Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования: География 6-9 классы, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин; федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 №1089 (базовый уровень) с изменениями, внесенными Приказом Минобразования России от 05.03.2004 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №19, от 31.01.2012 №69; учебного плана Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Колесниковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза П.Е.Федорова».
При разработке рабочей программы использован учебно-методический комплект: А.И. Алексеева, В.В.Николина: География: Население и хозяйство России. 9 класс – М. : Просвещение, 2007г.
Цель программы:
Изучение географии России направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи:
Образовательные:
- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей
Воспитательные:
- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;
- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.
Развивающие:
- развитие интеллектуальных особенностей личности;
- различие способности личности справляться с различными задачами;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Валеологические:
- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;
- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;
- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;
- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.
Общая характеристика учебного предмета
География России. Население и хозяйство – общественная географическая наука. Курс географии построен с позиции единства географии, комплексные подходы к характеристике территории России. Как средство познания окружающего мира, география обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, география неразрывно связана со многими школьными предметами.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство» , из расчета 2-х учебных часов в неделю
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических и самостоятельных работ.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности.
Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся.
На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).
Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы.
Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.
Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5»
Правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности;
Соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов;
Самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности;
Аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4»
Правильный и полный отбор источников знаний.
Допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3»
Правильное использование основных источников знаний;
Допускаются неточности в формулировке выводов;
Неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2»
Неумение отбирать и использовать основные источники знаний;
Допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. МЕСТО РОССИИ В МИРЕ. (4 часа)
Место России в мире. Политико‑государственное устройство Российской Федерации.
Географическое положение и границы России.
Экономико‑ и транспортно‑географическое, геополитическое и эколого‑географическое положение России. ПР № 1. Определение особенностей ЭГП, ПГП России и направлений изменения ГП во времени и пространстве.
Государственная территория России.
Раздел 2. НАСЕЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (6 часов)
Исторические особенности заселения и освоения территории России.
Численность и естественный прирост населения. Демографическая ситуация
"Национальный состав населения. Разнообразие культурных миров. Пр.№ 2
Определение по картам и статистическим материалам крупнейших народов и особенностей их размещения"
Миграции населения
Городское и сельское население. Расселение населения. Урбанизация в России. Пр. № 3 "Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своего региона."
"Итоговый урок по теме «Население России»"
Раздел 3. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ (3 часа)
Что такое хозяйство страны.
Проблемы природно-ресурсной основы экономики России
Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России
Раздел 4. ВАЖНЕЙШИЕ МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ И ИХ ГЕОГРАФИЯ (24 часа)
Научный комплекс (1 час)
Научный комплекс
Машиностроительный комплекс (4 часа)
Роль, значение и проблемы развития машиностроения.
Факторы размещения отраслей машиностроения Пр. № 4 "Определение по картам закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностр-я."
География машиностроения
Военно-промышленный комплекс
Топливно-энергетический комплекс (3 часа)
Роль, значение и проблемы ТЭК
Топливная промышлен-ть. Проблемы топливной промышленности. Пр. № 5
"Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам".
Электроэнергетика России
Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества (7 часов) +1 час
Состав и значение комплексов
Металлургический комплекс
Черная металлургия Пр. № 6 "Составление характеристики одной из металл. баз по картам и статистическим материалам."
Цветная металлургия. Пр. № 7"Определение по картам главных факторов размещения металлургии меди и алюминия."
Химико-лесной комплекс.Химическая промышленноть.
Факторы размещения химических предприятий.Пр. № 8"Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам."
Лесная промышленноть
"Итоговый урок по теме «Межотраслевые комплексы» К.р." +1 час
Агропромышленный комплекс (3 часа)
Состав и значение АПК
Земледелие и животноводство. Пр. № 9 "Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства."
Пищевая и легкая промышленность
Инфраструктурный комплекс (5 часов)
Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта.
Железнодорожный и автомобильный транспорт
Водный и другие виды транспорта.
Связь. Сфера обслуживания.
"Итоговый урок по разделу «Межотраслевые комплексы» К.р."
Раздел 5. РЕГИОНЫ РОССИИ (25 часов)Районирование России.
Общественная география крупных регионов (1 час)
Западный макрорегион - Европейская Россия. Общая характеристика
Европейской России
Центральная Россия (6 часов)
Состав, историческое изменение географического положения. Общие проблемы
Население и главные черты хозяйства
Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион
Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы
Северо-Западный район. ПР № 10. "Сравнение ЭГП и планировки двух столиц: Москвы и С-Пб".
Центральная Россия
Европейский Север (3 часа)
Географическое положение, природные условия и ресурсы.
Население Европейского Севера
Хозяйство Европейского Севера.
Европейский Юг – Северный Кавказ (3 часа)
Географическое положение, природные условия и ресурсы.Тест: «Европейский Север»
Население Северного Кавказа.
Хозяйство Северного Кавказа
Поволжье (3 часа)
Поволжье: ЭГП, природные условия и ресурсы
Население Поволжья
Хозяйство Поволжья.
Урал (4 часа)
Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы
Население Урала
Хозяйство Урала. ПР.№11 "Оценка экологической ситуации в разных частях Урала".
Западный макрорегион. Тест.
Восточный макрорегион - Азиатская Россия (5 часов)
Общая характеристика. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики.
Западная Сибирь. ПР.№12 "Изучение и оценка ПУ Западно-Сибирского района для жизни и быта человека"
Восточная Сибирь
Дальний Восток
"Итоговый урок по разделу «Регионы России» К.р."
Раздел 6. ЭКОЛОГИЯ И ГЕОГРАФИЯ Тюменской области (6 часов)
ЭГП. НаселениеТюменской области
Экономика области
ТЭК.
Лесной комплекс. АПК.
Внешние связи округа. Экологические проблемы.
Обобщение и систематизация знаний за курс "География России. Население и хозяйство"
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | В том числе |
Контрольные работы, тестирования | Практические работы |
1. | Место России в мире. | 4 | - | 1 |
2. | Население Российской Федерациии. | 6 | 1 | 2 |
3. | Географические особенности экономики России. | 3 | - | - |
4. | Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. | 24 | 2 | 6 |
5. | Регионы России. | 25 | 1 | 3 |
6. | Экология и география Тюменской области | 6 | - | - |
Итого: | 68 | 4 | 12 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
УМК:
Учебник: Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 класс. М.: Дрофа, 2008г..
Географический атлас. 9 класс. - М.: Дрофа, 2007.
. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс. - М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
Баринова И.И. География России 8-9 кл.: Методическое пособие – М.: Дрофа, 1999.
География ХМАО: учебное пособие для 8-9 кл., М.: Экопрос, 1996.
Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения. – М.: АРКТИ, 1998.
Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 кл.: Методическое пособие. – СПб: «Паритет», 2001.
5. Интернет - ресурсы.
Литература для учащихся:
1. Асеева И.А. На уроке географии: Население и хозяйство России. – СПб: Просвещение, 2004
2. Большой географический атлас школьника. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2003.
3. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991.
4. География России: Энциклопедический словарь. – М.: «БРЭ», 1998.
5. Сподина В.И. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири. – Мегион, 1995.
6. Универсальная энциклопедия для юношества. Страны и народы. – М.: «Педагогика-Пресс», 2000.
7. Я познаю мир: Дет. энциклопедия: География. М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
Планируемые результаты изучения курса географии 9 класса
В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.