Рабочая программа по географии для 5 класса на 2015 - 2016 учебный год
Рабочая программа по географии для 5 класса на 2015 - 2016 учебный год
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных документов Министерства образования, ИРО Ярославской области и образовательного учреждения. Рабочая программа предназначена для работы в 5 классе. В пограмме определены цель, задачи, основное содержание курса.Подробно прописаны планируемые результаты учебной деятельности обучающихся. Программа построена на основе УМК линии СФЕРЫ. В данной программе дан календарно - тематический план и предложены исследовательские проекты для учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5 класса на 2015 - 2016 учебный год »
Рабочая программа по географии
для 5 «А, Б, В » классов
на 2015 – 2016 учебный год
Емельяновой Н.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 5 класса основной школы составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования,
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
Фундаментального ядра содержания общего образования,
примерной программы основного общего образования по географии 2012 года
авторской программы по географии под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. - М: Просвещение, 2011
образовательной программы школы
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Это направлено на овладение ключевыми компетентностями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития школьников, коммуникативных качеств личности.
Основная цель географии в системе общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально – экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Цели и задачи курса.
Основная цель курса «География. Планета Земля» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решать следующие учебно-методические задачи:
формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
выработка у обучающихся понимания собственной общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде
Изучение географии в 5 классе на основе материала учебника « География. Планета Земля» призвано обеспечить:
формирование основополагающих физико – географических знаний о природе Земли как целостной системе, составные части которой находятся в непрерывном развитии, о географической зональности и поясности, единстве человека и природы, о необходимости сохранения природной среды как условия существования человечества;
овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применения простых приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, учета фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за отдельными географическими объектами и явлениями и их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
приобретение представлений о месте географии в системе научных знаний и её роли в освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и географических открытий;
формирование экологического взгляда на географическую информацию, способности её рассмотрения через призму сохранения устойчивого развития географической оболочки как единой социоприродной среды и решения проблемы экологической безопасности;
формирование умений описывать и объяснять разнообразные физико – географические явления, навыков применения приобретённых географических знаний в повседневной жизни для оценки последствий своих действий по отношению к окружающей среде, уровня безопасности окружающей среды и адаптации к условиям проживания на конкретной территории.
Планируемые результаты освоения курса географии 5 класса
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Общая характеристика предмета, курса
География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, об особенностях , о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально – экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структуировано в виде двух основных блоков: «География Земли» для изучения в 5, 6, 7 классах и «География России» для изучения в 8 и 9 классах.
«География. Планета Земля» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них по 35 ч. в 5 и 6 классах и по 70 часов в 7, 8 и 9 классах.
По учебному плану учебного заведения на изучение предмета отведено 34 часа (1 час в неделю)
Количество часов, отведённое в рабочей программе на изучение разделов курса, в целом соответствует авторской программе.
Планируемые результаты обучения ( требования к уровню подготовки) географии в 5 классе.
Личностные:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества ; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование личностных представлений о целостности природы Земли, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной общественно полезной учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни ; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эмоционально – ценностного отношения к природе; эстетического сознание через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты курса «География. Планета Земля» основаны на формировании универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Личностные УУД:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля,
житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального
использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность самостоятельно и под руководством учителя
определять её цели и задачи;
выбирать средства и применять их на практике;
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; выслушивать и объективно оценивать аппонента;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью; монологической контексной речью.
Важнейшие предметные результаты
первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
первичные навыки использования территориального подхода ( на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
основы картографической грамотности и использование географической карты как одного из « языков» международного общения;
первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
общие представления об экологических проблемах, умения и навыки экологически целесообразного поведения в окружающей среде
Содержание учебного курса для 5 класса
(за основу взяты материалы Фундаментального ядра содержания общего образования и авторская программа по географии под редакцией В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. - М: Просвещение, 2011)
Ведение (2часа)
Что такое география. Почему необходимо изучать географию. Объекты изучения географии. История изучения Земли и развитие географии. География как древняя и современная наука. Система географических наук
Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (7 часов)
Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Знаменитые путешественники и исследователи. Представление о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян. Появление первых географических карт. География в эпоху средневековья. Плаванья викингов и их открытия. Древнейшие путешествия арабов. Путешествие Марко Поло. Португальские мореплаватели. Хождение за три моря тверского купца А. Никитина Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков. Эпоха великих географических открытий, её предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба. А. Веспучи, и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия Ф. Магеллана и Ф. Дрейка. Значение великих географических открытий. Географические открытия XVII- XIX веков. Исследования территории России: С. Дежнёв. Северная экспедиция В. Беринга. Открытие и исследование Австралии и Океании: Д. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие. Открытие и исследование Антарктиды. Географические исследования в XX веке. Исследование полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение величайших вершин и впадин мира. Исследования верхних слоёв атмосферы. Современный этап научных географических исследований.
Практические работы: чтение карт основных маршрутов путешествий, работа с дополнительными источниками информации для подготовки презентаций о путешественниках и их открытиях.
Тема 2. Изображения земной поверхности и их использование (12 часов)
Виды изображения земной поверхности: план местности, географическая карта, глобус, аэрофотоснимок и космический снимок. Их основные параметры и элементы, различия по содержанию, масштабу и способу картографического изображения. Географическая карта – особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты. Различия карт по различным признакам. Их разнообразие. Способы изображений на картах. Чтение карт. Атласы. Масштаб и его виды. Условные знаки плана и карты их сходства и различия. Способы изображения рельефа земной поверхности. Стороны горизонта. Ориентирование на местности. Азимут. Компас. Градусная сетка. Параллели, меридианы. Экватор и начальный меридиан. Географическая широта и долгота. Географические координаты и их определение. Съемка местности. Различные способы съёмки местности. Определение направлений и измерение расстояний на местности. Чтение карт, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот на карте , глобусе и плане Построение простейших планов. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. История создания карт: от древности до наших дней. Классификация карт. Значение картографического метода исследования. Геоинформационные системы. Другие методы и источники получения географической информации. Географические методы изучения географической среды.
Практические работы: построение профиля рельефа, определение азимутов на плане, определение направлений и измерение расстояний, проведение полярной съёмки местности, определение географических координат, чтение топографических и географических карт, работа со статистическим материалом, составление маршрута путешествия.
Тема 3 Земля – планета Солнечной системы. (5 часов)
Солнечная система. Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Формы , размеры и движения Земли их географические следствия. Сутки и часовые пояса. Пояса освещенности. Тропики, полярные круги. Причины смены дня и ночи, времён года. Неравномерное распределение тепла и света на поверхности Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Практические работы Сравнение Земли с обликом других планет
Тема 4. Литосфера – каменная оболочка Земли (7 часов)
Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты их движение и взаимодействие. Геологическая история Земли. Рельеф Земли. Планетарные формы рельефа, равнины и горы материков, их различия по высоте. Рельеф дна океанов. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Внутренние и внешние процессы, изменяющие поверхность Земли. Медленные движения земной коры. Неблагоприятные и опасные явления в литосфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Землетрясения и вулканизм. Человек и литосфера. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Воздействие человека на литосферу. Преобразование рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Практические работы определение горных пород и минералов и изучение их свойств, определение по картам крупных форм рельефа
УМК образовательного процесса
Для эффективной организации учебного процесса используется УМК линии «Сферы»
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля.5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А. А. Лобжанидзе
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь – тренажёр. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Мишняева Е.Ю.Котляр О.Г. География. Планета Земля Тетрадь – практикум 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
Барабанов В.В. . География. Планета Земля. Тетрадь – экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
География. Планета Земля. Атлас 5-6 класс.
География. Планета Земля. Контурные карты 5-6 класс
География. Планета Земля. Методические рекомендации. 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений
Материально – техническое оснащение учебного кабинета
Библиотечный фонд
Печатные демонстрационные пособия
Информационно-коммуникационные средства
Технические средства обучения
Экранно-звуковые пособия
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Натуральные объекты
Механизмы формирования УУД. Технологии обучения
В программе заложены возможности предусмотренного фундаментальным ядром стандартаформирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение практических работ, демонстраций, облегчающих восприятие учебного материала. Практические работы обеспечивают овладение основными географическими умениями. По уровню усвоения обучающимися географических умений выделяют обучающие практические работы (первичное закрепление действий), тренировочные работы (отработка и совершенствование умений), итоговые работы (выполняют контролирующую функцию). Отметка в журнал выставляется за итоговые практические работы.
Практические работы включают как непосредственную учебную деятельность, организованную учителем, так и индивидуальную образовательную самостоятельную деятельность обучающегося. Такая деятельность школьников носит исследовательский характер.
Используемые технологии обучения
технологии развития критического мышления через чтение и письмо
(создание кластеров на обобщающих уроках; для формирования умения классифицировать информацию, для
тренировки навыка формулировки вопросов на уроках открытия нового знания - методика ЗХУ);
компьютерные технологии (создания презентаций POWERPOINT, использование CD-дисков по предмету);
технологии проблемного обучения (на уроках изучения нового материала);
технологии проектного обучения (создание мини проектов);
При обучении по данной рабочей программе используются следующие общие формы обучения:
индивидуальная (консультации);
групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимообучения и взаимоконтроля).
Взаимоотношения строятся с учетом возрастных особенностей обучающихся, на знании психологии ребенка, позволяют оказывать педагогическую помощь и поддержку ребенка в решении различных жизненных и образовательных проблем.
При реализации рабочей учебной программы применяется классно–урочная система обучения. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения: презентация учебных проектов.
Система контроля за уровнем учебных достижений обучающихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает текущий контроль, тематические проверочные работы, тестирование, а также защиту мини-проектов. Объектом особого внимания при проверке и оценке образовательных достижений обучающихся является умение работать с географическими картами различного содержания
Учебно-тематический план. Начальный курс географии 5 класс
Название темы
Количество часов
Практические работы
Введение
2
Развитие географических знаний о Земле
7
1
Изображение земной поверхности и их использование.
12
5
Земля – планета Солнечной системы
5
Литосфера – каменная оболочка Земли
7 ( 8-1)
1
Обобщающее повторение курса 5 класса
1
Итого:
34
7
Примечание: Тема 4: «Литосфера – каменная оболочка Земли», по - сравнению с авторской, была сокращена на 1 час, из- за доступности изучаемого материала. Резервное время 1 час предусмотрен для проведения обобщающего повторения за курс 5 класса в конце учебного года.
Понятие о науке географии, о том, что изучает данная наука
Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником, его структурой. Особенностями используемых компонентов УМК.
Ответственное отношение к учёбе, осознанное,уважи-тельное и добро-желательное отно-шение к другому человеку, его мне-нию; коммуника-тивная компетент-ность в общении и сотрудничестве со сверстниками; осно-вы экологической культуры, гражданский патрио-тизм, любовь к Роди-не, умение вести диа-лог на основе равно-правных отношений и взаимного уваже-ния. Становление основ новых знаний, принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых в жизни знаний.
Регулятивные:
Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач.
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений. Производить поиск информации. Анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство(аргументы). Факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций.
Установить этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.
Определить понятие «география»
Физическая карта полушарий, атласы и контурные карты. Тетрадь- тренажёр,
с. 3; Тетрадь- практикум, с. 3; Тетрадь-экзаменатор, с. 3; Электрон-ное приложение к учебнику
Учебник, с. 5-9;
2.
География в современ-ном мире
Знания о модели Земли-
глобусе, понятие о географической карте
Географические объекты, явления и процессы. Изучение Земли современной географией. Зачем человеку нужна география.
Проект:
« География в жизни человека и общества»
Формировать стремление к позна-нию того, что неизве-стно, но интересно; определение значи-мости географи-ческих знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту. Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; основы экологи-ческой культуры, гражданский патрио-тизм, любовь к Родине, умение вести диалог на основе равноправных отно-шений и взаимного уважения.
Выявить особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.
Установить географические явления, влияющие на географические объекты.
Различать природные и антропогенные географические объекты
Физическая карта полушарий, глобус, компасы, коллекции горных пород.
Атлас, с. 2, 22, 28, 32;тетрадь- тренажер, с.4 (№2), с.7 (№1,2); Электронное приложение к учебнику
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Океаны: АтлантическийИндийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Учебник, с. 10-11
Развитие географических знаний о Земле (7 ч)
3
География в древности
Мир древности: далекий и близкий
Мир древних цивилизаций. Географические знания на Древнем Востоке. Древний Египет, Древний Китай и Древняя Индия.
Формировать стремление к позна-нию того, что неизве-стно, но интересно; определение значи-мости географи-ческих знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту. Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; основы экологи-ческой культуры, гражданский патрио-тизм, любовь к Родине, умение вести диалог на основе равноправных отно-шений и взаимного уважения.
Регулятивные:
Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач. Формировать и развивать компетентности в использовании ИКТ
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой ( схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений. Производить поиск информации. Анализировать и оценивать её достоверность.
Выявлять уникальность географических объуктов.
Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство(аргументы). Факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций.
с людьми иных позиций
Показывать по картам территории древних государств Востока.
Находить информацию о накопленных географических знаниях в древних государств Востока.
Физическая карта полушарий.
Атлас, с. 12, 13 Электронное приложение к учебнику
Части Света: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Учебник, с. 14-15
4
Географические знания в древней Европе
Как люди открывали Землю?
Географические знания и открытия в Древней Греции и Древнем Риме.
Формировать стремление к позна-нию того, что неизве-стно, но интересно; определение значи-мости географи-ческих знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту. Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; основы экологи-ческой культуры, гражданский патрио-тизм, любовь к Родине, умение вести диалог на основе равноправных отно-шений и взаимного уважения.
Показывать по картам территории древних государств Европы.
Находить информацию о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме.
Атлас, с. 12-13; Тетрадь-тренажёр, с.14 (№ 1), с.22 (.№ 5);Электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 16-17
5
География в эпоху Средневековья: Азия, Европа
Как люди открывали Землю?
Путешествие А. Никитина
Арабский Восток. Путешествие арабских мореходов. Освоение Азии. Путешествие А.Никитина. состояние географии в Европе. Викинги. Путешествия Марко поло. Португальс-кие мореплавате-ли.
Формировать стремление к позна-нию того, что неизве-стно, но интересно; определение значи-мости географи-ческих знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту. Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправных отно-шений и взаимного уважения.
Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло.
Наносить маршруты путешествий на к/к
Находить информацию и обсуждать значение открытий А. Никитина, викингов, Марко Поло.
Атлас, с. 12-13; Тетрадь-тренажёр, с.14 (№ 2), с.16 (.№ 2); Электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 18-21
6 -7
Открытие Нового Света. Эпоха Великих географических открытий
Как люди открывали Землю?
Путешествие Х. Колумба
Причины наступления эпохи ВГО. Путешествия Х.Колумба, значение открытия Нового света. Южный морской путь в Индию. Экспедиция Васко да Гамы. Кругосветное путешествия (Ф.Магеллана, Ф.Дрейка). значение Великих географических открытий.
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;основы экологической куль-туры, умение вести диалог на основе равноправных отно-шений и взаимного уважения.Анализиро-вать и обобщать, делать выводы,
Представлять информацию в разных формах
Развитие этических чувств (понимание страданий и мораль-ного напряжения первопроходцев), гордости за выдаю-щихся географов. Осознавать целост-ность взглядов и многообразие взгля-дов на мир.
Моделирование с использованием ИКТ
Регулятивные:
Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач. Формировать и развивать компетентности в использовании ИКТ
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой ( схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений. Производить поиск информации. Анализировать и оценивать её достоверность.
Выявлять уникальность географических объектов. Способность к самостоятельному
приобретению новых знаний и
практических умений с помощью географических карт
Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство(аргументы). Факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций
Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах.
Наносить маршруты путешествий на к/к
Находить информацию о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий
Атлас, с. 12-13; Тетрадь-тренажёр, с. 14-15 (№ 4-6), с. 16 (.№ 1), с. 18 (.№ 4), с.20 (№1), с 23 (№2); Электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 22-23;
Учебник, с. 24-25
8
Открытие Австралии и Антаркти-ды
Как люди открывали Землю?
Открытие Австралии и Антарктиды.
Открытие и исследование Австралии (А.Тасман, Дж. Кук). Открытие и исследования Антарктиды (Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев). Первое русское кругосветное путешествие. Вклад в географию И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.
Практичес-кая работа №1 по составлению презентации о великих путешественниках
Находить информацию,
осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир, излагать свое мнение
Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.
Наносить маршруты путешествий на к/к
Находить информацию и обсуждать значение Первого русского кругосветного путешествия.
Атлас, с. 12-13;тетрадь- тренажёр, с.15 (№9-10), с 17(№3), с. 18 (№ 1), с. 23 (№3);
Электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 26-27
9
Современ-ные географи-ческие исследова-ния. Обобщение по теме: «Развитие географических знаний о Земле»
Выдающиеся люди разных эпох
Исследования полярных областей Земли. Исследования океанов, труднодоступных территорий суши, верхних слоев атмосферы.
Проект: « По следам великих путешественников»
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;основы экологической куль-туры, умение вести диалог на основе равноправных отно-шений и взаимного уважения. Анализировать и обобщать, делать выводы,
Представлять информацию в разных формах
Развитие этических чувств (понимание страданий и мораль-ного напряжения первопроходцев), гордости за выдаю-щихся географов
Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»
Атлас, с. 12-13, 2-3, 22-23, 28-29, 32-35; Тетрадь-тренажёр, с. 16 (№11-12), с. 20 (№4), с. 21 (№3), с. 23 (№4), Тетрадь- экзаменатор, с. 12-17 Электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 28-30
Изображения земной поверхности и их использование (12 ч)
10
Изображе-ние земной поверхнос-ти
Формы земной поверхности
Наука о создании карт. Глобус как объемная модель Земли. План и карта. Атласы. Аэрокосмические снимки.
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;основы экологической куль-туры, умение вести диалог на основе равноправных отно-шений и взаимного уважения.Анализиро-вать и обобщать, делать выводы,
Представлять информацию в разных формах
Регулятивные:
Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач. Формировать и развивать компетентности в использовании ИКТ
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой ( схему в текст). Определять возможные источники необходимых сведений. Производить поиск информации. Анализировать и оценивать её достоверность.
Выявлять уникальность географических объектов. Способность к самостоятельному
приобретению новых знаний и
практических умений с помощью географических карт
Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство(аргументы). Факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций
Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, глобус, атлас, аэрофотосни-мок.
Сравнивать планы и карты с аэрофотосним-ками одной местности.
Находить нааэрофотоснимках легко распознавае-мые и нераспознаваемые географические объекты. Анализиро-вать атлас и различать его карты по охвату территории и тематике.
Физическая карта полушарий, атласы и контурные карты.
Атлас; Тетрадь-тренажёр, с. 4 (№ 1,3), с.9 (№ 1), с. 10 (№ 3), электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 32-33
11
Масштаб и его виды
Понятие о масштабе
Что показы-вает масштаб. Виды записи масштаба. Линейный масштаб и его использова-ние. Определение с помощью масштаба расстояний, детальности изображения местности от масштаба.
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправных отно-шений и взаимного уважения. Анализировать и обобщать, делать выводы,
Представлять информацию в разных формах
Определять по топографической карте расстояния между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба.
Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.
Атлас, план местности
атлас с. 2-3; контурные карты, с. 3 (№1);тетрадь-тренажёр, с. 4 (№5), с.5 (№1),с. 11-13(№1-10), электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 34-35
12
Условные знаки
Знания простейших условных знаков.
Что такое условные знаки и легенда. Виды условных знаков: площадные, точечные, линейные. Пояснительные подписи.
Проект: «Новые условные знаки»
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправных отно-шений и взаимного уважения. Анализировать и обобщать, делать выводы,
Представлять информацию в разных формах
Распознавать условные знаки планов местности и карт.
Находить наплане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные записи.
Наносить условные знаки на к/к и подписывать объекты.
Описывать маршрут по топографичес-кой карте с помощью чтения условных знаков
Атлас, план местности
атлас, с. 2-3; контурные карты, с.3 (№3-5), тетрадь- тренажёр, с. 5- (№7); электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 36-37
13
Способы изображе-ния неровнос-
тей земной поверхно-сти
Формы рельефа земной поверхности
Абсолютная и относительная высота. Способы изображения неровностей поверхности на планах и картах. Шкала высот и глубин.
Практичес-кая работа №2
Построение профиля рельефа
Планировать деятельность, оценивать способы достижения цели
Регулятивные:
Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач. Формировать и развивать компетентности в использовании ИКТ
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возмож-ные источники необходимых сведений. Производить поиск информации. Анализировать и оценивать её достоверность.
Выявлять уникальность геогра-фических объектов. Способ-ность к самостоятельному
приобретению новых знаний и
практических умений с помо-щью географических карт
Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выра-жения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы). Факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций
Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.
Распознавать высоты (глубины)на физических картах с помощью шкалы высот и глубин.
Показывать нафизических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.
Подписывать на к/к самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначение ее глубины.
Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга.
Атлас, план местности
атлас, с. 2-3, 6-7, 10-11; контурные карты, с.3 (№2), с. 10-11 (№1,2);тетрадь- тренажёр, с. 34 (№4), с.38 (№4); электронное приложение к учебнику; тетрадь- практикум, с. 6-7
Учебник, с. 38-39
14
Стороны горизонта. Ориентирование
Первичные навыки ориентирования на местности.
Что такое компас? Для чего он нужен. Стороны горизонта.
Основные и промежуточ-ные стороны горизонта. Способы ориентирования на местности
Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог
Определять по компасу направления на стороны горизонта
Определять углы с помощью транспортира
Атлас, план местности, транспортир, линейка, компас
тетрадь-тренажёр, с. 5(№9), тетрадь- практикум, с. 6-7
электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 40-41
15-
16
Съемка местности.
Составле-ние плана местности
Первичные навыки ориентирования на местности.
Первичные навыки ориентирования на местности, составление простейшего плана местности
Глазомерная съемка. Определение расстояний на местности. Определение азимутов на местности. Ориентирование по плану. Определение азимутов на плане.
Практичес-кая работа №3
Определение на местности направлений и расстояний
Практичес-кая работа №4
По проведению полярной съемки местности
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправных отно-шений и взаимного уважения. Анализировать и обобщать, делать выводы,
Представлять информацию в разных формах
Регулятивные:
Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач. Формировать и развивать компетентности в исп. ИКТ
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возмож-ные источники необходимых сведений. Производить поиск информации. Анализировать и оценивать её достоверность.
Выявлять уникальность геогра-фических объектов. Способ-ность к самостоятельному
приобретению новых знаний и
практических умений с помо-щью географических карт
Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выра-жения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы). Факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций
Ориентирова-ться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов
Ориентирова-ться по плану местности
Определять азимуты по компасу на местности и на плане
Определять стороны горизонта на плане. Использовать оборудование для глазомерной съемки.
Составлять простейший план местности небольшого участка местности
Знания о том, что карта это изображение земной поверхности на плоскости, разнообразие карт.
Отличия карты от плана. Виды карт.
Способы изображения на картах. Искажения на картах. Чтение карты, определение местоположения на карте объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Проект: «Создание карты своей местности»
Ответственное отношение к учёбе, осознанное,
к другому человеку, его мнению мнениюникативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправных отно-шений и взаимного уважения.
Читать карты различных видов на основе анализа легенды
Определять зависимость подробности карты от ее масштаба
Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий.
Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов
Сопоставлять карты разного содержания
Находить на них географические объекты
Определять зависимость подробности карты от её масштаба.
Атлас, физическая карта полушарий
атлас, с. 6-9, 12-13, 26-27, 29, 33, 44-45; тетрадь- тренажёр, с. 38-39 (№5-6), с. 44(№2), электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 46-47
18
Параллели и меридианы
Простейшие навыки ориентирова-ния по карте
Понятие «параллели» и «меридианы». Экватор и начальный меридиан. Использование параллелей и меридианов для определения координат точек.
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправных отно-шений и взаимного уважения.
Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.
Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы
Географические полюсы.
Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснить назначение сетки параллелей и меридианов
Глобус, физическая карта полушарий
атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1-3); тетрадь- тренажёр, с. 4(№6), с.7 (№ 3), с. 8 (№ 5), с.9(№2), с.10 (№4), с. 11 (№5), электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 48-49
19
Географические координа-ты
Простейшие навыки ориентирования по карте
Географичес-кая широта и географичес-кая долгота, способы их определения.
Измерение расстояний с помощью градусной сетки
Практичес-кая работа №5
Составление маршрута путешествия,
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправ-ных отношений и взаимного уважения.
Осознание ценности географических знаний для применения их на практике. Использо-вание основных понятий для решения учебных задач.
Регулятивные:
Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач. Формировать и развивать компетентности в использовании ИКТ
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возмож-ные источники необходимых сведений. Производить поиск информации. Анализировать и оценивать её достоверность.
Выявлять уникальность геогра-фических объектов. Способ-ность к самостоятельному
приобретению новых знаний и
практических умений с помо-щью географических карт
Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выра-жения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы). Факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собствен-ные возможности её реше-ния; Уметь строить логи-ческое рассуждение, умозаключение и делать выводы
Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач
Смысловое чтение текста, умение анализировать информацию
Умение работать индивидуально и в группе
Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.
Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам
Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами
Атлас, с. 6-7, 10-11; контурные карты, с. 4-5 (№ 1, 4-5); тетрадь- тренажёр, с.5 (№7-9), с. 8-9 (№4,6-8), с. 11 (№6) с. 13 (№11-12); электронное приложение к учебнику, тетрадь- практикум, с. 12-13
Учебник, с. 50-51
20
Географи-ческие
информа-ционные системы
Картографический метод географии
Понятие о ГИС. Возможности современных ГИС и их практическое применение
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправ-ных отношений и взаимного уважения.
Осознание ценности географических знаний для применения их на практике. Использо-вание основных понятий для решения учебных задач.
Работать с простейшими приборами ГИС,
Находить своё местоположе-ние,
Выстраивать маршрут на основе карторафичес-ких Интернет - ресурсов
Тетрадь- тренажер, с.20 (№18), тетрадь- практикум, с. 14-15
Учебник, с. 52-53.
21
Обобщаю-щий урок по теме: «Изображе-ния земной поверхнос-ти и их использование»
Изображения земной поверхности и их использова-ние. Все понятия темы
Обобщающий урок.
Практичес-кая работа №6
Построение маршрута на основе картографических Интернет- ресурсов
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправ-ных отношений и взаимного уважения.
Осознание ценности географических знаний для применения их на практике. Использо-вание основных понятий для решения учебных задач.
Выполнение практической работы «Составление маршрута воображаемой экспедиции»
атлас; тетрадь-экзаменатор, с. 4-11; тетрадь- практикум, с. 12-13;
Учебник, с. 54
Земля – планета Солнечной системы. (5ч)
22
Земля в Солнечной системе
Форма Земли, планеты в составе Солнечной системы.
Состав Солнечной системы. Система «Земля – Луна». Географические следствия формы и размеров Земли. Уникальность планеты Земля.
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправ-ных отношений и взаимного уважения.
Осознание ценности географических знаний для применения их на практике. Использо-вание основных понятий для решения учебных задач.
Регулятивные:
Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач. Формировать и развивать компетентности в использовании ИКТ
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возмож-ные источники необходимых сведений. Производить поиск информации. Анализировать и оценивать её достоверность.
Выявлять уникальность геогра-фических объектов. Умение работать с моделями и схемами для решения познавательных задач Способ-ность к самостоятельному
приобретению новых знаний и
практических умений. Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выра-жения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы). Факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций
Добывать знания о поясах освещенности, вращении Земли вокруг своей оси. Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.
Анализиро-вать иллюстративно – справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.
Составлять «космический адрес» планеты Земля.
Составлять и анализиро-вать схему «Географические следствия размеров и формы Земли»
Глобус, схема строения Солнечной системы.
атлас с. 14-15 тетрадь-тренажер, с. 24-25(№1-2); 29(№1-3);
30-31(№4-6,8); 32 (№2);
Учебник, с. 56—57
23
Осевое вращение Земли
Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.
Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия осевого вращения. Сутки и часовые пояса Местное время, поясное время, всемирное время, линия перемены дат
Наблюдать действующую модель движения Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси.
Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.
Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов.
Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»
Глобус, карта «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси», теллурий.
Модель «Земля - Луна – Солнце».
атлас, с. 14-17; контурные карты, с. 8-9; тетрадь- тренажёр, с. 24-25 (№7-9), с. 27 (№1-3), с. 28 (№ 7-8), с. 32 (№1), с. 33 (№3); электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 58-59
24
Орбиталь-ное движение Земли
Вращение Земли вокруг Солнца. Времена года.
Движение Земли по орбите и смена времен года. Тропики и Полярные круги. Пояса освещенности.
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправ-ных отношений и взаимного уважения.
Осознание ценности географических знаний для применения их на практике. Использо-вание основных понятий для решения учебных задач.
Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца , природными сезонами и временами года. Объяснять географические следствия движения Земли. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.
Наблюдать действующую модель движения Земли и описывать особенности вращения Земли по орбите.
Анализиро-вать схему орбитального движения Земли и объяснить смену времен года.
Показать на схемах и картах тропики, Полярные круги, пояса освещенности.
Глобус, теллурий,
атлас, с. 14-15; тетрадь- тренажёр, с. 24-25 (№5-6,10-11), с. 26 (№3-4), с.27 (№ 4-5), с. 2 (№6), с. 33 (№5); электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 60-61
25
Влияние космоса на Землю и жизнь людей
Космические тела и их влияние на жизнь планеты Земля.
Солнечная активность и жизнь людей. Метеоры, метеориты, кометы, их особенности
Создавать устные тексты, излагать свое мнение
Регулятивные:
Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач. Формировать и развивать компетентности в использовании ИКТ
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возмож-ные источники необходимых сведений. Производить поиск информации. Анализировать и оценивать её достоверность.
Выявлять уникальность геогра-фических объектов. Умение работать с моделями и схемами для решения познавательных задач Способ-ность к самостоятельному
приобретению новых знаний и
практических умений. Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выра-жения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы). Факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций
Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями.
Находить дополнитель-ные сведения о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства.
Глобус, схема строения Солнечной системы, снимки Земли из космоса
атлас, с. 14-15; тетрадь- тренажёр, с. 25 (№ 12), с. 26 (№5), электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 62-63
2
6
Обобщающий урок по теме: «Земля – планета Солнечной системы»
Форма Земли, планеты в составе Солнечной системы.
Обобщаю-щий урок по теме: «Земля – планета Солнечной системы»
Проект: «Путешест-вие в Космос»
Ответственное отношение к учёбе Осознание ценности географических знаний для применения их на практике. Использо-вание основных понятий для решения учебных задач.
Глобус, схема строения Солнечной системы.
атлас, с. 14-17; тетрадь- экзаменатор, с. 18-23; электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 64
Литосфера – каменная оболочка Земли (7ч) 8-1
27-28
Строение Земли. Горные породы
Представле-ние о форме Земли.
Понятия о горных породах и минералах, слагающих земную кору.
Оболочечное строение планеты:
ядро, мантия, земная кора. Главный метод изучения глубин Земли. Классифика-ция горных пород по происхожде-нию. Образование магматичес-ких пород, их свойства. Полезные ископаемые. Практичес-кая работа №7 «Определе-ние горных пород и описание их свойств» в том числе горных пород и минералов своей местности
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправ-ных отношений и взаимного уважения.
Осознание ценности географических знаний для применения их на практике
Регулятивные:
Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач. Формировать и развивать компетентности в использовании ИКТ
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возмож-ные источники необходимых сведений. Производить поиск информации. Анализировать и оценивать её достоверность.
Выявлять уникальность геогра-фических объектов. Умение работать с моделями и схемами для решения познавательных задач Способ-ность к самостоятельному
приобретению новых знаний и
практических умений. Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выра-жения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы). Факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций
Описывать модель строения Земли.
Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнить оболочки между собой
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения
Овладевать простейшими навыками определения горных пород по их свойствами
Анализиро-вать схему преобразова-ния горных пород
Схема «Классификация горных пород по происхождению», коллекция горных пород
атлас, с.20-21,24-25; тетрадь- тренажер, с. 34 (1-2); тетрадь практикум, с. 16-19,электронное приложение к учебнику
Учебник, с.66-67
29
Земная кора и литосфера
Представле-ния о строении земной коры и её движениях.
Строение континентальной и океанической земной коры. Литосфера, ее соотношение с земной корой. Литосферные плиты и их взаимодейст-вие
Проект: «Путешест-вие в глубь Земли»
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправ-ных отношений и взаимного уважения.
Осознание ценности географических знаний для применения их на практике
Сравнивать свойства горных пород различного происхождения
Овладевать простейшими навыками определения горных пород по их свойствами
Карта «Строение земной коры», атласы
атлас, с. 20-21; тетрадь- тренажёр, с. 34 (№3), с. 36 (№1), электронное приложение
Учебник, с. 68-69
30
Рельеф Земли
Представле-ние о неровностях земной поверхности. Понятия о равнинах (плоских и холмистых) и горах, разных по высоте.
Понятие о рельефе. Планетарные формы рельефа. Равнины и горы материков, их различие по высоте. Рельеф дна океанов. Определение по картам крупных форм рельефа.
Нанесение на контурную карту крупнейших гор и равнин Земли
Нанесение на карту Ярославской области форм рельефа своей местности
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправ-ных отношений и взаимного уважения.
Осознание ценности географических знаний для применения их на практике
Выполнять практические работы по определению на картах средней и максимальной абсолютной высоты. Определять по географичес-ким картам количествен-ные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана и показывать их.
Физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Ульяновской области.
Фотоколлаж
«Горы и равнины мира».
атлас, с. 6-9, 18-21, 26-27; контурные карты, с. 10-11 (№ 1-3, 5); тетрадь- тренажёр, с. 35 (№5-8),с. 37 (№ 5,6), с.38 (№2-3), с. 40 (№1), с. 41 (№3), с. 44 (№ 3); электронное приложение к учебнику
Представле-ние о вулкане как об «огнедыша-щей» горе. Вулканы действующие и потухшие. Строение вулкана.
Образование гор. Вулканизм и землетрясе-ния, их последствия
Внутренние и внешние процессы, изменяющие поверхность Земли. Неблагоприятные и опасные явления в литосфере, меры предупреждения и борьбы с ними. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения.
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправ-ных отношений и взаимного уважения.
Осознание ценности географических знаний для применения их на практике
Регулятивные:
Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач. Формировать и развивать компетентности в использовании ИКТ
Познавательные:
Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи. Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (схему в текст). Определять возмож-ные источники необходимых сведений. Производить поиск информации. Анализировать и оценивать её достоверность.
Выявлять уникальность геогра-фических объектов. Умение работать с моделями и схемами для решения познавательных задач Способ-ность к самостоятельному
приобретению новых знаний и
практических умений. Коммуникативные:
Осознанно использовать речевые средства для выра-жения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы). Факты. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций
Выявлять по географическим картам закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма.
Карта «Строение земной коры»
атлас, с. 8-9, 20-23; контурные карты, с. 10-11 (№ 4), с. 24-25 (№ 3); тетрадь- тренажёр, с.35 (№9-10), с. 36 (№2), с. 39(№ 7-8), с. 40 (№ 9-10) с. 42 (№ 5-6); электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 72-73 (задание для желающих-соста-вить презентацию о вулканах и землетрясениях.
32
Внешние силы, как разрушите-ли и созидатели рельефа
Формы рельефа земной поверхности
Выветрива-ние, его зависимость от условий природной среды. Разрушитель-ная и созидательная деятельность текучих вод, ледников, ветра, подземных вод. Деятельность человека и рельеф.
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправ-ных отношений и взаимного уважения.
Осознание ценности географических знаний для применения их на практике
Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа.
Презентация с картинками разнообразных форм рельефа, формирующихся под влиянием внешних сил рельефа
атлас, с. 8-9; тетрадь- тренажёр, с.36 (№11), с. 37 (№ 3), электронное приложение к учебнику
Учебник, с. 74-77
(задание для желающих-составить презентацию о формирование форм рельефа созданных ветром, водой и пр. внешними силами
33
34
Человек и мир камня
Обобщаю-щее повторение за курс:
« Геогра-фия. Пла-нета Земля 5 класс»
Понятие о минералах и горных породах
Строитель-ные матери-алы. Драгоценные и поделочные камни. Полез-ные ископа-емые. Охрана литосферы. Человек и литосфера. Особенности жизни, быта и хозяйствен-ной деятель-ности людей в горах и на равнинах. Воздействие человека на литосферу. Преобразова-ние рельефа. Антропогенные формы рельефа.
Обобщение материала по теме: «Литосфера – каменная оболочка Земли»
Защита проектов на тему: «Удивитель-ный мир географии»
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправ-ных отношений и взаимного уважения.
Осознание ценности географических знаний для применения их на практике
Ответственное отношение к учёбе, осознанное, уважи-тельное и доброже-лательное отношение к другому человеку, его мнению; комму-никативная компе-тентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение вести диалог на основе равноправ-ных отношений и взаимного уважения.
Осознание ценности географических знаний для примене-ния их на практике
Определять горные породы своей местности , Работать с географическими картами,
Обсуждать проблемы предлагаемые в рубрике: «Подведём итоги»
Коллекции горных пород и минералов
атлас, с. 6-11, 18-25; контурные карты, с. 23-24 (№ 4); тетрадь-тренажёр, с. 36 (№ 12), с. 43 (№7-8), . 60-61 (№8-10); тетрадь- с. 24—31; электронное приложение к учебнику