Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5-9 классы) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по географии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития. Значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого
характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» —центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию.
Главная цель курса —формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов —природы, населения и хозяйства.
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них 35 ч (в неделю: 1 ч) в 5 и 6 классах и по 70 ч (в неделю: 2 ч) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени общего образования предшествует курс «Окружающей мир», включающий определенные географические сведения. Данная программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающей мир» данный курс является пропедевтическим.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенности горных пород. Минеральные воды.
Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли наблюдение за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственная деятельность в сохранении и улучшении почв.
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно – антропогенные. Географическая оболочка – крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Календарные сроки 2015-2016 учебный год | №№ уроков | Тема (раздел) | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля/форма урока | Информационное сопровождение |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | УУД (личностные и метапредметные результаты) |
1 неделя (01.09.15-04.09.15) | 1 | Введение | Ориентирование в информационном поле УМК. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приемам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения. | Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов. Начать заполнение дневника наблюдений за погодой | Беседа. Работа с учебником и контурными картами. Викторина | Учебник. Атлас. Контурные карта. Тетрадь-тренажер |
| | Гидросфера – водная оболочка Земли (9 ч.) | | | | |
2 неделя (07.09.15-11.09.15) | 2 | Гидросфера | Понятие «гидросфера». Объём гидросферы, её части. Мировой круговорот воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли и человека. | Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснять значение круговорота воды для природы Земли. Описывать значение воды для жизни на планете | Комбинированный урок. | Учебник, стр. 82-83. Атлас, стр. 26-27. Тетрадь- тренажёр, стр. 4 (№ 1), стр. 6 (№ 1,2), стр. 17 (№2), Электронное приложение к учебнику |
3 неделя (14.09.15-18.09.15) | 3 | Мировой океан. | Океан и его части. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчивость по сезонам года. | Определять и описывать по карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей. Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана. Строить графики изменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты | Комбинированный урок. | Учебник, стр. 84-85. Атлас, стр. 26-29. Контурные карты, стр. 14-15 (№ 1), стр. 24-25 (№ 1). Тетрадь- тренажёр, стр. 4 (№3-5), стр. 7 (№ 3), стр. 9-11 (№ 1-6), стр. 17 (№1), стр. 18-19(№3,4). Электронное приложение к учебнику |
4 неделя (21.09.15-25.09.15) | 4 | Движения воды в Океане. Практическая работа по описанию вод Мирового океана на основе анализа карт. | Ветровые волны, цунами. Океанические течения. Приливы и отливы. Вертикальные движения вод. | Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения. | Урок-практикум | Учебник, стр. 86-87. Атлас, стр. 26-29. Контурные карты, стр. 14-15 (№ 2, 5). Тетрадь- тренажёр, стр. 4(№ 4), стр. 7 (№4), стр. 11 (№7,8), стр. 14 (№ 1). Электронное приложение к учебнику |
5 неделя (28.09.15-02.10.15) | 5 | Реки | Части реки. Речная система, бассейн реки, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек. | Определять и показывать по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт | Работа в группах. | Учебник, стр. 88-91. Атлас, стр. 8-11, стр. 26-27, стр. 30-31. Контурные карты, стр. 14-15 (№3), с. 24-25 (№2). Тетрадь- тренажёр, стр. 4-5 (№ 2, 6-10), стр. 7 (№5), стр. 12-13 (№9-13), стр. 15 (№3), стр. 99 (№5). Электронное приложение к учебнику. |
6 неделя (05.10.15-09.10.15) | 6 | Озёра и болота. | Озёра, их разнообразие. Водохранилища. Болота. | Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин. | Комбинированный урок. | Учебник, стр. 92-93. Атлас, стр. 8-11, стр. 30-31. Контурные карты, стр. 14-15 (№ 4). Тетрадь- тренажёр, стр. 5(№11 ,12), стр. 7 (№ 6), стр. 13-14 (№ 14-15), стр. 15 (№4), стр.19 (№6). Электронное приложение к учебнику |
7 неделя (12.10.15-16.10.15) | 7 | Подземные воды | Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод. | Анализировать модели (иллюстрации) «Подземные воды», Артезианские воды». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении, разных видов подземных вод и минеральных источников для человека | Урок-беседа | Учебник, стр. 94-95- Тетрадь- тренажёр, стр.6 (№13), стр.8 (№7);. Электронное приложение к учебнику |
8 неделя (19.10.15-23.10.15) | 8 | Ледники и многолетняя мерзлота | Горные и покровные ледники Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство. Оледенения. | Решать познавательные задачи по выявлению закономерностей распространения ледников и мерзлоты. Описывать географическое положение областей оледенения. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты | Комбинированный урок. | Учебник, стр. 96-97; Атлас, стр. 8-9, стр. 26-27; Тетрадь- тренажёр, стр. 6 (№ 14), стр.8 (№8), стр. 15 (№ 2); Электронное приложение к учебнику |
9 неделя (26.10.15-30.10.15) | 9 | Человек и гидросфера.Практическая работа «Описание реки своей местности» | Объёмы потребления пресной воды. Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества вод. | Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними | Урок-практикум | Учебник, стр. 98-99; Тетрадь-тренажёр, с, 16 (№ 5-6); Электронное приложение к учебнику. |
10 неделя (09.11.15-13.11.15) | 10 | Обобщающий урок по теме «Гидросфера — водная оболочка Земли» | | Выполнение вариантов контрольной работы. | Контрольная работа | Атлас, стр. 8-9, стр. 26-31; Электронное приложение к учебнику |
| | Атмосфера—воздушная оболочка Земли (10 ч) | | | | |
11 неделя (16.11.15-20.11.15) | 11 | Атмосфера | Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера,стратосфера,верхние слои атмосферы, ионосфера). Значение атмосферы. | Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Объяснять значение атмосферы. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера — «кухня погоды». | Комбинированный урок. | Учебник, стр.102-103. Атлас, стр. 32; Тетрадь-тренажёр, стр. 20 (№ 1); Электронное приложение к учебнику |
12 неделя (23.11.15-27.11.15) | 12 | Температура воздуха. Практическая работа «Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды». | Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект. | Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур. Анализировать графики годового хода температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей на основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей. Выявлять изменение температур по широте на основе анализа карт. | Урок практикум | Учебник, стр. 104-105. Атлас стр. 32-35. Тетрадь- тренажёр, стр. 20 (№ 2-4), стр. 26 (№ 5), стр. 33 (№1,2), стр.34 (№8). Электронное приложение к учебнику |
13 неделя (30.11.15-04.12.15) | 13 | Влажность воздуха. Облака. | Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Туман. Облака, облачность. Виды облаков. | Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность. | Работа в парах. | Учебник, стр. 106-107. Атлас, стр. 32-33; Тетрадь- тренажёр, стр. 60 (№ 5-6), стр. 22 (№ 1), стр. 28(№2),стр33-34 (№3-6). Электронное приложение к учебнику |
14 неделя (07.12.15-11.12.15) | 14 | Атмосферные осадки | Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах. | Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах. | Индивидуальная работа. | Учебник, стр. 108-109. Атлас, стр. 32-33, стр. 35; Тетрадь- тренажёр, стр.21 (№7),стр.26(№5),стр.28 (№ 1), стр. 29 (№ 3), стр, 34 (№ 7). Электронное приложение к учебнику |
15 неделя (14.12.15-18.12.15) | 15 | Атмосферное давление | Понятие «атмосферное давление». Измерение атмосферного давления: барометр, единицы измерения. Причины изменения давления. Географические особенности распределения давления. | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте. Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определять способы отображения величины атмосферного давления на картах. | Комбинированный урок. | Учебник, стр. 110. Атлас, стр. 32-33; Тетрадь-тренажёр, стр. 21 (№ 8), стр.30 (№ 7), стр. 35 (№ 9); Электронное приложение к учебнику |
16 неделя (21.12.15-25.12.15) | 16 | Ветер. Практическая работа по вычерчиванию розы ветров. | Ветры: образование, характеристики (направление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Значение ветров. Ветряной двигатель | Определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра). Определять направление ветров по картам. Строить розу ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды). Объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направления ветров. | Урок практикум | Учебник, стр. 111-113. Атлас, стр. 33. Тетрадь- тренажёр, стр. 1 (№9-10), стр. 29 (№ 4-5), стр. 30 (№6,8), стр. 36 (№ 11). Электронное приложение к учебнику |
17 неделя (11.01.16-15.01.16) | 17 | Погода. | Погода и её элементы. Причины изменения погоды. Прогнозы погоды, синоптические карты. Получение информации для прогноза погоды. | Определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды. Характеризовать текущую погоду. Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах. Овладевать чтением карты погоды, описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Описывать погоду | Работа в группах. | Учебник, стр. 114-115; Атлас, стр. 32-33; Тетрадь- тренажёр, стр. 21 (№11), стр.2 (№ 4), стр. 24 (№1), стр.25 (№2), стр. 36 (№11); Электронное приложение к учебнику |
18 неделя (18.01.16-21.01.16) | 18 | Климат | Понятие о климате и его показателях. Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы. | Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата. Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм. Овладевать чтением климатических карт, характеризуя климатические показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте. Сопоставлять карты поясов освещённости и климатических поясов, делать выводы | Комбинированный урок. | Учебник, стр. 116-117; Атлас, стр. 32-35; Тетрадь- тренажёр, стр. 22 (№12-13), стр. 25 (№ 3), стр. 26 (№ 4,6), стр. 35 (№ 10), стр. 37 (№12). Электронное приложение к учебнику |
19 неделя (25.01.16-29.01.16) | 19 | Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера | Явления в атмосфере, связанные с отражением солнечного света и с электричеством (полярное сияние, молния). Опасные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воздействия на атмосферу. | Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об оптических и неблагоприятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека. Составлять таблицу (схему) «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу». | Урок обобщения и систематизации знаний | Учебник, стр. 118-121; Атлас, стр. 32-35; Тетрадь-тренажёр, стр. 22 (№2,3), стр. 23 (№5), стр. 24 (№ 6); Электронное приложение к учебнику |
20 неделя (01.02.16-05.02.16) | 20 | Обобщающий урок по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли». | | Выполнение вариантов контрольной работы. | Контрольная работа | Атлас, стр. 32-35 |
| | Биосфера — оболочка жизни (5 ч) | | | | |
21 неделя (08.02.16-12.02.16) | 21 | Биосфера. | Понятие «биосфера». В.И. Вернадский - создатель учения о биосфере Границы современной биосферы Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах - реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше и в Мировом океане. | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Обосновывать проведение границ биосферы. Описывать сферу распространения живых организмов. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере. | Комбинированный урок. | Учебник, стр 124-124. Атлас, стр. 36-39. Тетрадь- тренажер, стр.38 (№1-4), стр. 40 (№1,2), стр. 48 (№1). Электронное приложение к уроку |
22 неделя (15.02.16-19.02.16) | 22 | Жизнь в Океане и на суше. | Факторы воздействия на распространение живых организмов в океане х и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа. | Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей. | Работа в группах. | Учебник, стр. 126-127. Атлас, стр. 36-39. Тетрадь- тренажёр, стр. 38 (№5), стр. 39 (№7-9), стр. 40 (№3), стр.41(№ 1,4), стр. 42 (№-4), стр. 44-45 (№1-3), стр.46 (№5). Электронное приложение к учебнику. |
23 неделя (22.02.16-26.02.16) | 23 | Значение биосферы. | Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека. | Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ. Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ. Обосновывать конкретными примерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек. | Урок-дискуссия | Учебник, стр. 128-129. Атлас, стр. 36-39; Тетрадь-тренажёр, стр. 39 (№10), стр. 47(№8), стр. 48 (№3). Электронное приложение к учебнику |
24 неделя (29.02.16-04.03.16) | 24 | Человек — часть биосферы | Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека. | Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас. Анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира (региона, страны). Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и их расовой принадлежностью, распространением рас и размещением населения на планете. Объяснять роль биосферы в жизни человека | Комбинированный урок. | Учебник, стр. 130-131. Атлас, стр. 42-47. Тетрадь- тренажёр, стр. 39-40 (№11-14), стр. 43 (№ 6,7), стр. 44 (№ 8), стр. 45 (№ 4), стр. 46 (№6), стр. 47 (№ 7), стр.48 (№2), стр.49 (№5). Электронное приложение к учебнику |
25 неделя (07.03.16-11.03.16) | 25 | Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфера -оболочка жизни». | Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные экологические проблемы и охрана биосферы. Охраняемые природные территории. Всемирное природное наследие. | Выполнение вариантов контрольной работы. | Контрольная работа. | Атлас, стр. 36-39, 42-47 |
| | Географическая оболочка-самый крупный природный комплекс (8 ч) | | | | |
26 неделя (14.03.16-18.03.16) | 26 | Географическая оболочка. | Понятие «географическая оболочка». Строение, границы, этапы формирования оболочки. Свойства географической оболочки: целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность. | Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявлений широтной зональности. Выявлять на конкретных примерах причинно-следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке. Анализировать тематические карты для доказательства существования широтной зональности. | Комбинированный урок. | Учебник, стр. 136-137. Атлас, стр. 36-39. Тетрадь-тренажёр, стр. 50 (№ 1), стр. 52 (.№ 1), стр. 58 (№ 1). Электронное приложение к учебнику. |
27неделя (21.03.16-25.03.16) | 27 | Природные комплексы. | Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Размеры природных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы. | Анализировать схемы для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики. Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов | Интегрированный урок. | Учебник, стр. 138-139. Атлас, стр. 34-37. Контурные карты, стр.18-19 (№ 1-2). Тетрадь-тренажёр, стр. 50 (№ 2-4), стр. 55 (№1), стр. 56 ( № 2), стр. 59 (№ 2), стр. 63 (№3). Электронное приложение к учебнику. |
28 неделя (04.04.16-08.04.16) | 28 | Почва | Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация. | Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнивать по иллюстрациям (моделям) строение профиля подзолистой почвы и чернозёма. Сопоставлять карты почв и природных зон, устанавливать соответствие между основными типами почв и природными зонами. | Комбинированный урок. | Учебник, стр. 140-141. Атлас, стр. 40-41, 36-37. Тетрадь- тренажёр, стр. 50 (№ 5-7), стр. 56 (№ 3), стр.57 (№ 4-6), стр. 60 (№3,4), стр. 62 (№1). Электронное приложение к учебнику. |
29 неделя (11.04.16-15.04.16) | 29 | Ледяные пустыни и тундры. | Арктические и антарктические пустыни, тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир. | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать и описывать их. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира. Находить информацию (в Интерне- те и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации органического мира и человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне | Работа в группах. | Учебник, стр. 142-143. Атлас, стр. 36-37, 40-41; Тетрадь-тренажёр, стр. 50 (№ 8), стр. 53 (№ 3). Электронное приложение к учебнику. |
30 неделя (18.04.16-22.04.16) | 30 | Леса. | Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей. | Работа в группах. | Учебник, стр. 144-147. Атлас, стр. 36-37, стр. 40-41. Тетрадь- тренажёр, стр. 51 (№ 9), стр. 53 (№ 2,3), стр. 61 (№ 5), стр. 62 (№2). Электронное приложение к учебнику. |
31 неделя (25.04.16-29.04.16) | 31 | Степи и саванны. Засушливые области планеты | Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей. | Работа в группах. | Учебник, стр. 148-151. Атлас, стр. 36-37, 40-41. Тетрадь-тренажёр, стрр. 51 (№ 10-12), стр. 53 (№ 3), стр.61 (№ 3). Контурные карты, стр. 18-19 (№ 3-4). Электронное приложение к учебнику |
32 неделя (02.05.16-06.05.16) | 32 | Природные комплексы Мирового океана. | Широтные зоны Мирового океана. Вертикальные зоны океанов. | Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов. Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в Мировом океане. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека. | Комбинированный урок. | Учебник, стр. 152-153. Атлас, стр. 26-29, 38-39. Тетрадь-тренажёр, стр. 52 (№13). Электронное приложение к учебнику |
33 неделя (10.05.16-13.05.16) | 33 | Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие. Практическая работа. «Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия»» | Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. География объектов Всемирного наследия. Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Культурное наследие. | Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества. Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества. | Урок-практикум | Учебник, стр. 154-157; Атлас, стр. 48-49; Контурные карты, стр. 24-25 (№ 5) Тетрадь- тренажер, стр. 52 (№14), стр. 54 (№4), стр. 58 (№7), стр. 62 (№7). |
34 неделя (16.05.16- 20.05.16) | 34 | Обобщающий урок по теме «Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс». | | Выполнение вариантов контрольной работы | Контрольная работа. | Атлас, стр. 36-43, 48-49. Электронное приложение к учебнику. |
35 неделя (23.05.16-27.05.16) | 35 | Резерв времени. Повторение | | Выполнение творческих работ. | Творческие работы | |
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим в каждой школе, а его оснащение должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта.
Основа кабинета рабочие места для учащихся и учителя.
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, направления и скорости течения водных потоков;
• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Протокол методического объединения Заместитель директора по УВР_______________(Расшифровка подписи)
№00 от 00.00.0000.