№ п/п |
Наименование темы | Всего часов | Из них экскурсий, практических |
Планируемые результаты | Основные элементы содержания деятельности | Методы и формы Оснащение урока | Критерии оценивания |
Домашнее задание |
Ученик научится | Ученик получит возможность научитьсяч | Личностные | Метапредметные |
Раздел 1. Что изучает география 5 часов |
1. | Мир, в котором мы живем. | 1 | | Приводить примеры географических объектов и явлений; вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды | Объяснять значение понятий: «природа», «явления природы» | Развитие личностной рефлексии, толерантности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи, выделение главного, существенных признаков объектов и явлений Познавательные УУД: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные УУД: Умение участвовать в коллективном обсуждении и формулировании познавательной цели курса | Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Беседа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Иллюстрации, фотографии, таблицы с примерами неживой и живой природы, электронное приложение | Отметка "5" ставится, если ученик: показывает глубокое и полное знание и понимание предмета изучения географии, знает основные этапы познания Земли. Называет основные естественные науки и знать что они изучают. Умеет объяснять: значение понятий: «природа», «явления природы» Приводить примеры методов географических исследований, работать с простейшими моделями географических объектов. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, правильно отвечать на дополнительные вопросы учителя; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет. Отметка "4" ставится, если ученик: Знает карты и умеет ей пользоваться. В основном правильно дает определения понятий и использует научные термины; даёт полный и правильный ответ, допуская незначительные ошибки и недочёты, допускает небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины. Отметка "3" ставится, если ученик: Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; Материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. определения понятий дал недостаточно четкие; Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов. Воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. Отметка "2" ставится, если ученик: Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений, не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Имеются грубые ошибки в использовании карты. Отметка «1» не может ответить ни на один из поставленных вопросов; Полностью не усвоил материал. | П. 1, р.т стр3 №3, стр5 №8 |
2. | Науки о природе | 1 | | Называть основные естественные науки и знать что они изучают. | Находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности | Развитие самоопределения и адекватного оценивания своих достижений в применении знаний в новой ситуации; формирование мотивации в изучении наук о природе. | Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска Познавательные УУД: Поиск и выделение информации в учебнике о развитии географических знаний. Коммуникативные УУД: - уметь отображать информацию в графической форме; | Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Комбинированный:объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, конструирование понятий. Иллюстрации, электронное приложение. | П. 2, р. Т стр 6 №3, составить схему «семья биологических наук» |
3. | География— наука о Земле | 1 | | Называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); | приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности. | Определение значимости географических знаний в научно-профессиональной сфере человека и формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками ыту. | Регулятивные УУД: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. Познавательные УУД: Уметь выделять сходство естественных наук Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Физическая и социально-экономическая география— два основных раздела географии | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Комбинированный:объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый. Иллюстрации, электронное приложение. | П. 3, р.т стр 8 №4, учебник стр 21 №3( под рубрикой подумай |
4. | Методы географических исследований | 1 | | Ученики получат представление о различных источниках географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач. | Приводить примеры методов географических исследований (географическое описание, картографический, сравнительно-географический, статистический); работать с простейшими моделями географических объектов (картой, глобусом снимками | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях | Регулятивные УУД: уметь самостоятельно выделять познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД: показывать ценность географической информации для человечества; уметь объяснять роль географии в изучении Земли. Коммуникативные УУД: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение); добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. | Источники географической информации. Географические информационные системы. Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Комбинированный:объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый. Иллюстрации, электронное приложение. | П. 4, р.т стр 10 №4; повторить п. 1- 4 |
5. | Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» | 1 | | | | Осознание себя как члена общества на глобальномрегиональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Регулятивные УУД: Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый карточки для индивидуальной работы | р.т стр 11-12 задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА, составить кластер |
Раздел 2. Как люди открывали Землю 5 часов |
6. | Географические открытия древности и Средневековья. Практическая работа №1. | 1 | 1 | Приводить примеры хода и результатов географических открытий объектов Земли в разные исторические эпохи выдающимися путешественниками | Называть и показывать на карте полушарий части земной поверхности, а так же наносить на к/к. маршруты путешественников | Формирование целостного мировоззрения; устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. Осознание ценности географических знаний и открытий древности и Средневековья, как совершали открытия в древности и Средневековье. | Регулятивные УУД: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения Познавательные УУД: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества; уметь структурировать информацию при составлении таблицы " Как люди открывали Землю" Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. | Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Презентация, карта «Открытия древности и в Средневековье», портреты путешественников | Отметка "5" ставится, если ученик: Знает результаты географических открытий объектов Земли в разные исторические эпохи, выдающихся путешественников Умеет Приводить примеры хода и результатов географических открытий объектов Земли, показывать по карте маршруты русских путешественников. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, правильно отвечать на дополнительные вопросы учителя; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет. Отметка "4" ставится, если ученик: Знает карты и умеет ей пользоваться. В основном правильно дает определения понятий и использует научные термины; даёт полный и правильный ответ, допуская незначительные ошибки и недочёты, допускает небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины. Отметка "3" ставится, если ученик: Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; Материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. определения понятий дал недостаточно четкие; Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов. Воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. Отметка "2" ставится, если ученик: Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений, не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Имеются грубые ошибки в использовании карты. Отметка «1» не может ответить ни на один из поставленных вопросов; Полностью не усвоил материал. | П. 5, р.т стр 13 №2, стр 14 №4 контурная карта |
7. | Важнейшие географические открытия | 1 | | Называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; | Показывать по карте и составлять сообщения о маршрутах путешествий разного времени и периодов. | Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | Регулятивные УУД: правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника Познавательные УУД: Умение строить речевое устное высказывание при работе с источниками географической информации учебника и атласа; объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Презентация, карта «Великие географические открытия», портреты путешественников. Интерактивное наглядное пособие «Великие географические открытия». | П. 6, р. т стр. 17 №4, подготовить сообщение и презентацию |
8 | Открытия русских путешественников. | 1 | | Называть наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий русских исследователей; показывать по карте маршруты русских путешественников. | Показывать по карте маршруты русских путешественников. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска. Познавательные УУД: умение строить речевое устное высказывание при работе с источниками географической информации учебника и атласа; объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса. Коммуникативные УУД: умение устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать; | Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами «Хождение за три моря». | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Презентация «Открытия русских путешественников», портреты путешественни-ков | П. 7 подготовить сообщение и презентацию, р.т. стр 20 № 5 |
9. | Открытия русских путешественников. Практическая работа №2. | 1 | 1 | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Регулятивные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач Познавательные УУД: Умение строить речевое устное высказывание при работе с источниками географической информации учебника и атласа; объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири. Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. | Освоение Сибири. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Презентация, карта «Открытия русских путешественников», портреты путешественни-ков | П. 7, повторить параграфы 5-6, стр 40 №5 учебника, составить кластер |
10 | Обобщение по разделу "Как люди открывали Землю" | 1 | | Приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их. | Создавать устные сообщения о географических открытиях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией | | Регулятивные УУД: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. Познавательные УУД: Умение строить речевое устное высказывание при работе с источниками географической информации учебника и атласа Коммуникативные УУД: умение устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Использование интерактивной доски и электронного приложения к учебнику. | Р.т стр 21-22 задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА |
Раздел 3. Земля во Вселенной 9 часов |
11. | Как древние люди представляли себе Вселенную | 1 | | Описывать представления древних людей о Вселенной | | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя; формирование навыков организации своей деятельности в группе; формирование познавательного интереса к предмету изучения; формирование познавательного интереса к предмету исследования; воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. формирование устойчивой мотивации к обучению в группе; устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи Осознание себя как члена общества на глобальномрегиональном и локальном уровнях (житель планеты Земля) | Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД: объяснять представление древних людей о Вселенной Коммуникативные УУД: умение устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. | Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Презентация | Отметка "5" ставится, если ученик: Знает представления древних людей о Вселенной, планеты Солнечной системы, земной группы, планеты-гиганты Умеет Объяснять понятия «Солнце, звёзды, созвездия». Описывать представления о Вселенной Дж. Бруно, Г. Галилея, Н. Коперника Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, правильно отвечать на дополнительные вопросы учителя; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет. Отметка "4" ставится, если ученик: Знает карты и умеет ей пользоваться. В основном правильно дает определения понятий и использует научные термины; даёт полный и правильный ответ, допуская незначительные ошибки и недочёты, допускает небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины. Отметка "3" ставится, если ученик: Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; Материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. определения понятий дал недостаточно четкие; Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов. Воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. Отметка "2" ставится, если ученик: Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений, не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Имеются грубые ошибки в использовании карты. Отметка «1» не может ответить ни на один из поставленных вопросов; Полностью не усвоил материал. | П. 8, р. т стр 23 заполнить таблицу, стр 45 учебника ( рубрика подумайте) |
12. | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней | 1 | | Описывать представления о Вселенной Дж. Бруно, Г. Галилея, Н. Коперника | | Развитие самоопределения и адекватного оценивания своих достижений в применении знаний в новой ситуации. | Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств Познавательные УУД: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной Коммуникативные УУД: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. | Система мира по Н. Копернику. Представления о Вселенной Дж. Бруно. Изучение Вселенной Г. Галилеем. Современные представления о Вселенной. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Презентация | П. 9, р.т стр 25 № 4-5 |
13. | Соседи Солнца | 1 | | Называть планеты Солнечной системы, земной группы. Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты | Показывать планеты Солнечной системы, земной группы | формирование познавательного интереса к предмету исследования | Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД: классификация объектов солнечной системы Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Презентация, видеофайл. | П. 10, р.т стр 27 №5, учебник стр 56 № 2 ( под рубрикой подумайте) |
14. | Планеты-гиганты и маленький Плутон | 1 | | Называть и показывать планеты-гиганты | Определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие объекты Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией | формирование познавательного интереса к предмету исследования | Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. Познавательные УУД: умение установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию из карт атласа, электронного приложения и дополнительной литературы. | Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Презентация | П. 11, р.т стр 28 №6, подготовить сообщение с презентацией |
15. | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | 1 | | Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию | формирование познавательного интереса к предмету исследования формирование устойчивой мотивации к обучению в группе | Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД: объяснять особенности различных небесных тел Коммуникативные УУД: уметь отображать информацию в графической форме выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение) | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Презентация | П. 12, р. т. стр 32 №4-6 |
16. | Мир звёзд. | 1 | | Объяснять понятия «Солнце, звёзды, созвездия». Многообразие звезд. Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию | Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией | формирование познавательного интереса к предмету исследования формирование устойчивой мотивации к обучению в группе | Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. Познавательные УУД: самостоятельно выделять созвездия на определенных участках звездного неба Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Презентация | П. 13, р.т стр 34 № 4, 35 №5-6, восстановить логическую цепочку |
17. | Уникальная планета – Земля. | 1 | | Описывать уникальные особенности Земли как планеты | Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию | формирование познавательного интереса к предмету исследования формирование устойчивой мотивации к обучению в группе | Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД: объяснять главное отличие Земли от других планет; выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Глобус, таблица «Смена дня и ночи», теллурий, презентация. | П. 14 подготовка сообщения и презентации, р. т. стр 36 №1 |
18. | Современные исследования космоса | 1 | | Представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных задач. | Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. Познавательные УУД: изучить важнейшие события в освоении космоса. Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Вклад отечественных ученых К.Э.Циолковского, С.П.Королёва в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли – Ю.А.Гагарин. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Презентация | П. 15, р.т стр 39 №5, повторить параграфы 8-14 |
19. | Обобщение знаний по разделу "Земля во Вселенной" | 1 | | | | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД: умение устанавливать "космический адрес" и строение Солнечной системы Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и коллективной работы | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Использование интерактивной доски и электронного приложения к учебнику. | р.т стр 40 задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА |
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли 4 часа |
20. | Стороны горизонта | 1 | | Объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование» | Ориентироваться по сторонам горизонта | формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; формирование познавательного интереса к предмету исследования; формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств Познавательные УУД: находить основные и промежуточные стороны горизонта. Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Иллюстрации. План и карта. Интерактивное наглядное пособие, электронное приложение. Таблица «Азимут. Ориентировка на местности» | Отметка "5" ставится, если ученик: Знает: Стороны горизонта, значение понятий: «план местности», «географическая карта» Умеет: Ориентироваться по сторонам горизонта, Ориентироваться на местности при помощи компаса, Солнца, звёзд, карты, местных признаков. Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты, строить простые планы местности. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, правильно отвечать на дополнительные вопросы учителя; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет. Отметка "4" ставится, если ученик: Знает карты и умеет ей пользоваться. В основном правильно дает определения понятий и использует научные термины; даёт полный и правильный ответ, допуская незначительные ошибки и недочёты, допускает небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины. Отметка "3" ставится, если ученик: Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; Материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. определения понятий дал недостаточно четкие; Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов. Воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. Отметка "2" ставится, если ученик: Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений, не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Имеются грубые ошибки в использовании карты. Отметка «1» не может ответить ни на один из поставленных вопросов; Полностью не усвоил материал. | П. 16, р. т стр 41 №1-2 , стр 42 №3-4 |
21. | Ориентирование. Практическая работа №3. | 1 | 1 | Работать с компасом | Ориентироваться на местности при помощи компаса, Солнца, звёзд, карты, местных признаков. | Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности Познавательные УУД: формулировать алгоритм работы с компасом. Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. | Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звёздам. Ориентирование по местным признакам . | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Компас, презентация | П. 17, стр 82 учебник( под рубрикой подумайте) |
22. 23. | План местности и географическая карта. Практическая работа №4. | 2 | 1 | Объяснять значение понятий: «план местности», «географическая карта»; находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; использовать различные источники географической информации (картографические) для поиска и извлечения информации. | Читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты, строить простые планы местности. | формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД: сравнивать план местности и географическую карту , делать описание местности с помощью условных знаков Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Изображение местности на аэросъемке и карте. План и карта. Интерактивное наглядное пособие, карта полушарий, политическая карта мира, физическая карта России. | П. 18 р. т стр 43 №1-2, стр 45 №5-6 |
24. | Обобщение знаний по разделу "Виды изображений по поверхности Земли" | 1 | | | создавать простейшие географические карты различного содержания | | Регулятивные УУД: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. Познавательные УУД: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности. Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый карточки для индивидуальной работы | стр 46-47 рабочая тетрадь задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА, составить кластер |
Раздел 5. Природа Земли 10 часов. |
25. | Как возникла Земля | 1 | | Анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию. | Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи; формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию; формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности; формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя; формирование навыков самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности; формирование навыков самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя. | Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД: Смысловое чтение, определение основной информации о формах, и размерах Земли; умение выделять различия в гипотезах возникновения Земли. Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Гипотезы Ж.Бюффона, И.Канта, П.Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю.Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Презентация, электронное приложение | Отметка "5" ставится, если ученик: Знает: значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф»; «гидросфера», «океан», «море»; «атмосфера», «погода», «биосфера» Умеет: Показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши. Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию. Составлять описания географических объектов. Оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, правильно отвечать на дополнительные вопросы учителя; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет. Отметка "4" ставится, если ученик: Знает карты и умеет ей пользоваться. В основном правильно дает определения понятий и использует научные термины; даёт полный и правильный ответ, допуская незначительные ошибки и недочёты, допускает небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины. Отметка "3" ставится, если ученик: Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; Материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. определения понятий дал недостаточно четкие; Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов. Воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый; Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи. Отметка "2" ставится, если ученик: Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений, не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Имеются грубые ошибки в использовании карты. Отметка «1» не может ответить ни на один из поставленных вопросов; Полностью не усвоил материал. | П. 19, стр. 93 учебник (под рубрикой подумайте №1-2) |
26. | Внутреннее строение Земли. | 1 | | Объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф». | использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий | Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности ее оболочек. Коммуникативные УУД: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что у земли внутри? Горные породы и минералы. Движения земной коры. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Таблица «Внутреннее строение Земли», презентация, коллекция горных пород и минералов. | П. 20, р. т стр 52-53 №3-6, составить кластер |
27. | Землетрясения и вулканы. | 1 | | Показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши. | формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию; формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. Познавательные УУД: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Землетрясения и вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Карта полушарий, презентация, модель вулкана | П. 21 рассказ и презентация о природе разных материков Земли, стр 56 р.т № 6, учить номенклатуру |
28. | Путешествие по материкам. | 1 | | Составлять описания географических объектов | Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию | формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию; формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности | Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные УУД: уметь характеризовать природу шести материков Земли. Коммуникативные УУД: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Карта полушарий, презентация. Интерактивное наглядное пособие «Южная Америка. Физическая карта». | П. 22, р. т стр 58 №1-2, стр 59 №4, стр 60 -61 №5 учить номенклатуру |
29. | Вода на Земле. | 1 | | Объяснять значение понятий: «гидросфера», «океан», «море», показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты. | Проводить с помощью приборов измерения температуры, направления и скорости течения водных потоков | формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию; | Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов; уметь характеризовать воды суши. Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. | Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Карта полушарий, глобусы, презентация | П. 23, р. т стр 63№ 2-3, стр 64 №5, 7,9, стр 65 №12 учить номенклатуру |
30. | Воздушная одежда земли. | 1 | | Объяснять значение понятий: «атмосфера», «погода», описывать погоду своей местности проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты. | Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде | формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, | Регулятивные УУД: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач Познавательные УУД: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения " тропосфера - кухня погоды". Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облак. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Таблица «Строение атмосферы», презентация. Интерактивное наглядное пособие «Климатические пояса и области мира». | П. 24, учебник стр 124 под рубрикой подумайте №1-3, р .т стр 67№8 |
31. | Живая оболочка Земли. | 1 | | Объяснять значение понятия «биосфера» | Создавать устные сообщения о живой оболочке на основе нескольких источников информации | формирование навыков самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя. формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Понятие о биосфере. Жизнь на земле. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Презентация, видеофайл о строении биосферы. | П. 25, стр 127 учебника №1-3 под рубрикой подумайте |
32. | Почва – особое природное тело. | 1 | | Объяснять что такое:почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. | Оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития | формирование навыков самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя. | Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные УУД: уметь объяснять, что почва - особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Почва, её состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый электронное приложение к учебнику | П. 26, р .т стр 70 №1-4, сообщения |
33. | Человек и природа. | 1 | | Объяснять воздействие человека на природу. как сберечь природу? | Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде | формирование навыков самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя; формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. Познавательные УУД: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Воздействие человека на природу. Как сберечь природу? | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Электронное приложение к уроку, презентация, иллюстрации. таблица Охрана атмосферы. | П. 27, повторить параграфы 19-26, стр 135 №2 ( под рубрикой подумайте) |
34. | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли» | 1 | | | Приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности; - воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации | | Регулятивные УУД: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. Познавательные УУД: определять новый уровень отношения к себе как субъекту деятельности. Коммуникативные УУД: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу. | Ф: Индивидуальная, коллективная М: Наглядный, словесный, проблемный; Частично –поисковый Карта полушарий, задания для самоконтроля и контроля знаний | | р.т стр 71-72задания для подготовки к ЕГЭ и ГИА |
35. | Резерв | 1 | 4 | | | | | | | | |