, паре |
Результаты обучения | А-знает важные составляющие физико- географического региона: геологическое строение и рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны. В- умеет осуществлять описание крупного района по плану. С- может объяснить влияние на хозяйственную деятельность человека изучение природных условий и ресурсов физико- географических регионов страны. | А- знает особенности геологического строения и природы гор. В- понимает взаимосвязь географического положения с климатом. С -умеет сравнивать физико-географические особенности ландшафтных зон Казахстана; могут систематизировать материал. | А- знает о формировании рельефа, природы физико- географических районов, об использовании человеком природных ресурсов. В- понимает, что изучение природных условий и ресурсов физико- географических регионов страны влияют на хозяйственную деятельность человека. Умеют сравнивать физико-географические особенности ландшафтных зон Казахстана; могут систематизировать материал. | А- знает физико- географические особенности Тянь -Шаня В- умеет отличить особенности природы Тянь-Шаня по сравнению с другими горными районами. С- умеет аргументировать. Доказывать свою точку зрения. |
Формы работы | Фронтальная работа. Работа в парах. Групповая работа. Индивидуальная работа. | Работа в парах. Групповая работа. Индивидуальная работа. | Работа в парах. Групповая работа. Индивидуальная работа. | Индивидуальная, групповая работа |
Барьеры в обучении | Неблагоприятный психологический климат в классе; неумение всех ребят вызвать на диалог: Валентина. П., Лаура Б. неумение слушать: Павел О. невнимательность: Евгений Д.. Недостаточно развиты умения взаимодействия учащихся в паре и в группе. Не умеют соблюдать правила работы в группе, распределять роли. | Не достаточно развита диалогическая и монологическая речь учащихся. Повышенная импульсивность наблюдается у Павла О. Страх самовыражения Валентина П. Мотивация к обучению непостоянная у Маргариты Т. Стеснительны, неуверенны при ответах: Евгений Д. | Недостаточно развиты коммуникативные навыки у Валентины П. Страх самовыражения, боязнь («сжатость») проявления своих творческих способностей Зарема Б. .
| Страх ситуации проверки знаний —Наталья А., Евгений Д. Сниженный темп деятельности при выполнении письменных заданий: Валентина П. Кратковременная память: Евгений Д |
Пути преодоления барьеров | Создание благоприятной психологической обстановки. Создание условий для взаимодействия – работе в паре, группе. (просмотр видеоролика «Друзья») В начале урока проводить совместную музыкальную разминку. | Вовлечь учащихся в процесс «обмена мыслями»: учитель-ученик, ученик-ученик. Создание благоприятной психологической обстановки. Создание условия для раскрытия творческих способностей учащихся, преодоления стеснительности и неуверенности через постоянное поощрение и эмоциональное стимулирование. Форма оценивания групп «Смайлики» позволит учащимся корректно указать на недочёты. | Создание благоприятной психологической обстановки. Создание условий для социальной коммуникации и взаимодействия – работе в паре, группе. Дополнительная физминутка, создание максимально благоприятной обстановки, поддержка, оказание помощи и индивидуального подхода: Валентине П., Зареме Б. Дополнительные роли для очень активных учащихся. Разноуровневое домашнее задание. | Создание эмоционального настроя на организационном этапе; Создание условия для раскрытия творческих способностей учащихся через презентации творческих работ (на выбор) Форма оценивания работы отдельных детей (с целью повышения самооценки) |
Новые подходы к обучению: саморегулируемое обучение | Групповая работа. определение учеником проблемы и цели; самостоятельное заполнение листа успеха, выполнение шагов стратегий для достижения целей и решения проблем. | Групповая работа. Стратегия критического мышления. Самостоятельное определение учеником критериев оценивания. Проверка выполненного задания по ключу помещенного на компьютере. . | Групповая работа. Самонаправленность в процессе работы над заданиями самостоятельное определение учеником проблем и цели; самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем. . | Групповая работа. Стратегии критического мышления. Самонаправленность в процессе работы над заданиями самостоятельное определение учеником проблем и цели; выполнение шагов стратегий для достижения целей и решения проблем. |
Создание коллабаративной среды «обучения обучению» в классе | самонаправленность в процессе работы над заданиями; формирование групп посредством стратегии «В какое время года ты родился ?». создание атмосферы открытости и доброжелательности посредством « На что похоже настроение» самостоятельное определение учеником проблемы и цели;. | Стратегия критического мышления. Самостоятельное определение учениками критериев оценивания. Проверка выполненного задания по ключу помещенного на компьютере. Формирование групп прием «Собери пазл», выполнение шагов стратегий для достижения целей и решения проблем. | Самонаправленность в процессе работы над заданиями самостоятельное определение учениками проблем и цели; самостоятельный выбор стратегий для достижения целей и решения проблем. Формирование групп прием «Собери слово». выполнение шагов стратегий для достижения целей и решения проблем. | Стратегии критического мышления. Самонаправленность в процессе работы над заданиями самостоятельное определение учеником проблем и цели; выполнение шагов стратегий для достижения целей и решения проблем. Формирование групп «Собери себе команду» |
Оценивание для обучения Оценивание обучения | - взаимооценка работы групп ("2 звезды 1 пожелание") -формативное оценивание (большой палец, аплодисменты (критериальное оценивание) | -Формативное оценивание (" Острова") -взаимооценка работы групп (стратегия ); -лист успеха (критериальное оценивание) | -Формативное оценивание (" Мишень") -взаимооценка работы групп (стратегия ); -лист успеха (критериальное оценивание) | -Формативное оценивание (" Анкета") -взаимооценка работы групп (стратегия ); -(критериальное оценивание) |
Задания для выявления талантливых и одаренных | консультанты в группах, работа в паре «сильный и слабый» | работа в паре «слабый и сильный» | консультанты в группах, работа в паре «сильный и слабый» | консультанты в группах, работа в паре «сильный и слабый» |
Используемые приемы развития критического мышления. | Составление кластера и его защита, прием «» | Составление кластера и его защита | Составление кластера, мультимедийной презентации и их защита | Составление кластера и его защита |
Используемые типы бесед | Кумулятивная | исследовательская | Кумулятивная , исследовательская | Кумулятивная , исследовательская |
Вопросы | - В чем особенность горных хребтов Сауыр- Тарбагатая? - Используя текст учебника, определите различия в высотных поясах южного и северного склонов горных хребтов. С чем это связано? | Как влияет на формирование климата Жетысуского Алатау его географичекое положение? | Каковы особенности расположения современных ледни | Верно ли утверждение: Каратау богат полиметаллами? Чем объясняется разнообразие типов высотных поясов Северного и Западного Тянь-Шаня? |
Количество учебных заданий по уровням таксономии Блума | Знание-1 Понимание-1 Анализ-1 Синтез-1 Оценка-1 | Знание-1 Понимание-2 Анализ-1 Синтез-1 Оценка-2 | Знание-2 Понимание-2 Анализ-1 Синтез-2 Оценка-2 | Знание-1 Понимание-2 Анализ-2 Синтез-2 Оценка2- |
ИКТ | видеоролик | Слайд презентация | презентация | флипчарт |
Рефлексия | Рефлексия знаний и умений (заполнение " листа успеха"). | Рефлексия эмоций: технология «Острова» (дети ставят каждый свой кораблик на определённый остров, о."Радости", о. "Надежды", о. "Помощи" | Рефлексия эмоций: технология "Мишень"
| Рефлексия эмоций: технология "Анкета" |
Используемые ресурсы | - карточки с заданиями; - плакаты для оформления работы группы - слайды PowerPoint | -карточки с заданиями; -слайды PowerPoint -листы для оформления работы группы -Учебник (работа с текстом) -Плакат-карта «Острова» ( у ребят-кораблики) | -карточки с заданиями, -ключи правильных ответов на слайдах PowerPoint - листы для оформления работы группы - Интернет -плакат «Мишень» | -карточки с заданиями; -листы для оформления работы группы -флипчарт -ключи правильных ответов на слайдах PowerPoint -плакаты для оформления работы групп -Слайд «Анкета» |