Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы по географии для 11 класса»
Отдел образования Администрации Белокалитвинского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ № 9
Е.Ю.Лобачева
приказ № от 29. 08. 2017 года
рабочая программа по географии для 11 класса (полное общее образование) Количество часов - 1 Учитель: Склянко М. Н. Программа разработана на основе программы курса географии для 6 – 11 классов общеобразовательных учреждений / О.А. Бахчиева .-М.:Вентана - Граф,2012.) П. Горняцкий 2017 Рабочая программа по географии 11 класс.
Пояснительная записка
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам министерства образования российской федерации. Цель программы сохранение единого образовательного пространства, предоставление широких возможностей для реализации различных подходов к построению учебного курса. Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литература и средства обучения, приложение (календарно-тематическое планирование).
1.1 Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа.
Настоящее «Положение о рабочей программе учителя» разработано и рекомендовано в соответствии с:
- п.3 ст.28 Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г.№761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
- Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 г. №263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014 – 2015 учебный год».
- За основу взята программа авторов – составителей О.А.Бахчиева, А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин. География: 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений. Сборник программ Москва: «Вентана – Граф», 2011.
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312
- Письмо Минобразования РО от 08.08.2014 г. №24\ 4.11. - 4851\ м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»
1.2. Общая характеристика учебного предмета.
Изучение географии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение географических знаний для понимания предмета и задач современной географии, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе жизни общества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области;
• овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных и социально-экономических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий;
• воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в повседневной трудовой и бытовой деятельности;
• развитие географического мышления для ориентации в проблемах организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения профессионально-ориентированных задач;
• приобретение компетенции в сфере моделирования и прогнозирования , использования знаний и умений в быту, подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения..
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:·
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
· овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
· воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
· использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
1.3. Сведения о программе.
Данная рабочая программа по географии определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
1.4. Обоснование выбора программы.
Причиной выбора этой программы послужило следующее:
В полном объеме представлены все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и способностей, обучающихся 11 класса.
1.5. Информация о внесенных изменениях.
В авторскую программу существенных изменений внесено не будет.
1.6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.
Данный учебный курс по географии в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам
1.7. Место учебного предмета в учебном плане:
Количество часов в 11 классе – 33 ч. Количество часов в неделю – 1 ч.
Контрольных работ – 3 Практических работ - 3
1.8. Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
1.9. Технологии обучения. Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками.
1.10. Механизмы формирования ключевых компетенций.
Примерная программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в этом направлении приоритетными являются:
Формулирование своих мировоззренческих взглядов
Определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивания своей гражданской позиции;
Оценивание и корректировка своей деятельности в окружающей среде.
Выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований
Коммуникативные умения.
Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстраций; корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества
Способы самоорганизации учебной деятельности.
Оценка собственного вклада в деятельность группы; самооценка уровня личных учебных достижений.
1.11. Виды и формы контроля.
Основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть зачет, практическая работа, тест, контрольная работа.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен:
знать/ понимать:
-Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Уметь :
-Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
-правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
--понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Требования к уровню подготовки учащихся ( уровень возможности)
- объяснять положение отдельных регионови крупнейших стран мира (Европы, США, Канады, Австралии, Японии , России …) в международном географическом разделении труда.
- объяснять географические аспекты экономической интеграции и деятельности ТНК.
- описывать географию крупнейших современных мировых цивилизаций ( культурных миров).
- прогнозировать сдвиги в международном географическом разделении труда.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Экономическая и социальная география мира.
(X1 - класс)(33 часа)
Раздел.Региональная характеристика мира (3 ч.)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
ТЕМА 1. Северная Америка (5 часов)
Состав, ЭГП и ПГП США и Канады как факторы развития. Природно-ресурсный потенциал.
Население региона. Историко-географические особенности формирования государства. Пестрота этнического состава. Значение иммиграции. Структура занятости. Размещение населения, внутренние миграции. Особенности урбанизации.
Северная Америка как интеграционный регион. Роль США и Канады в международном географическом разделении труда. Особенности отраслевой и территориальной структур хозяйства.
Ведущие отрасли хозяйства США и Канады, их размещение. Крупнейшие промышленные, научные, сельскохозяйственные и рекреационные районы. Транспорт.
Экономико-географическое районирование США. Север, Юг, Запад.
Канада. Социально-экономическая характеристика.
ТЕМА 2. Зарубежная Европа ( 6 часов)
Зарубежная Европа. Состав, политическая карта. Природно-ресурсный потенциал. . Население Европы. Численность, национальный и религиозный состав, структура занятости, основные черты размещения. Миграции. Высокий уровень урбанизации. Культурно-исторические центры.
Общая характеристика хозяйства. Основные черты отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Промышленность, ведущие отрасли.
География сельского хозяйства и транспорта. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства, основные черты географии. Транспортный комплекс.
География нематериальной сферы. География науки, культуры, образования. Рекреационное хозяйство Европы.
Регионы Европы. Северная, Средняя, Южная и Восточная Европа.
Экономико- и социально-географические отличия. Экономическое объединение европейских стран.
Практические работы:
«Составление картосхемы производственных связей 2 –х стран»
«Составление сравнительной экономико – географической характеристики 2 –х стран «Большой восьмерки»
ТЕМА3. Страны Зарубежной Азии ( 6 часов)
Политическая карта. Современная Азия в зарубежном мире. Хозяйственная оценка природно-ресурсного потенциала.
Население Азии.
Общая характеристика хозяйства региона. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта.
Региональные различия. Юго-Западная Азия. Особенности
географического положения. Культурно-исторические памятники. Разнообразие и контрастность стран. Основные черты географии населения и хозяйства. Нефтедобывающие страны.
Южная Азия. Разнообразие и контрастность стран. Индия — крупнейшая развивающаяся страна мира. Природные условия и ресурсы. Население. Характеристика хозяйства. Динамика и перспектива развития. Важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы.
Восточная Азия, Китай, ЭГП и ПГП. Самая большая по населению страна мира. Характер размещения населения и хозяйства. Внутренние различия между Восточным и Западным Китаем. Роль страны в мировой хозяйственной системе.
Япония. Специфика ЭГП и ПГП. Проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов. Размещение населения и хозяйства. Одна из ведущих в мире стран по промышленному производству. Высокий уровень науки, техники и технологии.
Юго-Восточная Азия. Новые индустриальные страны.
ТЕМА 4. Латинская Америка (5 часов)
Принципы выделения региона. Его состав. Историко-географические особенности формирования региона. Политическая карта.
Население. Распространенные языки и религии. Крупнейшие города, характер сельского населения.
Общая характеристика хозяйства региона. Природно-ресурсный
потенциал. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы.
Роль латиноамериканских государств в системе мирового хозяйства.
Интеграционные объединения.
Географическая специфика. Характеристика отдельных регионов и
стран. Бразилия, Аргентина, Мексика — страны интенсивного развития рыночной экономики.
Тема 5. Австралия и Океания (2 часа)
Общий экономико-географический обзор Австралии.
Островной мир Океании. Изменение роли в мировом хозяйстве.
Обобщение и коррекция знаний по разделу “Региональная география”. Современный мир сквозь призму слагающих его регионов. Региональные контрасты современного мира. Факторы, влияющие на степень различия и единства регионов. Типологии районов.
ТЕМА6. Африка ( 4 часа)
Состав, политическая карта. Природно-ресурсный потенциал.
Население региона. Этнический состав. Крупнейшие города. Размещение.
Общая характеристика хозяйства. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Место Африки в мировом хозяйстве.
Региональные различия. Характеристика отдельных регионов. ЮАР.
Практическая работа. «Сравнительная характеристика развития стран Азии, Африки, Латинской Америки».
ТЕМА7.«Россия и мир» (2 часа)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России. Россия в мировом хозяйстве и международном разделении труда, география отраслей ее международной специализации. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Тематическое планирование 11 класс
№
п\п
Название разделов темы
Элементы обязательного минимума образования
Количество часов
Контрольные работы
Практические работы
1
Региональная характеристика мира
Геополитика и политическая география. Международные организации.
3
1
2
Северная Америка
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Северной Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.
5
3
Зарубежная Европа
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран
6
2
4
Зарубежная Азия
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Азии, Австралии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран
6
1
5
Латинская Америка
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран
5
6
Австралия и Океания
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры
2
7
Африка
Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран
4
1
1
8
Россия и мир
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная,экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
2
33
3
3
Календарно –тематическое планирование 11 класс
Раздел. Тема.
№
п\п
Кол-во часов
Виды учебной деятельности
Требования к уровню подготовки
учащихся
Сроки прохождения
Вид контроля
Тип урока
Дополнительная литература
Оборудование
По плану
фактически
Раздел 1 Региональная
характеристика
мира.
1.Страноведение и регионы
мира
1
3 ч
Работа с картой , атласом, учебником. Индивидуальная работа
Знать структуру страноведения
,региональное деление мира
05.09
Работа с картой, атласом
ИНМ
География в таблицах
6 - 10 кл.
В.В.Климанов
Карты мира: физическая и политическая,
Таблицы, учебник, раб. Тетрадь, атлас
2. Международные отношения и геополитика
2
Работа в парах, работа с дополнительными источниками знаний
Знать многообразие геополитических факторов,
Международные организации и региональные конфликты.
12.09
Фронтальный опрос
ИНМ
3. Вводный контроль
3
Индивидуальное тестирование
Проверить знания и умения учащихся за курс 10 кл.
19.09
К \ Р
УОЗ
Раздаточный материал, атлас, тетрадь
Тема №2 Зарубежная Европа.
1.Особенности
Территории и населения зарубежной Европы.
4
6 ч
Работа с картой , атласом, учебником. Индивидуальная работа, сообщения учащихся
Оценивать и объяснять ЭГП, природно – ресурсный потенциал и демографическую ситуацию , уровни урбанизации Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства.
26.09
Работа с картой .атласом
ИНМ
«География «(полный справочник для подготовки к ЕГЭ)
В.В.Барабанов
Физическая и политическая карты мира, карты Западной Европы – физическая, политическая, экономическая, атлас, таблицы. Схемы, учебник, рабочая тетрадь, справочник, презентация
2. Географические особенности хозяйства зарубежной Европы.
5
Работа с картой , атласом, учебником. Индивидуальная работа
Знать особенности специализации, с/х и их размещение по территории Европы. Объяснять степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий..
03.10
Фронт опрос, работа с картой
ИНМ
«География»(подготовка к ЕГЭ)
А.Б. ЭРТЕЛЬ
3.Субрегиональные и районные различия зарубежной Европы.
6
Презентации учащихся, фронтальная работа
Знать субрегионы зарубежной Европы, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.
10.10
тест
КУ
Пособие по географии для поступающих в ВУЗЫ
Т.М.Бунакова
4. Характеристика отдельных стран Европы.
7
Работа с картой , атласом, учебником. Индивидуальная работа, сообщения учащихся
Знать ЭГХ стран, население , специализацию, с/ х стран, внутренние географические различия стран, , современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Европы.
17.10
Индив задания
КУ
5 .Сельское хозяйство. Внутренние различия. П/Р № 1 Составление картосхемы производственных связей 2-х стран.
8
Практическая работа, работа с дополнительными источниками знаний, картой , атласом
Уметь сравнивать с/ х двух стран, используя атлас, таблицы. Оценивать природные предпосылки для развития промышленности и с\ х стран.
6. П/Р № 2 Составление сравнительной ЭГ характеристики 2-х стран «Большой восьмерки»
9
Практическая работа, работа с дополнительными источниками знаний, картой , атласом, составление картосхемы
Уметь составлять сравнительную характеристику двух стран по плану, учитывая географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Азии, население ,внутренние географические различия стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации, региональные различия, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.
14.11
Работа с картой . атласом
КУ
«География»(ЕГЭ – 2013 г.)
Ю.А.Соловьева
Карты мира: физическая, политическая, карты Азии: физическая, политическая, экономическая.
Атлас, учебник
2. Многоликое экономическое пространство зарубежной Азии.
11
Работа с картой , атласом, учебником. Индивидуальная работа
Составлять комплексную географическую характеристику стран Азии, их территориальные взаимодействия, внутренние географические различия стран.
21.11
Фронт.
опрос
ИНМ
География в цифрах(6- 10)
О.А.Климанова
3 . Япония – лидер азиатской экономики.
12
Презентации учащихся, дифференцированная работа
Оценивать ЭГХ Японии, население, специализацию, с/ х страны, степень природных , антропогенных изменений территории.
28.11
Работа с картой
ИНМ
Учебник «Экономическая и социальная география мира» 10 кл.
Ю.Н. Гладкий
Физическая и экономическая карты Японии, атлас, учебник,
Раб. Тетрадь, презентация
4 . Китай – экономическое чудо зарубежной Азии.
13
Работа с картой , атласом, учебником. Работа в парах , презентация учащихся
Оценивать ЭГХ Китая , население, специализацию, с/ х страны степень природных , антропогенных изменений территории.
05.12
Фронт.
опрос
ИНМ
Физическая и экономическая карты Китая, атлас, таблицы, презентация, учебник, раб. тетрадь
5. Индия-страна традиций.
14
Работа с картой , атласом, учебником. Индивидуальная работа
Знать ЭГП Индии, население. Специализацию, с/ х страны, степень природных , антропогенных изменений территории.
12.12
Работа с картой
ИНМ
Тесты 6-10 кл. Н.Н. Петрова
Физическая и экономическая карты Индии, атлас, таблицы, презентация, учебник, раб. тетрадь
6 .Обобщение знаний по теме : «Зарубежная Азия и Европа»
15
Индивидуальное тестирование
Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме : «Зарубежная Азия»
19.12
К/Р
УОЗ
Раздаточный материал, атлас, тетрадь
Тема №1. Северная Америка.
1.Территория и население Северной Америки.
16
5ч
Работа с картой , атласом, учебником. Индивидуальная работа
Оценивать и объяснять историю освоения территории, ресурсообеспеченность отдельных стран С.Америки, их демографическую ситуацию уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. Знать внутренние географические различия стран.
26.12
Работа с картой. атласом
КУ
«Экономическая география»
В.П.Желтиков, «География»(подготовка к ЕГЭ-2013 г.
А.Б.Эртель
Физическая и политическая карта Северной Америки, атлас, таблицы, диски, справочники, презентация, учебник, раб. тетрадь
2. Природно –ресурсный потенциал и добывающие отрасли Канады и США.
17
Презентации учащихся, фронтальная работа
Знать особенности природно – ресурсного потенциала США и Канады, развитие горно – добывающей промышленности. Объяснять внутренние географические различия стран. Составлять комплексную географическую характеристику стран С. Америки.
16.01
Работа с картой
КУ
«Репетитор по географии»
(для подготовки к ЕГЭ)
М.И.Кизицкий
3. Обрабатывающая промышленность США и Канады
18
Работа с картой, атласом, учебником, самостоятельная работа, сообщения учащихся
Знать отраслевую структуру обрабатывающей промышленности и ее размещение по территории. Объяснять влияние природных факторов на развитие их хозяйства , особенности жизни и быта населения, региональные различия.
23.01
Фронт опрос
ИНМ
«Экономическая география мирового хозяйства и Росси»
А.А.Литовченко, интернет ресурсы
Физическая карта США и Канады, учебник, таблицы. Раб. Тетрадь, атлас
4.Фермерское сельское хозяйство и его специализация.
19
Работа с картой , атласом, учебником. Индивидуальная работа, тестирование
Объяснять особенности с/х североамериканских стран, их специализацию, степень природных , антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
30.01
Фронт опрос
ИНМ
Атлас, учебник, раб. Тетрадь.
5. Транспорт и внешние экономические связи США и Канады.
20
Презентации учащихся, фронтальная работа
Объяснять особенности с/х североамериканских стран, их специализацию, степень природных , антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
06.02
Работа с картой, атласом
КУ
Атлас, учебник, раб. Тетрадь, таблицы, диски
Тема №4 «Латинская Америка».
1. Состав региона Латинская Америка. Вест – Индия.
21
5
Работа с картой , атласом, учебником. Индивидуальная работа, презентация учащихся
Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран Л. Америки, их демографическую ситуацию, степень природных и антропогенных изменений территорий, специализацию стран, демографическую ситуацию, уровни урбанизации стран региона.
13.02
Работа с картой. атласом
КУ
«География»(ЕГЭ- 2012 г.)
Ю.А.Соловьева
Карты мира : физическая и экономическая,карты Л. Америки: физическая , политическая, экономическая,
3. Природно-ресурсный потенциал и населения Южной Америки
23
Работа с картой , атласом, учебником. Работа в парах
Знать особенности природно –ресурсного потенциала Ю. Америки. Объяснение влияния природных факторов на развитие хозяйства.
27.02
Работа с картой. атласом
КУ
4. Экономическое пространство Южной Америки: Венесуэла; Аргентина.
24
Презентации учащихся, фронтальная работа, тестовая, активизация работы с текстом учебника
Составлять комплексную географическую характеристику стран Л. Америки, таблицы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия и региональные различия стран.
06.03
Фронт
опрос
КУ
5. Бразилия
25
Презентации учащихся, дифференцированная работа
Оценивать ЭГП, особенности населения. культуры, специализацию Бразилии.
13.03
Индив задан.
КУ
Физическая и экономическая карты Бразилии, атлас, учебник
Тема №5 «Австралия».
1. Географические особенности Австралии и Океании как единого региона
26
2
работа с дополнительными источниками знаний, картой , атласом, составление картосхемы
Оценивать и объяснять природно – ресурсный потенциал Австралии, демографическую ситуацию, степень природных и техногенных изменений отдельных территорий
20.03
Фронт
опрос
ИНМ
«География» (универсальная энциклопедия школьника) А. А. Воротников
Карты мира : физическая, политическая, карта Австралии, таблицы, учебник, справочник, рабочая тетрадь, атлас
2. Динамика развития хозяйства Австралии и Океании
27
Работа с картой , атласом, учебником. Индивидуальная работа, презентация учащихся
Знать особенности развития промышленности Австралии, составлять картосхемы, отражающие международные экономические связи Австралийского Союза
03.04
Работа с картой
ИНМ
Тема № 6 « Страны Африки».
1.Особенности
Территории и населения Африки.
28
4
Работа с картой , атласом, учебником. Индивидуальная работа
Оценивать и объяснять ЭГП, ресурсообеспеченность отдельных стран Африки историю освоения, их демографическую ситуацию, внутренние географические различия стран.
10.04
Работа с картой
ИНМ
Карты мира : физическая, политическая , карты Африки-физическая, политическая, экономическая, таблицы, учебник, справочник, раб. Тетрадь, атлас, контурные карты
2. Природные предпосылки и развитие первичных отраслей хозяйства Африки.
29
работа с дополнительными источниками знаний, картой , атласом, составление картосхемы
Знать специализацию. с/ х и особенности размещения. Степень природных , антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий
3.Специализация субрегионов Африки. П \ Р №3. «Сравнительная характеристика развития стран Азии, Африки и Л. Америки»
30
Практическая работа, работа с дополнительными источниками знаний, картой , атласом, составление картосхемы
Составлять комплексную географическую характеристику стран Африки, диаграммы, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов.
24.04
Фронт
опрос
КУ
4 . Обобщение знаний по теме: «Африка. Австралия, Л. Америка»
31
тестирование
Обобщить знания и умения учащихся по теме : «Страны Африки»
08.05
К/Р
УОЗ
Раздаточный материал, атлас, тетрадь
Тема № 7
«Россия и мир».
1 . Социально – экономические показатели уровня жизни населения мира.
32
2
Работа с картой , атласом, учебником. Индивидуальная работа, презентация учащихся
Знать показатели уровня жизни населения России и мира. Индекс человеческого развития(ИЧР)
15.05
Фрон
опрос
КУ
«Экономическая география мирового хозяйства и Росси»
А.А.Литовченко, интернет ресурсы
Физическая и экономическая карты России, политическая карта Евразии, атлас, учебник, таблицы, презентации, рабочая тетрадь, диски
2. Россия в современном мире.
33
Работа с картой , атласом, учебником. Индивидуальная работа, активизация работы с текстом учебника
Оценивать и объяснять геополитическое положение России, определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленности и сельскохозяйственной продукции. Знать крупнейших торговых партнеров России.
22.05
тест
КУ
Учебно –методическое и материально техническое обеспечение
Используемый УМК:
1) О. А. Бахчиева «Экономическая и социальная география мира». Учебник для 10 -11 класса М., «Вентана –Граф»
2) Контурные карты и Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс.
3) Мультимедийная обучающая программа: «Кирилл и Мефодий» -10 кл.
4) Учебные электронные издания по географии 6-10 класс
5) В урочной и внеурочной работе используются материалы из периодических изданий: Газеты «География», приложения к газете «Первое сентября» ,образовательные сайты из сети Интернет
6) В.В. Баранов «География –ЕГЭ» М -2012г.
Результаты освоения предмета географии и система оценки
Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. ответ самостоятельный;
5. наличие неточностей в изложении географического материала;
6. определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
8. наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
9. понимание основных географических взаимосвязей;
10. знание карты и умение ей пользоваться;
11. при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9. слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
11. знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
6. имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
• выполнил работу без ошибок и недочетов;
• допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
• не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
• или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
• не более двух грубых ошибок;
• или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
• или не более двух-трех негрубых ошибок;
• или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
• или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
• допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
• или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
• Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
• Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.