kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебного предмета «География России: природа» 8 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "География России: природа" 8 класс. /////////////***********************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************************

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «География России: природа» 8 класс. »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кокуйская средняя общеобразовательная школа №1»



«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании зам. директора по УВР директор МОУ

методического объединения ______/Е.В. Колесникова / «Кокуйская СОШ №1»

протокол № _______ «_____»_______ 2014г ________ /Л.В. Маняхина/

от «___» __________ 2014г «____»__________ 2014г

руководитель МО

______________________




Рабочая программа

учебного предмета

«География России: природа»

8 класс


Составитель: учитель географии

Козырева Н.В.








Кокуй

2014 – 2015 уч. год


Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования с опорой на программу по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией И.В. Душиной (адаптирована).

Курс «География России. 8 класс» рассчитан на 2 часа в неделю (68 часов в год). Данный курс призван создать у учащихся образ природы страны во всем многообразии и целостности.

Основная цель – создать у учащихся целостное представление о России, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, познакомить учащихся с этапами заселения территории страны, разнообразными условиями жизни, разнообразием природных компонентов и комплексов.

Программа стоит из разделов:

  1. особенности природы и природные ресурсы России;

  2. природные комплексы России;

  3. человек и природа,

а также введения «Что изучает физическая география России».

Каждый раздел включает несколько тем (за исключением раздела «Человек и природа»)

Кроме теоретической части программа включает практическую часть, направленную на формирование у учащихся умения применять полученные знания на практике. Программой предусмотрено проведение практических работ, проведение проверочных работ по крупным темам, а также самостоятельных работ учащихся с различными источниками информации.

Содержание.

Особенности географического положения России.

Территория и акватория, морские и сухопутные границы. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.

Природа России.

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность человека. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно- хозяйственное различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.

Практические работы:

  1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением групп полезных ископаемых.

  2. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.

  3. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям.

  4. Анализ физической карты и карт компонентов природы.

Природно-хозяйственное районирование России.

Географическое положение и особенности природы регионов: Восточно – Европейской равнины, Северного Кавказа, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.

Практические работы:

  1. Определение влияния особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей;

  2. Оценка экологической ситуации в разных регионах России.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения географии ученик должен

знать/ понимать

  • основные географические понятия и термины;

  • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека, географическую зональность и поясность;

  • различия в хозяйственной освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами отдельных регионов;

  • специфику географического положения Р.Ф.; особенности ее природы, природно-хозяйственных зон;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном уровнях; меры по сохранению природы и защиты людей от стихийных природных и техногенных явлений.

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, обеспеченности природными ресурсами, экологических проблем;

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к природным условиям окружающей среды, ее влияние на культуру народов;

  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  • представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

  • определения поясного времени, чтения карт различного содержания;

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников информации: географических, статистических.









Тематическое планирование по географии, 8 класс (учебник Баринова И.И.)

Тема урока

Вид урока

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Практические работы

Введение (7 часов) 1 четверть

1

Что изучает география России

ИНМ

Предмет «География Рос­сии», ветви географии: физи­ческая и экономическая

Называть предмет изу­чения географии Рос­сии;

основные средства и методы получения гео­графической информа­ции.

Объяснять роль гео­графических знаний в решении социально-экономических, эколо­гических проблем страны

Фронтальная

-

2

Географическое положение России

ИНМ

Территория и акватория, морские и сухопутные границы,

Называть пограничные государства; особенно­сти географического положения, размеры территории, морские и сухопутные границы

России

Определять географи­ческое положение объ­ектов.

Описывать географи­ческое положение стра­ны.

Объяснять влияние географического поло­жения на природу, хо­зяйство.

Индивидуальная у доски

Практическая работа № 1 «Нанесение на к/к пограничных государств».

3

Моря, омывающие Россию

ИНМ

Природно-хозяйственные различия морей

Знать: ресурсы морей, экологические проблемы морейОпределять: физико-географическая характеристика морей,

Фронтальная

Практическая работа № 2 «Характеристика морей»

4

Россия на карте часовых поясов

ИНМ

Часовые пояса

Знать: границы часовых поясов, местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хо­зяйстве и жизни людей

Определять: время в пределах часового пояса

Уметь: решать задачи на нахождение времени часового пояса



5

Россия на карте часовых поясов

ПРР

Часовые пояса


индивидуальная

Практическая работа№3 «Решение задач на нахождение времени часового пояса»

6

Как осваивали и изучали территорию России

ПРК

История освоения и изучения территории России

Знать: историю освоения России, путешественников, этапы освоения территории России

Уметь: определять роль путешественников в истории России, показывать маршруты исследования территории России.

Таблица «История освоения и изучения территории России».


Раздел №1

Особенности природы и природные ресурсы России (19 ч.)

Тема №1: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (5)

7

Особенности рельефа России

ИНМ

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа

Знать: особенности рельефа, крупные формы рельефа, особенности рельефа России. Наивысшие вершины России

Уметь: показывать на карте крупные формы рельефа и наивысшие вершины горных систем России


Практическая работа № 4 (на к/к) «Нанесение элементов рельефа на контурную карту»

8

Геологическое строение территории России

ИНМ

Знать: строение земной коры, тектонические структуры, геохронологическое развитие территории России

Уметь: определять возраст участков территории России, определять зависимость размещения тектонических стриктур и районов распространения неотектонических процессов.

Фронтальная


9

Минеральные ресурсы России

ИНМ

Особенности распространения минеральных ресурсов России

Знать: зависимость минеральных ресурсов и форм рельефа, группы минеральных ресурсов, минерально-сырьевую базу России, экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых

Уметь: показывать месторождения и бассейны полезных ископаемых

фронтальная


10

Развитие форм рельефа

ИМН

Современные рельефообразующие процессы. Современные процес­сы, формирующие рельеф. Древнее и современное оле­денения. Стихийные природ­ные явления.Изменение рельефа человеком. Изучение законо­мерностей формирования рельефа и его современного развития

Знать: современные рельефообразующие процессы, влияние древнего оледенения и компонентов природы, деятельности человека на формирование рельефа России, стихийные природные явления

Тестовая


Тема №2: Климат и климатические ресурсы (4)

11

От чего зависит климат нашей страны

ИНМ

Климатообразующие факторы

Знать: группы климатообразующих факторов, понятие «суммарная радиация», виды солнечной радиации, типы воздушных масс на территории России, циклоны, антициклоны

Уметь: выявлять зависимость климата от климатообразующих факторов, определять атмосферные фронты

Фронтальная


12


Типы климатов России

ИНМ

Типы климатов России, факторы их формирования.

Знать: испаряемость, типы климата, зависимость типов климата от климатообразующих факторов, климатические пояса России

Уметь: определять коэффициент увлажнения, работать по климатическим картам

Называть климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антицикло­нах.

Объяснять образование атмосферных фронтов, циклонов и антицикло­нов, их влияние на со­стояние погоды, образо­вание смога; влияние климата на

жизнь, быт, хозяйственную де­ятельность человека;

фронтальная


Практическая работа № 6 «Определение коэффициента увлажнения для отдельных городов России»

ИНМ



13

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы

ИНМ

Влияние климата на быт че­ловека, его жилище, одежду, способы передвижения, здо­ровье. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные природные явления, связанные с климатом. Климат и хозяйственная деятельность человека.

Работа с картами, тестовая



Тема № 3 «Внутренние воды и водные ресурсы» (4) 2 четверть

14

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

ИНМ

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота. Распре­деление рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером тече­ния рек, рельефом и клима­том. Характеристика крупных рек. Опасные явления (павод­ки, наводнения, лавины, се­ли), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и хозяйстве России. Крупнейшие озера, их проис­хождение. Болота. Подзем­ные воды. Ледники. Много­летняя мерзлота. Неравномерность распреде­ления водных ресурсов. Рост их потребления и загрязне­ния. Пути сохранения качест­ва вод.

Водные ресурсы своей мест­ности

Знать распределение рек страны по бассей­нам океанов; основные области со­временного оледенения и крупные ледники. Типы озерных котловин. Водные ресурсы.

Объяснять распро­странение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком



15


Реки

ИНМ



Практическая работа № 7 «Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом»

ПРР



16

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

ИНМ

Фронтальная


17

Водные ресурсы

ИНМ

Тестовая


18

Обобщение по теме «Внутренние воды России»


Проверочная работа


Тема №4 «Почвы и почвенные ресурсы» (2ч.)

19

Образование почв и их разнообразие

ИНМ

Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Почва - особый компонент природы.

Факторы образования почв, их основные типы, свойства, раз­личия в плодородии. Размещение основных типов почв.

Почва - национальное богат­ство.

Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хо­зяйственного использования. Меры по сохранению плодо­родия почв: мелиорация зе­мель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего ре­гиона и своей местности

Знать зональные типы почв, их главные свой­ства, примеры мелиора­ции земель в разных зонах и регионах. Объяснять почвообра­зовательные процессы



20

Почвенные ресурсы России

ИНМ

Тестовая


Тема № 5 «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» (4 ч.)

21

Растительный и животный мир России

ПР

Растительный и животный мир России: видовое разно­образие, факторы, его опре­деляющие.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительно­го и животного мира.

Особо охраняемые природные территории

Знать основные виды растительности расти­тельного и животного мира. Понятия «заповедник», «заказник», «национальный парк». Различия этих понятий. Природные условия и ресурсы.

Объяснять особенно­сти растительного и животного мира при­родных зон

Таблица «Природные зоны России»


22

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

ИНМ

Тестовая


23

Природно-ресурсный потенциал России




24

Проверочная работа по теме «Особенности природы и природные ресурсы»

ПР



Тестовая


Раздел № 2 «Природные комплексы России»

Тема №1 «Природное районирование» (6 ч.)

25

Разнообразие природных комплексов России

ИНМ

Природно-хозяйственные зо­ны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь.

Природные ресурсы зон, их использование, экологиче­ские проблемы.

Заповедники.

Высотная поясность.

Особо охраняемые природ­ные территории.

Памятники всемирного при­родного наследия

Объяснять разнообра­зие природных ком­плексов на территории страны.

Оценивать изменение природных объектов под воздействием при­родных и антропоген­ных факторов



26

Моря как крупные природные комплексы

ИНМ

Фронтальная


27

Природные зоны России

ПР

Составление схем «Природные зоны России»


28

Разнообразие лесов России. Безлесные зоны на юге России

ПРР


Практическая работа № 8 «Составление схем природных зон»

3 четверть

3 четверть

29

Высотная поясность

ИНМ

Фронтальная


30

Обобщение

ПР


Защита проектов «Природные зоны России»

Тема №2 «Природа регионов России» (23ч.)

31

Русская (Восточно – Европейская равнина)

ИНМ

Особенности природы природных регионов России. Памятники природы. Природные комплексы. Рациональное использование природных ресурсов регионов.

Знать: территорию природных регионов

Уметь: характеризовать природный регион


Практическая работа № 9 (к/к)«Нанесение элементов природы Русской равнины на контурную карту»

32

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы

ИНМ

Индивидуальная (у доски)


33

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины

ПР


34

Северный Кавказ – самые высокие горы России

ИНМ


Практическая работа № 10 «Нанесение элементов природы Северного Кавказа на к/к»

35

Природные комплексы Северного Кавказа

ПР





36

Урал – «каменный пояс Русской земли»

ИНМ


Практическая работа № 11 «Нанесение элементов природы Урала на к/к»

37

Своеобразие природы Урала

ПР

Фронтальная


38

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала


Тестовая


39

Западно-Сибирская равнина: особенности природы

ИНМ


Практическая работа № 12 «Нанесение элементов природы Западной Сибири на к/к»

40

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения

ПР

Фронтальная


41

Обобщение по теме «Западная Сибирь»

ОБ

Тестовая


42-43

Восточная Сибирь: величие и суровость природы

ИНМ


Практическая работа № 13 «Нанесение элементов природы Восточной Сибири на к/к»

44

Природные районы Восточной Сибири

ПР

Фронтальная


45

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы из освоения

ИНМ

Фронтальная


46-47

Жемчужина Сибири - Байкал

У-Ис

Составление проектов


48

Обобщение по теме Восточная Сибирь

ОБ


Тестовая


49

Дальний Восток – край контрастов

ИНМ




Практическая работа № 14 «Нанесение элементов природы Дальнего Востока на к/к»

50

Природные комплексы Дальнего Востока. Камчатка

ПР



Тестовая


4 четверть

51

Природные уникумы Просмотр фильма «Камчатка»






52

Природные ресурсы Дальнего Востока

ПР





53

Обобщение по теме «Дальний Восток»

ОБ



Тестовая


54

Обобщение по теме «Восточная Сибирь и Дальний Восток»

ОБ





Раздел № 3

Человек и природа (5 ч.)

55

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

ИНМ

Природные условия, их влияние на человека и его здоровье. Антропогенное воздействие. Рациональное природопользование

Знать: классификацию природных условий, особенности воздействия на здоровье человека



56

Влияние человека на природу

ИНМ

Фронтальная


57

Рациональное природопользование

ИНМ



58

Экологическая ситуация России

ПР

Тестовая


59

Обобщение по теме «Человек и природа»

ОБ



Тестовая


60

Обобщение по курсу «Природа регионов России»

ОБ





61

Обобщение по курсу «Природа России»






62-66

Повторение материала: Г.П., климат, рельеф России






Резервное время – 2 часа












8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Рабочая программа учебного предмета «География России: природа» 8 класс.

Автор: Козырева Нина Валерьевна

Дата: 23.09.2014

Номер свидетельства: 114359

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Рабочая программа по географии в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "180342"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425154341"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-4-klassa-umk-shkola-rossii-1"
    ["file_id"] => string(6) "246139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446300205"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Рабочая программа по географии по учебнику А.А. Летягина "География. Начальный курс. 5 класс""
    ["seo_title"] => string(89) "rabochaiaproghrammapoghieoghrafiipouchiebnikuaalietiaghinagieoghrafiianachalnyikurs5klass"
    ["file_id"] => string(6) "338132"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1469577923"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая программа по географии 9 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "196628"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1428077855"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа по окружающему миру 3 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "100782"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402393336"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства