Рабочая программа учебного предмета "География" составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки России от 5 марта 2004 г. № 1089, Примерной программы по географии основного общего образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «География»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рассмотрено на заседании кафедры предметов естественно-математического цикла
Протокол №1 от28.08.2015г.
Одобрено на заседании
НМС гимназии
Протокол №1 от29.08.2015г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Гимназия»
___________Т.И. Цыпнятова
№ 104от 31.08.2015г.
Рабочая программа
учебного предмета «География»
за курс основного общего образования
9«А,Б» классов
Учитель
Ю.Н.Бюльгер
2015-2016 учебный год
г. Полярный
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « География» в 8 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 5 марта 2004г. № 1089), Примерной программы по географии основного общего образования.
Учебно-методический комплект:
Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа, 2008.
В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Изучение географии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, населении и хозяйстве разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Учебный процесс организован по классно-урочной системе.
Федеральный базисный учебный план на изучение географии отводит 70 часов (35 учебных недель) из расчета 2 учебных часа в неделю, региональный учебный план - 68 часов (34 учебных недели) из расчета 2 учебных часа в неделю.
1 триместр – 12 учебных недель – 24 часа,
2 триместр – 11 учебных недель – 22 часа,
3 триместр – 11 учебных недель – 22 часа.
Основное содержание
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
68 часов
Раздел. Особенности географического положения России (1час).
Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Раздел. Население России (10 ч.)
Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.
Народы и религии России.Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.
Практические работы.
Анализ карт населения.
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
Раздел. Хозяйство России (30 ч.)
Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.
Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.
Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.
Практические работы.
Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
Группировка отраслей по различным показателям.
Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве.Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии
важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность.Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.
Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.
География науки. Наука,ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Практические работы.
Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Раздел. Регионы России (24 ч.)
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).
Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.
Районы и крупные регионы России. Состав района, региона.Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Практические работы.
Анализ разных видов районирования России.
Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, регионов.
Раздел. Россия в современном мире (3 ч)
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира.
Раздел. География своей республики (края, области).
Определение особенностейгеографического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Изменения, внесенные в рабочую программу.
1.Материал раздела«Особенности географического положения России» (10 часов) изучается в 8 классе (9 часов) и 9 классе(1 часа) в соответствии с содержанием УМК.
2.Материал раздела «Регионы России» также в соответствии с содержанием УМК изучается в 8 классе (18 часов), где рассматривается специфика природы районов России и в 9 классе (24 часа), где изучается история формирования, население и хозяйство крупных регионов.
3. Раздел География своей республики (края, области) примерной программыв представленном календарно - тематическом планировании рабочей программы выделен в отдельный раздел в 8 классе (10 часов) за счет часов резерва, а в 9 классе учебный материал включен во все разделы курса
4.В каждом разделе поурочного планирования нумерация практических работ начинается с первой.
Тематическое планирование
всего
I триместр
II триместр
III триместр
из них
п.р
из них
п.р
из них
п.р
Особенности географического положения России
1
1
Население России
10
10
5
Хозяйство России.
30
13
7
17
3
Регионы России.
24
5
2
19
3
Россия в современном мире
3
3
Всего
68
24
22
22
Поурочное планирование
№ урока
Что пройдено на уроке/
Тема урока (количество часов)
Практические работы
Дата
1 триместр
Раздел. Особенности географического положения России (1 час)
1.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа. Административно-территориальное устройство Мурманской области.
Раздел. Население России – 10 часов
2.
Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков.
3
Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.
4.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.
№1.
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
5
Народы и религии России.Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Территориальные аспекты межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
№2Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.
6.
Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.
№3 Анализ карт населения.
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
7
Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения.
№4Анализ карт населения.
Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.
8.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
9.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны.
10.
Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.
Население Мурманской области.
Рынок труда и занятость населения Мурманской области.
№5Анализ статистических данных по населению Мурманской области и своему населенному пункту
11.
Контроль знаний по разделу «Население России».
Раздел. Хозяйство России.- 30часов
12.
Особенности развития хозяйства России.
Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства.
Предприятие – первичная основа хозяйства. Отраслевая, функциональная структура хозяйства, особенности.
№1. Группировка отраслей по различным показателям.
13
Условия и факторы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства, особенности.
№2Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
14.
Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России.
№3Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
15.
Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.
16.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура.
17.
Земледелие. География выращивания важнейших культурных растений. Садоводство и виноградарство.
№4 Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур.
Определение по картам главных районов животноводства.
19.
Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.
20.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.
21
Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
22
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
23.
Топливная промышленность.
Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов.
№5Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.
№6Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
24.
Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы.ЭлектроэнергетикаМурманской области.
Составление картосхемы «Энергетическая система Мурманской области»
2 триместр
25.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры.
26
Цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии легких и тяжелых цветных металлов. Металлургия и охрана окружающей среды.
27.
Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры Металлургический комплекс Мурманской области. Кольская ГМК
Обозначение на картосхеме основных предприятий отрасли и их производственных связей по сырью и готовой продукции
28-29
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии
важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. ОАО «Апатит» - крупнейшее в стране горно-химическое предприятие.
Составление схемы производственных связей предприятия
30.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий.
31.
География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры.
№7Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
32.
Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.
33
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России. Рыбная промышленность Мурманской области
34.
Легкая промышленность.Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.
35.
Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
36.
География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный транспорт.
37.
Водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Транспортный комплекс Мурманской области
38.
География науки. Наука,ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
Кольский научный центр
39.
География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе.
40.
География рекреационного хозяйства в России. Рекреационный туризм в Мурманской области. Перспективы развития
41
Обобщающий урок по разделу «Хозяйство России».
Раздел. Регионы России -24 часа
42.
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое,историко-географическое,природно-хозяйственное, экологическое и др.).
43
Практическая работа№1Анализ разных видов районирования России.
44.
Европейский Север. Состав района. Особенности географического положения. Факторы формирования района.
№2 Сравнение географического положения региона и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство.
45.
Население и хозяйственное освоение Европейского Севера. География важнейших отраслей хозяйства.
46
Внутренние природно-хозяйственные различия района.
Комплексная экономико-географическая
характеристика Мурманской области
3 триместр
47
Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района.Место Мурманской области в экономике России. Характеристика внутренних различий районов и городов
48.
Северо-Западный район. Состав района. Особенности географического положения. Факторы формирования района.
49.
Население и хозяйство района. Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов Северо-запада
50.
Центральная Россия. Состав района.Особенности географического положения. Факторы формирования района.
51.
Население и хозяйственное освоение Центральной России. Хозяйство Центральной России
№3Выявление и анализ условий для развития хозяйства района.
52.
Московская столичная агломерация
53.
Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения Факторы формирования района
54
Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. География важнейших отраслей хозяйства
55.
Поволжье. Состав района. Особенности географического положения Факторы формирования района
56.
Население и хозяйственное освоение района География важнейших отраслей хозяйства
57.
Урал. Состав района. Особенности географического положения Факторы формирования района
58.
Население и хозяйственное освоение Урала. География важнейших отраслей хозяйства
59.
Азиатская Россия. Общая характеристика. Западная Сибирь. Состав района. Особенности географического положения. Факторы формирования района
№4Выявление и анализ условий для развития хозяйства района.
60.
Население и хозяйственное освоение Западной Сибири
61.
Восточная Сибирь. Состав района. Особенности географического положения. Факторы формирования района
№5Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона
62
Население и хозяйственное освоение Восточной Сибири
63.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического положения. Природно-ресурсная база.
64.
Население и хозяйство Дальнего Востока.
65.
Обобщение знаний по разделу «Регионы России».
Раздел. Россия в современном мире — 3 часа
66.
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией.
67.
Россия и страны СНГ.
68.
Взаимосвязи России с другими странами мира. Мурманская область в системе международных связей..
Атлас к учебным пособиям «География Мурманской области», «Животный мир Мурманской области», «Растительный мир Мурманской области, 6-7 классы, Издательство Московского университета, 2007 г.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
География России: 8 (Кл.): задания и упражнения: пособие для учащихся / Е.В. Баранчиков, А.Е. Козаренко, О.А. Петрусюк. – М.: Просвещение, 2010. (Шаг за шагом к пятерке).
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Дополнительная литература для учителя:
1. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А.И. Алексеева. – 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Дрофа, 2007.
3.Сиротин, В.И. тесты для итогового контроля. 8-9 классы.- М.: Дрофа, 2010.
4.Маерова, Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы.- М.: Дрофа, 2008.
5.Пятунин, Б.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы.- М.: Дрофа, 2010.
6. География: навигатор: материалы в помощь учителю: 6-9 кл. / (авт.- сост. В.П. Дронов, Е.Ю. Мишняева ); под общ. ред. В.П. Дронова; Рос. акад. наук, Рос. акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы:
www.fcior.edu.ru – Федеральный цент информационных образовательных ресурсов
www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://edu.of.ru/zaoch/ - Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками
http://profil.3dn.ru/ - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена
http://edu.of.ru/profil/default.asp - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения
http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс
http://www.fipi.ru
http://ege.edu.ru
http://www.geoport.ru/
http://geo.1september.ru/
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-х классов
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в России, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
object(ArrayObject)#875 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебного года "
["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
["file_id"] => string(6) "132821"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1416411991"
}
}