на заседании зам. директора по УВР директор МОУ
методического объединения ______/Е.В. Колесникова / «Кокуйская СОШ №1»
протокол № _______ «_____»_______ 2014г ________ /Л.В. Маняхина/
Козырева Н.В.
2014 – 2015 уч. год
Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования с опорой на программу по географии для общеобразовательных учреждений под редакцией И.В. Душиной (адаптирована).
Курс «География России. 8 класс» рассчитан на 2 часа в неделю (68 часов в год). Данный курс призван создать у учащихся образ природы страны во всем многообразии и целостности.
Основная цель – создать у учащихся целостное представление о России, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов, познакомить учащихся с этапами заселения территории страны, разнообразными условиями жизни, разнообразием природных компонентов и комплексов.
а также введения «Что изучает физическая география России».
Каждый раздел включает несколько тем (за исключением раздела «Человек и природа»)
Кроме теоретической части программа включает практическую часть, направленную на формирование у учащихся умения применять полученные знания на практике. Программой предусмотрено проведение практических работ, проведение проверочных работ по крупным темам, а также самостоятельных работ учащихся с различными источниками информации.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. История освоения и изучения территории России. Часовые пояса.
Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность человека. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно- хозяйственное различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Стихийные природные явления на территории страны. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории.
Географическое положение и особенности природы регионов: Восточно – Европейской равнины, Северного Кавказа, Урала, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока.
№ | Тема урока | Вид урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Практические работы |
Введение (7 часов) 1 четверть |
1 | Что изучает география России | ИНМ | Предмет «География России», ветви географии: физическая и экономическая | Называть предмет изучения географии России; основные средства и методы получения географической информации. Объяснять роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны | Фронтальная | - |
2 | Географическое положение России | ИНМ | Территория и акватория, морские и сухопутные границы, | Называть пограничные государства; особенности географического положения, размеры территории, морские и сухопутные границы России Определять географическое положение объектов. Описывать географическое положение страны. Объяснять влияние географического положения на природу, хозяйство. | Индивидуальная у доски | Практическая работа № 1 «Нанесение на к/к пограничных государств». |
3 | Моря, омывающие Россию | ИНМ | Природно-хозяйственные различия морей | Знать: ресурсы морей, экологические проблемы морейОпределять: физико-географическая характеристика морей, | Фронтальная | Практическая работа № 2 «Характеристика морей» |
4 | Россия на карте часовых поясов | ИНМ | Часовые пояса | Знать: границы часовых поясов, местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей Определять: время в пределах часового пояса Уметь: решать задачи на нахождение времени часового пояса | | |
5 | Россия на карте часовых поясов | ПРР | Часовые пояса | | индивидуальная | Практическая работа№3 «Решение задач на нахождение времени часового пояса» |
6 | Как осваивали и изучали территорию России | ПРК | История освоения и изучения территории России | Знать: историю освоения России, путешественников, этапы освоения территории России Уметь: определять роль путешественников в истории России, показывать маршруты исследования территории России. | Таблица «История освоения и изучения территории России». | |
Раздел №1 Особенности природы и природные ресурсы России (19 ч.) Тема №1: Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (5) |
7 | Особенности рельефа России | ИНМ | Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа | Знать: особенности рельефа, крупные формы рельефа, особенности рельефа России. Наивысшие вершины России Уметь: показывать на карте крупные формы рельефа и наивысшие вершины горных систем России | | Практическая работа № 4 (на к/к) «Нанесение элементов рельефа на контурную карту» |
8 | Геологическое строение территории России | ИНМ | Знать: строение земной коры, тектонические структуры, геохронологическое развитие территории России Уметь: определять возраст участков территории России, определять зависимость размещения тектонических стриктур и районов распространения неотектонических процессов. | Фронтальная | |
9 | Минеральные ресурсы России | ИНМ | Особенности распространения минеральных ресурсов России | Знать: зависимость минеральных ресурсов и форм рельефа, группы минеральных ресурсов, минерально-сырьевую базу России, экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых Уметь: показывать месторождения и бассейны полезных ископаемых | фронтальная | |
10 | Развитие форм рельефа | ИМН | Современные рельефообразующие процессы. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития | Знать: современные рельефообразующие процессы, влияние древнего оледенения и компонентов природы, деятельности человека на формирование рельефа России, стихийные природные явления | Тестовая | |
Тема №2: Климат и климатические ресурсы (4) |
11 | От чего зависит климат нашей страны | ИНМ | Климатообразующие факторы | Знать: группы климатообразующих факторов, понятие «суммарная радиация», виды солнечной радиации, типы воздушных масс на территории России, циклоны, антициклоны Уметь: выявлять зависимость климата от климатообразующих факторов, определять атмосферные фронты | Фронтальная | |
12 | Типы климатов России | ИНМ | Типы климатов России, факторы их формирования. | Знать: испаряемость, типы климата, зависимость типов климата от климатообразующих факторов, климатические пояса России Уметь: определять коэффициент увлажнения, работать по климатическим картам Называть климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах. Объяснять образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; | фронтальная | |
Практическая работа № 6 «Определение коэффициента увлажнения для отдельных городов России» | ИНМ | | |
13 | Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы | ИНМ | Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные природные явления, связанные с климатом. Климат и хозяйственная деятельность человека. | Работа с картами, тестовая | |
Тема № 3 «Внутренние воды и водные ресурсы» (4) 2 четверть |
14 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | ИНМ | Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупных рек. Опасные явления (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и хозяйстве России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества вод. Водные ресурсы своей местности | Знать распределение рек страны по бассейнам океанов; основные области современного оледенения и крупные ледники. Типы озерных котловин. Водные ресурсы. Объяснять распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком | | |
15 | Реки | ИНМ | | |
Практическая работа № 7 «Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом» | ПРР | | |
16 | Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | ИНМ | Фронтальная | |
17 | Водные ресурсы | ИНМ | Тестовая | |
18 | Обобщение по теме «Внутренние воды России» | | Проверочная работа | |
Тема №4 «Почвы и почвенные ресурсы» (2ч.) |
19 | Образование почв и их разнообразие | ИНМ | Почвы и почвенные ресурсы, размещение основных типов почв. Меры по сохранению плодородия почв. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности | Знать зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах. Объяснять почвообразовательные процессы | | |
20 | Почвенные ресурсы России | ИНМ | Тестовая | |
Тема № 5 «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» (4 ч.) |
21 | Растительный и животный мир России | ПР | Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Особо охраняемые природные территории | Знать основные виды растительности растительного и животного мира. Понятия «заповедник», «заказник», «национальный парк». Различия этих понятий. Природные условия и ресурсы. Объяснять особенности растительного и животного мира природных зон | Таблица «Природные зоны России» | |
22 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира | ИНМ | Тестовая | |
23 | Природно-ресурсный потенциал России | | | |
24 | Проверочная работа по теме «Особенности природы и природные ресурсы» | ПР | | | Тестовая | |
Раздел № 2 «Природные комплексы России» Тема №1 «Природное районирование» (6 ч.) |
25 | Разнообразие природных комплексов России | ИНМ | Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия | Объяснять разнообразие природных комплексов на территории страны. Оценивать изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов | | |
26 | Моря как крупные природные комплексы | ИНМ | Фронтальная | |
27 | Природные зоны России | ПР | Составление схем «Природные зоны России» | |
28 | Разнообразие лесов России. Безлесные зоны на юге России | ПРР | | Практическая работа № 8 «Составление схем природных зон» |
3 четверть | 3 четверть |
29 | Высотная поясность | ИНМ | Фронтальная | |
30 | Обобщение | ПР | | Защита проектов «Природные зоны России» |
Тема №2 «Природа регионов России» (23ч.) |
31 | Русская (Восточно – Европейская равнина) | ИНМ | Особенности природы природных регионов России. Памятники природы. Природные комплексы. Рациональное использование природных ресурсов регионов. | Знать: территорию природных регионов Уметь: характеризовать природный регион | | Практическая работа № 9 (к/к)«Нанесение элементов природы Русской равнины на контурную карту» |
32 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы | ИНМ | Индивидуальная (у доски) | |
33 | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины | ПР | |
34 | Северный Кавказ – самые высокие горы России | ИНМ | | Практическая работа № 10 «Нанесение элементов природы Северного Кавказа на к/к» |
35 | Природные комплексы Северного Кавказа | ПР | | | | |
36 | Урал – «каменный пояс Русской земли» | ИНМ | | Практическая работа № 11 «Нанесение элементов природы Урала на к/к» |
37 | Своеобразие природы Урала | ПР | Фронтальная | |
38 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала | | Тестовая | |
39 | Западно-Сибирская равнина: особенности природы | ИНМ | | Практическая работа № 12 «Нанесение элементов природы Западной Сибири на к/к» |
40 | Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения | ПР | Фронтальная | |
41 | Обобщение по теме «Западная Сибирь» | ОБ | Тестовая | |
42-43 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы | ИНМ | | Практическая работа № 13 «Нанесение элементов природы Восточной Сибири на к/к» |
44 | Природные районы Восточной Сибири | ПР | Фронтальная | |
45 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы из освоения | ИНМ | Фронтальная | |
46-47 | Жемчужина Сибири - Байкал | У-Ис | Составление проектов | |
48 | Обобщение по теме Восточная Сибирь | ОБ | | Тестовая | |
49 | Дальний Восток – край контрастов | ИНМ | | | | Практическая работа № 14 «Нанесение элементов природы Дальнего Востока на к/к» |
50 | Природные комплексы Дальнего Востока. Камчатка | ПР | | | Тестовая | |
4 четверть |
51 | Природные уникумы Просмотр фильма «Камчатка» | | | | | |
52 | Природные ресурсы Дальнего Востока | ПР | | | | |
53 | Обобщение по теме «Дальний Восток» | ОБ | | | Тестовая | |
54 | Обобщение по теме «Восточная Сибирь и Дальний Восток» | ОБ | | | | |
Раздел № 3 Человек и природа (5 ч.) |
55 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | ИНМ | Природные условия, их влияние на человека и его здоровье. Антропогенное воздействие. Рациональное природопользование | Знать: классификацию природных условий, особенности воздействия на здоровье человека | | |
56 | Влияние человека на природу | ИНМ | Фронтальная | |
57 | Рациональное природопользование | ИНМ | | |
58 | Экологическая ситуация России | ПР | Тестовая | |
59 | Обобщение по теме «Человек и природа» | ОБ | | | Тестовая | |
60 | Обобщение по курсу «Природа регионов России» | ОБ | | | | |
61 | Обобщение по курсу «Природа России» | | | | | |
62-66 | Повторение материала: Г.П., климат, рельеф России | | | | | |
Резервное время – 2 часа |