kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование 5 класс по ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Рабочая программа курса географии 5 класса «введение в географию» составлена на основе программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется  учебник «введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов  Е.М.Домогацких,

 Э.Л. Введенского,А.А. Плешакова. — м.: ООО русское слово— учебник, 2012.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «окружающий мир» начальной ступени обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«календарно-тематическое планирование 5 класс по ФГОС »

I. Пояснительная записка

Рабочая программа курса географии 5 класса «введение в географию» составлена на основе программы Е.М. Домогацких, который подготовил ее в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования. В данном курсе используется учебник «введение в географию» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов Е.М.Домогацких,

Э.Л. Введенского,А.А. Плешакова. — м.: ООО русское слово— учебник, 2012.

Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

  • Ознакомление учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • Формирование географической культуры личности и обучение географическому языку;

  • Формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего географические карты;

  • Сформировать знания о земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • Формирование правильных пространственных представлений о природных системах земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.



Общая характеристика учебного курса

Материал курса сгруппирован в пять разделов. Первый тематический раздел «наука география»(2 часа) знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о методах географических исследований.

Материал второго раздела — «земля и ее изображения» (5 часов)— не только сообщает учащимся об основных этапах становления знаний о форме и размерах земли, а также о способах ее изображения, но и носит пропедевтический характер по отношению к последующим курсам географии.

Третий раздел «история географических исследований» (12часов) знакомит учащихся с историей изучения и освоения земли. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор всех географических открытий. Целью раздела является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания и вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении раздела реализуются межпредметные связи с историей.

Четвертый раздел учебника «природа земли» (2 часа) знакомит учащихся с оболочками нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой.

Пятый раздел «путешествие по планете земля» (10 часов) призван первично познакомить учащихся с особенностями природы материков и океанов.

Особая роль курса географии 5 класса заключается в формировании первичных представлений о географии как динамично развивающейся науке, являющейся основой рационального взаимодействия человека и окружающей среды.

Место учебного курса в учебном плане



Согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в 5-х классах на изучение географии отводится 35 часов, по программе е.м. Домогацких, на изучение географии в 5 классе отводится 31 час.. Так как курс обучения учащихся 5 класса состоит из 35 недель, то согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования в данную рабочую программу добавлено 4 часа. Проведены изменения по количеству часов по темам: добавлено по одному часу «история географических исследований» (13часов), «природа земли» (3 часа), с целью расширения знаний по темам. 2 часа отведены на обобщающий контроль и итоговый урок.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса

Личностные результаты:

  • Овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

  • Формирование поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты:

  • Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Выявлять причинно-следственные связи;

  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений;



Предметные результаты:

  • Формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;

  • Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности земли как планеты людей в пространстве и во времени;

  • Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

  • Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков»международного общения;

  • Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • Уметь составлять схему наук о природе;

  • Уметь составлять описание учебного кабинета географии;

  • Уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;

  • Уметь организовывать наблюдение за погодой;

  • Уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;

  • Уметь составлять план кабинета географии;

  • Уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;

  • Уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;

  • Уметь составлять сводную таблицу «имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;

  • Уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;

  • Уметь обозначать на контурной карте материки и океаны земли;

  • Уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.



Система оценки планируемых результатов

1. Что оцениваем? Оцениваем результаты  предметные, метапредметные и личностные.

Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

2. Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)

1. Какова была цель задания (задачи)?

2. Удалось получить результат (решение, ответ)?

3. Правильно или с ошибкой?

4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

3. Сколько ставить отметок? По числу решённых задач.

За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

4. Когда ставить отметки? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

5. По каким критериям оценивать? По признакам трёх уровней успешности.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

Либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «ученик может научиться» примерной программы);

Либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (необязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

6. Как определять итоговые оценки?

Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

Итоговая оценка за год– на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов

















































II. Учебно-Тематический План

Раздела

Название раздела

Количество часов

Педагогические средства контроля обучающихся

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Тестирование

1

Наука география

2

-

-


2

Земля и её изображение

5

5



3

. История географических открытий

13

2

-


4

Природа земли

3

1



5

Путешествие по планете земля

10

1



Всего


33

9

































III. Содержание тем учебного курса



Тема 1. Наука география (2 часа)

Содержание темы:

География как наука. Предмет географии. Методы географических исследований: описательный, картографический. Космические методы. Источники географических знаний.

Учебные понятия:

География, наука, метод, описательный метод, картографический метод, космический метод, источник географических знаний, картография.

Персоналии:

Эратосфен, генри стенли.

Основные образовательные идеи:

  • География — древняя наука, которая остается актуальной и сейчас, поскольку она изучает законы взаимоотношения человека и природы.

  • География располагает большим количеством разнообразных научно-исследовательских методов.



Метапредметные умения:

  • Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Выявлять причинно-следственные связи;

  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • Выслушивать и объективно оценивать другого;

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.



Практические работы:

  • Составление схемы наук о природе.

  • Составление описания учебного кабинета географии.

  • Составление перечня источников географической информации, используемых на уроках.

  • Организация наблюдений за погодой.



Тема 2. Земля и её изображение (5 часов)

Содержание темы:

Первые представления о форме земли. Доказательства шарообразности земли. Опыт эратосфена. Форма, размеры и движение земли. Глобус — модель земного шара. Географическая карта и план местности. Физическая карта мира. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Компас. Ориентирование на местности.

Учебные понятия:

Плоскость, шар, окружность земного шара, эллипсоид, полярный радиус, экваториальный радиус, суточное (осевое) движение земли, годовое (орбитальное) движение земли, глобус, модель, географическая карта, физическая карта, топографическая карта, план местности, аэрофотоснимок, космический снимок, ориентирование, стороны горизонта, компас, румбы, сутки, год, високосный год, полюс, экватор.

Персоналии:

Пифагор, аристотель, исаак ньютон.

Основные образовательные идеи:

  • Представления об истинных форме и размерах земли складывались в течение долгого времени.

  • Форма и движение земли во многом определяют особенности ее природы.

  • Картографические изображения земной поверхности – величайшие изобретения человечества.



Метапредметные умения:

  • Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Выявлять причинно-следственные связи;

  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • Выслушивать и объективно оценивать другого;

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.



Элементы содержания, проверяемые егэ:

  • Сравнение свойств географической карты и плана местности;

  • Определение направлений на плане и карте.



Практические работы:

  1. Составление сравнительной характеристики разных способов изображения земной поверхности.

  2. Составление плана кабинета географии.

  3. Определение с помощью компаса сторон горизонта.

  4. Составление схемы наук о природе

  5. Организация наблюдений за погодой



Тема 3. История географических открытий (13 часов)

Содержание темы:

Путешествия первобытного человека. Экспедиция тура хейердала на «кон-тики». Плаванияфиникийцев вокруг африки. География древней греции. Путешествие пифея. Географические открытия викингов. Путешествие марко поло. Хождение за три моря. Жизнь деятельность христофора колумба. Первое кругосветное плавание. Поиски неизвестной южной земли. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке азии. Русские кругосветные экспедиции. Открытие антарктиды.

Учебные понятия: путешествие, экспедиция, викинги, норманны, варяги, морской путь, эпоха великих географических открытий, часть света, кругосветное плавание, неизвестная южная земля, казаки, айсберг.

Персоналии:

Тур хейердал, нехо, геродот, пифей, эрик рауди (рыжий), лейв счастливый, марко поло, рустичано, хубилай, афанасий никитин, генрих мореплаватель, бартоломеу диаш, васко да гама, христофор колумб, изабелла кастильская, америго веспуччи, фернан магеллан, хуан себастьян элькано, луис де торрес, абель тасман, джеймс кук, семён дежнёв, витус беринг, алексей ильич чириков, иван федорович крузенштерн, юрий федорович лисянский, фаддей фаддеевич беллинсгаузен, михаил петрович лазарев.

Основные образовательные идеи:

  • Изучение поверхности земли — результат героических усилий многих поколений людей.

Метапредметные умения:

  • Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Выявлять причинно-следственные связи;

  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • Выслушивать и объективно оценивать другого;

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые егэ:

  • Результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов.

  2. Составление сводной таблицы «имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».

Тема 4. Природа земли (3 часа)

Содержание темы:

Что такое природа. Природные объекты. Географическая оболочка земли и ее части: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

Учебные понятия:

Природа, объекты природы, литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, географическая оболочка.

Основные образовательные идеи:

  • Природа земли — сложное сочетание разнообразных природных объектов.

  • Природные оболочки взаимосвязаны и образуют географическую оболочку или природу земли.



Метапредметные умения:

  • Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Выявлять причинно-следственные связи;

  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • Выслушивать и объективно оценивать другого;

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Элементы содержания, проверяемые егэ

  • Понятие о географической оболочке земли;

  • Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам.

Практические работы:

  1. Организация фенологических наблюдений в природе.


Тема 5. Путешествие по планете земля (10 часов)

Содержание темы:

Мировой океан и его части. Характеристика океанов. Моря и их виды. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Значение мирового океана для природы и человека. Особенности природы и населения материков земли.

Учебные понятия:

Мировой океан, море, залив, пролив, окраинное, внутреннее и межостровное море, волна, течение, условия обитания, среда обитания, живой мир, нефть, газ, каменный уголь, руды, тундра, степь, землетрясение, водопад, планктон, ледник, научно-исследовательская станция.

Основные образовательные идеи:

  • Мировой океан играет огромную роль в формировании природы земли.

  • Природа каждого материка уникальна.

Метапредметные умения:

  • Ставить учебную задачу под руководством  учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Выявлять причинно-следственные связи;

  • Определять критерии для сравнения фактов, явлений;

  • Выслушивать и объективно оценивать другого;

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.



Элементы содержания, проверяемые егэ

  • Географические особенности природы материков и океанов.


Практические работы:

  1. Обозначение на контурной карте материков и океанов земли.

  2. Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка.







IV. Требования к уровню подготовки (обученности) учащихся



Учащиеся должны:

1. Называть и показывать:

  • Форму и размеры земли;

  • Полюса, экватор;

  • Части мирового океана;

  • Виды движения воды в океане;

  • Материки и океаны земли;

  • Географические объекты, предусмотренные программой;

  • Маршруты географических исследований и путешествий.

2. Приводить примеры:

  • Различных видов морей;

  • Различия природы материков.

3. Определять:

  • Стороны горизонта на местности (ориентироваться);

  • Специфику природы материков и океанов по географической карте;

  • Направления по сторонам горизонта с помощью компаса.

4. Описывать географические объекты.

5. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.



























V. Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Умк (Программа По Географии Автора Е.М. Домогацких, Учебник Для 5 Класса «Введение В Географию» - Авторы Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков).

  2. Примерные Программы По Учебным Предметам. География 5 – 9 Классы.

  3. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования.

  4. Проектная Деятельность Школьников. Автор К.Н. Поливанова.

  5. Примерные Программы Внеурочной Деятельности. Начальное И Основное Образование.

.Мультимедиа-Проектор.

  1. Интерактивная Доска.

  2. Коллекция Медиаресурсов.

  3. Выход В Интернет.

  4. Учебная Геоинформационная Система.

  5. Справочно-Информационная И Научно-Популярная Литература.

  6. Глобус Большой.

  7. Глобусы Лабораторные.

  8. Теллурий.

  9. Физическая Карта Полушарий.

  10. Физические Карты Материков: Африки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

  11. Карта Великих Географических Открытий.

  12. Карта Мирового Океана.

  13. Компасы.

  14. Календарь Погоды.





























VI. Список Литературы (Основной И Дополнительной)

Атлас Географических Открытий. – М.: Бммао, 1998

  1. Бахчиева, О.А. Начальный Курс Географии. 6 Кл.: Методическое Пособие К Учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный Курс Географии. 6 Класс» / О.А., Бахчиева. – 2-Е Изд., Стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 183 С.

  2. Большой Географический Атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.

  3. Вулканы. – М.:Аст-Пресс, 2000.

  4. Географы И Путешественники. – М.: Рипол-Классик. 2001.

  5. Детская Энциклопедия. Наша Планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.

  6. Дятлева, Г.В. Чудеса Природы. – М.: Терра- Книжный Клуб, 1998.

  7. Катастрофы Природы. – М.: Росмэн, 1999.

  8. Погода И Климат. М.: Терра- Книжный Клуб, 1998.

  9. Энциклопедия Для Детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.

  10. Энциклопедия Для Детей: География. – М.: Аванта+, 2000.

  11. Энциклопедия Для Детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.

  12. Энциклопедия «Что Есть Что?» – М.: Слово, 2001.

  13. Энциклопедия Для Детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.

  14. Я Иду На Урок Географии. История Географических Открытий: Книга Для Учителя. – М.: Издательство «Первое Сентября», 2002.


Интернет-Ресурсы

Http: //www.gao.spb.ru/russian

Http: //www.fmm.ru

Http: //www.mchs.gov.ru

Http: //www.national-geographic.ru

Http: //www.nature.com

Http: //www.ocean.ru

Http: //www.pogoda.ru

Http: //www.sgm.ru/rus

Http: //www.unknowplanet.ru



18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
календарно-тематическое планирование 5 класс по ФГОС

Автор: Гринина Ольга Юрьевна

Дата: 12.02.2015

Номер свидетельства: 171843

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "КалендарноТематическое Планирование по географии для 5 класса"
    ["seo_title"] => string(63) "kalendarnotematicheskoe_planirovanie_po_geografii_dlia_5_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "560654"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1603192447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства