На изучении географии выделяется следующее количество часов: в неделю: 1 час; итоговое количество часов: 35часов
Особенностью базисного учебного плана является то, что учебный предмет «География» в 6 классе сокращён на 1 час в неделю за счёт объединения физической и экономической географии в единый синтезированный учебный предмет, перевода части его содержания (элементы экономико-политического содержания) в учебный предмет «Обществознание».
В связи с этим на ступени основного общего образования для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности за счёт школьного компонента введен 1 час в неделю в начальном курсе географии 6 класса. В курс географии включены разнообразные практические работы по темам курса 6 класса с привлечением краеведческого материала и выполнением практических работ на местности.
Итоговое количество часов: 68 часа.
Как известно, формирование готовности учащихся использовать освоенные знания, умения в жизни происходит в практической деятельности. Ориентация школьного географического образования на компетентностный подход предполагает усиление его практической направленности.
В данной рабочей программе запланировано 11 оценочных практических работ.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
заложить основы географического образования учащихся.
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
http://school-collection.edu.ru/collection/ http://www.krugosvet.ru/cMenu/04_00.htm http://www.9151394.ru/projects/geo/proj1/index.html http://www.nationalgeographic.com/photography/ http://atlasphoto.iwarp.com/index-r.html http://atlasphoto.iwarp.com/index-r.html http://rgo.ru/ http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=84&Itemid=100
№ | Тема урока | Количество часов | Содержание | Дата |
теория | практика |
-
| Введение 4 ч. География как наука | 1 | Наука География Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. | Называть основные объекты природы в нашей местности, населения и хозяйственной деятельности | |
-
| Путешествия и географические открытия | 1 | Развитие географических знаний о Земле, эпоха Великих географических открытий, выдающиеся географические открытия и путешествия в России и в мире. Современные научные исследования. | Работать с картой | |
-
| Земля – планета Солнечной системы | 1 | Планеты, Солнечная система, Земля Форма, размеры, движения Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей Возникновение и геологическая история Земли | Сравнивать Землю с обликом других планет Солнечной системы Объяснять географические следствия движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси | |
-
| Географические наблюдения. | 1 | | Практическая работа 1 Составление календаря погоды (наблюдения за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра на нашей местности) | |
-
| План и карта 14 ч. Понятие о плане местности | 1 | План местности, основные параметры и элементы: условные знаки, способы картографического изображения | Определять по плану объекты местности; ориентироваться по плану местности д. Н. Вишур | |
-
| Масштаб | 1 | Масштаб | Определять направления, расстояния; читать план местности д. Н. Вишур Работать с картой, глобусом | |
-
| Стороны горизонта. Ориентирование | 1 | Ориентирование | Определять стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу. Работать с компасом на территории школы; д. Н. Вишур | |
-
| Изображение на плане неровностей земной поверхности | 1 | Горизонталь | Применять нивелир на местности д. Н. Вишур, Наблюдать и описывать на местности объекты литосферы (холмистая равнина) | |
-
| Составление простейших планов местности | 1 | Полярная, маршрутная съемка | | |
-
| Выполнение полярной съемки местности | 1 | | Практическая работа 2 Выполнение полярной съемки на нашей местности | |
-
| Форма и размеры Земли. Глобус | 1 | Геоид, глобус, основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). | Работать с картой, глобусом | |
-
| Географическая карта | 1 | Карта, основные параметры и элементы: условные знаки, способы картографического изображения | Определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор, описывать по плану карту полушарий, России и Удмуртии | |
-
| Градусная сеть на глобусе и карте | 1 | Параллель, меридиан | Определять на карте полюса, экватор, параллели, меридианы, направления | |
-
| Географическая широта | 1 | Широта | Определять географическую широту точки по карте мира, России, Удмуртии | |
-
| Географическая долгота. Географические координаты | 1 | Долгота | Определять географические координаты точки по карте мира, России, Удмуртии | |
-
| Определение расстояний, направлений и географических координат по карте | 1 | | Практическая работа 3 Определение расстояний, направлений и географических координат по карте мира, России и Удмуртии | |
-
| Изображение на физических картах высот и глубин | 1 | Шкала высот и глубин | Определять абсолютные высоты и глубины по карте мира, России и Удмуртии | |
-
| Значение планов местности и географических карт | 1 | Техпаспорт своего дома, школы | Объяснять значение карты, плана местности | |
-
| Земные оболочки 42 ч. Литосфера Земля и ее строение | 1 | Литосфера, состав, строение земной коры, внутреннее строение Земли Изменение температуры в зависимости от глубины залегания | Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. | |
-
| Горные породы и минералы | 1 | Горные породы, минералы Полезные ископаемые Удмуртии | Работать с образцами горных пород | |
-
| Определение горных пород | 1 | | Практическая работа 4 Изучение свойств горных пород, минералов, полезных ископаемых | |
-
| Движения земной коры | 1 | Движения земной коры, землетрясение | Уметь объяснять причины отсутствия землетрясений в нашей местности | |
-
| Вулканы, горячие источники, гейзеры | 1 | Вулкан, гейзер | Работать с картой, анализ схем Уметь объяснять причины отсутствия вулканов в нашей местности | |
-
| Рельеф суши. Горы | 1 | Разнообразие форм рельефа суши, горы | Описывать горы по типовому плану. Работать с картой, с контурной картой | |
-
| Равнины суши | 1 | Равнины Равнины Удмуртии | Описывать равнины по типовому плану. Работать с картой, с контурной картой | |
-
| Определение по карте ГП и высоты гор и равнин | 1 | | Практическая работа 5 Определение по карте ГП и высоты гор и равнин | |
-
| Рельеф дна Мирового океана | 1 | | | |
-
| Гидросфера Вода на Земле | 1 | Состав и строение гидросферы, роль воды в природе и жизни людей, круговорот воды в природе | Анализировать схемы | |
-
| Части Мирового океана | 1 | Мировой океан и его части: море, океан, залив, пролив Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и сушей | Определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова | |
-
| Некоторые свойства океанической воды | 1 | Соленость | Объяснять зависимость солености и температуры от ГП моря | |
-
| Волны в океане | 1 | Волна, прибой, цунами | Объяснять причины образования волн | |
-
| Океанические течения | 1 | Течения теплые и холодные | Называть и показывать течения Работать с картой | |
-
| Описание моря по плану | 1 | | Практическая работа 6 Описание моря по плану | |
-
| Изучение Мирового океана | 1 | | | |
-
| Подземные воды | 1 | Грунтовые и межпластовые воды Родники Удмуртии, нашей местности | | |
-
| Поверхностные воды. Реки | 1 | Река, русло, режим, питание Реки Удмуртии и Можгинского района | Называть и показывать реки, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа | |
-
| Описание реки по плану | 1 | | Практическая работа 7 Описание рек Удмуртии по плану | |
-
| Озера | 1 | Озера сточные, бессточные | Называть и показывать озера, определять по форме озерной котловины ее происхождение. Работать с картой | |
-
| Ледники | 1 | Горные, покровные ледники | Работать с картой | |
-
| Искусственные водоемы | 1 | Водохранилища, каналы Водохранилища Удмуртии | Работать с картой | |
-
| Загрязнение гидросферы | 1 | | | |
-
| Атмосфера Атмосфера: строение, значение, изучение | 1 | Состав атмосферы | Описывать «путешествия» капельки по большому круговороту воды | |
-
| Температура воздуха | 1 | Термометр, амплитуда Изменение температуры с высотой | Применять термометр Определять температуру воздуха, амплитуду. Объяснять смену времен года, дня и ночи. Составлять графики | |
-
| Годовой ход температуры воздуха | 1 | | Составлять графиков | |
-
| Наблюдение за изменением температуры в течение суток, месяца, года | 1 | | Практическая работа 8 Наблюдение за изменением температуры в течение суток, месяца, года своей местности | |
-
| Атмосферное давление | 1 | Давление Изменение давления с высотой | Определять атмосферное давление с помощью барометра Определять нормальное атмосферное давление для нашей местности | |
-
| Ветер | 1 | | Объяснять причины образования ветра, определять направление ветра в нашей местности | |
-
| Водяной пар в атмосфере | 1 | Относительная и абсолютная влажность | Определять облачность, основные виды облаков в нашей местности по сезонам Анализировать схемы | |
-
| Атмосферные осадки | 1 | Виды осадков | Объяснять причины атмосферных осадков | |
-
| Погода | 1 | Погода, ее элементы | Изучать элементы погоды нашей местности Анализировать схемы и условные знаки | |
-
| Наблюдение за погодой | 1 | | Практическая работа 9 Наблюдение за погодой своей местности Применять термометр, барометр, осадкомер | |
-
| Климат | 1 | Особенности климата Удмуртии | Анализировать схемы | |
-
| Распределение солнечного света и тепла | 1 | Пояса освещенности, тепловые пояса Земли | | |
-
| Причины, влияющие на климат | 1 | Климатообразующие факторы | Объяснять распределение солнечного света и тепла на Земле, смену времен года в нашей местности Работать с картой | |
-
| Биосфера Разнообразие растений и животных | 1 | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами Особенности распространения организмов | Объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры. | |
-
| Природные зоны Земли | 1 | Природные зоны Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах Природные зоны нашей местности | Описывать природные зоны Земли по географическим картам | |
-
| Организмы в Мировом океане | 1 | | | |
-
| Воздействие организмов на земные оболочки | 1 | Почва как особое природное образование Плодородие – важнейшее свойство почвы Почвы Удмуртии Деятельность человека по использованию и охране почв | Объяснять воздействие организмов на земные оболочки Наблюдать за изменением почвенного покрова Описывать почвы на местности | |
-
| Природный комплекс (ПК) | 1 | ПК, ПК нашей местности | Объяснять взаимовлияние компонентов природы Описывать растительный и животный мир на нашей местности | |
-
| Повторительно – обобщающий урок | 1 | | | |
-
| Природа и население своей местности 4 ч. ГП своей местности | 1 | | Характеризовать по плану ГП своей местности Работать с картой УР | |
-
| Особенности природы Можгинского района | 1 | | Работать с картами УР | |
-
| Изучение р. Валы | 1 | | Практическая работа 10 Изучение р. Валы | |
-
| Население и хозяйственная деятельность. Изменение природы человеком | 1 | Сохранение человеком растительного и животного мира Земли(на примере нашей местности) | Объяснять зависимость занятий людей от особенностей природы Наблюдать за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды Практическая работа 11 Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения | |
-
| Население Земли 4 ч. Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли | 1 | Расы | Объяснять расовые признаки Показывать государства на карте | |
-
| Основные типы населенных пунктов | 1 | Город, село Города Удмуртии | Находить на карте города | |
-
| Человек – часть биосферы | 1 | | | |
-
| Итоговое повторение | 1 | | | |