Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (5-9 классы) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по географии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Вклад географии в достижение целей основного общего образования
Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития. Значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого
характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» —центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию.
Главная цель курса —формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности, на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов —природы, населения и хозяйства.
Место географии в учебном плане
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них 35 ч (в неделю: 1 ч) в 5 и 6 классах и по 70 ч (в неделю: 2 ч) в 7, 8 и 9 классах.
В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени общего образования предшествует курс «Окружающей мир», включающий определенные географические сведения. Данная программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающей мир» данный курс является пропедевтическим.
Результаты обучения географии
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Содержание учебного курса
География Земли
Раздел 1. Источники географической информации.
Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия.
Современный этап научных географических исследований.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.
Географическая карта – особый источник информации. Отличие карты от плана. Легенда карты. Градусная сетка.
Ориентирование и измерение расстояния на карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Раздел 2. Природа Земли и человек.
Земля – планета Солнечной системы. Земля – планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и на жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, ее строение под материками и океанами.
Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясения и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различие гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Календарно-тематическое планирование уроков по географии 2015-2016 уч.г.
Класс: 5
Количество часов в неделю - 1; за год - 35;
Учебник: А.А. Лобжанидзе, «География. Планета Земля. 5-6 кл.» М., Просвещение, серия «Сферы».2011г
Календарные сроки
№№ уроков
Тема
(раздел)
Планируемые результаты
Возможные виды деятельности учащихся/возможные формы контроля/форма урока
Информационное сопровождение
Освоение предметных знаний (базовые понятия)
УУД (личностные и метапредметные результаты)
2015-2016 учебный год
Введение (2 часа)
1 неделя
(01.09.15-04.09.15)
1
География: древняя и современная наука
Зарождение науки о земле. Система географических наук.
Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять понятие «география».
Беседа. Работа с учебником и контурными картами.
Викторина
Учебник стр.5-9
Электронное приложение к учебнику.Атлас, конт.карты
2 неделя
(07.09.15-11.09.15)
2
География в современном мире
Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией
Зачем человеку нужна география
Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Различать природные и антропогенные географические объекты.
Комбинированный урок
Учебник стр.10-11
Атлас стр.2,22,28,32.
Электронное приложение к учебнику.
Развитие географических знаний о Земле (8 ч)
3 неделя
(14.09.15-18.09.15)
3
География в древности
Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия.
Показывать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока
Фронтальный опрос и индивидуальная работа
Учебник стр. 14-15
Атлас стр.12-13
Электронное приложение к учебнику.
4 неделя
(21.09.15-25.09.15)
4
Географические знания в древней Европе
Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.
Показывать по картам территории древних государств Европы. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме
Работа в парах.
Учебник стр. 16-17
Атлас стр. 12-13
Тетрадь-тренажер стр.14 №1
Электронное приложение к учебнику.
5 неделя
(28.09.15-02.10.15)
5
География в эпоху Средневековья; Азия, Европа
Арабский Восток. Путешествия арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А. Никитина. Викинги. Путешествия Марко Поло. Португальские мореплаватели.
Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло.
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение открытий А. Никитина, путешествий Марко Поло и его книги
Индивидуальная работа с картой.
Учебник стр. 18-21. Атлас стр.12-13
Тетрадь-тренажер стр. 14 № 2,
Стр. 22 № 1
Электронное приложение к учебнику.
6 неделя
(05.10.15-09.10.15)
6
Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий
Причины наступления эпохи ВГО. Путешествие Х.Колумба, значение открытия Нового Света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Значение ВГО.
Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий.
Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий.
Дискуссия.
Групповая форма
Учебник стр. 22-25
Атлас стр.12-13
Тетрадь-тренажер стр.14-15 № 4-№ 6,
стр. 16 №1, стр.18 №4
стр.20 №1
стр.23 №2
Электронное приложение к учебнику
7 неделя
(12.10.15-16.10.15)
7
Эпоха Великих географических открытий Практическая работа по составлению презентации о великих путешественниках.
ВГО.
Приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации по заданной теме
Урок-практикум.
Атлас стр. 12-13
Электронное приложение к учебнику
8 неделя
(19.10.15-23.10.15)
8
Открытие Австралии и Антарктиды
Открытие и исследования Австралии (А.Тасман, Дж.Кук). Открытие и исследование Антарктиды. Первое русское кругосветное путешествие. Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского
Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского.
Наносить маршруты путешествий на контурную карту.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания
Урок систематизации знаний и обобщения.
Учебник стр. 26-27
Атлас стр. 12-13
Тетрадь-тренажер стр.15 №9,№10. Стр.17№3
Электронное приложение к учебнику
9 неделя
(26.10.15-30.10.15)
9
Современные географические исследования.Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»
Исследование полярных областей Земли.
Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты.
Контрольная работа.
Атлас стр.12-13,стр.2-3,стр.22-23
Электронное приложение к учебнику
Изображения земной поверхности и их использование (12ч)
10 неделя
(09.11.15-13.11.15)
10
Изображения земной поверхности
Наука о создании карт. Глобус как объемная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки.
Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.
Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.
Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты.Анализировать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике.
Урок-дискуссия.
Учебник стр. 32-33.
Тетрадь-тренажер стр. 4 №1-№3
Стр. 9 №1
Стр. 10 №3
Электронное приложение к учебнику
11 неделя
(16.11.15-20.11.15)
11
Масштаб
Что показывает масштаб. Виды записи масштаба (численный, именованный, линейный). Линейный масштаб и его использование. Определение с помощью линейного масштаба расстояний, деятельности изображения местности от масштаба.
Определять по топографическойкарте (или плану местности) расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.
Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.
Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные.
Распознавать условные знаки планов местности и карт.
Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи.
Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты.Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков
Работа в парах
Учебник стр. 36-37
Атлас стр. 2-3
Контурные карты стр. 3 №-№5.
Электронное приложение к учебнику
13 неделя
(30.11.15-04.12.15)
13
Способы изображения неровностей земной поверхности
Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин.
Показывать на картах и планах местности, выпуклые и вогнутые формы рельефа.
Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин.
Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины.
Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга
Основные и промежуточные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас и стороны горизонта. Ориентирование компаса. Понятие «азимут». Измерение углов с помощью транспортира.
Определять по компасу направления на стороны горизонта.
Определять углы с помощью транспортира
Индивидуальная работа.
Учебник стр.40-41
Тетрадь-тренажер стр.5№ 9.
Электронное приложение к учебнику
15 неделя
(14.12.15-18.12.15)
15
Съёмка местности.
Практическая работа по ориентированию и определению азимутов на местности и плане.
Глазомерная съемка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Определение азимутов на плане.
Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов.
Ориентироваться по плану местности и на плане(топографической карте).
Определять стороны горизонта на плане
Урок-практикум.
Учебник стр. 42-43.
Атлас стр.2-3
Тетрадь-тренажер стр. 5 №10, стр.6 №2, стр.7 №1.
Электронное приложение к учебнику
16 неделя
(21.12.15-25.12.15)
16
Составление плана местности.
Практическая работа по проведению полярной съёмки местности.
Полярная съемка местности.
Использовать оборудование для глазомерной съёмки.
Составлять простейший план небольшого участка местности.
Урок-практикум.
Учебник стр.44-45
17 неделя
(11.01.16-15.01.16)
17
Географические карты.
Отличия карты от плана. Виды карт. Способы изображения на картах. Искажения на картах.
Читать карты различных видов на основе анализа легенды.
Определять зависимость подробности карты от её масштаба.Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты.
Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов
Групповая работа
Учебник стр. 46-47
Атлас стр. 6-9,12-13,26-27,29,33,
44-45.
Тетрадь-тренажер стр. 38-39 №5-№6.
Электронное приложение к учебнику
18 неделя
(18.01.16-21.01.16)
18
Параллели и меридианы
Понятия «параллели» и
«меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек.
Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.
Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы.
Определять по картам стороны горизонта и направления движения,объяснять назначение сетки параллелей и меридианов.
Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение.
Комбинированный урок.
Учебник стр. 52-53
21 неделя
(08.02.16-12.02.16)
21
Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование».
Выполнение вариантов контрольной работы.
Контрольная работа.
Атлас.
Электронное приложение к учебнику.
Земля- планета Солнечной системы (5 ч)
22 неделя
(15.02.16-19.02.16)
22
Земля в Солнечной системе.
Состав Солнечной системы. Система «Земля-Луна». Уникальность планеты Земля. Географические следствия формы и размеров Земли.
Анализировать иллюстративно- справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Составлять «космический адрес» планеты Земля. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».
Находить информацию (в Интерне те и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности».
Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса.
Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов.
Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры и метеориты. Кометы, их особенности.
Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями.
Находить дополнительные сведения о процессах и явлениях,вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства.
Дискуссия.
Учебник стр.62-63, Атлас стр.14-15.
Тетрадь-тренажер стр. 25 №12, стр. 26 №5
Электронное приложение к учебнику
26 неделя
(14.03.16-18.03.16)
26
Обобщающий урок по теме «Земля — планета Солнечной системы»
Выполнение вариантов контрольной работы.
Контрольная работа.
Атлас стр.14-17
Литосфера- каменная оболочка Земли (8 ч)
27-28 неделя
(21.03.16-08.04.16)
27-28
Строение Земли. Горные породы.
Практическая работа по определению горных пород по их свойствам.
Оболочечное строение планеты-ядро, мантия и земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классификация горных пород по происхождению. Образование магматических, осадочных, метаморфических пород, их свойства. Полезные ископаемые.
Описывать модель строения Земли.
Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнивать оболочки между собой.
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.
Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам.
Анализировать схему преобразования горных пород.
Урок-практикум
Учебник стр.66-67, Атлас стр.20-21, 24-25.
Электронное приложение к учебнику
29 неделя
(11.04.16-15.04.16)
29
Земная кора и литосфера.
Строение континентальной и океанической коры. Литосфера, ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты.
Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы.
Сравнивать океанический и континентальный типы земной коры. Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит, выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит.
Комбинированный урок.
Учебник стр.68-69.
Атлас стр.20-21
Тетрадь-тренажер стр.34 №3, стр.36 31.
Электронное приложение к учебнику.
30 неделя
(18.04.16-22.04.16)
30
Рельеф Земли
Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа.
Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты.
Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна Океана и показывать их. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океанов с границами литосферных плит. Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.
Образование гор. Вулканизм и землетрясения, их последствия.
Выявлять при сопоставлении географических карт закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли.
Наносить на контурную карту вулканы, пояса землетрясений.
Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа
Выветривание, его зависимость от условий природной среды. Разрушительная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф.
Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду.
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о влиянии оврагов на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с их образованием.
Фронтальный опрос.
Учебник стр. 74-77. Атлас стр. 8-9.
Тетрадь-тренажер стр.36 №11, стр. 37 №3.
Электронное приложение к учебнику.
34 неделя
(16.05.16-20.05.16)
34
Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера — каменная оболочка Земли»
Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Полезные ископаемые. Охрана литосферы
Выполнение вариантов контрольной работы
Контрольная работа.
Атлас стр.6-11, 18-25
35 неделя
(23.05.16-27.05.16)
35
Резерв времени 1 час (Выполнение творческих работ в тетради-тренажер)
Творческие работы
Тетрадь-тренажер
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь-тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
География. Планета Земля. Атлас 5-6 класс.
География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.
Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Оснащение кабинета географии
Кабинет географии является неотъемлемой частью информационно-образовательной среды по предмету. В нем также могут проводиться внеклассные и внеурочные занятия, воспитательная работа с учащимися. Поэтому он необходим в каждой школе, а его оснащение должно соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта.
Основа кабинета рабочие места для учащихся и учителя.
Оборудование кабинета должно включать следующие типы средств обучения:
учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для демонстрации и практических занятий, приборы системы глобального позиционирования;
стенды для постоянных и временных экспозиций;
комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации;
компьютер;
интерактивная доска;
коллекция медиаресурсов, в том числе электронные учебники, электронные приложения к учебникам, обучающие программы;
выход в Интернет;
комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий (таблицы, транспоранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;
библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;
картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ и т.д.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Учащийся научится:
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
• проводить с помощью приборов измерения абсолютной и относительной высоты;
• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Учащийся получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол методического объединения Заместитель директора по УВР_______________(Расшифровка подписи)